УИД № 38RS0003-01-2023-002430-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 22 сентября 2023 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Жидковой С.Г.,
при секретаре судебного заседания Хоренко Ю.А.,
с участием представителя административного истца Феоктистова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2566/2023 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, Государственному казенному учреждению Иркутской области «Братское лесничество» о признании незаконным бездействия выразившегося в не проведении натуральных обследований лесных участков, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и внести в государственный лесной реестр достоверную информацию обоснованным таксационных показателях,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнений, обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, Государственному казенному учреждению Иркутской области «Братское лесничество», в котором просит
признать незаконным бездействие территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству в не проведении натурных обследований лесных участков, расположенных в кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 85 га, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 56 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 22 га, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 15 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 16 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 32 га, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 18 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 23 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 42 га, *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 80,3 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 58 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 18 га;
обязать территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (ИНН ***), государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» (ИНН ***) провести натурное обследование лесных участков, расположенных *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 85 га, *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 56 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 22 га, *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 15 га, *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 16 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 32 га, *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 18 га, *** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 23 га, *** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 42 га, *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 80,3 га, *** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 58 га, *** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 18 га, в срок до 01.11.2023 года;
обязать территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (ИНН ***), государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» (ИНН ***), внести в государственный лесной реестр достоверную информацию об основных таксационных показателях (состав, возраст, бонитет, полнота, запас) кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества, в срок до 01.12.2023 года.
В обоснование административного иска указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора в сфере лесопользования проанализирована деятельность территориальных подразделений (управлений) министерства лесного комплекса Иркутской области по осуществлению полномочий по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.
В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения в сфере лесного законодательства, выразившиеся в ненадлежащем проведении Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству натурных обследований лесных выделов на территории лесничества и невнесении откорректированной информации об основных таксационных характеристиках в государственный лесной реестр.
По результатам проведенного анализа в деятельности территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее - Управление) установлено, что натурные обследования в кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества проведены не по выделу, а по его части, достоверная информация об основных таксационных характеристиках в государственный лесной реестр не внесена.
Действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
Органом, уполномоченным на проведение натурных обследований лесных участков с целью получения информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов, а также ведение государственного лесного реестра является Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.
Решением Братского городского суда от 27.11.2020 по делу № 2а-2799/2020 признаны незаконными акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию №№ *** утвержденные начальником территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, на Братское лесничество возложена обязанность исключить из государственного лесного реестра недостоверную информацию об основных таксационных показателях кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского -участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества.
Таким образом, решением Братского городского суда установлен факт проведения натурного обследования в кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества, с нарушением лесного законодательства.
При этом, до настоящего времени Братским лесничеством натурное обследование на вышеуказанных лесных участках, на всей площади выдела, не проведено. В государственный лесной реестр достоверная информация об основных таксационных показателях лесов не внесена.
Согласно таксационного описания Братского лесничества площадь кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества - 85 га, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества - 56 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества - 22 га, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества - 15 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества - 16 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества - 32 га, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества - 18 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества - 23 га, кв*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества - 42 га, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества - 80,3 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества - 58 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества - 18 га.
Вместе с тем, согласно п.49 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.06.1993 № 155 контроль за соответствием таксационной характеристики намеченного к отводу насаждения данным лесоустройства осуществляется по выделам путем закладки в них круговых реласкопических площадок или площадок постоянного радиуса и определения (в порядке, изложенном в разделе «Обработка материалов круговых реласкопических площадок») средней характеристики выделов по основным таксационным показателям: составу, возрасту, высоте, диаметру, видовой высоте, сумме площадей сечений, запасу и классу товарности.
Так, Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству проведены натурные обследования части выдела лесного участка в нарушение п.37 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 № 122 (действовавшего на момент правоотношений), которым предусмотрено что первичной учетной единицей таксации лесов по методу класса возраста является лесотаксационный выдел.
Согласно информации Братского лесничества от 10.05.2023 повторные обследования на вышеуказанных лесных участках на всей площади выдела не проводились, актуальная информация в государственный лесной реестр не внесена.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 03.04.2023 № 243-рп создано государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» (далее - казенное учреждение). В соответствии с п.п. 1 п. 4 вышеуказанного распоряжения функции и полномочия учредителя казенного учреждения осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.
Натурное обследование проводится по всему лесотаксационному выделу, а не по его части, и ведение государственного лесного реестра с 31.07.2023 возложено как на ТКУ «Братское лесничество», так и на территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, как действующее юридическое лицо.
Таким образом, уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, в лице Братского лесничества допущено бездействие в не проведении натурных обследований в вышеуказанных лесных зонах. Невнесении в государственный лесной реестр достоверной информации об основных таксационных показателях, а также иной информации предусмотренной ч.2 ст.91 Лесного кодекса РФ об указанных лесных участках.
Данные бездействия нарушают права Российской Федерации, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии лесов, содержащуюся в государственном лесном реестре.
В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Феоктистов И.А. административный иск поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание административные ответчики Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, Государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» не явились. ГКУ Иркутской области «Братское лесничество» просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что в соответствии с приказом директора государственного казенного учреждения Иркутской области «Братское лесничеств» от 04.09.2023 за № 08, проведение натурных обследований лесных участков, указанных в административном исковом заявлении, поручено начальникам участковых лесничеств в срок до 01.11.2023. После чего в случае составления актов несоответствия будут внесены изменения в государственный лесной реестр, (копия приказа прилагается).
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из смысла ст.101 Лесного Кодекса РФ следует, что споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 Гражданского Кодекса РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
В силу статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков, их качественных и количественных характеристиках, ввиду чего содержащиеся в нем данные подлежат учету при разработке проекта освоения лесов и проведении процедуры его государственной экспертизы.
Согласно ч. 2.1 ст. 91 Лесного Кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр (далее — Положение), Управление является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно пп.12,13 п.8 Положения Братское лесничество в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества осуществляет, в том числе функции по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда; утверждению актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 № 282 (далее Административный регламент) конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
Согласно пунктам 2.5, 2.6 Административного регламента, государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра. Упомянутые формы заполняются, в том числе на основе специальных обследований.
Согласно пунктам 2.7, 2.10 Административного регламента, лица осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации; в случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам представившим информацию, направляется за подписью начальника структурного подразделения уполномоченного государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3-х рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения). Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и. представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.
Действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - Приказ Минприроды России №496) одним из документов, являющимся основанием для изменения документированной информации в государственном лесном реестре, является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Согласно п. 4.3 Приказа Минприроды России №496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра - Братским лесничеством.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Приложением к Актам являются документы, предусмотренные пунктом 2.2 настоящего Перечня, на основании которых в Акты вносится документированная информация (п.4.6).
Основанием для внесения документированной информации в Акты является акты осмотра лесного участка (2.2.25).
Пунктом 3.3 Раздела 3 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 96 утверждена форма 3 - Акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, в который вносятся выявленные несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию, несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией (по породному составу лесных насаждений, классу возраста, средней высоте, классу бонитета, диаметру древостоя, группе типов леса, запасу древесины лесных насаждений).
Также, Распоряжением Правительства Иркутской области от 03.04.2023 № 243-рп создано государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» (далее - казенное учреждение). В соответствии с п.п. 1 п. 4 вышеуказанного распоряжения функции и полномочия учредителя казенного учреждения осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.
Государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 31.07.2023, основной целью ведомства является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества. Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.07.2023 № 91-1949-мр утвержден Устав казенного учреждения.
В соответствии с п. 1.1 указанного Устава, казенное учреждение создано в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ и является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Братского лесничества.
Предметом деятельности казенного учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий исполнительного органа государственной власти Иркутской области в сфере лесного хозяйства (п. 2.2).
Основной целью деятельности казенного учреждения является обеспечение рационального использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества (2.3).
Для достижения цели, определенной в п. 2.3 Устава, казенное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области порядке следующие виды деятельности: ведение государственного лесного реестра (п.п. 11 п. 2.4), составление акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (п.п. 12 п. 2.4); проведение осмотра лесных участков из состава земель лесного фонда, составление соответствующих актов осмотра (п.п. 39 п. 2.4).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.11.2004 № 701 утвержден Порядок подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда, согласно которому в течение календарного месяца со дня утверждения акта выбора участка лесного фонда лесхоз территориального органа федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (далее - лесхоз) обеспечивает проведение натурного технического обследования испрашиваемого участка лесного фонда и составление акта натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства. Для участия в натурном техническом обследовании при необходимости лесхозом может привлекаться специализированная лесоустроительная организация. При натурном техническом обследовании участка лесного фонда проводится:
отграничение участка лесного фонда путем прорубки граничных визиров и установки столбов на углах поворота границ;
инструментальная геодезическая съемка границ участка лесного фонда с определением румбов и длины граничных линий, а также привязка участка лесного фонда к твердым ориентирам на местности (межевым знакам);
определение площади участка по данным геодезической съемки границ; составление таксационного описания участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства;
составление характеристики участка лесного фонда по местоположению, группам лесов, категориям защитности лесов первой группы и другим показателям, которые могут повлиять на режим пользования и необходимы для определения размера потерь лесного хозяйства;
составление чертежа (плана) участка лесного фонда в масштабе лесоустроительного планшета или плана лесонасаждений с нанесением границ лесничеств, кварталов, выделов, групп лесов и категорий защитности лесов первой группы, дорог и населенных пунктов, номеров кварталов, границ участка лесного фонда с номерами поворотных точек, с указанием румбов и длины граничных линий, номеров выделов и площади.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что решением Братского городского суда от 27.11.2020 по административному делу № 2а-2799/2020, признаны незаконными акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию №*** утвержденные начальником территориального управления министерства лесного, комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, на Братское лесничество возложена обязанность исключить из государственного лесного реестра недостоверную информацию об основных таксационных показателях кв*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского -участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества. Решение суда вступило в законную силу.
Таким образом, решением Братского городского суда установлен факт проведения натурного обследования в кв*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5, Тарминского участкового лесничества, кв*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества, с нарушением лесного законодательства.
При этом, до настоящего времени Братским лесничеством натурное обследование на вышеуказанных лесных участках, на всей площади выдела, не проведено. В государственный лесной реестр достоверная информация об основных таксационных показателях лесов не внесена.
Данные обстоятельства административным ответчиком не оспорены, более того в письменном заявлении административный ответчик указал на то, что в соответствии с приказом директора государственного казенного учреждения Иркутской области «Братское лесничеств» от 04.09.2023 за № 08, проведение натурных обследований лесных участков, указанных в административном исковом заявлении, поручено начальникам участковых лесничеств в срок до 01.11.2023. После чего в случае составления актов несоответствия будут внесены изменения в государственный лесной реестр, (копия приказа прилагается).
Согласно п.49 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.06.1993 № 155 контроль за соответствием таксационной характеристики намеченного к отводу насаждения данным лесоустройства осуществляется по выделам путем закладки в них круговых реласкопических площадок или площадок постоянного радиуса и определения (в порядке, изложенном в разделе «Обработка материалов круговых реласкопических площадок») средней характеристики выделов по основным таксационным показателям: составу, возрасту, высоте, диаметру, видовой высоте, сумме площадей сечений, запасу и классу товарности.
В силу п.37 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 № 122 (действовавшего на момент правоотношений) первичной учетной единицей таксации лесов по методу класса возраста является лесотаксационный выдел.
Аналогичные требования содержит п.169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510.
Согласно с ч.2 ст. 69.1 Лесного кодекса РФ при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, натурное обследование проводится по всему лесотаксационному выделу, а не по его части, и ведение государственного лесного реестра с 31.07.2023 возложено как на ГКУ «Братское лесничество», так и на территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, как действующее юридическое лицо.
Согласно информации Братского лесничества от 10.05.2023 повторные обследования на вышеуказанных лесных участках на всей площади выдела не проводились, актуальная информация в государственный лесной реестр не внесена.
При этом, доводы административного ответчика о запланированных мероприятиях по лесоустройству в 2023 году, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административных требований прокурора, поскольку предъявление административных исковых требований, в данном случае не может зависеть от запланированных мероприятий в сфере лесоустройства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уполномоченными органами, допущено бездействие, выразившееся в не проведении натурных обследований в кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества на всей площади выдела, и в невнесении в государственный лесной реестр достоверной информации об основных таксационных показателях, а также иной информации предусмотренной ч.2 ст.91 Лесного кодекса РФ об указанных лесных участках.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, доводы представителя административного истца, применительно к положениям Лесного Кодекса Российской Федерации, Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 31.10.2007 № 282, Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч, 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным установить срок исполнения возлагаемой на административных ответчиков обязанности провести натурное обследование лесных участков, до 01.11.2023 года и внести в государственный лесной реестр достоверную информацию об основных таксационных показателях в срок до 01.12.2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству в не проведении натурных обследований лесных участков, расположенных в кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 85 га, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 56 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 22 га, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 15 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 16 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 32 га, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 18 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 23 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 42 га, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 80,3 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 58 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 18 га.
Обязать территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (ИНН ***), государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» (ИНН ***) провести натурное обследование лесных участков, расположенных кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 85 га, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества на площади 56 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 22 га, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 15 га, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 16 га, кв*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 32 га, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества на площади 18 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 23 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 42 га, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества на площади 80,3 га, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества на площади 58 га, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества на площади 18 га, в срок до 01.11.2023 года.
Обязать территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (ИНН ***), государственное казенное учреждение Иркутской области «Братское лесничество» (ИНН ***), внести в государственный лесной реестр достоверную информацию об основных таксационных показателях (состав, возраст, бонитет, полнота, запас) кв.*** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №5 Тарминского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв. *** Тэмьской дачи Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества, кв. *** Технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества, кв.*** Илирской дачи Илирского участкового лесничества, кв.*** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества, в срок до 01.12.2023 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья С.Г. Жидкова
Мотивированное решение суда составлено 29 сентября 2023 года
Судья С.Г. Жидкова