ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-103/19 от 07.02.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело <№>а-19/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 7 февраля 2020 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.И.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием:

представителя административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Наумовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Местной молодежной общественной организации «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город Йошкар-Ола,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Местной молодежной общественной организации «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город
Йошкар-Ола (далее также – Организация, ММОО «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город Йошкар-Ола), учетный номер 1212010748, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1141200000138, с исключением сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что в период с 11 по 29 марта 2019 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами (уставным целям), в результате которой выявлены нарушения законодательства, допущенные Организацией в своей деятельности, составлен акт проверки.

Дважды в адрес Организации выносились предупреждения об устранении допущенных нарушений, однако в установленные сроки нарушения не устранены, предупреждения не обжалованы. За невыполнение в установленный срок требований, указанных в предупреждении, Организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент подачи в суд административного искового заявления о ликвидации Организации (10 декабря 2019 года) нарушения административным ответчиком не устранены, информация, свидетельствующая о принятых мерах по устранению нарушений, в Управление не поступала.

Полагая, что Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, Управлением укуазано, что в деятельности Организации имеет место систематическое грубое игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по устранению нарушений законодательства, что препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности и, тем самым, имеет вредные последствия для общества и государства. Таким образом, в деятельности Организации имеются неоднократные и грубые нарушения законодательства, которые Организацией не устраняются несмотря на предпринятые Управлением меры реагирования, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Наумова Н.В. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика ММОО «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город Йошкар-Ола в судебное заседание не явился. Ее руководитель – председатель Иванов Д.В. извещен о месте и времени судебного заседания телефонограммой. Судебная корреспонденция, направленная по юридическому адресу Организации, а также по месту жительства Иванова Д.В., возвращается с отметкой «истек срок хранения». Сведениями об ином месте нахождения Организации суд не располагает. Таким образом, применительно к положениям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) судебные извещения считаются доставленными адресатам. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац 2 пункта 3 статьи 54 ГК РФ).

Заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв не представило, извещено надлежащим образом.

С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 23 апреля 2014 года принято решение о регистрации Местной молодежной общественной организации «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город
Йошкар-Ола при ее создании (л.д. 35).

Сведения об Организации внесены в единый государственный реестр юридических лиц 30 апреля 2014 года за основным государственным регистрационным номером 1141200000138 (л.д. 36).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части 1).

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 1 февраля 2019 года № 27-Р Управлением в период с 11 по 29 марта 2019 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и законодательству (л.д. 37).

По итогам проверки Управлением составлен акт от 29 марта 2019 года, в котором отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и устава Организации (л.д. 44).

Возражения относительно акта проверки, полученного 29 марта 2019 года председателем Организации Ивановым Д.В., не поступили.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

В соответствии с установленным порядком Управлением в адрес Правления Организации в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства 1 апреля 2019 года вынесено предупреждение и установлен срок устранения нарушений до 4 июня 2019 года (л.д. 49).

Предупреждение было получено лично Председателем Организации - Ивановым Д.В., в установленном порядке обжаловано не было.

4 июня 2019 года от Организации в Управление поступило письмо о продлении срока устранения нарушений по предупреждению до 4 сентября 2019 года в связи с доработкой новой редакции устава Организации (л.д. 88). К заявлению были приложены документы, свидетельствующие об устранении нарушения, указанного в пункте 5 предупреждения.

Управлением срок устранения нарушений по предупреждению от был продлен до 5 августа 2019 года (л.д. 57). Уведомление о продлении срока устранения нарушений было получено Организацией 14 июня 2019 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.

5 августа 2019 года от Организации вновь поступило заявление о продлении срока устранения нарушений, однако документов, подтверждающих принятие конкретных мер по устранению нарушений, указанных в предупреждении, к заявлению приложено не было (л.д. 60).

6 августа 2019 года Управлением в продлении срока устранения нарушений, указанных в предупреждении от 1 апреля 2019 года, было отказано, о чем сообщено лично председателю Организации – Иванову Д.В. (л.д. 61).

В связи с невыполнением в установленный срок законного предписания (предупреждения от 1 апреля 2019 года) Управления об устранении нарушений законодательства, 28 августа 2019 года Управлением в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 1 октября 2019 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 62).

В связи с тем, что выявленные в ходе проведения плановой документарной проверки нарушения законодательства Организацией так и не были устранены, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» 22 октября 2019 года Управлением в адрес Правления Организации вынесено повторное предупреждение и установлен срок устранения нарушений до 29 ноября 2019 года (л.д. 65).

Предупреждение было получено лично Председателем Организации - Ивановым Д.В., в установленном порядке не обжаловано.

Таким образом, по состоянию на 29 ноября 2019 года нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Организацией в своей деятельности, на которые указано в предупреждениях, вынесенных Управлением в адрес юридического лица, не были устранены, а именно:

1. В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

- положение пункта 2.6. устава в части «…символика подлежит учету и государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Названными нормами требование к регистрации символики не установлено;

- положения пунктов 9.1. и 10.1. устава в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пунктов 1, 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- положение пункта 14.1. устава в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления – Общего собрания, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду (конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.

Уставом Организации предусмотрены следующие органы управления:

высший орган управления Организации – Общее собрание (пункт 12.1. устава);

постоянно действующий коллегиальный руководящий орган – Правление (пункты 1.1., 23.1. устава). Председатель согласно пункту 27.1.7. входит в состав Правления и руководит его работой, следовательно, председатель Организации не является отдельным органом управления Организации.

Таким образом, в Организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- положение пункта 26.1.6 устава противоречит требованиям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- положение пункта 26.1. устава противоречит требованиям пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- положение пункта 27.1.14 устава не соответствует требованиям статьи 33 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

- положением пункта 4.1.12. устава предусмотрено осуществление Организацией предпринимательской деятельности, в то же время виды осуществляемой Организацией предпринимательской деятельности в уставе не отражены, что является нарушением требований пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

2. В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2016, 2017, 2018 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом:

- положения пунктов 23.1., 25.1., 25.2., 25.3. устава - Правление Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Правления Организации, к проверке не представлено;

- положение пункта 35.1. устава - вступительные и членские взносы не уплачиваются.

3. В нарушение требований части 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» описание символики, используемой Организацией на бланках, не содержится в уставе Организации.

4. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

5. Протоколы Общего собрания от 30 декабря 2016 года № 4, 30 декабря 2017 года № 5, 30 декабря 2018 года № 6 оформлены с нарушением положений пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых Организацией: дополнительные виды деятельности 60.10 «Деятельность в области радиовещания»; 60.20 «Деятельность в области телевизионного вещания»; 90.04 «Деятельность учреждений культуры и искусства» (указанный вид деятельности включает деятельность концертных и театральных залов и других учреждений культуры); 93.11 «Деятельность спортивных объектов» (указанный вид деятельности включает деятельность объектов по проведению спортивных мероприятий для профессионалов или любителей на открытом воздухе или в помещении (открытых, закрытых, под крышей, оборудованных или не оборудованных трибунами для зрителей), футбольных стадионов, хоккейных коробок, площадок для крикета, стадионов для регби, деятельность конюшен скаковых и беговых лошадей, псарен и гаражей для спортивных гоночных автомобилей, плавательных бассейнов и стадионов, стадионов для занятий легкой атлетикой, и т.п.). Мероприятия проводятся организациями, имеющими свои спортивные объекты. Эта группировка также включает: подбор персонала и управление персоналом, обслуживающим эти объекты.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.

Однако в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 24 названного Федерального закона указанные выше виды экономической деятельности не соответствуют целям деятельности Организации, указанным в пункте 3.1 устава.

Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации Организация не предпринимала и до настоящего времени их не устранила. Сведения о причинах, по которым нарушения законодательства не были устранены, либо о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших их устранению, ни административному истцу, ни суду не представлены.

Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нежелании административного ответчика исполнять требования закона, осуществлять деятельность, предусмотренную учредительными документами, об отсутствии намерения привести деятельность Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом «Об общественных объединениях». Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).

Согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, возложена на общественные объединения статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В части 1 статьи 44 закона в качестве оснований ликвидации указаны:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии по настоящему делу обстоятельств, которые закон признает основанием для ликвидации общественного объединения. Совокупность нарушений требований действующего законодательства, допущенных общественным объединением, неустранение этих нарушений по неоднократному требованию контролирующего органа свидетельствует об игнорировании общественным объединением законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, пренебрежении к требованиям законов Российской Федерации, то есть о грубости допущенных нарушений.

Требование о ликвидации Организации предъявлено в суд территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление о ликвидации Организации подлежит удовлетворению.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Поскольку наличие нарушений в деятельности ММОО «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город Йошкар-Ола установлено в ходе судебного разбирательства, никаких мер к устранению названных нарушений принято не было, уставную деятельность Организация фактически не осуществляет, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Местную молодежную общественную организацию «Клуб исторических реконструкций «Мидгард» город Йошкар-Ола (основной государственный регистрационный номер 1141200000138) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 17 февраля 2020 года