Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Арсеньевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1063/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.
представителя ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности ФИО3,
представителя общества с ограниченной ответственностью «ОКТОГОН», Негосударственного учреждения науки «Совет по комплексным правовым исследованиям» ФИО4,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Карту функциональных зон сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области Генерального плана сельского поселения Воскресенка, утверждённого решением собрания представителей сельского поселения Воскресенка от 9 декабря 2013 года № 214/73, в части установления зоны сельскохозяйственного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, и Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка, утверждённых решением от 25 декабря 2013 года № 224/75, в части установления территориальной подзоны Сх4-1 территориальной зоны Сх4 в отношении вышеприведённых земельных участков.
Требования обоснованы тем, что ФИО1 является собственником вышеуказанных земельных участков, расположенных в границах сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области. Оспариваемые нормативные правовые акты противоречат пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку границы территориальных зон установлены без учета существующего землепользования, зоны затопления и подтопления в границах земельных участков не установлены. Он обращался в административном порядке с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, проект изменений был подготовлен и направлен на согласование в Правительство Самарской области. Проект не был согласован по причине не предоставления в установленные сроки доработанных в соответствии с заключениями отраслевых министерств материалов, не имеющих отношения к заявлению ФИО1, после чего он вынужден обратиться в суд, поскольку нарушены его права и законные интересы на осуществление жилищного строительства на принадлежащих ему земельных участках.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях с учетом их уточнений.
Административные ответчики: Собрание представителей сельского поселения Воскресенка, Администрация сельского поселения Воскресенка не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, относительно заявленных требований представили письменные отзывы.
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности ФИО3 заявленные требования не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Представитель заинтересованных лиц -Негосударственного учреждения «Группа комплексных решений», общества с ограниченной ответственностью «ОКТОГОН» ФИО4 заявленные требования не признала.
Главное управление МЧС России по Самарской области, Правительство Самарской области, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования следует удовлетворить.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24, пункту 1 части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения, Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (часть 3 статьи 23 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В рамках предоставленных полномочий решением собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 9 декабря 2013 года № 214/73 утверждён Генеральный план сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области.
Указанный нормативный правой акт официально опубликован в газете «Волжская новь» от 11 декабря 2013 года № 111 (7378).
Решением собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 224/75 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Волжская новь» 28 декабря 2013 года № 119(7386).
По процедуре принятия оспариваемые нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки № с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, имеющие категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
При разработке Генерального плана сельского поселения Воскресенка и определении границ населенных пунктов было принято решение о невозможности включения территории в границы населенного пункта для целей жилищного строительства ввиду возможности затопления и подтопления земельных участков. В связи с этим земельные участки ФИО1 отнесены к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования (Сх)».
Одновременно с этим при подготовке Правил землепользования сельского поселения в отношении земельных участков ФИО1 и иных участков, расположенных в пределах горизонтали затопления 1%-м паводком, было принято решение об установлении территориальной зоны «Сх4 Зона садоводства» подзоны «Сх4-1 Подзона садоводства № 1» с параметром: «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м».
Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, предложения от Правительства Самарской области по установлению зон подтопления, затопления на территории с. Воскресенка в Федеральное агентство водных ресурсов не направлялись, и соответствующие зоны в порядке, определённом Правилами, не устанавливались. Сведения о нахождении земельных участков, принадлежащих административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
Согласно исходных данных Главного управления МЧС России по Самарской области территория сельского поселения Воскресенка Волжского района Самарской области находится вне зоны возможных сильных разрушений и вне зоны катастрофического затопления.
Включение земельных участков в границы горизонтали затопления 1%-м паводком производилось на основе материалов, содержащихся на Плане современного использования территории Самарской области, являвшемся составной частью Схемы территориального планирования Самарской области, утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2007 года № 261,
Вместе с тем, в связи с введением понятия зон затопления и подтопления, границы которых в силу положений действующего законодательства должны утверждаться Федеральным агентством водных ресурсов, План современного использования был исключен из состава утверждаемой части Схемы на основании постановления Правительства Самарской области от 12 февраля 2015 года № 59 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области» от 13 декабря 2007 года № 261 « Об утверждении схемы территориального планирования Самарской области».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При разработке и утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено то, что земельные участки постановлением Администрации Волжского района Самарской области от 18 марта 1996 года № 205 были предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства, и то, что на арендованном земельном участке с кадастровым номером № расположено принадлежащее ФИО1 нежилое здание и объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для обеспечения охраны и газо-водо-электроснабжения рассматриваемых земельных участков №.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Карта функциональных зон сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области Генерального плана сельского поселения Воскресенка в части установления функциональной зоны «Зона сельскохозяйственного использования (Сх)» в отношении земельных участков, принадлежащих ФИО1 и Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка в части установления подзоны «Сх4-1 (Подзона садоводства №1)» территориальной зоны «Сх4 ( Зона садоводства)» в отношении вышеуказанных земельных участков противоречит пункту 7 части 8 статьи 23, части 5 статьи 30, пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца на жилищное строительство на принадлежащих ему земельных участках.
В связи с изложенным требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемые нормативные правовые акты следует оставить без изменения в целях обеспечения соблюдения требований безопасности, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку при рассмотрении спора установлено несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту функциональных зон сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области Генерального плана сельского поселения Воскресенка, утверждённого решением собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 9 декабря 2013 года № 214/73, в части установления функциональной зоны «Зона сельскохозяйственного использования (Сх)» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка, утверждённых решением собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 224/75, в части установления подзоны «Сх4-1 (Подзона садоводства №1)» территориальной зоны «Сх4 (Зона садоводства)» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
.