ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1059/2021 от 20.07.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-1059/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Шулико О.Г.,

при секретаре Каминской К.В.,

с участием прокурора Майборода О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью <ФИО>9 и <ФИО>1 о признании недействующим в части решения городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования <Адрес...>»

установил:

решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования <Адрес...>» утвержден генеральный план муниципального образования <Адрес...> (далее - Генеральный план), которым в отношении принадлежащих <ФИО>10 и <ФИО>1 земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, расположенных в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, предусмотрено планируемое размещение объекта местного значения – дошкольной образовательной организации.

<ФИО>11 (далее – также Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим Генеральный план в части размещения объекта местного значения – дошкольное образовательное учреждение на 350 мест (идентификационный номер 1.3.248) в границах, принадлежащего Обществу, земельного участка с кадастровым номером <№...>.

С аналогичными требованиями к городской Думе Краснодара обратился <ФИО>1, который является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>.

Определением Краснодарского краевого суда от 30 июня 2021 года в соответствии с положениями статьи 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ в порядке, предусмотренном статьей 136 настоящего Кодекса, данные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В обоснование заявленных требований, административные истцы указали на то, что в уведомлениях № 3920У/449 от 9 декабря 2020 года и № 1029У/44 от 7 апреля 2021 года администрация Прикубанского внутригородского округа <Адрес...> указала о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на вышеуказанных земельных участках по причине размещения объекта местного значения (объекта образования) в границах их участков в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования <Адрес...>, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования <Адрес...>».

Вместе с тем, ни документация по планировке территории, утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 5876 от 20.12.20218 года, ни проект Генерального плана с новым дошкольным образовательным учреждением на 350 мест, вынесенный на общественные слушания, ни заключение о результатах общественных обсуждений от 31 августа 2020 года не содержали информации о невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, поскольку данным проектом нового генерального плана было предусмотрено размещение дошкольного образовательного учреждения на 350 мест (идентификационный номер 1.3.248) в границах иных земельных участков.

Ссылаясь на нарушение своих прав как собственников указанных земельных участков, административные истцы в обоснование заявленных требований указали на подготовку и утверждение Генерального плана с нарушением требований статей 2, 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). При проведении публичных слушаний на представленных картах не содержалась информация о планируемого для размещения объекта местного значения в границах земельных участков истцов.

В судебном заседании генеральный директор <ФИО>13., действующий также в интересах <ФИО>14 и представитель Общества ФИО1 поддержали административные исковые требования.

Представитель городской Думы Краснодара ФИО2 и представитель администрации муниципального образования город Краснодар ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права административного истца.

Прокурор Майборода О.В. в заключении просила отказать в административном иске в полном объеме, полагая, что требования градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме. Указала, что права административных истцов не нарушены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия городской Думы Краснодара на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

2 сентября 2020 года городской Думы Краснодара принято решение № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар».

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 6 октября 2003 года), к вопросу местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа.

Согласно статье 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с Уставом муниципального образования город Краснодар представительным органом муниципального образования город Краснодар является городская Дума Краснодара.

Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования город Краснодар отнесены к ведению городской Думы Краснодара (ст. 25 Устава).

В целях соблюдения процедуры согласования генерального плана муниципального образования город Краснодар на основании решения комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от 27.06.2018 года (протокол №8) принято Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 27 июля 2018 г. № 3136 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар» согласно которому Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар поручено разработать и представить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар.

Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар указанным постановлением, было поручено провести работы по внесению изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Согласно части 2 статьи 28 ФЗ от 6 октября 2003 года, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Как указано в части 4 статьи 28 ФЗ от 6 октября 2003 года, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Проект генерального плана муниципального образования город Краснодар в целях соблюдения порядка его утверждения Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.06.2020 № 2307 (опубликовано 19.06.2020 на сайте по адресу:https://kjd.ru/dokumenty/dokumentyadministratsii/normativnyepravovveakty/ofitsialno eopublikovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document-19062020231422.html) был вынесен на общественные обсуждения, которые проходили в каждом населенном пункте.

Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар рассматривались внесенные на общественных обсуждениях предложения и замечания, результаты поддержки или отклонения которых, содержались в заключении и протоколе общественных обсуждений. Общественные обсуждения завершились опубликованием заключения о результатах общественных обсуждений 31.08.2020 в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городской Думы Краснодара - на Интернет - портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодараhttps://golos.krd.ru/obschestvennyeobsuzhdeniya/discussion_06072020_080000.html).

В целях соблюдения установленного статьёй 25 Градостроительного кодекса РФ порядка согласования получены положительные заключения Министерства экономического развития РФ от 24.07.2020 № 23830-ОТ/Д27 и Администрации Краснодарского края от 25.06.2020 № 869 в части вопросов относящихся к компетенции указанных органов.

Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» утверждена новая редакция генерального план муниципального образования город Краснодар в полном объёме (за исключение разделов ДСП и совершенно секретно), который опубликован в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городской Думы Краснодара - на Интернет - портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара и Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар №9.

В соответствии с утвержденным Генеральным планом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№...> в составе зоны застройки малоэтажными жилыми домами, предусмотрено планируемое размещение объекта местного значения – дошкольной образовательной организации на 350 мест.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов дела, на публичные слушания был представлен проект Генерального плана, который содержал иную информацию относительно планируемого размещения объекта местного значения – дошкольное образовательное учреждение на 350 мест (идентификационный номер 1.3.248).

Изначальный проект Генерального плана не предполагал размещение этого объекта в границах спорных участков. Соответствующие изменения, затрагивающие права и законные интересы ООО <ФИО>15 и <ФИО>1, были внесены после публичных слушаний.

В то же время целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.

Учитывая указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что допущено нарушение процедуры подготовки проекта и утверждения Генерального плана, установленной статьями 24, 28 ГрК РФ

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела видно, что ООО «Спектр-Инвест» является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 520 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – индивидуальные жилые дома, малоэтажные жилые дома, в том числе малоэтажные жилые дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <Адрес...>, западнее <Адрес...>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации <№...> от 29.03.2021 года.

Административный истец обратился в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...>.

В уведомлении № 1029У/44 от 07.04.2021 года администрация Прикубанского внутригородского округа города Краснодара указала о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке по причине размещения объекта местного значения (объекта образования) в границах участка в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар.

<ФИО>16 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, малоэтажные жилые дома, в том числе малоэтажные жилые дома блокированной застройки, для индивидуальной застройки.

26 ноября 2020 года <ФИО>1 направил в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара уведомление о строительстве индивидуального жилого дома по адресу: Россия, Краснодарский край, <Адрес...>, западнее поселка Индустриальный, кадастровый номер земельного участка <№...>.

9 декабря 2020 года, <ФИО>1, было получено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 3920У/44, мне отказано в размещении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№...>. По мнению администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара, в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», в границах принадлежащего <ФИО>1, на праве собственности земельного участка предусмотрено размещение объекта местного значения (объект образования (дошкольное образовательная организация)).

Таким образом, ссылка ответчика на отсутствие координат в отображении планируемых объектов в документах территориального планирования не соответствуют действительности, так как обременение земельных участков административных истцов предполагаемым размещением дошкольного образовательного учреждения подтверждается сведениями III раздела государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (ГИСОГД) муниципального образования город Краснодар – документы территориального планирования муниципального образования.

Обосновывая различие изначального проекта Генерального плана и проекта представленного на публичные слушания и проекта переданного для утверждения в городскую Думу Краснодара, административный истец сослался на то, что процедура согласования и процедура проведения публичных слушаний не находятся в причинной связи и могут проходить параллельно и по результатам полученных согласований от органов публичной власти и общественных обсуждений проект Генерального плана дорабатывается и направляется на рассмотрение и утверждение представительным органом муниципального образования.

Между тем, как было указано выше изначальный проект Генерального плана, представленный на публичные слушания, не предполагал размещение объекта местного значения – дошкольное образовательное учреждение на 350 мест (идентификационный номер 1.3.248) в границах земельных участков административных истцов.

Соответствующие изменения, затрагивающие права и законные интересы ООО «Спектр-Инвест» и <ФИО>1, были внесены после публичных слушаний.

Судом достоверно установлено, что в отношении изменения местоположения объекта местного значения – дошкольное образовательное учреждение на 350 мест (№ 1.3.248), указанного в изначальном проекте Генерального плана, от заинтересованных лиц замечаний и предложений не поступало.

Предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, принимались с 6 июля 2020 года по 8 августа 2020 года организатором общественных обсуждений на официальном сайте Интернет-портал, путем почтового отправления, а также посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта (информационные письма департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар от 14 июля 2021 № 11273/29, от 7 июля 2021 № 10911/29).

Данных о том, что поступали замечания о необходимости переноса объекта местного значения при согласовании проекта генерального плана с федеральными и региональными органами власти материалы дела также не содержат.

Далее. В соответствии с пунктом. 9 статьи 28 ГрК РФ принимая результаты общественных обсуждений, проведенных по проекту внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар и поддерживая решение комиссии по землепользованию и застройке (согласно протоколу и заключению от 31.08.2020) и.о. главы муниципального образования город Краснодар было принято решение от 1 сентября 2020 года № 3610 о направлении проекта решения городской Думы Краснодара «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» на рассмотрение городской Думы Краснодара.

При этом, графическая часть проекта Генерального плана поступила в городскую Думу Краснодара в измененном виде. А именно, размещение дошкольного образовательного учреждения на 350 мест было предусмотрено не в ранее отведенных координатах, а в границах земельных участков, в том числе, и с кадастровыми номерами <№...>, принадлежащими на праве собственности административным истцам.

Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 г. № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» утвержден генеральный план с измененной графической частью.

Утвержденный оспариваемым решением городской Думы Краснодара проект Генерального плана не проходил процедуру необходимых согласований и не был обсужден в рамках процедуры общественных слушаний, тогда как, в силу части 1 и части 2 статьи 28 Градостроительного кодекса публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений проводятся в обязательном порядке.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

С учетом названных положений Градостроительного кодекса представительному органу местного самоуправления не предоставлено право на изменение проекта генерального плана не прошедшего процедуру общественных слушаний.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, и анализа приведенных норм градостроительного законодательства, следует вывод, что генеральный план подлежит доработке в той части, в которой на публичных слушаниях или в заключении о результатах публичных слушаний высказаны предложения, замечания по проекту генерального плана.

В данном случае, предложений об изменении координат размещения дошкольного образовательного учреждения на 350 мест, в ходе проведения публичных слушаний не поступало и такие предложения не отражены в заключении о результатах публичных слушаний.

Названное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемые положения решения городской Думы Краснодара не соответствуют приведенным нормам градостроительного законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, суд полагает, что допущенное нарушение процедуры подготовки проекта и утверждения Генерального плана, установленной статьями 24, 28 ГрК РФ в данном случае существенно повлияло на права и законные интересы административных истцов.

Кроме того следует отметить, что согласно сведениям ГИСОГД рассматриваемые земельные участки расположены в границах документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара от 20 декабря 2018 года № 5876.

Как пояснил представитель административных истцов, в соответствии с данным проектом планировки территории, исходя из плотности и характера застройки индивидуальными жилыми домами предусмотрено размещение детского дошкольного учреждения на 70 мест. Под его размещение в указанной документации предусмотрен земельный участок, площадь которого, согласно Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденным приказом департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края от 16 апреля 2015 г. № 78 составляет 2800 кв.м. (пункт 4 раздела 1 Нормативов).

Административный истец также указал, что Общество осуществляет коммерческую деятельность по строительству индивидуальных жилых домов, продажу участков под их строительство. При реализации своих полномочий действует в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, о чем свидетельствует утвержденная документация по планировке территории, и в случае получения достоверной информации о планируемом объекте местного значения, общество представило бы свою позицию по данному вопросу.

В настоящий момент, учитывая сложившуюся ситуацию, понимая необходимость размещения дошкольной образовательной организации на территории, на которой находятся, в том числе спорные земельные участки, а также с учетом соблюдения интересов иных граждан, постоянно проживающих на данной территории, Обществом предприняты меры для подготовки новой документации по планировке территории. Между МУП «Институт Горкадастрпроект» муниципального образования город Краснодар (далее учреждение) и ООО «Спектр-Инвест» заключен договор от 28 декабря 2020 № 20/928-1633. В рамках договора учреждением ведется разработка документации по планировке территории на основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 19 января 2021 № 168. Проектом предусматривается размещение пятисот земельных участков индивидуальной жилой застройки с населением в границах проектируемой территории – 1536 человек. Согласно расчету потребность социальных объектов на 1536 человек составляет 160 детей дошкольного возраста.

При таких обстоятельствах, когда в ходе рассмотрения дела установлено противоречие нормативного правового акта органов местного самоуправления в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административных истцов, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения настоящего решения суда применялись, и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, суд признает их недействующими со дня вступления в силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования <ФИО>17 и <ФИО>1 удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» в части размещения объекта местного значения – дошкольное образовательное учреждение на 350 мест в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, западнее пос. Индустриальный.

Обязать городскую Думу Краснодара опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 29 июля 2021 года.

Судья: