УИД: 07RS0№-37 копияДело №а-402/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года г. Майский, КБР
Майский районный суд КБР в составе:
председательствующей судьи Гриненко А.В.,
при секретаре Пилякиной К.В.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Майского района КБР – Кибе Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР – Бирсова А.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майского района КБР- административный истец, обратился в Майский районный суд КБР с административным иском к местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР о признании незаконным бездействия местной администрации г.п.Майский Майского района КБР по непринятию мернаправленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), и возложении на администрацию муниципального образования г.п. Майский обязанности организовать и обеспечить функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) напротив <адрес> муниципального района КБР.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» осуществлен мониторинг состояния законности в сфере жилищно- коммунального хозяйства на поднадзорной территории, в рамках которого установлено, что в период продолжительных ливневых дождей на территории г.п. Майский Майского муниципального района КБР, напротив <адрес> скапливается большое количество поверхностных сточных вод.
Отсутствие ливневой канализации препятствует передвижению транспорта по автомобильным дорогам общего пользования, затрудняют пешеходное движение по <адрес> (район детской поликлиники ГБУЗ «ЦРБ»), тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе на оказание медицинской помощи несовершеннолетним, а также приводят к разрушению транспортной сети.
В целях устранения вышеуказанных нарушений законов прокуратурой района в адрес главы администрации г.п. Майский ДД.ММ.ГГГГ№ внесено представление об устранении нарушений требований законов.
Однако администрацией городского поселения до настоящего времени не обеспечено устранение нарушений. В результате бездействия органа местного самоуправления длящегося в течение длительного времени повышается риск дорожно-транспортных происшествий на названных улицах поселения, что создаёт угрозу здоровью, жизни и имуществу граждан, круг которых невозможно определить.
В судебном разбирательстве представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР –Бирсов А.Р., пояснил, что в настоящее время администрацией выделены денежные средства, для принятия мер направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока напротив <адрес> муниципального района КБР, все работы в ближайшее время будут выполнены. При этом, просил суд предоставить срок для устранения недостатков и исполнения решения суда два месяца.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).
Одновременно федеральный законодатель в этой же части 3 предоставил право субъектам Российской Федерации законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплять также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 упомянутого закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен статьей 45.1, регламентирующей содержание правил благоустройства территории муниципального образования и исходя из положений части 2 которой правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
организации стоков ливневых вод.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года N 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 964-пр утвержден свод правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Судом установлено, что на территории г.п. Майский Майского муниципального района КБР, напротив <адрес> скапливается большое количество поверхностных сточных вод, что подтверждается актом проверки ОГИБДД ОМВД по Майскому району от ДД.ММ.ГГГГ, а также приобщенными фотографиями к материалам дела.
Прокуратурой Майского района КБР в адрес главы администрации г.п. Майский ДД.ММ.ГГГГ№ в целях устранения вышеуказанных нарушений законов внесено представление об устранении нарушений требований законов.
При этом, судом установлено, и не опровергалось в судебном заседании представителем административного ответчика, администрацией городского поселения до настоящего времени, в полной мере не обеспечено устранение нарушений.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом принимается во внимание, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского поселения отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского поселения в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно части 4 статьи 9 Устава городского поселения Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (принятого решением Совета местного самоуправления городского поселения Майский КБР от 25.12.2019 N 141), в ведении местного значения городского поселения Майский находятся вопросы местного значения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Соответственно, функции по принятию мер направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), расположенных на территории городского поселения, относятся к компетенции органов местного самоуправления г.п.Майский Майского муниципального района КБР, учитывая, что в результате бездействия органа местного самоуправления длящегося в течение длительного времени повышается риск дорожно-транспортных происшествий напротив <адрес>, КБР, что создаёт угрозу здоровью, жизни и имуществу граждан, круг которых невозможно определить, учитывая, что на момент рассмотрения дела нарушения не устранены, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены выявленные недостатки, с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, суд полагает разумным и достаточным установить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования прокурора Майского района КБР действующего в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР выразившееся в непринятии мер направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), и возложить на администрацию муниципального образования г.п. Майский обязанность организовать и обеспечить функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) напротив <адрес> муниципального района КБР.
Указанные недостатки устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР, через Майский районный суд КБР, в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Майского районного суда КБР подпись А.В.Гриненко
Копия верна:
Судья Майского районного суда КБР А.В.Гриненко