ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2021 от 25.06.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Дело № 3а-101/2021(3а-640/2020)

16OS0000-01-2020-000462-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2021 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания – помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 133,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административно-бытовой корпус), общей площадью 494,2 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: магазин непродовольственных товаров), общей площадью 276,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 1 353 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад запчастей), общей площадью 171,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 442,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад пиломатериалов), общей площадью 1 424,6 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 519,5 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: материально-технический склад), общей площадью 1 001,8 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... (зарегистрирован за ФИО2, регистрационная запись № ....), принадлежащих административному истцу на праве собственности, определенная в размере 11 332 179 рублей 57 копеек, 4 764 929 рублей 42 копеек, 10 914 216 рублей 75 копеек, 1 316 968 рублей 88 копеек, 4 327 991 рублей 09 копеек, 3 871 721 рублей 70 копеек, 4 549 557 рублей 62 копеек, 11 848 992 рублей 21 копеек, 8 773 333 рублей 63 копеек соответственно, нарушает его права как плательщика имущественного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.

В связи с определением рыночной стоимости просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 5 834 000 рублей, 2 824 000 рублей, 6 384 000 рублей, 689 000 рублей соответственно, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 28 марта 2014 года в размере 3 135 419 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 24 августа 2015 года в размере 1 949 111 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере 2 235 550 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 26 декабря 2018 года в размере 5 050 504 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 21 мая 2020 года в размере 5 028 486 рублей.

В судебное заседание ФИО2, представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления, отзывов на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.

В силу требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.

На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.

Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как видно из материалов дела, ФИО2 является собственником:

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 133,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административно-бытовой корпус), общей площадью 494,2 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: магазин непродовольственных товаров), общей площадью 276,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 1 353 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад запчастей), общей площадью 171,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 442,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад пиломатериалов), общей площадью 1 424,6 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 519,5 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: материально-технический склад), общей площадью 1 001,8 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

Судом установлено, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... в размере 11 332 179 рублей 57 копеек, 4 764 929 рублей 42 копеек, 10 914 216 рублей 75 копеек, 1 316 968 рублей 88 копеек соответственно.

Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 14 декабря 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан».

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 4 января 2015 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 28 марта 2014 года в размере 4 327 991 рублей 09 копеек.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 24 августа 2015 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 24 августа 2015 года в размере 3 871 721 рублей 70 копеек.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 15 сентября 2015 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере 4 549 557 рублей 62 копеек.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 26 декабря 2018 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 26 декабря 2018 года в размере 11 848 992 рублей 21 копеек.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 21 мая 2020 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 21 мая 2020 года в размере 8 773 333 рублей 63 копеек.

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости содержится в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.4 л.д. 91,93,95,97; т.1 л.д.22-26).

Из изложенного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 1 января 2014 года, 28 марта 2014 года, 24 августа 2015 года, 15 сентября 2015 года, 26 декабря 2018 года, 21 мая 2020 года.

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил отчеты № 293/20 от 5 июня 2020 года, № 294/20 от 5 июня 2020 года, № 295/20 от 5 июня 2020 года, № 296/20 от 5 июня 2020 года, № 297/20 от 5 июня 2020 года, № 298/20 от 5 июня 2020 года, № 299/20 от 5 июня 2020 года, № 300/20 от 5 июня 2020 года, № 336/20 от 13 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости:

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 133,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административно-бытовой корпус), общей площадью 494,2 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: магазин непродовольственных товаров), общей площадью 276,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 1 353 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад запчастей), общей площадью 171,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 442,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад пиломатериалов), общей площадью 1 424,6 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 519,5 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: материально-технический склад), общей площадью 1 001,8 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>

Отчеты выполнены обществом с ограниченной ответственностью «ЛУЧЪ» по инициативе административного истца.

Согласно отчетам, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 5 834 000 рублей, 2 824 000 рублей, 6 384 000 рублей, 689 000 рублей соответственно, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 28 марта 2014 года в размере 3 135 419 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 24 августа 2015 года в размере 1 949 111 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере 2 235 550 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 26 декабря 2018 года в размере 5 050 504 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 21 мая 2020 года в размере 5 028 486 рублей.

По ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2020 года назначена судебная экспертиза для определения действительной величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Как следует из заключения федерального бюджетного учреждения «Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации №153(2516)/07-4 ОТ 31 мая 2021 года, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... в размере 7 273 796 рублей, 3 413 490 рублей, 8 944 349 рублей, 976 111 рублей соответственно; объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 28 марта 2014 года в размере 3 461 120 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 24 августа 2015 года в размере 2 510 277 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере 3 041 471 рубля, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 26 декабря 2018 года в размере 8 018 209 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 21 мая 2020 года в размере 6 750 624 рублей.

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.

Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объектов недвижимости сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; суд считает, что приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости на дату оценки по спорным сегментам и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении объекта недвижимости, его количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; итоговый результат получен при согласовании результатов применения подходов и проверен применительно к диапазону рыночной стоимости недвижимости аналогичного сегмента рынка; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на дату оценки; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованы, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.

Данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административным истцом и административным ответчиком не представлено.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.

Ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы от сторон по делу не поступило.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 5 июля 2016 года № 15-П, учитывая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не может быть исчислена в единственно возможной величине и что в то же время ее достоверность обеспечивается законностью действий и профессиональной состоятельностью оценщика, порядок установления и пересмотра кадастровой стоимости должен быть ограничен законом как в части длительности и количества необходимых процедур, включая споры о результатах оценки, так и в части состава их участников. В противном случае кадастровая стоимость объектов недвижимости, в частности объектов недвижимости, а следовательно - налоговая база по соответствующему налогу, всегда была бы неокончательной, что создавало бы и для получателей налоговых доходов, и для налогоплательщиков экономическую и правовую неопределенность, связанную с риском непредсказуемых изменений, и позволяло бы злоупотреблять оценочными и юрисдикционными процедурами вопреки закрепленным Конституцией Российской Федерации принципам правового государства и равенства всех перед законом и судом, запрету осуществления прав и свобод в нарушение прав и свобод других лиц и в отступление от конституционных гарантий законного и справедливого налогообложения.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.

Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

ФИО2 обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости 16 сентября 2020 года. Поэтому названные сведения должны быть отражены в резолютивной части настоящего решения суда. Кадастровая стоимость, установленная данным решением суда, подлежит применению в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Вместе с тем требование об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости предъявлено административным истцом также к государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки» Республики Татарстан, который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке, и не должен отвечать по требованиям административного истца. Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость:

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 133,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3 413 490 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административно-бытовой корпус), общей площадью 494,2 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 28 марта 2014 года в размере 3 461 120 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: магазин непродовольственных товаров), общей площадью 276,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 7 273 796 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: административное здание), общей площадью 1 353 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2018 года в размере 8 018 209 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад запчастей), общей площадью 171,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 976 111 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 442,1 квадратный метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 24 августа 2015 года в размере 2 510 277 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: склад пиломатериалов), общей площадью 1 424,6 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 8 9454 349 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: «Мелкооптовая база «спектр плюс» 4 этап: Склад стройматериалов»), общей площадью 519,5 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере 3 041 471 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером .... (назначение: нежилое здание, наименование: материально-технический склад), общей площадью 1 001,8 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 21 мая 2020 года в размере 6 750 624 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 сентября 2020 года.

В удовлетворении административного искового заявления в части требований к государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки» Республики Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 2 июля 2021 года.

Судья Ибрагимов Р.С.