Дело № 3а-103/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 9 июля 2018 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Гринь Н.В.,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. № 15 «О бюджете муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»,
установил:
27 декабря 2017 г. советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) принято решение № 15 «О бюджете муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Решение), которое официально опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет http://www.telmana.info.
Решением установлено:
утвердить основные характеристики бюджета муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее – местный бюджет) на 2018 г. (пункт 1);
утвердить основные характеристики местного бюджета на плановый период 2019 и 2020 гг. (пункт 2);
утвердить источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета на 2018 год (приложение 1) (пункт 3);
утвердить источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета на плановый период 2019 и 2020 гг. (приложение 2) (пункт 4);
утвердить в пределах общего объёма доходов местного бюджета, установленного пунктами 1 и 2 данного Решения, прогнозируемые поступления доходов в местный бюджет на 2018 г. (приложение 3), прогнозируемые поступления доходов в местный бюджет на плановый период 2019 и 2020 гг. (приложение 4) (пункт 5);
утвердить в пределах общего объёма доходов местного бюджета, установленного пунктами 1 и 2 Решения, объём межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2018 г. в соответствии с приложением 3, на 2019 г. и на 2020 г. в соответствии с приложением 4 (пункт 6);
утвердить перечень главных администраторов доходов местного бюджетаи закрепляемые за ними виды доходов(приложение 5) (пункт 7);
утвердить перечень главных администраторов и перечень статейисточников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета (приложение 6) (пункт 8);
установить, что задолженность по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 г.),а также прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств местного бюджета и компенсации затрат местного бюджета, невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет поселения, поступают в местный бюджет в установленным данным пунктом размере (пункт 9);
утвердить в пределах общего объёма расходов, установленного пунктами 1 и 2 Решения распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов (пункт 10);
утвердить объём бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования (пункт 11);
установить размер резервного фонда администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее также – муниципального образования, поселения) на 2018 г., на 2019 г., на 2020 г. (пункт12);
установить, что в соответствии с правовыми актами администрации поселения производится предоставление ассигнований за счёт средств резервного фонда администрации муниципального образования, предусмотренных в ведомственной структуре расходов местного бюджета. Отчёт об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда прилагается к ежеквартальному и годовому отчётам об исполнении местного бюджета (пункт 13);
утвердить расходы на обеспечение деятельности совета депутатов муниципального образования на 2018 г., 2019 г. и на 2020 г. в размере, указанном в данном пункте (пункт 14);
утвердить расходы на обеспечение деятельности администрации на 2018 г., 2019 г. и на 2020 г. в размере, определённом в данном пункте (пункт 15);
установить, что для расчёта должностных окладов работников муниципальных казённых учреждений за календарный месяц или за выполнение установленной нормы труда, с 1 января 2018 г. применяется расчётная величина, в порядке, установленном администрацией муниципального образования (пункт16);
утвердить размер индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих, должностных окладов работников органа местного самоуправления, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 1 января 2018 г. (пункт 17);
утвердить общий объём межбюджетных трансфертов, передаваемых поселением муниципальному образованию Тосненский район Ленинградской области на исполнение полномочий на 2018 г. (приложение 11) (пункт 18);
утвердить Порядок (методику) предоставления и расчёт распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования бюджету муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на исполнение части полномочий поселения в 2018 г. (приложение 12) (пункт 19).
утвердить адресную инвестиционную программу, финансируемую за счёт средств местного бюджета в 2018 г. в разрезе объектов капитального строительства муниципальной собственности и на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность поселения на 2018-2020 гг. (приложение 13) (пункт 20);
установить, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности отражаются в составе ведомственной структуры расходов местного бюджета по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности по соответствующим кодам бюджетной классификации (пункт 21);
установить, что заключение договоров на выполнение работ по инвестиционным объектам должно производиться исключительно в пределах бюджетных средств, предусмотренных по каждому инвестиционному объекту в рамках выполнения муниципальных программ и непрограммным направлениям деятельности (пункт 22);
установить, что остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения местного бюджета в текущем финансовом году в определённом этим пунктом объёме (пункт 23);
установить предельный объём муниципального внутреннего долга муниципального образования в течение 2018 г., 2019 г., 2020 г. в размере, установленном данным пунктом (пункт 24);
установить, что верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального образования на 1 января 2019 г., на 1 января 2020 г. на 1 января 2021 г. составляет размер, указанный в данном пункте, в том числе по муниципальным гарантиям (пункт 25);
установить, что нормативные и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования, влекущие дополнительные расходы за счёт местного бюджета на 2018 г., а также сокращающие его доходную базу, реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в местный бюджет и (или) при сокращении расходов местного бюджета на 2018 г. и только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Решение. В случае, если реализация правового акта частично (не в полной мере) обеспечена в местном бюджете источникам финансирования, такой правовой акт реализуется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете на 2018 г. (пункт 26);
установить, что 5 процентов прибыли муниципальных унитарных предприятий, учредителем которых является администрация муниципального образования, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, зачисляются в местный бюджет (пункт 27);
аппарату по обеспечению деятельности совета депутатов муниципального образования опубликовать Решение в газете «ТосноTime» и на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенном по адресу:www.telmana.info. Приложения к решению обнародовать путем размещения на сайтеwww.telmana.info (пункт 28).
Неотъемлемой частью Решения являются 13 приложений.
ФИО1, будучи жителем пос. Тельмана Тосненского района Ленинградской области, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании названного Решения недействующим, указав, что Решение подписано и обнародовано главой муниципальной образования ФИО2, который избран главой муниципального образования решением Совета депутатов от 19 сентября 2017 г. № 2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области». Однако данное решение Совета депутатов апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 г. по административному делу № 33а-2546/2018 признано незаконным. Следовательно, на дату принятия оспариваемого Решения ФИО2 занимал должность главы муниципального образования и председателя Совета депутатов незаконно, а потому Решение не только подписано и обнародовано некомпетентным лицом, но и повлекло безосновательное расходование средств местного бюджета.
Совет депутатов в письменных возражениях указал, что правовая позиция административного истца основана на неправильном толковании судебного акта апелляционной инстанции Ленинградского областного суда. Оспариваемое Решение принято Советом депутатов в соответствии с имеющимися полномочиями, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3 административные исковые поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета депутатов ФИО4 полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения административного истца ФИО1 и его представителя ФИО3, представителя административного ответчика Совета депутатов ФИО4, заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Капсамун И.С., полагавшей, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета, а также составление и рассмотрение проекта местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета; утверждение и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета поселения.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 52 Закона о местном самоуправлении).
В силу пункта 2 части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Согласно части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о местном самоуправлении нормативные и иные правовые акты представительного органа местного самоуправления входят в систему муниципальных правовых актов.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 3 статьи 43 Закона о местном самоуправлении).
Из приведённых законоположений следует, что нормативные правовые акты представительного органа поселения, регулирующие бюджетные правоотношения, входят в систему муниципальных правовых актов поселения.
В части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Закона о местном самоуправлении установлено, что нормативные правые акты, принятые представительным органом муниципального образования, подписывает и обнародует глава муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, утверждённым решением Совета депутатов от 23 декабря 2015 г. № 177, установлено, что Совет депутатов, состоящий из 15 депутатов, является представительным органом поселения, к исключительной компетенции которого отнесено утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении (пункт 1 статьи 18, часть 1 статьи 21, пункт 2 части 1 статьи 22).
По вопросам, входящим в его компетенцию, Совет депутатов принимает муниципальные правовые акты в виде решений (часть 5 статьи 23 устава).
Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнении на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов (часть 4 статьи 40 устава).
Муниципальные правовые акты, принятые Советом депутатов, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом, глава муниципального образования (пункт 2 статьи 27 устава).
Муниципальный правовой акт муниципального образования считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объёме (кроме сведений, составляющих охраняемую законом тайну) в любом из следующих источников: официальном муниципальном средстве массовой информации муниципального образования – в сетевом издании «тельмана47.рф», размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.тельмана47.рф; на официальном сайте муниципального образования, размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; в печатном средстве массовой информации – газете «Тосно Time».
Датой официального опубликования муниципального правового акта муниципального образования считается: дата первого размещения правового акта в полном объёме в сетевом издании «тельмана47.рф» и на официальном сайте муниципального образования, размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; дата выхода в свет очередного номера выпуска печатного издания «Тосно Time», в котором этот муниципальный акт был впервые опубликован (часть под номером 3, а фактически – 2, часть 6 статьи 42 устава).
Основы организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, порядок составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального образования, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования, а также осуществления контроля за его исполнением и утверждения годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования регламентированы Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании (далее – Положение о бюджетном процессе), утверждённым решением Совета депутатов от 26 февраля 2014 г. № 97 (опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет http://www.telmana.info).
Утверждение бюджета муниципального образования и отчёта об исполнении бюджета муниципального образования является компетенцией Совета депутатов (пункт 3.1 статьи 3 Положения о бюджетном процессе).
Глава муниципального образования подписывает и обеспечивает опубликование и обнародование в порядке, установленном уставом, нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов в области бюджетных правоотношений (пункт 3.2 статьи 2 Положения о бюджетном процессе).
Процедура принятия местного бюджета предусматривает обязательное проведение публичных слушаний по проекту местного бюджета (пункт 2 части 3 статьи 28 Закона о местном самоуправлении, пункт 2 части 13 статьи 11 устава поселения).
Из материалов дела следует, что 18 декабря 2017 г. на основании постановления главы муниципального образования поселения от 23 ноября 2017 г. № 1 проведены публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования, заключение по результатам которых опубликовано 27 декабря 2017 г. в газете «Тосно Time», № 30 (191).
27 декабря 2017 г. состоялось заседание Совета депутатов, на котором принято оспариваемое Решение.
Из протокола указанного заседания Совета депутатов усматривается, что на нём присутствовало 13 из 15 депутатов Совета депутатов.
Согласно тому же протоколу проект Решения разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе. Параметры проекта бюджета муниципального образования являются составной частью плана социально-экономического развития муниципального образования на период 2010 – 2020 гг. и на перспективу до 2030 г. Проект бюджета был доработан с учётом замечаний, высказанных при проведении публичных слушаний.
За принятие Решения депутаты проголосовали единогласно.
Решение подписано главой муниципального образования ФИО2 и официально опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет http://www.telmana.info.
Таким образом, сравнительный анализ Решения с действующим законодательством позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое правовое регулирование не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы административного истца о том, что Решение подписано и обнародовано некомпетентным лицом, суд находит несостоятельным.
Как видно из материалов дела, ФИО2 избран главой муниципального образования решением Совета депутатов от 19 сентября 2017 г. № 2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», которое подписано председательствующим на первом заседании Совета депутатов старейшим по возрасту депутатом Совета депутатов.
Названное решение Совета депутатов признано незаконным апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 г.
Из указанного судебного акта следует, что административным истцом данное решение Совета депутатов оспаривалось по мотиву его подписания неуполномоченным лицом.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что подписание решения Совета депутатов об избрании главы муниципального образования депутатом председательствующим на первом заседании Совета депутатов по избранию главы муниципального образования – старейшим по возрасту депутатом Совета депутатов, не противоречит ни положениям статьи 36 Закона о местном самоуправлении, ни статье 2 областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области».
Вместе с тем, тем же судом установлено, что поименованное решение Совета депутатов отменено решением Совета депутатов от 26 января 2018 г. № 25 «Об отмене Решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 19.09.2017 г. № 2», в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным оспариваемое административным истцом Решение признать незаконным.
Следовательно, единственным основанием для признания решения Совета депутатов от 26 января 2018 г. № 25 незаконным послужила отмена Советом депутатов своего же решения от 19 сентября 2017 г. № 2.
В связи с этим, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 г.
Кроме того, в силу части 5 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Поскольку решение Совета депутатов от 19 сентября 2017 г. № 2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» отменено 26 января 2018 г., а незаконным признано судом только 10 мая 2018 г., у суда отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемое Решение подписано и обнародовано неуполномоченным лицом.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. № 15 «О бюджете муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 20 июля 2018 г.