РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-105/2020 (3а-821/2019) по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
а также на праве общей долевой собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
Кроме того, в период с <...> года по <...> года ему на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>.
Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...> в размерах 935366,52 руб., 858875,36 руб., 3505780,12 руб., 8627581,60 руб., соответственно, определенной по состоянию на 01.01.2016 года; с кадастровым номером <...> в размере 1808612,55 руб., определенной по состоянию на 05.07.2019 года, с кадастровым номером <...> в размере 5499627,15 руб., определенной по состоянию на 16.03.2017 года, с кадастровым номером <...> в размере 4894353, определенной по состоянию на 18.01.2017 года, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности по уплате земельного налога.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился к <...>
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от <...> года № <...> рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...><...>, <...>, <...> составляет 217 000 руб., 199 000 руб., 704 000 руб., 644 000 руб., 658 500 руб., 995 000 руб., 1 157 000 руб., соответственно.
На основании изложенного ФИО1 просил установить кадастровую стоимость названных земельных участков равную их рыночной стоимости в размере, указанном в отчете об оценке <...> от <...> года № <...>.
Административный истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленные требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, просил принять решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Демидовское Заокского района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение принять на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
а также на праве общей долевой собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>;
Кроме того, в период с <...> года по <...> года ему на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права <...> от <...> года, №№ <...>, <...>, <...>, <...> от <...> года, № <...> от <...> года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> года и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 11.11.2016 N 515 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016 года. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...> определенна данным Постановлением по состоянию на 01.01.2016 года в размере 935366,52 руб., 858875,36 руб., 3505780,12 руб., 8627581,60 руб., соответственно (№ п/п <...>, <...>, <...>, <...> Приложения № <...>).
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016 года, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> года № <...> объект недвижимости с кадастровым номером <...> снят с кадастрового учета 09.07.2019 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» применительно к статье 24.20 Закона № 135-ФЗ разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
11.11.2016 года Постановлением правительства Тульской области № 515 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тульской области.
Приложением № 1 к вышеуказанному Постановлению правительства Тульской области утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тульской области (за исключением земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений), учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Приложением № 2 к Постановлению правительства Тульской области № 515 от 11.11.2016 года утверждена кадастровая стоимость земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 05.07.2019 года (в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, п. 24 Порядка) и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 79,65 рублей за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 11.11.2016 года № 515, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 11.07.2017 года и установлена в размере 1 808 612,55 рублей.
Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 05.07.2019 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> года № <...>.
30.11.2016 года Постановлением правительства Тульской области № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области.
Приложением № 1 к вышеуказанному Постановлению правительства Тульской области утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года.
Приложением № 2 к Постановлению правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 года утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 16.03.2017 года (в связи с образованием нового участка) и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 370,47 рублей за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 17.03.2017 года и установлена в размере 5 499 627,15 рублей.
Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 17.03.2017 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> года № <...>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 18.01.2017 года (в связи с образованием нового участка) и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 283,32 рубля за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546, на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 19.01.2017 года и установлена в размере 4 894 353 рубля.
Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 19.01.2017 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> года № <...>.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в <...>
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости объектов от <...> года № <...>, выполненным оценщиком вышеназванной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...><...>, <...>, <...> составляет соответственно 217 000 руб., 199 000 руб., 704 000 руб., 644 000 руб., 658 500 руб., 995 000 руб., 1 157 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По ходатайству административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено эксперту <...>.
Согласно выводам, содержащимся в заключении № <...> от <...> года названного эксперта, отчет <...> от <...> года № <...> соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а рыночная спорных стоимость земельных участков, определенная в названном отчете, подтверждается.
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
О несогласии с указанным отчетом об оценке <...> от ДД.ММ.ГГГГ№, заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ административными ответчиками в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости указанные лица не обращались.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу вышеназванных земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета <...> от <...> года № <...> у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...><...>, <...>, <...> может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета <...> от <...> года № <...>, подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 217 000 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 199 000 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 704 000 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 1 157 000 рублей по состоянию на 18.01.2017 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 658 500 рублей по состоянию на 05.07.2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 995 000 рублей по состоянию на 16.03.2017 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 644 000 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного физического лица в суд - 17.12.2019 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, вид разрешенного использования: <...>, расположенного по адресу: <...>., применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанного земельного участка за период с 01 января 2016 года по 09 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий