ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1013/20 от 29.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,

с участием:

прокурора Роговой О.Н.,

представителя административного истца ТУ Росимущества в Самарской области - Приходько С.О.,

представителя административного ответчика Думы городского округа Кинель и заинтересованных лиц Администрации г.о. Кинель, Главы г.о. Кинель - Рысаевой С.Р.,

представителя заинтересованного лица АО «Транснефть-Прикамье» -Тихановой Л.С.,

представителей заинтересованного лица Дорофеева С.Н. - Меняева А.В., Сычева М.В.

представителей заинтересованного лица САМНЦ РАН в лице филиала Поволжского НИИСС – Моисеевой Е.Ю., Гражданкина А.В.,

представителя заинтересованного лица Самарской Губернской Думы - Григорьева В.Г.,

представителя заинтересованного лица Губернаторовой Л.А. - Купцовой Т.Ю.,

представителя заинтересованного лица ИП Главы КФХ Купцовой Н.А. -Ивлеева С.А.,

представителя заинтересованного лица ООО «ОГК-Самара» - Купцова О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1013/2020 по административному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области) к Думе городского округа Кинель Самарской области о признании недействующим в части Генерального плана городского округа Кинель, утвержденного решением Думы городского округа Кинель от 27 мая 2010 г. №793 (с изменениями № 496 от 27.11.2014 г., №126 от 26.05.2016 г.),

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана городского округа Кинель, утвержденного Решением Думы городского округа Кинель от 27 мая 2010 года № 793 (с изменениями от 27 ноября 2014 года № 496, от 26.05.2016 г. №126), в части включения в границы городского округа Кинель Самарской области земельного участка с кадастровым номером .

Заявленные требования обоснованы тем, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 36 355 767 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, расположенный по адресу: <адрес>». На территории Самарской области управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным Приказом Росимущества от 29.09.2009 г. №278.

При подготовке Территориальным управлением межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым номером было выявлено пересечение данного участка с границами иных землепользователей и границами городского округа Кинель.

Решением Думы городского округа Кинель от 27 мая 2010 года № 793 утвержден Генеральный план городского округа Кинель Самарской области.

Решением Думы городского округа Кинель от 27 ноября 2014 года № 496 внесены изменения в Генеральный план городского округа Кинель.

Решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 26.05.2016 г. №126 «Об утверждении изменений в Генеральный план округа Кинель Самарской области» в вышеуказанный Генеральный план, утвержденный решением Думы городского округа Кинель от 27 мая 2010 года № 793 (в редакции решения от 27 ноября 2014 года № 496) внесены изменения.

При принятии Думой г.о. Кинель указанного решения, с внесенными в него изменениями, нарушены ч.1 ст. 8, ч.3 ст. 11.9, п. 1 ч.1 ст. 84 ЗК РФ, ст. 24, ч.1 ст.25 ГрК РФ, ч.1 ст. 2 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», п. 6.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 г. №267.

Нарушение порядка принятия оспариваемого решения привело к пересечению границ городского округа Кинель с земельным участком с кадастровым номером , находящимся в федеральной собственности, и вследствие чего, отнесение данного участка к двум категориям земель – земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов. При этом, при принятии оспариваемого решения согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанного земельного участка, находящегося в федеральной собственности с уполномоченным на то органом не производилось. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Приходько С.О. административные исковые требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Думы г.о. Кинель Рысаева С.Р., она же представитель заинтересованных лиц Администрации г.о. Кинель, Главы г.о. Кинель, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что оспариваемое решение с внесенными в него изменениями принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства, не нарушает права и законные интересы административного истца. При этом необходимости в согласовании генерального плана с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не было, поскольку в данном случае это не предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером в установленном законом порядке не определены; на основании чертежа, приложенного к Государственному акту на право собственности на землю САМ №22-12-102, невозможно определить актуальность границ указанного земельного участка ни на 2010 год, ни в настоящее время. С заявлением о внесении изменений в нормативный правовой акт административный истец не обращался. Также, административным истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование решения Думы городского округа Кинель от 27 мая 2010 года № 793, с внесенными в него изменениями, установленный ГПК РФ, действующий в период принятия указанного решения.

Представитель заинтересованного лица АО «Транснефть-Прикамье» по доверенности Тиханова Л.С. в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поддержав позицию административного истца, пояснила, что на территории Кинельского района городского округа Кинель, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером расположены магистральные нефтепроводы: Альметьевск-Куйбышев, d=820 мм, участок 193-222 км, участок 223-243 км.; Альметьевск-Куйбышев, d=1020 мм, участок 223-243 км.; Калтасы-Куйбышев d=820 мм, участок 193-222 км, d=720 мм участок 223-241 км. Право собственности АО «Транснефть-Прикамье» на указанные линейные объекты зарегистрированы. Магистральные нефтепроводы представляют собой единый технологический комплекс, включающий в себя подземную линейную часть, наземные и надземные сооружения, используемые для транспортировки жидких углеводородов (нефть, нефтепродукты). АО «Транснефть-Прикамье» включено в реестр субъектов естественных монополий, действующих в топливно-энергетическом комплексе. Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.05.2015 №946 – э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» в указанный реестр было внесено изменение в части наименования организации: АО «Транснефть-Прикамье» вместо ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы». Магистральные нефтепроводы АО «Транснефть-Прикамье», расположенные в границах Кинельского района Самарской области, городского округа Кинель, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером , отнесены к перечню объектов федерального значения и отображены на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта. В соответствии с ч.1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана городского округа подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа. Оспариваемый Генеральный план городского округа Кинель в нарушение вышеуказанной нормы не был согласован в установленном порядке с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на предмет соответствия документам территориального планирования Российской Федерации, согласно которым планируется размещение объектов федерального значения на территории поселения, городского округа. Сведения из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером содержат информацию о том, что данный земельный участок имеет ограничение (обременение), установленное постановлением администрации муниципального района Кинельский Самарской области от 05.10.2009 №1723 «Об установлении границ охранных зон магистральных нефтепроводов и вдольтрассовых ЛЭП ОАО «СЗМН» на территории муниципального района Кинельский». Вместе с тем, оспариваемый Генеральный план не отражает местоположение магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Прикамье» на территории Кинельского района Самарской области, городского округа Кинель, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 63:22:0000000:438. Нарушение порядка согласования и принятия Генерального плана городского округа Кинель привело к тому, что данный нормативный правовой акт не содержит информации о местоположении на территории городского округа магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Прикамье», об установленных охранных зонах. Отсутствуют сведения о санитарных разрывах, зонах с особыми условиями использования территорий, указания о запретах и ограничениях, предусмотренных действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица САМНЦ РАН в лице филиала Поволжского НИИСС по доверенностям Моисеева Е.Ю. и Гражданкин А.В. в судебном заседании полагали, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом пояснили, что Поволжский НИИСС - филиал САМНЦ РАН владеет земельным участком с кадастровым номером на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей САМ №22-12-102 и Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов №87 от 15.03.1989 г. Данный земельный участок с кадастровым номером образовался путем раздела первоначального земельного участка с кадастровым номером (архивный), который был внесен в государственный кадастр недвижимости 10.07.2006, согласно сведениям ЕГРН границы архивного земельного участка отображены на Схеме Государственного акта №22-12-102 (чертеж и описание границ смежных землепользований приложен к акту). Собственником земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация. 31.03.2014 г. решением Кинельского районного суда Самарской области по иску Рябовой Н.Г. об устранении препятствий в пользовании земельным участком в государственном кадастре недвижимости аннулированы сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером . Письмом Администрации исх. № 2429 от 23.04.2020 г. подтверждается, что вышеуказанный земельный участок незаконно был отнесен к землям населенного пункта. В соответствии со схемой пересечения границ земельного участка с границами иных землепользователей граница городского округа Кинель пересекает границу федерального земельного участка с кадастровым номером . В связи с чем, Управлением Росреестра по Самарской области выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером . В результате принятия оспариваемых решений произошло нарушение прав САМНЦ РАН как пользователя и ТУ Росимущества в Самарской области как собственника земельного участка.

Представитель заинтересованного лица кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. по доверенности Купцова Т.Ю. в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению, и пояснила, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , который был поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2014 г. в соответствии с Государственным актом №22-12-102. Документом, подтверждающим право на исходный земельный участок с кадастровым номером является Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №22-12-102. В Государственном акте содержится Чертеж границ земель, находящихся в пользовании ГНУ Поволжского НИИ селекции и семеноводства имени Константинова П.Н., масштаба 1:50000, утвержденный председателем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Кинельского района Самарской области. Таким образом, кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером проводились кадастровым инженером Губернаторовой Л.А. исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. В Государственном акте содержится экспликация земель, переданных в постоянное бессрочное пользование. Площадь исходного земельного участка с кадастровым номером по результатам межевания составляла 36 975 776 кв.м. Затем данный земельный участок был разделен на два земельных участка. Один из них с кадастровым номером остался в постоянном (бессрочном) пользовании ГНУ Поволжского НИИ селекции и семеноводства имени Константинова П.Н. Площадь земельного участка по результатам межевания составляла 36 355 767 кв.м. Решением Кинельского районного суда Самарской области по гражданскому делу №2-30/2014 от 31.03.2014 г. сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером аннулированы из ГКН, в связи с обнаружением в указанных сведениях кадастровой ошибки. При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , местоположение границ и конфигурация земельного участка определялись кадастровым инженером Губернаторовой Л.А. с учетом исходного документа - Государственного акта на право собственности на землю, а также с учетом сведений о местоположении границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером , исключенных судом. По результатам межевания и перерасчета значений координат характерных точек границ из местной системы координат в МСК-63 зона 2, площадь земельного участка с кадастровым номером составила 31 273 217 кв.м., что меньше уточняемого земельного участка на 5 082 550 кв.м. и превышает величину 10% от 36 975 776 кв.м. В результате проведения кадастровых работ выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером с границами земельных участков с кадастровыми номерами . Кроме того, граница земельного участка с кадастровым номером , соответствующая графическому материалу, содержащемуся в Государственном акте, пересекает границу муниципального образования, сведения о которой содержатся в ЕГРН с номером 10558201. Уточняемый земельный участок частично располагается на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж6 в соответствии с ПЗЗ г.о. Кинель Самарской области. С учетом выявленных пересечений границ уточняемого земельного участка границами муниципального образования, а также с границами вышеперечисленных земельных участков, внесение сведений о границах земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН невозможно до устранения пересечений.

Представители заинтересованного лица Дорофеева С.Н. по доверенностям Меняев А.В. и Сычев М.В. в судебном заседании полагали, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поддержав позицию административного ответчика, пояснили, что Дорофеев С.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , отнесенных к землям населенных пунктов, для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур. Указанные земельные участки приобретены Дорофеевым С.Н. на основании договоров купли-продажи заключенных с муниципальным образованием городской округ Кинель на основании вынесенных Администрацией городского округа Кинель постановлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном пп.10 п.2 ст. 39.3, ст. 39.15. ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. В процессе оказания государственной услуги по заявлениям Дорофеева С.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченным органом в установленном законом порядке была проведена работа по выявлению прав третьих лиц на испрашиваемые земельные участки. При этом в процессе работы по заявлениям информация об обременении земельных участков правами третьих лиц не поступила. Административный истец в обоснование заявленных требований, ссылается на допущенные Думой городского округа Кинель при утверждении Генерального плана нарушения положений ч.1 ст. 2 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ч.1 ст.8, ч.3 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, п. 6.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 года № 267, Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 года №688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» в части пересечения с границами г.о. Кинель земельного участка с кадастровым номером . Однако административным ответчиком при утверждении Генерального плана не было допущено нарушений, на которые ссылается административный истец. Как следует из административного искового заявления, нарушение своих прав ТУ Росимущества в Самарской области связывает с выявлением при подготовке межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым номером пересечения с земельными участками, принадлежащими, в том числе Дорофееву С.Н. Вместе с тем, избранный административным истцом способ защиты права в виде признания недействующим Генерального плана городского округа Кинель не находится во взаимосвязи с нарушением права в виде выявления пересечений границ земельного участка с другими земельными участками. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Самарской области находится дело по иску ТУ Росимущества в Самарской области к Дорофееву С.Н. о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, указанных в настоящем иске. Таким образом, сформулированные административным истцом требования не соответствуют предмету регулирования КАС РФ, а направлены, по сути, на виндикацию имущества.

Представитель заинтересованного лица ИП Главы КФХ Купцовой Н.А. по доверенности Ивлеев С.А. в судебном заседании полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку административным истцом не представлено доказательств того, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы городского округа Кинель и границы других земельных участков, указанных в заключении кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером в разделе «Особые отметки» указано, что данный земельный участок не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ. Следовательно, границы данного земельного участка не могут пересекать границы городского округа Кинель и других земельных участков, в связи с их отсутствием у земельного участка с кадастровым номером . Чертеж границ земельного участка, который является неотъемлемой частью Государственного акта на право собственности на землю САМ №22-12-102, не может быть принят во внимание, как доказательство, подтверждающее границы земельного участка с кадастровым номером . Площадь земельного участка с кадастровым номером , согласно из выписки из ЕГРН, составляет 36 355 767 кв.м. Между тем, как следует из Государственного акта и Чертежа границ земельного участка, данный Чертеж описывает границы земельного участка площадью 40 417 500 кв.м. Разница площадей между земельным участком с кадастровым номером и земельным участком, указанным в Государственном акте составляет 4061733. Это свидетельствует о том, что Чертеж границ земельного участка, который является неотъемлемой частью Государственного акта не может быть использован для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером , поскольку в нем описаны границы иного земельного участка, площадь которого существенно превышает площадь земельного участка с кадастровым номером . Данный вывод подтверждается также заключением кадастрового инженера Коновалова М.С.

Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» Купцов О.П., действующий на основании решения №2/2018 от 04.09.2018 г., в судебном заседании полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат и пояснил, что 14.01.2015 г. между Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа Кинель Самарской области и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт №1 на выполнение проектных и земельно-кадастровых работ по установлению границ населенного пункта (формирование карты (плана) границ объекта землеустройства, проведение необходимых согласований для занесения сведений в государственный кадастр недвижимости) на территории городского округа Кинель Самарской области. В соответствии с условиями Контракта и Технического задания к нему ООО «<данные изъяты>» приняло на себя обязательства выполнить проектные и земельно-кадастровые работы по установлению границ муниципального образования г.о. Кинель, внесение изменений (при необходимости) в границы г.о. Кинель, установление границ г. Кинель, п. Алексеевка, п. Усть-Кинельский (формирование карты (плана) границ объектов землеустройства, проведение необходимых согласований для занесения сведений в государственный кадастр недвижимости). Указанные работы были выполнены в полном объеме и сданы заказчику 21.01.2015 г. без каких-либо замечаний, что подтверждается актом выполненных работ. Считает, что Генеральный план городского округа Кинель, утвержденный решением Думы г.о. Кинель от 27.05.2010 г. №793, с внесенными в него изменениями, принят в полном соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок утверждения документов территориального планирования. Граница г.о. Кинель установлена Законом Самарской области от 10.10.2008 г. №106-ГД «Об установлении границы городского округа Кинель Самарской области». При этом, административный истец указанный Закон не обжалует. В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка. При этом, следует учесть, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером были аннулированы в ГКН на основании решения Кинельского районного суда Самарской области от 31.03.2014 г. по иску Рябовой Н.Г. к Федеральному агентству научных организаций об устранении препятствий в осуществлении права собственности на земельный участок и об аннулировании в ГКН сведений о местоположении границ земельного участка. Установленные по указанному гражданскому делу факты свидетельствуют о том, что чертеж границ земель, находящихся в пользовании ГНУ «Поволжской НИИСС им. П.Н. Константинова», описание границ смежных землепользователей, список пользователей земель, расположенных в границах земель, предоставленных по государственному акту на праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей САМ №22-12-102, содержали недостоверную информацию – указаны не полный перечень смежных землепользователей, недостоверные данные о границах земельного участка с кадастровым номером . Таким образом, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным установить факт пересечения границ указанного земельного участка с границами городского округа Кинель и другими земельными участками, указанными в заключении кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. Кроме Государственного акта САМ №22-12-102 и сделанного на его основании заключения кадастрового инженера административный истец не представил ни одного доказательства, свидетельствующего о фактическом расположении границ своего земельного участка в границах г.о. Кинель и границах других земельных участков. Чертеж границ земельного участка, который является неотъемлемой частью государственного акта, не может быть принят во внимание, поскольку не позволяет установить границы земельного участка. На данном чертеже отсутствуют отдельные контура уточняемого земельного участка, которые приведены на схеме расположения земельных участков и чертежах земельных участков и их частей, включенных в состав заключения. Учитывая отсутствие обоснования соответствия границ уточняемого земельного участка чертежу границ земель, масштаба 1:50000, который является неотъемлемой частью Государственного акта, отсутствие в заключении сведений о закреплении границ уточняемого участка с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, подтверждающих существование границ на местности 15 и более лет, в совокупности с тем, что на чертеже границ земельного участка отсутствует часть границы земельного участка согласно румбам и мерам линий точки 64 по 87, можно сделать вывод, что внесение сведений в ЕГРН на основании Чертежа границ земель, масштаба 1:50000, невозможно.

Представитель заинтересованного лица Самарской Губернской Думы по доверенности Григорьев В.Г. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда и пояснил, что согласно положениям градостроительного законодательства в генеральном плане городских округов отражаются не границы муниципальных образований, а границы населенных пунктов. В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 26.12.2003 г. №131-ГД «О населенных пунктах на территории Самарской области» населенный пункт представляет собой часть территории Самарской области, застроенную в пределах установленной границы, служащую постоянным или преимущественным местом проживания людей, имеющую наименование, присвоенное в порядке, установленном федеральным законодательством. Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в том числе с учетом следующего требования: в состав территории муниципального образования входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, то есть земли различных категорий, указанных в п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ. Таким образом, в границах населенного пункта располагаются земли исключительно одной категории, а в границах муниципального образования – земли различных категорий (в том числе земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения). Исходя из изложенного, законодательство различает порядок установления границ населенного пункта и порядок установления границ муниципального образования. В соответствии с п.1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Ни кодекс, ни Федеральный закон от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не предусматривают принятие закона субъекта Российской Федерации по данному вопросу. В соответствии с положением ч.2 ст.10 ЗК РФ и во исполнение положений ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ принят Закон Самарской области от 10.10.2008 №106-ГД «Об установлении границ городского округа Кинель Самарской области», которым были установлены границы городского округа Кинель. Положения данного Закона до настоящего времени не оспорены и участниками процесса не ставятся под сомнение.

Представители заинтересованных лиц: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, ГУП Самарской области Институт «ТеррНИИгражданпроект», АО «ВолгоНИИгипрозем», Правительства Самарской области, ООО «НТЦ Спектр», Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), АО «Средневолжское геодезическое предприятие» и заинтересованное лицо - Знаменская Я.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, разрешение требований ТУ Росимущества в Самарской области оставляет на усмотрение суда.

АО «ВолгоНИИгипрозем» представило суду отзыв, из которого следует, что данная организация не выполняла никакие проектно-изыскательские работы по землеустройству и не подготавливала никакой технической землеустроительной или градостроительной документации в отношении Генерального плана г.о. Кинель Самарской области, а также в отношении установления административных границ г.о. Кинель.

АО «Средневолжское геодезическое предприятие» представило суду письменный отзыв, из которого следует, что Общество в 2008 году проводило работы по установлению границ городского округа Кинель Самарской области. При выполнении работ использовались материалы и исходные данные, предоставленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по состоянию на 2008 год. Сведениями о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером с границами городского округа Кинель или отнесению его к Кинельскому району по состоянию на 1986 год АО «Средневолжское геодезическое предприятие» не располагает. На момент выполнения работ по установлению границ городского округа Кинель в 2008 году сведения о земельном участке с кадастровым номером в ГКН отсутствовали, поскольку он был проставлен на кадастровый учет 01.03.2010 г.

Относительно заявленных требований ГУП Самарской области Институт «ТеррНИИгражданпроект» представило суду письменные пояснения, из которых следует, что 18.05.2009 г. с единственным участником конкурса ГУП Самарской области Институт «ТеррНИИгражданпроект» (Исполнитель) и Управлением архитектуры и градостроительства г.о. Кинель (Заказчик) был заключен муниципальный контракт № 21 на выполнение проектных работ по подготовке «Генерального плана г.о. Кинель» в соответствии с условиями контракта и Техническим заданием, прилагаемым к контракту. Согласно пунктам 4.1-4.4 Технического задания (Приложение №1 к контракту) топографическая основа (в диапазоне масштабов 1:25 000 – 1:1 000) и материалы инвентаризации земель на территорию городского округа Кинель, обзорные инженерные изыскания, а также иные исходные данные предоставляются Заказчиком. При разработке Генерального плана городского округа Кинель Исполнитель обязан учесть ранее выполненную градостроительную документации на территорию. Разделом 3 технического задания (Приложение №1 к контракту) предусмотрено, что проект генерального плана городского округа до его утверждения подлежал обязательному согласованию Заказчиком в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждению в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Работы, предусмотренные муниципальным контрактом №21 от 18.05.2009 г., были полностью выполнены, все материалы разработанного генерального плана городского округа Кинель были переданы Заказчику по накладным №9 от 25.08.2009 г. 27.05.2010 г. Думой г.о. Кинель принято решение №793 «Об утверждении Генерального плана городского округа Кинель Самарской области». Данное решение принято уполномоченным органом Думой городского округа Кинель в пределах своей компетенции с соблюдением установленной формы, процедуры подготовки и принятия, доведено до всеобщего сведения, путем официального опубликования. Заинтересованные лица имели возможность представить свои возражения по проекту генерального плана на стадии общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со ст. 5.1 и 28 ГрК РФ. Однако, в течение 10 лет с даты принятия Генерального плана г.о. Кинель Самарской области он не оспаривался административным истцом, в связи с чем, его требования подлежат рассмотрению с учетом положений ст. 196 ГПК РФ о трехгодичном сроке исковой давности. Решениями Думы г.о. Кинель Самарской области от 27.11.2014 №496, от 26.05.2016 №126 были утверждены изменения в Генеральный план городского округа Кинель Самарской области от 27.05.2010 г., в том числе, и по границам городского округа Кинель, выполненные другим проектировщиком ООО «НТЦ-Спектр» (г.Воронеж). При этом, пунктом 1.1.9 Положения о территориальном планировании городского округа Кинель Самарской области, разработанного в составе материалов Генерального плана городского округа Кинель Самарской области предусмотрено, что на картах (схемах) генерального плана отображаются установленные законом Самарской области на момент утверждения генерального плана границы городского округа Кинель Самарской области. На момент утверждения генерального плана от 27.05.2010 г. границы городского округа Кинель Самарской области были установлены в соответствии с Законом Самарской области от 10.10.2008 г. №106-ГД «Об установлении границ городского округа Кинель Самарской области». Административным истцом в материалы дела не представлены сведения кадастрового учета о координатах характерных точек земельного участка, что не позволяет установить факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером и границ городского округа Кинель.

Иные лица, участвующие в деле письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Городской округ Кинель является муниципальным образованием, представляющим собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области.

Согласно ч.3 ст. 6 Устава городского округа Кинель Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 06.02.2014 № 410, в состав городского округа Кинель Самарской области входят город Кинель, поселок городского типа Алексеевка, поселок городского типа Усть-Кинельский.

Генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Судом установлено, что решением Думы г.о. Кинель от 27 мая 2010 года № 793 утвержден Генеральный план городского округа Кинель.

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Кинельская жизнь» от 22 июня 2010 года № 38.

Решением Думы городского округа Кинель от 27 ноября 2014 года № 496 внесены изменения в Генеральный план городского округа Кинель.

Указанное решение опубликовано в издании «Кинельская жизнь» от 11 декабря 2014 года № 84 (12455).

Из пояснительной записки главы администрации г.о. Кинель к проекту решения Думы городского округа Кинель следует, что внесение изменения в Генеральный план г.о. Кинель изменение границ населенных пунктов городского округа Кинель согласовано с ООО «Газпром транс Газ». Данное изменение внесено в целях обеспечения безопасности при эксплуатации производственных объектов магистрального транспорта газа, во исполнение требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также порядка использования земель на территории городского округа, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний от объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром транс Газ»; ограничения и обременения прав на земельные участки жилой территории; внесения в Генеральный план зоны затопления и подтопления на территории городского округа; размещение кладбища, расположенного в районе Локаторы, южная часть г. Кинель, а также в северной части п.г.т. Алексеевка; проектирование новых территорий под жилую застройку, расположенных вдоль автодороги «Кинель-Богатое-Борское» (район Лебедь, Елшняги), в связи с ликвидацией газопровода; разработки мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории городского округа в разделе «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Решением Думы городского округа Кинель от 26 мая 2016 года № 126 внесены изменения в Генеральный план городского округа Кинель, утвержденный решением Думы городского округа Кинель от 27 мая 2010 года № 793 (в редакции решения от 27 ноября 2014 года № 496).

Указанное решение опубликовано в издании «Кинельская жизнь» от 04 июня 2016 года № 22 (957).

Как следует из пояснительной записки главы администрации г.о. Кинель к проекту решения Думы городского округа Кинель о внесении изменений в Генеральный план г.о. Кинель данный проект выполнен на основании представления Кинельской межрайонной прокуратуры Самарской области от 25.09.2015 г. за №904ж-2015 об устранении нарушений градостроительного законодательства, поскольку выявлены несоответствия текстовой части «Положение о территориальном планировании (Утверждаемая часть) Том1» и текстовой части «Проектная организация территории. Обоснование предложений по территориальному планированию (Обосновывающая часть) Том2», утвержденного решением Думы г.о. Кинель Самарской области от 27.11.2015 г. № 496 Генерального плана городского округа Кинель. С целью устранения нарушений градостроительного законодательства принято решение о внесении изменений и дополнений в текстовую часть «Положение о территориальном планировании (Утверждаемая часть) Том1» Генерального плана городского округа Кинель Самарской области в части отображения всех перспективных площадок под жилищное и промышленное строительство.

Из кадастровых выписок о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов от 29.05.2020 г., представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области следует, что:

- границы городского округа Кинель установлены на основании Закона Самарской области от 10.10.2008 г. №106-ГД, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости – 28.09.2011 г. Кадастровые сведения о границах муниципального образования изменены 27.09.2019 г., 10.02.2020 г.;

- границы г. Кинель установлены на основании Решения от 27.05.2010 г. №793, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости – 29.12.2014 г. Кадастровые сведения о границах населенного пункта изменены 02.07.2018 г., 03.09.2018 г.;

- границы п.г.т. Усть-Кинельский установлены на основании Решения от 27.05.2010 г. №793, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости – 29.12.2014 г. Кадастровые сведения о границах населенного пункта изменены 20.06.2018 г., 02.12.2019 г.;

- границы п.г.т. Алексеевка установлены на основании Решения от 27.05.2010 г. №793, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости – 29.12.2014 г. Кадастровые сведения о границах населенного пункта изменены 02.07.2018 г.

Судом также установлено, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63, площадью 36 355 767 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для организации хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>», дата присвоения кадастрового номера 01.03.2010 г., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 23.01.2020 г.

Данный земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование Государственному научному учреждению Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №22-12-102, Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов №87 от 15.03.1989 г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 21.06.2010 г.

Земельный участок с кадастровым номером образовался путем раздела первоначального земельного участка с кадастровым номером – единое землепользование, площадью 36 975 776 кв.м., назначение: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>», который до 01.03.2010 г. находился в постоянном бессрочном пользовании Государственного научного учреждения Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №22-12-102 (без даты выдачи), Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов №87 от 15.03.1989 г.

Раздел земельного участка с кадастровым номером произведен на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) №199-р от 26.03.2010 г. на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером , площадью 36 355 767 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , площадью 620 009 кв.м.

01.03.2010 г. земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет, и их площадь соответствовала материалам межевания.

31.03.2014 г. в государственном кадастре недвижимости аннулированы сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 36 355 767 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для организации хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>» на основании решения Кинельского районного суда Самарской области по иску Рябовой Н.Г. к Федеральному агентству научных организаций об устранении препятствий в осуществлении права собственности на земельный участок.

После чего, в целях уточнения сведений о местоположении земельного участка с кадастровым номером , для последующего внесения данных сведений в государственный кадастр недвижимости, по заказу правообладателя земельного участка были проведены кадастровые работы.

В материалы дела представлены заключения кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. от 30.01.2020 г., от 07.05.2020 г. и от 01.12.2020 г. из которых следует, что при проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>» местоположение границ и конфигурация земельного участка определялись с учетом исходного документа – Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №22-12-102, а также с учетом сведений о местоположении границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером , исключенных судом. В процессе проведения работ выявлено, что в границах уточняемого земельного участка расположены поверхностные водные объекты – озера и ручей (по Государственному акту 22.3 га). В соответствии с Письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, уточняемый земельный участок с кадастровым номером , частично относится к землям лесного фонда и находится в кварталах 38,85,89,90,91,92,93,16с/х,18с/х, 19с/х,20 с/х, 28с/х,29 с/х Советского участкового лесничества Кинельского лесничества (по Государственному акту земли лесного фонда составляют 603.5 га). Таким образом, по Государственному акту земли лесного и водного фондов в общем составляют 625,8 га. Фактически исключенная в результате работы с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области площадь земель лесного фонда и поверхностных водных объектов составила 5 082550 кв.м. или 508,2 га. По результатам межевания и перерасчета значений координат характерных точек границ из местной системы координат в МСК-63 зона 2, площадь земельного участка с кадастровым номером составила 31 273 217 кв.м., что меньше площади уточняемого земельного участка на 5 082550 кв.м. и превышает величину 10% от 36 355 767 кв.м. В результате проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером с границами земельных участков с кадастровыми номерами . Кроме того, граница земельного участка с кадастровым номером , соответствующая графическому материалу, содержащемуся в Государственном акте, пересекает границу муниципального образования, сведения о которой содержатся в ЕГРН с номером 10558201. Уточняемый земельный участок частично располагается на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж6 в соответствии с ПЗЗ г.о. Кинель Самарской области. С учетом выявленных пересечений границ уточняемого земельного участка границами муниципального образования, а также с границами вышеперечисленных земельных участков, внесение сведений о границах земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН невозможно до устранения пересечений. В границах городского округа Кинель расположена часть уточняемого земельного участка с кадастровым номером площадью 1 114 142 кв.м., в границах пгт. Усть-Кинельский расположена часть уточняемого земельного участка с кадастровым номером площадью 1 600 396 кв.м., в границах пгт. Алексеевка расположена часть уточняемого земельного участка с кадастровым номером площадью 141 985 кв.м.

В материалы дела административным истцом также представлена схема пересечения границ земельного участка с кадастровым номером с границами иных землепользователей от 30.01.2020 г.

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 18.05.2020 г. приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером , в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков; границы земельного участка пересекают границы муниципального образования. Для осуществления государственного кадастрового учета заявителю рекомендовано предоставить межевой план, содержащий откорректированные сведения о характерных точках границ земельного участка.

Судом также установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположены магистральные нефтепроводы: Альметьевск-Куйбышев, d=820 мм, участок 193-222 км, участок 223-243 км.; Альметьевск-Куйбышев, d=1020 мм, участок 223-243 км.; Калтасы-Куйбышев d=820 мм, участок 193-222 км, d=720 мм участок 223-241 км. отнесенные к объектам федерального значения.

Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 23.01.2020 г.; свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2012 г. серии 63-АЖ №385659 из которого следует, что в собственности ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» находится магистральный нефтепровод Альметьевск-Куйбышев, d=820 мм, участок 193-222 км, участок 223-243 км., протяженностью 54 300 м., по адресу: Самарская область, Красноярский р-он, Кинельский р-он, НПС «Калиновый Ключ»; свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2012 г. серии 63-АЖ №385660 из которого следует, что в собственности ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» находится магистральный нефтепровод Калтасы-Куйбышев d=820 мм, участок 193-222 км, d=720 мм участок 223-241 км., протяженностью 52 000 м., по адресу: <данные изъяты>».

В силу ч. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Пунктом 6.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 г. №267, определено, что административные границы не должны пересекать границы земельных участков, в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

На основании статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).

Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в частной собственности, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения - органами местного самоуправления.

В силу ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172 - ФЗ «О переводе земельных участков из одной категории в другую» в число обязательных документов, предоставляемых заинтересованным в переводе лицом, входит согласие правообладателя на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Согласно п. 5 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Росимущества от 29.09.2009 №278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.

В силу ч.1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки Генерального плана г.о. Кинель от 27 мая 2010 года, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана городского округа органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Министерство регионального развития Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9 - 12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16 - 23 Положения о согласовании).

Судом установлено, что в нарушение требования статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана городского округа Кинель в Министерство регионального развития Российской Федерации не направлялся, положительного согласования данного проекта, предусматривающего включение в границы городского округа Кинель земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, а также объектов федерального значения - магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Прикамье» (до переименования ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы») от Федерального агентства по управлению государственным имуществом не получено, и это обстоятельство сторонами не оспаривается. Таким образом, генеральный план утвержден в нарушение федерального законодательства.

Кроме того, отсутствует согласие правообладателя земельного участка с кадастровым номером – Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом на перевод его из состава земель – земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов при утверждении генерального плана городского округа Кинель с последующими изменениями.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект оспариваемого Генерального плана г.о. Кинель представляться на утверждение Думы г.о. Кинель и утверждаться ею не мог.

Процедура согласования проекта Генплана с отраслевыми министерствами Самарской области и муниципальными образованиями не может считаться соблюденной без согласования в порядке, предусмотренном ст.25 Градостроительного кодекса РФ и вышеперечисленными нормативными правовыми актами.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, в земли населенных пунктов осуществляется Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта Генерального плана г.о. Кинель нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом РФ процедура согласования с уполномоченным на то органом и имеется документально подтвержденное наложение границ земель сельскохозяйственного назначения с границами населенных пунктов, включенных в состав указанного городского округа, в связи с этим имеются основания для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

С доводами административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что границы земельного участка с кадастровым номером принадлежащего на праве собственности Российской Федерации не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, не доказан факт включения данного земельного участка в границы земель населенных пунктов, суд не может согласиться.

Местоположение границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации определено кадастровым инженером Губернаторовой Л.А. исходя из Чертежа границ земель, находящихся в пользовании ГНУ Поволжского НИИ селекции и семеноводства имени Константинова П.Н., который является неотъемлемой частью Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №22-12-102, который никем не оспорен, не отменен и недействительным не признавался.

При этом, вопросы об установлении границ земельных участков, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана, указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии.

Кроме того, суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 36 975 776 кв.м., из которого в результате раздела образовался земельный участок с кадастровым номером , был поставлен на государственный кадастровый учет 10.07.2006 г. Площадь земельного участка соответствовала материалам межевания, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке, выданной ТО №6 Управления ФАКОН по Самарской области от 28.05.2009 г. Границы земельного участка с кадастровым номером определялись на основании Чертежа границ земель, находящихся в пользовании ГНУ Поволжского НИИ селекции и семеноводства имени Константинова П.Н., который является неотъемлемой частью Государственного акта №22-12-102. Земельный участок с кадастровым номером , площадью 36 355 767 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 01.03.2010 г. Площадь земельного участка также соответствовала материалам межевания, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке, выданной ТО №6 Управления ФАКОН по Самарской области от 16.03.2010 г.

В опровержение заключения кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. представителем заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» представлено заключение кадастрового инженера ФИО1. от 14.12.2020 г. из которого следует, что внесение сведений о границах земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН на основании Чертежа границ земель, масштаба 1:50000, который является неотъемлемой частью Государственного акта №22-12-102 невозможно, поскольку отсутствуют обоснование соответствия границ, уточняемого земельного участка указанному чертежу, а также сведения о закреплении границ уточняемого земельного участка с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, подтверждающих существование границ на местности 15 и более лет.

Вместе с тем, заключение кадастрового инженера - это неотъемлемая часть межевого или технического плана, которые оформляются по завершении кадастровых работ. Оно является самостоятельным разделом их текстовой части (пп. 9 п. 5 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, пп. 8 п. 4 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953).

К заключению кадастрового инженера Коновалова М.С. суд относится критически и не может признать его достоверным, поскольку кадастровым инженером не представлены доказательства невозможности определения границ земельного участка с кадастровым номером , в данном заключении отсутствуют описание местоположения земельного участка, его характеристики, сведения о проведенных кадастровых работах, измерениях и расчетах.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что границы города Кинель установлены Законом Самарской области от 10 октября 2008 года № 106-ГД «Об установлении границ городского округа Кинель Самарской области», а границы земельного участка с кадастровым номером в установленном законом порядке не определены, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Закон Самарской области от 10 октября 2008 года № 106-ГД «Об установлении границ городского округа Кинель Самарской области» определяет, что в состав городского округа Кинель Самарской области входят город Кинель, поселок городского типа Алексеевка, поселок городского типа Усть-Кинельский, устанавливает границы данного муниципального образования, а также определяет их в виде картографического описания.

Вместе с тем, установление указанным Законом Самарской области границ данного муниципального образования в силу статей 84 ЗК РФ, статей 4, 9, 18, 23 ГрК РФ не является утверждением генерального плана и установлением границ в системе координат земель того или иного населенного пункта и не исключает необходимости утверждения органами местного самоуправления документов территориального планирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Довод административного ответчика и заинтересованных лиц о пропуске административным истцом срока оспаривания решения Думы г.о. Кинель Самарской области от 27 мая 2010 года № 793, необоснован и не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку в силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Несостоятельны также доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, поскольку право оспорить Генеральный план в судебном порядке предоставлено правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства пунктом 15 статьи 24 ГрК РФ.

Российская Федерация является правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , однако наличие пересечений данного земельного участка с границами городского округа Кинель создает препятствия административному истцу для осуществления действий по государственному кадастровому учету, связанных с уточнением границ земельного участка.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемый Генеральный план длительное время применялся и с учетом его положений были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд признает его недействующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области) удовлетворить и признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Кинель, утвержденный Решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 27 мая 2010 года № 793 (с изменениями № 496 от 27.11.2014 г., №126 от 26.05.2016 г.), в части включения в границы городского округа Кинель земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Кинельская жизнь».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 208-215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области) - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Кинель, утвержденный Решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 27 мая 2010 года № 793 (с изменениями № 496 от 27.11.2014 г., №126 от 26.05.2016 г.), в части включения в границы городского округа Кинель земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Кинельская жизнь» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Н. Ласковская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.01.2021 г.