ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2021 от 28.04.2021 Томского областного суда (Томская область)

УИД 70OS0005-01-2020-004100-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2021 года Томский областной суд в составе

судьи Бондаревой Н.А.,

при секретарях Маслюковой М.В., Нетесове И.М.,

с участием прокурора Кофман Е.Г.,

административного истца ФИО1, представителя административных истцов ФИО2, представителя Совета Воронинского сельского поселения адвоката Заплавнова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-101/2021 по административному иску Ихсанова Рифа Шайнуровича, ФИО4 к Совету Воронинского сельского поселения о признании недействующим решения Совета Воронинского сельского поселения от 26 июня 2020 года № 17,

установил:

пунктом 1 решения Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 года № 02 в Генеральный план Воронинского сельского поселения внесены изменения в части изменения зоны СХ-2 с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» на СХ-3 с разрешенным использованием «для дачного строительства» в границах земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ (л.д. 13 т. 1).

Решением Совета Воронинского сельского поселения от 26 июня 2020 года № 17 пункт 1 указанного решения от 29 января 2016 года № 02 отменен (л.д. 12 т. 1).

ФИО1 обратился в Томский районный суд Томской области с административным исковым заявлением к Совету Воронинского сельского поселения о признании недействующим решения Совета Воронинского сельского поселения от 26 июня 2020 года № 17 «Об отмене пункта 1 решения Совета Воронинского сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение» № 02 от 29 января 2016 г.» (л.д. 2-4 т.1).

Определением от 28 января 2021 г. административное дело, переданное по подсудности из Томского районного суда Томской области, принято к производству Томского областного суда (л.д. 209 т. 1, л.д. 2-4 т. 2).

При рассмотрении дела ФИО1 в письменных пояснениях указал, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/, образованный в результате дробления участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/, 28 апреля 2017 г. зарегистрировано за его супругой ФИО4 Так как указанный земельный участок с кадастровым номером /__/ является совместной собственностью супругов, то его права и интересы затрагиваются принятием оспариваемого решения (л.д. 33-36 т. 2).

Определением Томского областного суда от 19 февраля 2021 г. ФИО4 привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца (л.д. 65-66 т. 2), а определением от 3 марта 2021 года ФИО4 признана административным соистцом (л.д. 78-80, 82-83 т. 2).

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на то, что решением Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 года № 02 земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ выведены из состава территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется, с установлением в их границах функциональной зоны сельскохозяйственного использования и территориальной зоны размещения садовых и дачных участков. Это послужило основанием для обустройства данной территории для проживания людей, возведения дачных и жилых домов, устройства водозаборных скважин, дорог, проездов.

Считали, что оспариваемое решение от 26 июня 2020 года № 17 принято с нарушением статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета того, что принадлежащий им на праве собственности земельный участок, а также иные образованные в результате раздела земельные участки, фактически с 2016 года находятся в зоне жилой застройки, что не позволяет отнести их к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе к сельскохозяйственным угодьям, в том смысле, как они определены Земельным кодексом Российской Федерации, в нарушение прав административных истцов и иных лиц, приобретших добросовестно земельные участки на данной территории.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержал по приведенным основаниям.

Представитель административных истцов ФИО2 настаивал на удовлетворении административного иска. Дополнительно указал, что отнесение земельных участков к сельскохозяйственным угодьям в 2020 году нарушает права граждан независимо от соблюдения или нарушения процедуры принятия решения Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 года № 02, поскольку на момент принятия оспариваемого решения от 26 июня 2020 года № 17 их земельные участки не соответствовали описанию угодий, содержащемуся в статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации. Собственники земельных участков, образованных из бывших участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/, в момент приобретения прав на земельные участки не имели оснований и не должны были сомневаться в компетентности лиц, задействованных в реализации процедуры изменения разрешенного использования земельных участков в 2016 году, в полноте и достаточности соблюдения процедурных особенностей изменения зоны разрешенного использования. В данном случае должен выступать приоритет защиты прав и свобод граждан по отношению к процедурным особенностям принятия нормативных актов. Просил возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий решение Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 года № 02 и учитывающий фактические обстоятельства на момент принятия решения от 26 июня 2020 года № 17, поскольку признание факта незаконности решения Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 года № 02 породит правовую неопределенность, недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, участниками которых являются собственники земельных участков, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Представитель Совета Воронинского сельского поселения Заплавнов Д.Г. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Настаивал на том, что оспариваемое решение № 17 принято уполномоченным органом в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, с соблюдением порядка его принятия и опубликования, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов. Правовым основанием отмены решения от 29 января 2016 года № 02 явилось нарушение процедуры его принятия, а также нарушения земельного законодательства, регулирующего правовой режим сельскохозяйственных угодий.

В судебное заседание не явилась извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный истец ФИО4, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействующим, изучив представленные доказательства, проверив решение Совета Воронинского сельского поселения от 26 июня 2020 года № 17 на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, отнесенный к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: /__/, 28 апреля 2017 года зарегистрировано за ФИО4 на основании договора о передаче имущества в счет задолженности и акта приема передачи от 18 апреля 2017 года, заключенного с П. (л.д. 17-19, 37-48, 51 т. 2, л.д. 7-13 т. 3).

Брак между ФИО5 и ФИО4 зарегистрирован /__/ года (л.д. 16 т. 2).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером /__/ образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м (/__/, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала) с постановкой на кадастровый учет 11 ноября 2016 года (образовано 167 земельных участков) (л.д. 52-60 т. 2, л.д. 5-6, 100-250 т. 3, л.д. 1-75 т. 4).

При этом земельный участок с кадастровым номером /__/ образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ и поставлен на кадастровый учет 5 августа 2016 года (л.д. 52-60 т. 2, л.д. 5-6 т. 3).

Сведения о земельном участке /__/ внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 декабря 2014 года со следующими характеристиками: адрес (местоположение): /__/, площадь /__/ кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Собственником земельного участка по 3 июля 2015 г. являлась ФИО4, а впоследствии на основании договора купли- продажи от 27 июня 2015 года П. (л.д. 5-6, 14-21, 60-100 т. 3, л.д. 37-39 т. 2).

Сведения о земельном участке /__/ внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 августа 2004 года со следующими характеристиками: адрес (местоположение): /__/, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала, площадь /__/ кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. С 2 июля 2012 года на основании постановления Главы муниципального образования «Воронинское сельское поселение» от 25 апреля 2012 № 35а вид разрешенного использования земельного участка изменен и установлен: для ведения крестьянско-фермерского хозяйства; с 24 сентября 2015 г. на основании межевого плана площадь земельного участка уточнена – /__/ кв.м. В период с 22 сентября 2004 года по 3 июля 2015 г. собственником земельного участка являлась ФИО4, а впоследствии на основании договора купли-продажи от 27 июня 2015 года П. (л.д. 5-6, 22-27, 28-590 т. 3, л.д. 37-39 т. 2).

В соответствии с картой функционального зонирования Генерального плана муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденного решением Совета Воронинского сельского поселения от 27 декабря 2013 года № 30 и действующего в редакции до 29 января 2016 года, земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ располагались за границами населенного пункта /__/, в функциональной зоне сельскохозяйственного использования – сельскохозяйственные угодья (в том числе крестьянско-фермерские хозяйства), а в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение» - относились к территории, на которые регламенты не устанавливаются (сельскохозяйственные угодья, в составе земель сельскохозяйственного назначения) (л.д. 101-109 т. 2, л.д. 17-18, 19-22 т. 6).

Постановлением Администрации Воронинского сельского поселения от 19 декабря 2015 года № 325а назначено проведение публичных слушаний по вопросам местного значения на 22 января 2016 года, в том числе по заявлению П. о внесении изменений в Генеральный план Воронинского сельского поселения в части изменения зоны СХ-2 на СХ-3 с разрешенным использование «для дачного строительства» в границах земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ (подпункт А пункта 1) (л.д. 224-226 т. 5).

В соответствии с протоколом публичных слушаний от 22 января 2016 года и заключением по их итогам от 25 января 2016 года принято решение о согласовании внесения заявленных изменений (л.д. 194-198 т. 5).

Рассмотрев заключение по итогам проведения публичных слушаний, Совет Воронинского сельского поселения 29 января 2016 года принял решение № 02, пунктом 1 которого внес изменения в Генеральный план Воронинского сельского поселения в части изменения зоны с СХ-2 с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» на СХ-3 с разрешенным использованием «для дачного строительства» в границах земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ (л.д. 13 т. 1).

Оспариваемым решением Совета Воронинского сельского поселения от 26 июня 2020 года № 17 пункт 1 указанного решения от 29 января 2016 года № 02 отменен (л.д. 12 т. 1).

Изложенное указывает на то, что ФИО1 и ФИО4, в совместной собственности которых находится земельный участок с кадастровым номером /__/ образованный из земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым решением № 17, и в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации). Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского поселения согласно части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Томской области», действующим в редакции до 31 декабря 2020 года, за сельскими поселениями, в том числе входящими в состав муниципального образования «Томский район», были закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в частности утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселения.

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденного решением Совета Воронинского сельского поселения от 16 марта 2015 г. № 7, утверждение генерального плана поселения также отнесено к вопросам местного значения сельского поселения (л.д. 155-193 т. 1).

При этом принятие генерального плана поселения в силу подпункта 11 пункта 3 статьи 21 Устава муниципального образования, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям Совета поселения, как представительного органа местного самоуправления.

На основании статьи 22 Устава поселения по вопросам, отнесенным к компетенции Совета поселения, он принимает решения. Также Совет принимает муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и реализации отдельных государственных полномочий в случае отсутствия в законодательстве указаний на конкретный орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено принятие указанных муниципальных правовых актов.

Частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из содержания приведенной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 г. № 739-О-О и от 22 марта 2012 г. № 486-О-О).

На пятом собрании четвертого созыва Совета Воронинского сельского поселения 26 июня 2020 года четвертым вопросом большинством голосов принято оспариваемое административными истцами решение № 17, заседание Совета поселения состоялась при наличии кворума, т.е. с соблюдением положений статей 20, 22 Устава, части 5 статьи 14, статьи 31 регламента Совета Воронинского сельского поселения, утвержденного решением Совета от 28 мая 2020 г. № 14 (л.д. 173, 175-176 т. 1, 25-29 т. 2, 31-46 т. 7).

Проект данного решения на рассмотрение Совета внесен Главой поселения на основании представления прокуратуры Томского района Томской области от 4 июня 2020 г. № 123ж-2020 (л.д. 233-237 т. 6).

Оспариваемое решение подписано Главой поселения – председателем Совета, что предусмотрено пунктом 3 статьи 22, статьей 27 Устава (л.д. 176-180 т. 1), и в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Устава опубликовано в информационном бюллетене Воронинского сельского поселения от 29 июня 2020 года № 28 и на официальном информационном портале http://www.voronadm.ru/normatives (л.д. 154-155, 179-180 т. 2).

Анализ приведенных нормативных правовых актов и изученных судом документов указывает на то, что оспариваемое решение от 26 июня 2020 года № 17 принято в пределах полномочий представительного органа Воронинского сельского поселения, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

В данном случае оспариваемое решение принято в целях устранения нарушения закона, без осуществления нового правового регулирования в области территориального планирования. При принятии названного решения Совет Воронинского сельского поселения реализовал свое право на отмену противоречащего федеральному законодательству муниципального правового акта, предусмотренное частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ. При этом порядок и процедура принятия решения об отмене муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля не регламентируется нормами градостроительного законодательства, так как глава 3 Градостроительного кодекса Российского Федерации не предусматривает процедуру отмены генерального плана, в том числе и необходимость опубликования проекта такого решения и вынесения его на публичные слушания.

Оценивая доводы административных истцов об отсутствии правовых основании для отмены решения от 29 января 2016 г. № 02, суд исходит из следующего.

Для вывода об отсутствии правовых оснований для принятия Советом Воронинского сельского поселения решения от 26 июня 2020 г. № 17 необходимо установить, что решение Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 г. № 02 принято с соблюдением требований закона к компетенции, порядку принятия и опубликования указанного решения, а также что данное решение не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из решения Совета Воронинского сельского поселения Томского района Томской области от 29 января 2016 г. № 02, пунктом 1, который и отменен оспариваемым решением № 17, были внесены изменения в Генеральный план Воронинского сельского поселения, относительно территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/.

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия решения № 02) следует, что генеральный план является документом территориального планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения. Положения генерального плана определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа.

Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение изменений, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с пунктом 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанной статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Таким образом, процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.

Подготовка генерального плана сельского поселения, а также внесения изменений в него предусматривает осуществление ряда последовательных процедур. Каких-либо изъятий из указанного порядка в зависимости от того кто выступает инициатором внесения изменений гражданин или орган местного самоуправления закон не содержит.

Так, согласно части 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации обращаться к главе местной администрации поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.

В силу части 2 приведенной правовой нормы решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (части 3, 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

Вместе с тем при рассмотрении дела установлено, что решение о подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план Воронинского сельского поселения на основании заявления П. главой местной администрации не принималось. Само заявление П., как следует из ответа Главы поселения от 14 мая 2020 г. на требование прокурора Томского района Томской области о предоставлении документов, не сохранилось (л.д. 164-165 т. 6). Проект внесения изменений в Генеральный план с учетом установленных требований градостроительного законодательства и предложений заинтересованных лиц не подготавливался, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования не размещался.

В судебном заседании обозревался официальный сайт Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru, однако в документах муниципального образования «Воронинское сельское поселение» отсутствуют сведения о размещении на данном информационном ресурсе соответствующего проекта внесения изменений в Генеральный план Воронинского сельского поселения с материалами по его обоснованию (диск CD-R л.д. 157 т.6).

Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12). Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13).

Общие требования к публичным слушаниям на момент их организации и проведения (декабрь 2015 года – январь 2016 года) были установлены положениями статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений (часть 3); в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5); участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На момент принятия изменений в Генеральный план соответствующим актом в муниципальном образовании «Воронинское сельское поселение» являлось Положение о публичных слушаниях, утвержденное решением Совета Воронинского сельского поселения от 29 августа 2013 года № 19, пунктом 10 которого предусмотрено, что решение (постановление) о назначении публичных слушаний с приложением проекта муниципального правового акта по вопросу местного значения, выносимым на публичные слушания, подлежат официальному опубликованию в Информационном бюллетене Воронинского сельского поселения, а также размещается на официальном сайте муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в сети «Интернет» не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения (постановления) о назначении публичных слушаний (л.д. 151-155 т. 6).

Из Устава Воронинского сельского поселения следует, что названное поселение состоит из объединенных общей территорией следующих сельских населенных пунктов: д. Воронино, д. Новомихайловка, с. Семилужки, с. Сухоречье, д. Милоновка, д. Омутное. Административным центром поселения является д. Воронино (статья 1) (л.д. 156 т. 1).

Из постановления Администрации Воронинского сельского поселения от 19 декабря 2015 года № 325а о назначении публичных слушаний, а также из заключения по итогам проведения публичных слушаний от 25 января 2016 года следует, что публичные слушания были назначены и проведены лишь в д. Воронино (л.д. 197-198, 224-226 т. 5).

Вместе с тем в соответствии с картографическими материалами Генерального плана и со схемами расположения земельных участков, составленными кадастровым инженером по заданию ФИО1 (л.д. 29, 30 т. 1), территория, в отношении которой решался вопрос о внесении изменений в Генеральный план, расположена вблизи границ населенного пункта /__/. Какой-либо информации о том, что к участию в публичных слушаниях привлекались правообладатели находящихся в границах соответствующей территории земельных участков, протокол публичных слушаний от 22 января 2016 года не содержит (л.д. 194-196 т. 5).

Несмотря на то, что само постановление Администрации Воронинского сельского поселения от 19 декабря 2015 года № 325а о назначении публичных слушаний было опубликовано в Информационном бюллетене Воронинского сельского поселения, а также размещено на официальном сайте муниципального образования «Воронинское сельское поселение», в месте с тем данная информация о публичных слушаниях не содержала сведений о проекте изменений в Генеральный план и возможности ознакомления с ним заинтересованных лиц. Обозреваемый в процессе рассмотрения дела официальный сайт муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в сети «Интернет» http://www.voronadm.ru/normatives, а также официальный сайт Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru соответствующей информации также не содержат.

Наличие существования соответствующих документов судом при рассмотрении дела не установлено, административные истцы на них не ссылались и обратного не представили.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля П. показала, что на момент проведения собрания Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 г. она была депутатом Совета. В протоколе отражено все, что происходило на заседании Совета. Также она присутствовала на публичных слушаниях, проводимых по этому вопросу. Какие именно документы обсуждали, кроме заявления П., в связи с давностью событий пояснить не смогла.

Частью 9 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации предписано, что глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

В нарушение данного предписания главой местной администрации решение о согласии с проектом вносимых изменений и направлении его в представительный орган муниципального образования либо об отклонении проекта изменений и о направлении его на доработку не принималось. Соответствующее решение среди правовых актов, опубликованных на официальный сайт муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в сети «Интернет» http://www.voronadm.ru/normatives, отсутствует.

Таким образом, предусмотренный приведенными положениями градостроительного законодательства порядок внесения изменений в Генеральный план поселения при принятии решения от 29 января 2016 г. № 02 соблюден не был.

Кроме того, при рассмотрении дела также установлено, что решение Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 г. № 02 не соответствует критерию формальной определенности.

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5).

В соответствии с частью 6 статьи 23 названного кодекса к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Функциональные зоны в силу пункта 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 приведенного кодека).

В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

В соответствии с частью 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в соответствии с генеральным планом.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статьи 1, статей 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В текстовой части Генерального плана (положение о территориальном планировании) Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» содержится указание на виды функциональных зон на территории Воронинского сельского поселения: жилые зоны; общественно-деловые зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны рекреационного использования; производственные зоны; зоны специального назначения.

Зона сельскохозяйственного использования включает в себя зоны: зона сельскохозяйственных угодий (в том числе зона ведения фермерского хозяйства) и зона размещения садовых и дачных участков.

В соответствии с картой планируемого размещения объектов культурно-бытовой и социальной сферы местного значения; картой функционального зонирования Генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ до принятия решения от 26 июня 2016 г. № 02 относились к зоне сельскохозяйственного использования - зоне сельскохозяйственных угодий (в том числе крестьянско-фермерских хозяйств) (л.д. 17-18 т. 6).

Пунктом 7 статьи 42, пунктом 2 статьи 43 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение» предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 113-114 т. 5). В числе территориальных зон сельскохозяйственного использования были установлены следующие зоны: СХ-1 – зона размещения сельскохозяйственных предприятий; СХ-2 – зона ведения фермерского хозяйства; СХ-3 – зона размещения садовых и дачных участков (статья 50).

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение» земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ до принятия решения № 02 относились к территории, на которые регламенты не устанавливаются (сельскохозяйственные угодья, в составе земель сельскохозяйственного назначения) (л.д. 21-22 т. 6), т.е. не предусматривалось вовлечение расположенных на данной территории земельных участков в градостроительной деятельности.

При этом ни один из видов разрешенного использования в территориальной зоне СХ-3 Правил землепользования и застройки в настоящее время не допускает дачного строительства, строительства жилых домов вне границ населенных пунктов (л.д. 144 т. 5).

Более того, Генеральный план Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» не предусматривал и не предусматривает таких функциональных зон, как: «СХ-2 с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования» и «СХ-3 с разрешенным использованием для дачного строительства», которые названы в пункте 1 решения Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 г. № 02 в качестве изменяемой и устанавливаемой в Генеральном плане в отношении территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/.

Кроме того, несмотря на то, что правовой акт представительного органа поселения от 29 января 2016 г. № 02 назван как «решение о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение» и проект планировки территории», сам текст данного решения не содержит сведений о том, что какие-либо изменения вносятся в Правила землепользования и застройки.

Из приведенных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснений следует, что при проверке содержания оспариваемого акта или его части, судам необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

С учетом изложенного, в отсутствие каких-либо обосновывающих материалов в текстовой форме и в виде карт в отношении принимаемых изменений в Генеральный план, суд полагает, что решение Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 № 02 не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой устанавливает территориальное планирование в отношении земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/.

Доводы представителя административных истцов о том, что собственники земельных участков, образованных из участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/, в момент приобретения прав на земельные участки не имели оснований сомневаться в правомерности процедуры изменения разрешенного использования земельных участков в 2016 году, подлежат отклонению, так как не вносят ясности в назначении функциональной зоны, измененной решением № 02 в отношении названных земельных участков.

Кроме того, при принятии решения от 29 января 2016 г. № 02 о внесении изменений в Генеральный план Советом Воронинского сельского поселения оставлены без внимания нормативные требования в отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Из представленных кадастровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами /__/ (л.д. 28-59 т. 3), /__/ (л.д. 60-99 т. 3) и /__/ (л.д. 85-218 т. 4, 1-54 т. 5) следует, что земельный участок с кадастровым номером /__/ был образован из земельного участка с кадастровым номером /__/, который образован из участка с кадастровым номером /__/.

При этом земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ были образованы из земельного участка с кадастровым номером /__/ в результате выдела в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, имел категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (л.д. 85-107 т. 4).

Земельные участи с кадастровыми номерами /__/ и /__/ были образованы в результате выдела земельных долей, принадлежавших ФИО4 как участнику коллективно-долевой собственности на земли, закрепленные за АО «Воронинское» в результате перераспределения земель совхоза «Воронинский» на основании постановления Главы Администрации Томского района от 10 августа 1993 г. № 616-3. В приложении к данному постановлению указано, что в коллективно-долевую собственность выделено 2949 га из них 2949 га сельскохозяйственных угодий (л.д. 189-190 т. 6, л.д. 2-20 т. 5).

Постановлением Главы Администрации Томского района от 27 июня 1994 г. № 370-з членам АОЗТ «Воронинское» были выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли равные 6,83 га (л.д. 144-217 т. 4).

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ образованы на землях сельскохозяйственных угодий.

Изменения в Генеральный план муниципального образование «Воронинское сельское поселение», принятые решением Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 г. № 02, изданы в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за пределами границы населенного пункта /__/, непосредственно прилегающих к ней. При этом их содержания текста решения следует, что фактически оно направлено на изменение в границах территории земельных участков в кадастровыми номерами /__/ и /__/, расположенных в функциональной зоне «зона сельскохозяйственного использования», территориальной зоны СХ-2 на СХ-3 и вида разрешенного использования данных участков «на дачное строительство».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов (пункт 1).

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).

Землями сельскохозяйственного назначения в силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу пункта 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и использование указанных участков для застройки без перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в установленном законом порядке.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно информации Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области перевод вышеуказанных земельных участков в земли иных категорий не осуществлялся (л.д. 214 т. 5).

При изложенных данных решение Совета Воронинского сельского поселения от 29 января 2016 г. № 02 принято с нарушением требований вышеприведенного законодательства.

В указанной связи Совет Воронинского сельского поселения, принимая оспариваемое решение от 26 июня 2020 № 17, отменил в порядке статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ранее изданный нормативный правовой акт в части, противоречащей приведенному выше федеральному законодательству (подпункт 1 решения от 29 января 2016 г. № 02), что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемое решение № 17, вопреки утверждениям административных истцов, не противоречит статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», поскольку отмененное решение от 29 января 2016 г. № 02 было принято с нарушением установленного порядке и без учета особого правового статуса сельскохозяйственных угодий, которыми изначально являлись земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Ссылки административных истцов на то, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ «для ведения личного подсобного хозяйства», который был установлен до принятия решения от 29 января 2016 г. № 02, допускал возведение на них жилых домов, подлежат отклонению.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии со статьей 2 названого Закона личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

При этом полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта. В отношении земельных участков за пределами границ населенного пункта, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, федеральным законодателем введен специальный правовой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков.

При указанных обстоятельствах у Совета Воронинского сельского поселения имелись все предусмотренные законом основания для отмены в порядке самоконтроля принятого 29 января 2016 г. решения № 02, поскольку указанное решение о внесение изменений в Генеральный план было принято с нарушением закона.

Само решение от 26 июня 2020 г. № 17 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, а доводы административных истцов основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Доводы о невозможности использования земельных участков, выделенных из земельных участков с кадастровым номерами /__/ и /__/, состоятельными быть признаны не могут, поскольку отмена нормативного акта, принятого с нарушением законодательства и, соответственно, не подлежащего применению при реализации прав собственников, не влечет нарушения их прав и законных интересов.

Требование административных истцов о возложении обязанности на Совет Воронинского сельского поселения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий отмененный от 29 января 2016 г. № 02 оспариваемым решениям, не подлежит удовлетворению, поскольку согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае отсутствуют основания полагать, что в результате принятия настоящего решения возникнет недостаточная правовая урегулированность, поскольку Генеральный план муниципального образования «Воронинское сельское поселения» в отношении территории в границах земельных участков с кадастровым номерами /__/ и /__/ продолжает действовать в редакции, которая действовала до внесения в него изменений решением от 29 января 2016 г. № 02.

Удовлетворение данного требования фактически означало бы вмешательство суда в нормотворческую деятельность представительного органа, что не предусмотрено процессуальным законодательством.

Кроме того, с 1 января 2021 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом Томской области от 8 июня 2020 г. № 64-ОЗ в статью 1 Закона Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», согласно которым утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселения, в том числе и внесение в них изменений, исключено из полномочий сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Томский район», к которым относится и Воронинское сельское поселение. Данные вопросы в силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территориях указанных сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; в этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Ихсанова Рифа Шайнуровича, ФИО4 к Совету Воронинского сельского поселения о признании недействующим решения Совета Воронинского сельского поселения от 26 июня 2020 года № 17 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Бондарева

Мотивированный текст решения принят 14 мая 2021 года.