КОПИЯ
Дело № 3а-89/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 26 апреля 2021 года
Нижегородский областной суд в составе
председательствующего судьи Буруновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости (нежилого помещения с кадастровым номером [номер]),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – административный истец) 02.12.2020 г. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером [номер], площадью 10667,3 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] равной его рыночной стоимости в размере 193 860 000 рублей по состоянию на 30.12.2016 г.
В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее: ФИО1 принадлежат на праве собственности объект недвижимости – помещение с кадастровым номером [номер], площадью 10667,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость нежилого помещения составляет 280 170 554,14 руб. Кадастровая стоимость объекта капитального строительства была определена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области как для вновь образованного на основе утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в порядке, установленном приказом от 18.03.2011 г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».
25.03.2019 года по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) № 52-0-1-269/3901/2019-1084 в сведения Единого государственного реестра недвижимости были внесены изменения, в том числе площадь вышеуказанного объекта недвижимости изменилась с «10667,3 кв.м.» на «10602 кв.м.». Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была пересчитана на основании ст. 24.19 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» и составила для спорного объекта с кадастровым номером [номер] - 278 471 245,52 руб.
В настоящее время актуальная кадастровая стоимость нежилого помещения составляет 278 471 245,52 руб. Дата определения - 25.03.2019, дата внесения в ЕГРН - 01.04.2019. Сведения о кадастровой стоимости в размере 280 170 554,14 руб. приобрели статус архивных.
Из изложенного следует, что актуальная кадастровая стоимость нежилого помещения определена в процессе массовой оценки объектов капитального строительства и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 в размере 280 170 554, 14 рублей по состоянию на 30 декабря 2016 года.
Соблюдая досудебный порядок рассмотрения административного спора, административный истец 23.10.2020 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Комиссией административному истцу было направлено уведомление об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания, в связи с тем, что заявление о пересмотре архивной кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения, административный истец за определением рыночной стоимости обратился в ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки», согласно отчету которого рыночная стоимость помещения площадью 10667,3 кв.м., кадастровый [номер], расположенного по адресу: Российская Федерация, [адрес], на 30 декабря 2016 года составляет 193 860 000 руб.
Таким образом, административный истец как собственник помещения и плательщик налога на имущество, является лицом, права которого затронуты результатами определения кадастровой стоимости данного здания.
По этим основаниям административный истец просит суд установить для целей налогообложения кадастровую стоимость помещение с кадастровым номером [номер] площадью 10667,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] в размере его рыночной стоимости 193 860 000 рублей по состоянию на 30.12.2016 г.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
Административным ответчиком ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что в случае представления вступившего в законную силу решения суда о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости учреждение в рамках полномочий осуществит загрузку в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административным ответчиком Правительством Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением установленной процедуры.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, Обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона
от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, в соответствии с частью 1 которой налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 1 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит - помещение с кадастровым номером [номер] (назначение «нежилое помещение», наименование «помещение»), площадью 10602,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Вместе с тем, ФИО1, права и обязанности которого, как собственника и плательщика налога на имущество физических лиц, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорный объект недвижимости, является в силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером [номер] на основании постановления Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», определена 30.12.2016 г. в размере 280 170 554,14 руб.
Установлено следующее:
- объект недвижимости с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости 30.12.2016 г.; кадастровая стоимость данного объекта определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующеие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки утверждённых Приложением «2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 г. №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 280 170 554,14 руб.;
- дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 30.12.2016 г.
В связи с этим применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и датой, по состоянию на которую может быть установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, является 30.12.2016 г.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «Приволжского Центра Финансового консалтинга и оценки» (далее – ООО «ПЦФКО») ФИО5 от 03.09.2020 г. [номер], в соответствии с которым рыночная стоимость помещения с кадастровым номером [номер] составляет 193 860 000 рублей (по состоянию на 30.12.2016 г.).
В соответствии со статьей 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.
По ходатайству стороны административного истца по делу была назначена экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Новсистем консалт» ФИО2 от 31.03.2021 г. № 1-ЗЭ/2021 рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером [номер], общей площадью 10667,3 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 30.12.2016 г. составляет 204450000 руб.
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Исследовав представленные в суд отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости и экспертное заключение, суд полагает, что кадастровая стоимость нежилого помещения должна быть установлена с учетом результатов, указанных в заключении эксперта. При этом суд исходит из следующего.
Исследовав представленное в суд экспертное заключение эксперта ООО «Новсистем консалт» ФИО2 от 31.03.2021 г. № 1-ЗЭ/2021, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась экспертом с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.
При рассмотрении данного дела суд учитывает, что экспертом обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при экспертной оценке.
Приведен перечень используемых при проведении экспертной оценки источников информации и использованной литературы.
Экспертом дано подробное описание объекта экспертной оценки.
Экспертом проведен анализ наиболее лучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость.
Анализ рынка объекта недвижимости в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате экспертной оценки – 30.12.2016 г.
Определен сегмент рынка, к которому может быть отнесен оцениваемое нежилое помещение – офисно-торговая недвижимость.
Экспертное заключение содержит анализ фактических данных о ценах сделок (предложений) с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен. Приведены 9 объявлений о продаже объектов офисно-торгового назначения, 12 объявлений об аренде объектов офисно-торгового назначения. Обоснован выбор аналогов.
Определены факторы, влияющие на цены объектов капитального строительства офисно-торгового назначения.
Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся экспертом исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении экспертного заключения, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка, суду не представлено.
Экспертная оценка нежилого помещения экспертом проведена с применением доходного и сравнительного подходов к оценке, обоснован отказ от применения затратного подхода.
Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости спорного нежилого помещения участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само экспертное заключение, в котором определена величина рыночной стоимости нежилого помещенич, является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта экспертной оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.
Эксперт ФИО2 является членом саморегулируемой организации оценщиков – «СОЮЗ», регистрационный номер № 337 от 09.11.2007 г., имеет специальное образование в оценочной деятельности; проходил профессиональную подготовку; получен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 29.03.2018 г. № 007779-1 по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»; ответственность оценщика застрахована в АО «АльфаСтрахование».
Сведений о том, что эксперт ФИО2 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 33 КАС РФ, суду не представлено и судом не установлено.
Эксперт ФИО2 предупрежден судом об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Сомнений в правильности заключений судебного эксперта по вопросам, поставленным ему для разрешения, у суда не имеется.
Суд не может принять в качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости отчет об оценке оценщика ООО «ПЦФКО» ФИО5 от 03.09.2020 г. [номер].
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу административные исковые требования ФИО1 в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером [номер], общей площадью 10667,3 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 204450000 рублей по состоянию на 30.12.2016 г.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований административного истца доводы Правительства Нижегородской области о том, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, при определении которой их кадастровая стоимость устанавливается равной этой стоимости.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате его обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию о рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области – 23.10.2020 г.
При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
В силу приведенных норм федерального законодательства сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.
Суд также отмечает, что ФИО1 по настоящему административному делу оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] установленную по состоянию на 30.12.2016 г.
Вместе с тем, 25.03.2019 года по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) № 52-0-1-269/3901/2019-1084 в сведения Единого государственного реестра недвижимости были внесены изменения, в том числе площадь вышеуказанного объекта недвижимости изменилась с «10667,3 кв.м.» на «10602 кв.м.». Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была пересчитана на основании ст. 24.19 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» и составила для спорного объекта с кадастровым номером [номер] - 278 471 245,52 руб. (дата начала применения указанной кадастровой стоимости согласно выписки из ЕГРН – 25.03.2019 г.).
Более того, в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 [номер] в 2020 году на территории Нижегородской области проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости – зданий, помещений единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов.
В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объект недвижимости с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 г.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 12.10.2020 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01.01.2020 г.».
В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], определенная по состоянию на 30.12.2016 г., является архивной.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку оспариваемая ФИО1 архивная кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, связанные с налогообложением за прошедшие периоды, у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером [номер], ставшая архивной, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости по 24 марта 2019 года включительно.
По настоящему административному делу административным истцом в административном исковом заявлении в качестве административных ответчиков указаны Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Вместе с тем, Правительство Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не являются надлежащими административными ответчиками.
Как указано в судебном решении, при рассмотрении данного административного дела применению подлежат положения статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В таком случае надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области.
По настоящему административному делу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость помещения Правительством Нижегородской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не определялась. Поэтому в части удовлетворения заявленного искового требования в отношении административных ответчиков Правительства Нижегородской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером [номер] (назначение «нежилое помещение», наименование «помещение»), площадью 10602,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости равной 204450000 (двести четыре миллиона четыреста пятьдесят тысяч) рублей по состоянию на 30 декабря 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 24 марта 2019 года включительно.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 23 октября 2020 года.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по настоящему административному делу в отношении административных ответчиков Правительства Нижегородской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись
Решение в окончательной форме принято 14 мая 2021 года.
Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья областного суда С.В. Бурунова