ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1001/2021 от 22.02.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

59OS0000-01-2021-000592-57

Дело № 3а-16/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием представителя административного истца - прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой М.В.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Ложкиной Е.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края в защиту законных прав интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании недействующим пункт «эксплуатационные леса» таблицы 3 подраздела 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов» раздела 1.1 главы 1 лесохозяйственного регламента Юсьвинского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года № СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года № СЭД-30-01-02-363), в части отнесения защитных лесов, расположенных в кварталах 103, 104, 105, 106-108, 110, 114-17 Юсьвинского участкового лесничества, в кварталах 71-72, 95-99, 110 Купросского участкового лесничества, в квартале 117 Тиминского участкового лесничества, в квартале 76 Пожвинского участкового лесничества Юсьвинского лесничества, к категории эксплуатационных лесов,

у с т а н о в и л:

Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года № СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года № СЭД-30-01-02-363) утвержден лесохозяйственный регламент Юсьвинского лесничества (далее - Регламент Юсьвинского лесничества).

В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Указанный нормативный правовой акт опубликован 3 ноября 2017 года на официальном сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (http://priroda.permkrai.ru/docs/npa/after_2016/page/3), 29 января 2018 года в «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края».

29 декабря 2017 года Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края принят приказ № СЭД-30-01-02-2068, которым утвержден лесохозяйственный регламент Юсьвинского лесничества.

Приказ действует в редакции, утвержденной приказом Министерства от 29 марта 2020 года № СЭД-3 0-01-02-363.

Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных прав интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании недействующим пункт «эксплуатационные леса» таблицы 3 подраздела 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов» раздела 1.1 главы 1 лесохозяйственного регламента Юсьвинского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года № СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года № СЭД-30-01-02-363).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что положения оспариваемого регламента Юсьвенского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, к эксплуатационным лесам противоречат положениям федеральному законодательству и не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Пермского края, утверждая лесохозяйственный регламент Юсьвинского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территориях, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания указанного нормативного правового акта недействующим. Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают на территории Пермского края, на сохранение благоприятной окружающей среды.

В соответствии с таблицей 3 подраздела 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов» раздела 1.1. главы 1 названного нормативного правового акта, леса в границах Юсьвинского лесничества распределены по целевому назначению и категориям защитных лесов на защитные леса и эксплуатационные леса.

Согласно указанной таблице леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

К эксплуатационным лесам отнесены леса, расположенные в границах кварталов Купросского лесничества (Купросское лесничество ч. 1, ч. 2., 3-17, ч. 18, ч. 19, ч. 20, ч. 21, ч. 22, ч. 23, 24-40, ч. 41, ч. 42, ч. 43, 44-60, ч. 61, ч. 62, 63-70, ч. 71-4. 74, 77-82, ч. 83, ч. 86, ч. 87, ч. 88, ч. 89, ч.90, 91, 92, ч. 93, ч. 94, ч.95, ч.96, ч.97, ч.98, ч.99, ч. 100, ч.101, 102-178, Колхоз «Дружба», часть (часть 8, 9); Колхоз «Восход» (1,2,3,4, часть 7); Колхоз имени Дзержинского (часть, ч. 1-2, 4-8); Колхоз «Россия» (1, ч. 2,3, ч. 4., ч.5, ч. 4,, ч. 7, 8-12); Совхоз «Майкорский» (часть) (ч. 36, 37, 38, ч. 39, 40, 41, ч. 52, ч. 53, ч. 56, ч. 57, ч. 58, ч. 59), Колхоз «Красная Звезда» (часть) (ч. 9, ч. 10, ч. 14, ч. 15, ч. 16, ч. 17); Кылосовское (часть) (1, 236)), Пожвинского лесничества (Пожвинское (1-6, 9-15, 18-36, 39, 42-59, 63-80, 83, 85-89, ч.90, ч.91, ч.92, 93, 97-100, 104, 105, 110-114, 118, 131, 132, 133, 136, 137), Городищенское (1-6, 9-15, 19-36, 42-59, 63-80, 86-100, 103-116, 119-129, 131-137); Совхоз «Майкорский» (часть) (1, ч.2, 3,4, ч.5, ч.7, 8,9, ч.10, ч.11, ч.13, ч.14, ч.15, ч.16, 18-23, ч.24, ч.25, 26-29, ч.31, ч.32, ч.42, ч.43, ч.44, ч.45, ч.46, ч.47, ч.48); Госземфонд Пожвинского поселкового совета (1-8, 10-14); Госземфонд Майкорского поселкового совета (1, 2, ч. 3, ч. 4), Тиминское лесничество (1-9, ч.10, ч.11, ч.12, 13-28, ч. 29, ч. 30, ч. 31, 32, ч. 33, ч. 34, ч.35, ч. 36, 37-49, ч. 50, ч. 51, ч. 52, ч. 53, 54, ч. 55, ч. 56, ч.57, ч. 58, ч. 59, ч. 60, ч.61, 62 -77, ч.78, ч.79, 80-94, ч.95, 96-110, ч.111, 112-145, ч. 146, 147-161, ч. 162, 163-177, ч. 178, ч. 179, 180-194, ч. 195, ч. 196, 197-200); Колхоз «Красная Звезда» (часть) (ч. 1,ч.2, ч.3, ч. 4, ч. 5, ч.6, 7, 8, ч. 10, 11-13, ч. 14, ч. 15); Верх - Велвинское (часть) (160-163, 184-187, 200-211), Юсьвинского лесничества (Юсьвинское (5-21, 25-43, 46-58, 60-89, 92-94, ч.99, ч. 100, ч. 101, ч. 102, ч. 10З, ч. 105, ч. 106, 107, ч. 108, ч. 109, 110-116, ч.П7, 118-204); Колхоз СПТУ - 70 (ч.1, 2, 3); Совхоз «Мелюхинский» (часть) /(1-12, часть 13, 14, 15, ч.1б, 4.17, ч.18, ч.19, ч.20, ч.21. ч.22, ч.23, ч.24, 25 и ч. 26); Колхоз «Заря будущего» (часть) (ч. 1, ч. 2, ч.3, 4,5 и ч.6, ч. 7, 8, ч. 9, 10-14, ч. 15,16, 17); Колхоз «Родина» (1, ч.2,, ч. 3, ч. 4,5); Колхоз «Совет» (1-3, ч.4, 5-7, ч. 8, ч. 9); Колхоз «Дружба» (часть) (1-7, ч.9); Колхоз «Восход» (часть) (ч.1, ч.5); Колхоз им. Дзержинского (часть) (ч.1); Колхоз «Маяк» (1,3, ч.4,5,6, ч.7).

Установлено, что согласно регламенту к эксплуатационным лесам отнесены, в том числе, части лесных кварталов 71, 72, 95-99, 102-178 Купросского участкового лесничества, 63-80 Пожвинского участкового лесничества, 112-145 Тиминского участкового лесничества, 103-109, 110-116, 117 Юсьвинского участкового лесничества.

На территории указанных лесных участках, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, приказу Минприроды края от 20 января 2021 года № 30-01-02-32 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений» расположены особо охраняемые природные территории, в частности:

- охраняемый ландшафт регионального значения «Стариковское болото», площадью 1760 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входят части кв. 103, 104, 106 -108, 110, 114-117 Юсьвинского участкового лесничества.

- ландшафтный природный резерват регионального значения «Дикий-Ты», площадью 138 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входит кв. 105 Юсьвинского участкового лесничества.

- охраняемый ландшафт регионального значения «Евсинское болото», площадью 1046 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входят кв. 95- 99 Купросского участкового лесничества.

- охраняемый ландшафт регионального значения «Соболевское болото», площадью 356 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входят части кв. 71-72 Купросского участкового лесничества.

- ботанический памятник регионального значения «Неньский липовый лес», площадью 70 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входит кв. 117 Тиминского участкового лесничества.

- ботанический памятник регионального значения «Купрос-Волокский кедровик», площадью 2,5 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входит кв. 71-72 Купросского участкового лесничества.

- ботанический памятник регионального значения «Малополомкинский кедровик», площадью 7 га, учрежденный постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года № 64-п, в соответствии с которым в состав территории природного объекта входит кв. 76 Пожвинского участкового лесничества.

Между тем на территории лесничества категория защитных лесов «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» не выделена (таблица 3 подраздела 1.1.6 раздела 1.1 Регламента Юсьвинского лесничества).

Представитель административного истца Масленникова М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительных объяснениях.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Ложкина Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительных объяснениях ссылаясь на то, что материалы лесоустройства Юсьвинского лесничества, проведённого в период 1992-1998 гг., устарели, в лесном законодательстве такая категория лесов, как леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, отсутствовала, поэтому такие леса Рослесхозом не проектировались и не утверждались. Охрана лесов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, несмотря на отнесение их оспариваемым регламентом Юсьвенского лесничества к эксплуатационным лесам, осуществлялась фактически в режиме, соответствующему режиму защитных лесов. При поступлении проектов освоения лесов, предусматривающих ведение лесного хозяйства на особо охраняемой природной территории, дается отрицательное заключение. Полномочия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по утверждению регламента следуют из Положения о Министерстве.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв.

Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области использования, охраны, защиты, и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса РФ).

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункты 1-5 части 1 статьи Лесного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 Лесного кодекса РФ, приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ.

Часть 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с честью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

К эксплуатационным лесам относятся леса, который подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 Лесного РФ, а именно в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций.

Согласно ч. ч. 1, 2 статьи 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса РФ).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ, пункта 3 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 21, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о ландшафтном природном резервате «Дикий-Ты», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, тесного хозяйства и экологии Пермского края от 30 июля 2017 года № СЭД-30-01-02-121 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Юсьвинского муниципального округа Пермского края» (далее - приказ Минприроды края от 30 января 2017 года № СЭД-30-01-02-12) целью создания особо охраняемой природной территории является: охрана типичных для природных объектов участков естественных экологических систем, природных ландшафтов, ценных в научном, культурном и эстетическом отношениях.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (Зарегистрировано в Минюсте России 31 марта 2017 года № 46210) устанавливает состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений. Согласно пункту 10 данного приказа разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Определение границ категории защитных лесов «леса, расположенные на особых охраняемых природных территориях» возможно только при наличии сведений о границах особо охраняемых природных территориях, предусмотренных частью 12 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территориях, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для Единого государственного реестра недвижимости).

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Согласно Приказу Минприроды России от 27 июля 2020 года № 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» основанием для внесения в государственный лесной реестр сведений о защитных лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, должен стать соответствующий приказ Рослесхоза об отнесении соответствующих лесов к защитным.

В соответствии с пунктом 16 статьи 81 ЛК РФ и пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, проектирование защитных лесов и принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам являются полномочиями Рослесхоза.

При лесоустройстве Юсьвенского лесничества, проведенного в период 1992-1998 гг., в лесном законодательстве такая категория лесов, как леса, расположенные на особо охраняемых территориях, отсутствовала, такие леса Рослесхозом не проектировались и не утверждались при принятии оспариваемого регламента.

Таким образом, проектирование защитных лесов, в том числе лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, не относится к полномочиям в области лесных отношений, переданным статьей 83 Лесного кодекса РФ на уровень субъектов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Пермского края, утверждая лесохозяйственный регламент Юсьвенского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территориях, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных полномочий, что является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

Суд критически относится к доводам представителя административного ответчика, что лесохозяйственных регламентах лесничеств Пермского края территории земель лесного фонда на которых расположены особо охраняемые природные территории регионального значения, отражены в разделе 1.1.8. «Характеристика имеющихся особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия», а также режимы особой охраны, что фактически используются в режиме, соответствующем режиму защитных лесов. Данный довод судом отклоняется, в связи с противоречием положений федеральному законодательству и несоответствием целям создания особо охраняемой природной территорий.

Фактическое использование особо охраняемых природных территорий в соответствии с требованиями законодательства ничем не подтверждено и о соответствии оспариваемого нормативного акта требованиям законодательства большей юридической силу не свидетельствует.

Установленный правовой режим защитных лесов, отраженный в лесохозяйственном регламенте Юсьвинского лесничества Пермского края, допускает использование особо охраняемые природные территории в режиме использования эксплуатационных лесов, что не соответствует требованиям законодательства.

Согласно части 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно пункту 2.1. Положений, утверждённых приказом Минприроды края от 30 января 2017 года № СЭД-30-01-02-121 целью создания особо охраняемых природных территорий «Охранный ландшафт «Стариковское Болото», «Охранный ландшафт «Стариковское Болото», «Охраняемый ландшафт «Евсинское болото», «Охраняемый ландшафт «Соболевское болото» является обеспечение охраны природных комплексов и поддержания экологического баланса при сохранении экономического потенциала региона и образа жизни населения с регулируемым традиционным пользованием. Особоохраняемые природные территории «Ботанический памятник природы «Купрос-Волокский кедровник», Ботанический памятник природы «Малополомкинский кедровник», «Ботанический памятник природы «Неньский липовый лес», созданы с целью охрана уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном и эстетическом отношениях природных комплексов.

Однако, в лесохозяйственном регламенте Юсьвинского лесничества указанные лесные участки, расположенные данных особо охраняемых природных территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, которые на основании части 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах в силу части 6 статьи 111 Лесного кодекса РФ запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Действующим законодательством установлен прямой запрет на осуществление рубок на территории особо охраняемых природных территориях.

С учетом вышеприведенных мотивов суд приходит к выводу о том, что пункт «эксплуатационные леса» таблицы 3 подраздела 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов» раздела 1.1 главы 1 Лесохозяйственного регламента Юсьвинского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года № СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года № СЭД-30-01-02-363), в части отнесения защитных лесов, расположенных в кварталах 103, 104, 105, 106-108, 110, 114-17 Юсьвинского участкового лесничества, в кварталах 71-72, 95-99, 110 Купросского участкового лесничества, в квартале 117 Тиминского участкового лесничества, в квартале 76 Пожвинского участкового лесничества Юсьвинского лесничества, к категории эксплуатационных лесов, не соответствует положениям законодательства большей юридической силы, принят без учета полномочий Министерства, в связи с чем заявленные требования административного иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт «эксплуатационные леса» таблицы 3 подраздела 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов» раздела 1.1 главы 1 Лесохозяйственного регламента Юсьвинского лесничества Пермского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 декабря 2017 года № СЭД-30-01-02-2068 (в редакции приказа от 29 марта 2020 года № СЭД-30-01-02-363), в части отнесения защитных лесов, расположенных в кварталах 103, 104, 105, 106-108, 110, 114-17 Юсьвинского участкового лесничества, в кварталах 71-72, 95-99, 110 Купросского участкового лесничества, в квартале 117 Тиминского участкового лесничества, в квартале 76 Пожвинского участкового лесничества Юсьвинского лесничества, к категории эксплуатационных лесов.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 10 марта 2022 года.

Судья: подпись