ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 390001-01-2023-005630-44 от 05.02.2024 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1680/2024 (2а-6910/2023;)

УИД № 39RS0001-01-2023-005630-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2024 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Волгина Г.В.,

при секретаре судебного заседания Марийченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агальцовой Е. С. к СПИ ОСП по ВАП по г. Калининграду Салтыковой Н.В., ОСП по ВАП по г. Калининграду, УФССП России по Калининградской области о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства, возложении обязанности устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

Агальцова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая в обоснование требований, что в производстве ОСП по ВАП по г. Калининграду находилось исполнительное производство № 57950/23/39027-ИП в отношении должника Серова В. М., предмет исполнения: алименты на содержание сына Кирилла ДД.ММ.ГГГГ г.р. с периодическими платежами: доли доходов ежемесячно в размере ? дохода должника, однако, СПИ ОСП по ВАП по г. Калининграду Салтыковой Н.В. 11.09.2023 года вынесено постановление об окончании данного исполнительного производства, что является незаконным и нарушающим право административного истца на содержание несовершеннолетнего ребенка, на защиту от злоупотреблений со стороны должника.

Данные обстоятельства послужили поводом к обращению Агальцовой Е.С. в суд с административным исковым заявлением о признании постановления СПИ ОСП по ВАП по г. Калининграду Салтыковой Н.В. от 11.09.2023 года незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение законодательства Российской Федерации.

Протокольным определением от 22.01.2024 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Калининградской области.

Административный истец, административные ответчики, заинтересованное лицо в заседание суда не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Донскова А.П. доводы административного иска поддержала, настаивала на удовлетворении, дополнительно пояснив, что основанием для признания постановления от 11.09.2023 года незаконным и возложении обязанности возобновить исполнительное производство, как способ устранения допущенных нарушений прав административного истца, явилось неисполнение СПИ ОСП по ВАП по г. Калининграду требований, изложенных в заявлении Агальцовой Е.С. о возобновлении исполнительного производства, несовершение действий по розыску имущества должника.

Представитель заинтересованного лица Серова В.М. по ордеру адвокат Ялунина А.Г. возражала против удовлетворения требований административного иска, считая, что постановление СПИ ОСП по ВАП по г. Калининграду Салтыковой Н.В. от 11.09.2023 года является законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований при одновременном наличии двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым решением законных прав и интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).

В силу ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на эффективное и своевременное исполнение, на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на принуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

При этом из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.

Перечень исполнительных действий, определенный в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не является исчерпывающим, и в силу п. 17 ч. 1 данной статьи судебный пристав-исполнитель может совершать иные действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно чч. 2 и 3 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2021 № 1908 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенного правового регулирования, судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны (уплачены) соответствующие налоги.

При отсутствии сведений о таких доходах судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 08.02.2022 года СПИ ОСП по ВАП по г. Калининград возбуждено исполнительное производство № 57950/23/39027-ИП в отношении должника Серова В.М., предмет исполнения: алименты на содержание сына Кирилла ДД.ММ.ГГГГ г.р. с периодическими платежами: доли доходов ежемесячно в размере ? дохода должника или иного дохода начиная с 19.04.2021 года и до 08.05.2031 года.

Из сводки по исполнительному производству № 57950/23/39027 следует, что Серов В.М. с января 2023 года по август 2023 года являлся получателем заработной платы в ТСЖ «Дружба-4».

Согласно ответа на запрос СПИ ОСП по ВАП по г. Калининград сведений о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов установлено, что ТСЖ «Дружба-4» с января 2022 года по июль 2023 года производились страховые отчисления в размере 20 000 руб.

За период 3 месяца от 01.06.2023 года Серов В.М. является получателем страховой пенсии по ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ.

Из справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 57950/23/39027 видно, что с января 2022 года по декабрь 2023 года с Серов В.М. взыскано 242 201,45 руб., перечислено взыскателю - 93 791 руб.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

По смыслу взаимосвязанных положений ч.ч.1, 8 ст.36, ч.1 ст.64 и ч.2 ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные действия могут совершаться и меры принудительного исполнения применяться только в рамках возбужденного исполнительного производства. Совершение исполнительных действий вне рамок возбужденного исполнительного производства, в том числе, вследствие его окончания, не допускается.Однако ч.8 ст.47 Федерального закона об исполнительном производстве предусмотрено исключение из этого правила для случаев взыскания периодических платежей, когда судебный пристав-исполнитель по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п.16 ч.1 ст.64 настоящего Федерального закона (проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту), самостоятельно или в порядке, установленном ч.6 ст.33 настоящего Федерального закона.

В данном случае, поскольку судебным приставом – исполнителем установлено, что Серов В.М. официально трудоустроен и является получателем пенсии, исполнительный документ направлен в организацию для удержания периодических платежей, окончание исполнительного производства по п.8 ч.1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, вопреки доводам административного истца об обратном, является обоснованным.

Кроме того, у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для установления предполагаемых (скрываемых по мнению Агальцовой Е.С.) доходов должника, в связи с чем, судом также признаются необоснованными доводы о неисполнении требований, изложенных в заявлении о возобновлении исполнительного производства от 29.06.2023 года, учитывая, что ранее вынесенное постановление об окончании исполнительного производства отменено, судебным приставом-исполнителем направлены запросы в ПФР, ФНС о наличии заработной платы, о счетах должника, о выплатах, производимых плательщиками страховых взносов.

Вопреки утверждению Агальцовой Е.С. судебным приставом-исполнителем при расчете задолженности по алиментам учтены все документально подтвержденные доходы должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны соответствующие налоги

Как разъяснено в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

В рассматриваемом административном деле необходимо учитывать, что предметом исполнения исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство №57950/23/39027 является взыскание периодических платежей – алиментов – в ? части всех видов заработка и (или) иного дохода должника, что предполагает получение сведений о местах работы должника и сведений о получении им дохода.

Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1908, установлено, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) форме (пункт 1).

Из пункта 2 Перечня следует, что удержание алиментов производится в том числе: а) со всех видов пенсий с учетом ежемесячных увеличений, надбавок, повышений и доплат к ним, установленных отдельным категориям пенсионеров, за исключением пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и выплат к ним за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; б) со стипендий и иных денежных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выплачиваемых обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам (адъюнктам), в том числе аспирантам (адъюнктам), продолжившим обучение по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, слушателям духовных образовательных организаций; в) с пособий по временной нетрудоспособности, по безработице; г) с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата; д) с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность; е) с доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; ж) с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем; з) с доходов от реализации недвижимого имущества в связи с осуществлением экономической деятельности и от предоставления в аренду (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; и) с доходов в виде дивидендов, процентов (купонов, дисконтов) и с иных доходов, полученных в связи с осуществлением экономической деятельности, по операциям с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", определенных за вычетом сумм фактически понесенных расходов; к) с доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счете) в банках; л) с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, в связи с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; м) с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью; н) с сумм возвращенного налога на доходы физических лиц в связи с получением права на налоговый вычет через работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с денежных средств, возвращенных после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании налогового периода; о) с компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; п) с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в связи с осуществлением трудовой и экономической деятельности, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и др.); р) с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением лечебно-профилактического питания, а также с иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с трудовым законодательством, за исключением денежных сумм, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с использованием, износом (амортизацией) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, и возмещением расходов, связанных с их использованием, полевого довольствия, выплат за разъездной характер работы взамен суточных, компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи, выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; с) с ежемесячных выплат, осуществляемых докторантам, в соответствии с Положением о докторантуре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре".

Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Калининграду с момента возбуждения исполнительного производства № 57950/23/39027 и до момента его окончания осуществлялись исполнительные действия по отысканию доходов должника и установлению места его работы, которые были установлены, ежемесячные отчисления, согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету, производились, что по смыслу ст. 47 Закона об исполнительном производстве позволило судебному приставу-исполнителю окончить исполнительное производство в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч.1 названной статьи).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Агальцовой Е. С. к СПИ ОСП по ВАП по г. Калининграду Салтыковой Н.В., ОСП по ВАП по г. Калининграду, УФССП России по Калининградской области о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства, возложении обязанности устранить нарушение прав оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 февраля 2024 года.

Судья Г.В. Волгин