УИД 59OS0000-01-2021-000608-09
Дело № 3а-32/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2022 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Юрченко И.В.,
при секретаре Колоколовой А.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика Правительства Пермского края ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Уральского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края о признании не действующим в части пункт 4.4 (1) Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15 апреля 2013 № 254-п
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Правительства Пермского края от 15 апреля 2013 № 254-п утвержден Порядок предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения.
Постановление опубликовано в издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» №15 22 апреля 2013.
Постановлением правительства Пермского края от 04 апреля 2017 № 213-п в Порядок № 254-п внесены изменения, в том числе в части дополнения указанного порядка пунктом 4.4(1), устанавливающим требования, которым должен соответствовать перевозчик на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, в том числе:
- перевозчики должны быть зарегистрированы на территории Пермского края;
- перевозчики должны состоять на учете в налоговом органе на территории Пермского края в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2017, печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 14, 10.04.2017.
Уральский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.4 (1) Порядка предоставлении субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п (ред. от 07 апреля 2021) в части слов «Перевозчики должны быть зарегистрированы на территории Пермского края», «Перевозчики должны состоять на учете в налоговом органе на территории Пермского края в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год».
01.02.2022г. к производству суда принято уточненное административное исковое заявление Уральского транспортного прокурора к Правительству Пермского края о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.4 (1) Порядка предоставлении субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п (ред. от 07 апреля 2021) в части слов «Перевозчики должны быть зарегистрированы на территории Пермского края», «… не менее чем 1 год».
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые положения Порядка противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, создают дискриминационные условия деятельности, приводят (могут привести) к необоснованному воспрепятствованию к осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров водным транспортом пригородного сообщения.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала требования административного иска, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, федеративное устройство которого основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов (статья 1 часть 1; статья 5 часть 3); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 11 часть 3).
Государственное регулирование деятельности транспорта включает систему мер организационно-правового характера, финансово-экономического и другого ресурсного обеспечения. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения. Непосредственно Конституцией Российской Федерации сами вопросы транспортного обслуживания населения не отнесены ни к ведению Российской Федерации, ни к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статьи 71 и 72).
До 2003 года четкое разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере транспортной деятельности отсутствовало. С принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения в том числе водным транспортом в пригородном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации»), однако иные вопросы, включая способы реализации данных полномочий и определение понятия пригородного сообщения, указанным Федеральным законом не урегулированы.
Подпунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно пункта 2 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии со статьей 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» Правительство Пермского края определяет орган исполнительной власти Пермского края, уполномоченный на организацию транспортного обслуживания населения на территории Пермского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края). Уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края обеспечивает транспортное обслуживание населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Согласно статье 5 Закона № 19-КЗ субсидируемые перевозки организуются в случае необеспечения минимальной транспортной доступности коммерческими перевозками. Субсидируемые перевозки организуются на условиях предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров, в соответствии с нормативными правовыми актами Пермского края.
В соответствии со статьей 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края осуществляет полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 16 Закона № 107-ПК акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1323-п утверждена Государственная программа Пермского края «Развитие транспортной системы», устанавливающей перечень целевых показателей государственной программы, к которым относится количество перевезенных пассажиров на общественном автомобильном, пригородном железнодорожном, авиационном, внутреннем водном транспорте, а также количество межмуниципальных речных линий, на которых организована перевозка пассажиров в Пермском крае.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации Государственной программой Пермского края «Развитие транспортной системы» предусмотрены пять основных целей, в том числе повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.
Одной из задач государственной программы является обеспечение доступности транспортного обслуживания населения Пермского края внутренним водным транспортом, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, автомобильным транспортом, воздушным транспортом.
Постановлением Правительства Пермского края от 15 апреля 2013 года № 254-п в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законами Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период утвержден Порядок предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения. Настоящий Порядок определяет критерии формирования перечня маршрутов водного транспорта пригородного сообщения, перевозка пассажиров по которым осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на условиях предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края на возмещение части затрат Перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения; порядок формирования и утверждения Перечня маршрутов; порядок отбора Перевозчиков, выполняющих перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения на условиях предоставления субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидии; порядок контроля и возврата субсидии.
Согласно п.1.3 Порядка субсидии предоставляются Перевозчикам в рамках государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1323-п в целях возмещения части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения.
К категории получателей субсидии относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 1.4 Порядка).
Целью проведения отбора является обеспечение перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения (пункт 4.1 Порядка).
Согласно пп.4.2, 4.2(1) Порядка результат отбора – заключение договора на осуществление перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения и соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Пермского края., между Министерством и Перевозчиком.
Результатом, в целях достижения которого предоставляется субсидия, является осуществление перевозчиком, заключившим соглашение о предоставлении субсидии и договор на осуществление перевозок, перевозки пассажиров не менее чем по 1 субсидируемому маршруту, определенному в соглашении о предоставлении субсидии.
Пунктом 4.4(1) Порядка установлены требования к Перевозчикам, согласно которым Перевозчики в том числе должны быть зарегистрированы на территории Пермского края; Перевозчики должны состоять на учете в налоговом органе на территории Пермского края в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год.
Согласно п.4.11 Порядка основания для отклонения заявки перевозчика на стадии рассмотрения и оценки заявки является в том числе несоответствие Перевозчика требованиям, установленным пунктов 4.4(1) Порядка.
Пунктом 4.13 Порядка установлено, что при наличии двух и более подавших заявки на один и тот же маршрут Перевозчиков, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения заявок на стадии рассмотрения и оценки, право на заключение договора на осуществление перевозок и соглашения о предоставлении субсидии предоставляется перевозчику, заявка которого содержит предложение о наименьшем размере запрашиваемой субсидии.
Указанное Постановление опубликовано в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 15, 22.04.2013.
Постановление Правительства Пермского края от 04 апреля 2017 года № 213-п, которым в Порядок № 254-п внесены изменения, в том числе в части дополнения указанного Порядка пунктом 4.4(1), устанавливающим такие требования к лицам, осуществляющим перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения на территории Пермского края для получения субсидии из бюджета Пермского края, как соответствия на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора на осуществление перевозок и соглашение о предоставлении субсидии, условиям о регистрации на территории Пермского края и о постановке на учет в налоговом органе на территории Пермского края в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2017, печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 14, 10.04.2017.
Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с частями 1,2,3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
Реализуя предусмотренные пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса положения, Правительство Российской Федерации утвердило Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020г. № 1492)
Согласно подпункту «д» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидии указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидии, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев.
Пунктом 5 Общих требований определен состав информации, подлежащей указанию при определении условий и порядка предоставления субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
В Постановлениях Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, от 20.12.2017 № 1596 не содержится ограничений по территориальному признаку, в том числе касающихся наличия либо отсутствия факта регистрации получателя субсидий или постановке на налоговой учет на территории субъекта в течение определенного периода времени.
Из приведенных законоположений следует вывод, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт1 ст.78). Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидии, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидии (пункт 3 статьи 78). Кроме того, нормативно-правовые акты, в частности субъектов Российской Федерации, на основании которых реализуется решение о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам субсидий, должны соответствовать утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 Общим требованиям. При этом орган государственной власти, уполномоченный на издание соответствующего нормативного правового акта о предоставлении субсидий, вправе определять порядок, критерии и категории хозяйствующих субъектов для целей ее предоставления, исходя из принципов бюджетной системы, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28), при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Положениями статьи 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2008 года № 9-П указал, что из положений ст.55 (часть3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 Конституции Российской Федерации вытекает, что ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно положениями статьи 15 указанного Федерального закона Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: создание дискриминационных условий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что Правительство Пермского края оспариваемым нормативным правовым актом предоставило зарегистрированным на территории Пермского края и состоящим на учете в налоговом органе на территории Пермского края в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год хозяйствующим субъектам преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющим тот же приносящий доход вид деятельности на территории Пермского края, но зарегистрированным за пределами края, а также состоящим на налоговом учете на территории Пермского края менее 1 года.
Установленные оспариваемым нормативным правовым актом ограничения, связанные с регистрацией перевозчиков на территории Пермского края и постановке на налоговый учет в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год не согласуется с целями и задачами, предусмотренными государственной Программой Пермского края «Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1323-п, в целях реализации которой предоставляются субсидии за счет средств бюджета Пермского края на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, приводит к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров водным транспортом на территории Пермского края.
Указанное свидетельствует о наличии нарушений требований п.8 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», при этом полномочий по установлению не предусмотренных федеральным законодательством ограничений, которые не соотносятся с конституционно значимыми принципами и целями, изложенными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость соответствия такому критерию как регистрации Перевозчиков на территории Пермского края, установленного Порядком, обусловлена уплатой налогов в бюджет Пермского края хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на территории Пермского края, что не противоречит нормам действующего законодательства, суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Согласно статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации следует понимать любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (статья 11).
Законом Российской Федерации Федеральный от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части 2 статьи 8 дано понятие места государственной регистрации юридического лица, в частности, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Применительно к данным положениям действующего законодательства, государственная регистрация юридического лица и постановка на учет в налоговых органах юридического лица по месту его обособленного подразделения, не являются тождественными понятиями. При этом в силу положений статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации налог на прибыль подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации независимо от места государственной регистрации юридического лица.
Согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами являются также индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения.
Патентная система налогообложения применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров водным видом транспорта (пункт 32 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом, в который он обратился с заявлением на получение патента, на основании указанного заявления в течение пяти дней со дня его получения (статья 346.6 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе получить патент в любом территориальном налоговом органе, где планирует осуществлять предпринимательскую деятельность независимо от места проживания и регистрации. Кроме того, законодательством установлено право индивидуального предпринимателя получать патент на срок от 1 до 12 месяцев.
Учитывая приведенные положения закона, установленный Порядком критерий для получения субсидии о регистрации Перевозчика на территории Пермского края не может расцениваться как обуславливающий уплату налога в бюджет Пермского края, поскольку регистрация на территории субъекта не является обязательным и единственным условием для уплаты налога в бюджет субъекта, на территории которого осуществляется деятельность.
Доводы административного ответчика о необходимости соответствия Перевозчиков такому критерию, как учет в налоговом органе на территории Пермского края не менее чем 1 год в целях подтверждения добросовестности и реального намерения осуществления предпринимательской деятельности также нельзя признать состоятельными.
В соответствии со ст.12 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию, что предусматривает предоставления установленного законом пакета документов, в том числе о квалификации и образовании персонала, наличия судов, иных документов.
Условие о соответствии Перевозчика такому критерию как учет в налоговом органе на территории Пермского края в качестве налогоплательщика не менее чем 1 год само по себе показателем добросовестности организации, индивидуального предпринимателя, претендующих на заключение договора на осуществление перевозки пассажиров водным транспортом по субсидируемым маршрутам, не является, при этом, ограничивает участие в отборе организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров водным транспортом, состоящих на налоговом учете в Пермском крае менее 1 года, но осуществляющих деятельность и состоявших на налоговом учете в качестве налогоплательщиков на территории других субъектов Российской Федерации. Подтверждение добросовестности в осуществлении предпринимательской деятельности посредством учета в налоговом органе субъекта в течение определенного периода времени нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Установление не предусмотренных федеральным законодательством ограничений при предоставлении оказываемых с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации мер поддержки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных на территории Пермского края и стоящих на налоговом учете в качестве налогоплательщика на территории Пермского края менее чем 1 год может расцениваться как преференции иным хозяйствующим субъектам, осуществляющими аналогичные виды деятельности, но имеющим регистрацию на территории данного субъекта и состоят на налоговом учете на территории субъекта не менее 1 года, которые предоставляются органами государственной власти Пермского края с нарушением требований закона.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что пункт 4.4(1) Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п (ред. от 07.04.2021) в части слов «Перевозчики должны быть зарегистрированы на территории Пермского края, «…не менее чем 1 год» создают препятствия для осуществления неопределенным кругом лиц, осуществляющих перевозки пассажиров водным транспортом, хозяйственной деятельности, создают дискриминационные условия деятельности, могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров водным транспортом, не соответствуют целям и задачам государственной Программы Пермского края «Развитие транспортной системы», не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании не действующим со дня вступления в законную силу пункт 4.4(1) Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 № 254-п (ред. от 07.04.2021) в части слов «Перевозчики должны быть зарегистрированы на территории Пермского края, «…не менее чем 1 год».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Уральского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать не действующим пункт 4.4 (1) Порядка предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15 апреля 2013 года № 254-п (ред. от 07 апреля 2021) в части слов «Перевозчики должны быть зарегистрированы на территории Пермского края» и «… не менее чем 1 год» со дня вступления в силу решения суда.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - подпись
Решение суда изготовлено в окончательной форме 09 февраля 2022 г.