ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 39М0031-01-2023-003831-45 от 12.12.2023 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кисель М.П. УИД № 39МS0031-01-2023-003831-45

Дело № 12-227/2023; (№ 5-489/2023)

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2023 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,

при секретаре Лиль Д.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу председателя Калининградского регионального общественного движения «Совет жителей региона» ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 26 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 26 октября 2023 года Калининградское региональное общественное движение «Совет жителей региона» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 900 000 рублей.

Председателем Калининградского регионального общественного движения «Совет жителей региона» ФИО1 подана жалоба с просьбой об отмене названного выше постановления судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В жалобе ФИО1 приводит доводы о том, что КРОД «Совет жителей региона» не было извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, критикуя выводы судьи об обратном, указывая, что в почтовом извещении, направленном в адрес общественного движения, не указаны название улицы и номер дома получателя, что сделало невозможным доставку почтового отправления адресату, иным способом ни общественное движение, ни его председатель о данном процессуальном действии не уведомлялись. Также приводит доводы о том, что судом не установлена форма вины общественного движения в совершении правонарушения, а выводы суда являются неоднозначными и неопределенными. Полагает, что материалами дела вина общественного движения не подтверждается, а принятые судом доказательства, которые положены в основу оспариваемого судебного акта, лишь устанавливают факт обращения на бланке с логотипом, схожим по отдельным элементам с гербом Калининградской области. Не соглашается с оценкой, которая дана судом показаниям специалиста, указывая, что последним не подтверждена идентичность логотипа с бланка общественного движения официальному гербу Калининградской области.

Председатель Калининградского регионального общественного движения «Совет жителей региона» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Как разъяснено в п.10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - начальник правового отдела департамента финансово-правовой работы Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области ФИО2 против доводов, изложенных в жалобе, возражал, просил постановление судьи районного суда оставить без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.5 Устава (Основного Закона) Калининградской области Калининградская область имеет свои символы - герб и флаг. Описание и порядок использования герба и флага Калининградской области устанавливаются уставными законами Калининградской области.

В соответствии со ст.1 Уставного закона Калининградской области от 04.05.2010 № 440 «О гербе и флаге Калининградской области» герб и флаг являются официальными символами Калининградской области.

В статье 2 указанного Уставного закона дано геральдическое описание герба Калининградской области: в червленом поле на волнистой лазоревой оконечности, обремененной пятью золотыми безантами в ряд, серебряный, мурованный черным, замок белого цвета с зубчатой стеной, со сквозной аркой ворот и с двумя зубчатыми башнями по краям, сопровождаемый во главе золотым вензелем императрицы Елизаветы Петровны. Щит увенчан янтарной короной особого вида (золотым венцом с обручем, украшенным янтарем, с девятью видимыми зубцами, из которых средний и крайние листовидные, перемежающиеся тремя меньшими, из которых средние больше, и завершены тремя соединенными янтарными шарами, а меньшие завершены одним таким же шаром) и окружен лентой ордена Ленина.

Статьей 4 этого же Уставного закона определен порядок официального использования герба Калининградской области, согласно п.5 которой официальное использование герба Калининградской области осуществляется путем помещения его изображения на бланках, используемых Законодательным Собранием Калининградской области, на бланках Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области, Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области, органов исполнительной власти Калининградской области, иных государственных органов Калининградской области; на бланках документов, выдаваемых органами государственной власти Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 15.09.2022 № 502 утвержден Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения герба Калининградской области.

В соответствии с п.1 названного выше Порядка изготовление бланков с изображением герба и иных носителей изображения герба осуществляется предприятиями, имеющими при необходимости сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для качественного изготовления полиграфической или ювелирной продукции, по заказам государственных органов.

В силу подп.1 п.1 ст.1231.1 ГК РФ не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части, в том числе, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное).

Указанные в п.1 настоящей статьи официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в промышленный образец или средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации (п.2 ст.1231.1 ГК РФ).

Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что размещение изображения герба Калининградской области на бланках органов и организаций, не указанных в Уставном законе Калининградской области, не допускается.

Использование герба и (или) флага Калининградской области с нарушением настоящего Уставного закона Калининградской области влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Калининградской области (ст.8 Уставного закона Калининградской области от 04.05.2010 № 440 «О гербе и флаге Калининградской области»).

Абзацем 1 ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил использования герба и флага Калининградской области, символов государственной власти Губернатора Калининградской области, установленных уставными законами Калининградской области, а также правил использования официальных символов муниципальных образований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Калининградское региональное общественное движение «Совет жителей региона» на бланке своих обращений в государственные органы использовало изображение, схожее по внешнему виду до степени смешения с гербом Калининградской области, а именно, 16 августа 2023 года в адрес первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации с адреса электронной почты <адрес>, который использовался КРОД «Совет жителей региона», поступило обращение КРОД «Совет жителей региона» от 10 августа 2023 года, исх. № , с использованием на бланке организации изображения, схожего по внешнему виду до степени смешения с гербом Калининградской области, которое перенаправлено для рассмотрения в Правительство Калининградской области.

Использовав на бланке организации, не указанной в Уставном законе Калининградской области от 04.05.2010 № 440 «О гербе и флаге Калининградской области», изображение, схожее до степени смешения с гербом Калининградской области, Калининградское региональное общественное движение «Совет жителей региона» нарушило правила использования символа Калининградской области (герба), символа государственной власти Губернатора Калининградской области, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное абз.1 ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

Вина КРОД «Совет жителей региона» в совершении данного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно:

- докладной запиской заместителя начальника отдела мониторинга общественно-политической ситуации Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области о том, что 18 августа 2023 года в ходе мониторинга социальных сетей на телеграм-канале «Совет жителей региона» в мессенджере «Telegram» выявлены признаки нарушения неустановленными лицами в сообщениях правил использования герба Калининградской области, установленных Уставным законом Калининградской области от 04.05.2010 № 440 «О гербе и флаге Калининградской области», с приложением скриншотов обращения;

- определением начальника правового отдела департамента финансово-правовой работы Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области от 18 августа 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

- обращением Калининградского регионального общественного движения «Совет жителей региона», датированным 10 августа 2023 года исх. № на имя первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации, которое подписано председателем ФИО1;

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, из которой следует, что Калининградское региональное общественное движение «Совет жителей региона» зарегистрировано в качестве юридического лица 03 апреля 2023 года, председателем организации является ФИО1;

- пояснениями допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста в области геральдики кандидата исторических наук, доцента БФУ им. И.Канта, преподающего указанную дисциплину, <данные изъяты>, который пояснил, что на бланке обращения Калининградского регионального общественного движения «Совет жителей региона» от 10 августа 2023 года исх. № использовано изображение, которое по параметрам расположения и визуальным характеристикам соответствует гербу Калининградской области до степени смешения, поскольку на данном изображении прослеживаются геральдический щит, ворота белого замка, корона, похожая на вензель императрицы Елизаветы Петровны, белая полоса и 5 янтарных шаров, визуально определяется лента ордена Ленина, размещенная на том же месте, что и лента на изображении герба Калининградской области;

- протоколом об административном правонарушении.

Названные выше доказательства в своей совокупности, вопреки доводам жалобы об обратном, являются достаточными для установления вины Калининградского регионального общественного движения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, всем доказательствам в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьей районного суда дана надлежащая оценка.

В судебном заседании суда второй инстанции председатель КРОД «Совет жителей региона» ФИО1 приводил доводы о том, что в обращении на бланке организации использовалось изображение, не полностью идентичное гербу Калининградской области, а лишь похожее на него.

Однако это обстоятельство об отсутствии в действиях организации состава административного правонарушения не свидетельствует, поскольку объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного абз.1 ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, может выражаться как в использовании лицами при обращении в те или иные органы или к должностным лицам бланков и (или) печатей, содержащих изображение, идентичное изображению герба Калининградской области, но не указанных в Уставном законе Калининградской области «О гербе и флаге Калининградской области», так и в использовании бланков и (или) печатей с изображением, схожим по внешнему виду до степени смешения с гербом Калининградской области.

Кроме того, следует отметить, что 09 октября 2023 года председателем КРОД «Совет жителей региона» ФИО1 на имя первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации направлено обращение, копия которого имеется в материалах настоящего дела и в котором ФИО1 указал на то, что ранее направленное в адрес заместителя главы Администрации Президента Российской Федерации обращение было оформлено на бланке, содержащем копию герба Калининградской области, позже данный бланк был удален, то есть сам ФИО1 не отрицал того обстоятельства, что на названном выше обращении имелось изображение, схожее по внешнему виду с гербом Калининградской области.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом в соответствии со ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Перечень должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, утвержден приказом министра по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области от 21.12.2022 № 178.

Порядок и срок давности привлечения КРОД «Совет жителей региона» к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции абз.1 ст.43 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, назначенное наказание не является максимальным, с его размером суд второй инстанции соглашается.

При назначении наказания судьей районного суда учтено отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, характер совершенного правонарушения, которое относится к административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, финансовое положение юридического лица, определяемое его некоммерческим содержанием.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общественное движение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, должным образом проверены судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и обоснованно отклонены, поскольку они опровергаются материалами дела.

Так, из материалов дела следует, что извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 11 часов 00 минут 06 сентября 2023 года направлено КРОД «Совет жителей региона» 21 августа 2023 года по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>, почтовому отправлению, как видно из списка внутренних почтовых отправлений, присвоен штриховой почтовый идентификатор (л.д.31-37).

По сведениям, размещенным на сайте АО «Почта России», указанное почтовое отправление разряда «административное» после неудачной попытки вручения 26 августа 2023 года было возвращено 02 сентября 2023 года отправителю по причине истечения срока хранения (л.д.38).

В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно п.3 ст.54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При таком положении КРОД «Совет жителей региона» считается надлежащим образом уведомленным о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

То обстоятельство, что в отчете об отслеживании почтового отправления не отражен адрес получателя, не свидетельствует о том, что адрес получателя не был указан на почтовом конверте, поскольку, как верно отмечено судьей районного суда, без указания на почтовом конверте обязательного реквизита - адреса получателя почтовому отправлению не может быть присвоен штриховой почтовый идентификатор.

В соответствии с п. 5.4.1.1.2 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п, в случае отсутствия адреса отправителя/адресата, выявления ошибки в написании или неполного/некорректного адреса отправителя/адресата, почтовый работник возвращает РПО отправителю для дооформления/переоформления.

С учетом того, что регистрируемое почтовое отправление было принято к пересылке и ему присвоен штриховой почтовый идентификатор, оснований полагать, что на нем не был указан адрес КРОД «Совет жителей региона», не имеется.

Доводов, которые могли бы быть признаны состоятельными и повлечь отмену постановления судьи районного суда, в жалобе председателем КРОД «Совет жителей региона» не приведено.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судьей районного суда определены правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Оснований, позволяющих признать совершенное КРОД «Совет жителей региона» административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья