ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 390019-01-2022-001099-572А-556/2022 от 24.10.2022 Советского городского суда (Калининградская область)

Дело №39RS0019-01-2022-001099-57 2а-556/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2022 года г. Советск

Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ганага Ю.Н..

при секретаре Ворбанской С.В.,

административного истца Саратовцева В.Ю.,

представителя административного истца Стрюкова К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовцева Владимира Юрьевича к государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным решения государственного органа,

У С Т А Н О В И Л:

Саратовцев В.Ю. обратился в Советский городской суд с административным исковым заявлением к ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» о признании незаконным решения государственного органа, в обоснование требований которого указал следующее. С 22.06.2017 по 26.08.2019 он работал по совместительству в должности генерального директора в ООО «ДИЗФОРМ», зарегистрированного по адресу: <адрес>. Учредителем данного ООО является гражданин ФИО10, проживающий в <адрес>. Сведения о нем, как о генеральном директоре ООО внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. 26.08.2019, решением единственного участника ООО «ДИЗФОРМ», его полномочия (генерального директора) были прекращены и на учредителя возложена обязанность по регистрации изменений сведений о ООО «ДИЗФОРМ», содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении директора. 26.08.2019, на основании приказа о прекращении трудового договора, он уволен из ООО по собственному желанию. Однако, никаких изменений в ЕГРЮЛ, в отношении него, учредителем не внесено. Связаться с учредителем ООО возможности не имеется. У него возникла необходимость зарегистрироваться в качестве безработного. В регистрации было отказано, так как по данным налоговой инспекции, он числится директором ООО «Дизформ». Налоговой инспекцией было разъяснено, что он может самостоятельно обратиться в налоговую с заявлением о внесении записи о недостоверности данных о нем, что будет подтверждать его увольнение. Такое заявление было подано 03.06.2021, запись о недостоверности сведений была внесена в ЕГРЮЛ. Он обратился в Центр занятости с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, так как 14.04.2021 уволился с основного места работы ООО «Рослит», был поставлен на учет в качестве безработного, ему присвоен личный номер получателя гос. услуг , он получал пособие по безработице. 07.06.2021 трудоустроился и был снят с учета по безработице. В настоящее время у него возникла необходимость вновь обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, на которое получил отказ, так как в ЕГРЮЛ он числится генеральным директором в ООО «Дизформ» и запись о недостоверности этих данных не дает ему возможности постановки на учет в качестве безработного. Из справки выданной Центром занятости г. Советска указано, что он по 02.06.2021 работал руководителем ООО «Ювена», что не соответствует действительности. Работником государственного учреждения службы занятости населения г. Советска ФИО4 был издан приказ /<адрес> от 10.06.2022 об отказе в признании безработным. В настоящее время он не работает и фактически лишен права зарегистрироваться в качестве безработного. Обратиться в налоговую инспекцию с каким либо заявлением о внесении изменений относительно должности директора он не имеет никаких юридических оснований. Считает, что его право быть зарегистрированным в качестве безработного нарушено и не может быть самостоятельно реализовано. Уточнив исковые требования, просит суд признать приказ Центра занятости населения г. Советска Калининградской области Д/2203285 от 10.06.2022 об отказе в признании Саратовцева В.Ю., зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным; обязать административного ответчика признать его в качестве безработного с момента обращения с заявлением о постановке на учет в качестве безработного.

Административный истец Саратовцев В.Ю. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал по основаниям в нем изложенным и просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в первый раз он подал заявление в Центр занятости в апреле месяце через государственные услуги, но ему пришел отказ, в следующий раз он пришел в Центр занятости выяснить причину отказа, ему сказали ждать месяц и через месяц он снова подал заявление. 10.06.2022 им был получен приказ Центра занятости населения г. Советска «Об отказе в признании гражданина зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным». Исходя из «Правил регистрации безработных граждан», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 №1909, Центр занятости запрашивает необходимые документы для подтверждения статуса гражданина, как через информационные системы, так и предоставлением необходимых документов самим гражданином. Предоставление всех документов (решения учредителя ООО «Дизформ», приказа об увольнении из ООО «Дизформ, решение МИФНС о внесении записи о недостоверности о генеральном директоре ООО «Дизформ») стали основанием при постановке на учет его в качестве безработного в апреле 2021 года. Трудовой договор между ООО «Дизформ» и ним был прекращен по общим основаниям Трудового кодекса Российской Федерации. Соответствующие документы предоставлялись в Центр занятости при каждом его визите.

Представитель административного истца Стрюков К.П., действующий на основании определения суда от 24.08.2022 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал по основаниям в нем изложенным и просил удовлетворить. Дополнительно пояснял, что обстоятельства о том, что Саратовцев В.Ю. является руководителем ООО «Дизформ» не соответствуют действительности, документы имеющиеся в материалах дела свидетельствуют об отсутствии каких-либо трудовых отношений между ООО «Дизформ» и Саратовцевым В.Ю. и эти документы были предоставлены в Центр занятости, однако решение о наделении его статусом безработного принято не было. Более того, Саратовцев В.Ю. ранее уже принимался на учет как безработный, а теперь при наличии того же обстоятельства, ему было отказано. Позиция административного ответчика о том, что бывший генеральный директор числится директором до момента пока не будет назначен новый, является неверной, противоречащей Постановлению Правительства и иных нормативно-правовых актов, поскольку на сегодняшний день существует форма Р3400, которая предполагает возможность лицам, чьи права и законные интересы нарушены, обращаться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, которое нотариально удостоверяется и после проверки поданных сведений, делается в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о лице. Это и было сделано. Трудовые отношения с ООО «Дизформ» у Саратовцева Ю.В. прекращены в 2019 году. Саратовцевым В.Ю. административному ответчику ранее представлялись те же документы, которых было достаточно для признания его безработным, но в данный раз ему отказали.

Представитель административного ответчика ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» Фишер Т.В., действующая на основании приказа -л от 12.07.2022, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представила письменные возражения, в которых указала, что с доводами истца не согласна. 31.05.2022 истец обратился в Центр посредством интерактивного портала «Работа России» с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного, предъявив необходимые документы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской федерации» от 19.04.1991. В представленной Федеральной налоговой службой России справке указано, что истец с 22.06.2017 является «Руководителем юридического лица (лицо действующее по доверенности)» в ООО «ДИЗФОРМ» ИНН , ОГРН . Регистрирующий (налоговый) орган не вправе самостоятельно вносить записи в ЕГРЮЛ и вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц. Бывший директор не входит в перечень лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации в данном случае. Следовательно, если новый директор не назначен, то убрать из ЕГРЮЛ сведения о старом нельзя. Если общество не назначит бывшему директору замену, оно создаст ситуацию, при которой в ЕГРЮЛ будут содержаться фактически недостоверные сведения. Для подтверждения данного факта прежний руководитель может обратиться с заявлением о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме №Р34001. Согласно данным ЕГРЮЛ сведения о недостоверности в отношении Саратовцева В.Ю. как о генеральном директоре внесены 25.08.2021. Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации может повлечь для нее и ее должностных лиц последствия, направленные на исключение организации из ЕГРЮЛ регистрирующим органом без обращения в арбитражный суд при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более, чем шесть месяцев с момента внесения такой записи (п.5 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ). Абзацем 2 п.2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности сведений реестра, в силу которого, третьи лица, вступающие в правоотношения с субъектом, вправе полагаться на сведения ЕГРЮЛ как на достоверные. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем. Закон не устанавливает обязанности лица, не входящего в состав органов юридического лица и не являющегося его учредителем или участником, по проверке учредительного документа юридического лица с целью выявления ограничений или разграничений полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица. Третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу вправе исходить из неограниченности этих полномочий (абз.2 п.2 ст.51, п.1 ст. 174 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, для третьих лиц, к которым относится ЦЗН, руководитель (директор) наделяется полномочиями, приобретает указанный статус и прекращает его с момента внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ. Центр занятости не имеет правовых оснований для постановки истца на учет в качестве безработного, пока в ЕГРЮЛ содержатся сведения о истце как о руководителе юридического лица.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно п.п. 6 п.2 ст. 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции, действовавшей как на момент возникновения спорных правоотношений, так и действующей в настоящее время, деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

По смыслу положений ст.3, 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице является мерой социальной поддержки лиц, признанных безработными, которые по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, лишены средств существования из-за отсутствия возможности трудиться и получать за свою работу вознаграждение, необходимое для поддержания своей жизнедеятельности.

В силу п.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно абз. 8 п.3 ст. 3 названного Закона безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.

На основании абз. 1 ст. 2 данного Закона занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п.3 ст. 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

Согласно абз.11 ст.2 закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Согласно п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 №1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения.

Судом из материалов дела установлено, что 31.05.2022 Саратовцев В.Ю. обратился в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» посредством интерактивного портала «Работа России» с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного, предъявив необходимые документы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1.

Во исполнение требований Постановления Правительства от 02.11.2021 №1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» 31.05.2022 запросил с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у ФНС России сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В ходе проверки, как следует из возражений административного ответчика, из представленной справки МИФНС, было установлено, что Саратовцев В.Ю. является руководителем юридического лица (лицо, действующее без доверенности) в ООО «ДИЗФОРМ».

10.06.2022 работником ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» был вынесен приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным в связи с тем, что он является учредителем (участником) организации.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ на ООО «ДИЗФОРМ» по состоянию на 10.06.2022 имеются сведения, внесенные 25.08.2021 о том, что сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица Саратовцеве В.Ю. как генеральном директоре, являются недостоверными. Данные сведения были внесены на основании нотариально удостоверенного заявления Саратовцева В.Ю. по форме Р34001, что следует из листа записи Единого государственного реестра юридических лиц от 03.06.2021.

Трудовой договор с работником организации может быть прекращен на основании ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из приказа №3 от 26.08.2019 Саратовцев В.Ю. был уволен с должности генерального директора ООО «Дизформ» 26.08.2019 на основании личного заявления от 12.08.2019 по п.3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Дизформ» от 10.06.2022 следует, что учредителем данного юридического лица является Александров Дмитрий.

Решением №2 единственного участника ООО «Дизформ» ФИО11 от 26.08.2019 принято решение прекратить полномочия генерального директора ООО «ДИЗФОРМ», возложенные на Саратовцева В.Ю., в связи с его увольнением по собственному желанию, начиная с 26.08.2019. Возложить на учредителя ООО «ДИЗФОРМ» ФИО7 обязанности по регистрации изменений сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «ДИЗФОРМ», содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

Из сведений из ОПФР по Калининградской области от 18.10.2022 №52957-4201 следует, что в региональной базе данных на застрахованное лицо Саратовцева В.Ю., имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения для включения в индивидуальный лицевой счет за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 представлены следующими страхователями: ООО «Дизформ» с июля 2017 по февраль 2018 года.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на Саратовцева В.Ю. следует, что имеются сведения о его работе в ООО «Дизформ» с 03.07.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 26.08.2019, а также сведения о получении пособия по безработице с 19.05.2021 по 06.06.2021.

Согласно п.5 ст. 11 Федерального Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в п.6 ст. 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п.6 ст. 11 Федерального Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных п.п. «в», «д», и (или) «л» п.1 ст. 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Как установлено судом, и следует из ответа МИФНС России №1 по Калининградской области от 08.07.2022, материалов дела 24.07.2020 в инспекцию по почте поступило заявление Саратовцева В.Ю., в котором сообщалось, что он работал генеральным директором ООО «Дизформ» до 26.08.2019. 26.08.2019 его трудовые отношения с ООО «Дизформ» были прекращены в связи с увольнением по собственному желанию. К данному заявлению были приложены копии паспорта заявителя, копия заявления об увольнении от 12.08.2019, копия приказа №3 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 26.08.2019 №3 и копия решения №2 единственного участника ООО «Дизформ» от 26.08.2019. На основании заявления Саратовцева В.Ю. инспекцией были проведены мероприятия по проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Приказа ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@, по результатам которых в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений в отношении руководителя ООО «Дизформ». 27.05.2021 в инспекцию поступило «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» по форме Р34001 от Саратовцева В.С. с приложением копии приказа №3 от 26.08.2019. На основании данного заявления по форме Р34001 Инспекцией 03.06.2021 в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о руководителе ООО «Дизформ» (ГРН 2213900148625 от 03.06.2021.

В этой связи, учитывая, что ООО «Дизформ» не исполнило обязанность, предусмотренную абз. 2 п.6 ст. 11 Закона №129-ФЗ, и в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не представило сведения и документы, подтверждающие достоверность сведений о генеральном директоре, следует признать наличие у регистрирующего органа правовых оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи от 25.08.2021 о недостоверности сведений о генеральном директоре общества.

При этом, как следует из положений ст. 21.1 Федерального Закона №129-ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, наличие таких сведений также может являться основанием для прекращения деятельности юридического лица в административном (упрощенном) порядке.

Так, по правилам п.1 названной статьи недействующее юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п.2 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ).

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ регистрирующим органом МИФНС №1 по Калининградской области 27.01.2022 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность абз. 10 ст.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Постановление №11-П от 25.05.2010), указал, что участники хозяйственных обществ, которые могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которых они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.

Осуществляемая участниками хозяйственных обществ экономическая деятельность предпринимается на их собственный риск и не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода.

Таким образом, участник общества с ограниченной ответственностью не вправе встать на учет в службу занятости и получать пособие по безработице, так как в соответствии с законом лица - учредители (участники) хозяйственных обществ как безработные граждане не рассматриваются даже при условии, если это общество хозяйственную деятельность не ведет.

Согласно п.»б» п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» при разрешении споров, связанных с выходом участника из общества, судам необходимо исходить из того, что выход участника из общества осуществляется на основании его заявления, с момента подачи которого его доля переходит к обществу. Заявление о выходе из общества должно подаваться в письменной форме (п.2 ст. 26 Федерального Закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Временем подачи такого заявления следует рассматривать день передачи его участником как совету директоров (наблюдательному совету) либо исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), так и работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте - день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции.

Согласно п.1 ч.1 ст. 94 Гражданского кодекса Российской Федерации участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества путем подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества.

Частью 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок.

Право участника общества на выход из общества может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п.7.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу, за исключением случая, предусмотренного п.п.2 п.7 настоящей статьи. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и ведения Единого Государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, факт регистрации соответствующих изменений имеет правовое значение только для правоотношений между обществом с ограниченной ответственностью и третьими лицами, в том числе регистрирующим органом.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ единственным учредителем ООО «Дизформ» с размером доли 100% является Александров Дмитрий.

Бездействие учредителя ООО «Дизформ» Александрова Дмитрия, выражающееся в не внесении сведений в ЕГРЮЛ о генеральном директоре, не может влиять на право Саратовцева В.Ю., при наличии иных доказательств, подтверждающих расторжение трудового договора с ООО «Дизформ», обратиться в службу занятости для постановки его на учет в качестве безработного.

На основании исследованных материалов дела, показаний административного истца, его представителя суд исходит из того, что имеются основания для признания незаконным решения Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» оформленного приказом от 10.06.2022 №161Д/2203285 об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, поскольку у административного ответчика на момент вынесения данного приказа имелись достоверные сведения о том, что Саратовцев В.Ю. на момент подачи заявления не являлся генеральным директором ООО «Дизформ».

Кроме того, по тем же документам, Саратовцев В.Ю. в период с 19.05.2021 по 06.06.2021 получал пособие по безработице и стоял на учете в службе занятости как лицо зарегистрированное в целях поиска подходящей работы.

Как следует из информации, представленной ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» от 20.10.2022 , Саратовцев В.Ю. подал заявление в ЦЗН о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через личный кабинет в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» 19.05.2021. Приказом Д/2103198 от 25.05.2021 Саратовцев В.Ю. был признан безработным с назначением пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку (19 500 рублей 81 копейка) по последнему месту работы сроком на 1 год с 19.05.2021 по 18.05.2022. Приказом Д/2103551 от 08.06.2021 был снят с учета в качестве безработного гражданина, по причине трудоустройства. В ходе последующих обращений в ЦЗН гражданина Саратовцева В.Ю. при осуществлении проверок было выявлено, что Саратовцев В.Ю. является учредителем в организации ООО «Дизформ» с 22.06.2017. Вследствие чего был необоснованно сформирован приказ Д/2103198 от ДД.ММ.ГГГГ о признании безработным Саратовцева В.Ю. сотрудником ЦЗН в г. Советске. В отношении данного сотрудника инициировано проведение служебной проверки и назначено дисциплинарное взыскание.

На день обращения в орган занятости по вопросу признания безработным административного истца по смыслу положений Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» он не являлся занятым, поскольку не являлся участником ООО «Дизформ», недобросовестных действий получения обманным путем пособия по безработице он не совершал, доказательства возможного злоупотребления правом со стороны административного истца отсутствуют. Поэтому оснований для отказа в признании Саратовцева В.Ю. зарегистрированного в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного не имелось.

Судом из материалов дела установлено, что Саратовцев В.Ю. 29.05.2022 обратился в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» посредством интерактивного портала «Работа России» с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного, предъявив необходимые документы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1, следовательно он должен быть поставлен на учет в качестве безработного с момента подачи заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое Саратовцева Владимира Юрьевича к государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным решения государственного органа, удовлетворить.

Признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» Д/2203285 от 10.06.2022 об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, которым Саратовцеву Владимиру Юрьевичу (личное дело получателя государственных услуг от 31.05.2022 ) было отказано.

Обязать Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» признать Саратовцева Владимира Юрьевича зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным с момента подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть решения принята в совещательной комнате.

Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 31.10.2022.

Судья Ю.Н.Ганага