ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Ивановой В.А., при секретаре Гусельниковой О.С., с участием прокурора Болдоевой Э.В., представителей административного истца Сухих А.С., административного ответчика Совета депутатов МО СП «Сотниковское» Петрунина М.А., заинтересованных лиц Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаева И.М., Администрации МО «Иволгинский район» Карпова А.Ж., Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Лемака В.И., ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ Аюшеевой А.А., Управления Росреестра по РБ Бурдуковской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-107/2016 по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов МО СП «Сотниковское» о признании недействующим в части решения Совета Депутатов МО СП «Сотниковское» от 19.12.2012г. №108 «Об утверждении генерального плана муниципального образования СП «Сотниковское» (в редакции от 03.06.2015г.),
У С Т А Н О В И Л:
Решением Совета депутатов сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 19.12.2012г. № 108 утвержден Генеральный план муниципального образования сельское поселение «Сотниковское». Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Жизнь Иволги» и размещен на официальном портале Администрации муниципального образования «Иволгинский район» по адресу ivolginsk.info.
Решением Совета Депутатов сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района от 03.06.2015г. № 130 в Генеральный план сельского поселения «Сотниковское» внесены изменения.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Верховный суд Республики Бурятия с административным иском о признании решения об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» недействующим в части включения в границы с. Сотниково муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Гурульбинское участковое лесничество в квартале 85 выдел 9 часть, выдел 12 часть, в квартале 112 выдел 16 часть, выдел 17 часть, выдел 21 часть, в квартале 113 выдел 9 часть, выдел 17 часть, выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть.
Требования мотивированы следующим. Приведенные выше лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы с. Сотниково муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Гурульбинское участковое лесничество в квартале 85 выдел 9 часть, выдел 12 часть, в квартале 112 выдел 16 часть, выдел 17 часть, выдел 21 часть, в квартале 113 выдел 9 часть, выдел 17 часть, выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть.
Лесные участки, включенные решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия №108 от 19.12.2012 г., являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства.
На указанные лесные участки зарегистрировано право Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
Рослесхоз, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 736, осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, а также осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Проект генерального плана муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» на рассмотрение (согласование) в Рослесхоз представлен не был, при принятии оспариваемого решения не соблюдена процедура согласования с собственником земель лесного фонда (Российской Федерацией в лице Рослесхоза) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.
По мнению административного истца, оспариваемое решение в части включения лесных участков в границы сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», в соответствии с которыми при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, без соответствующего согласования проект утвержден быть не может, что влечет признание его несоответствующим требованиям федерального законодательства и недействующим.
Заинтересованными лицами по делу являются Республиканское агентство лесного хозяйства, Бурятский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», ТУ Росимущества по РБ, Управление Росреестра по РБ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице филиала по РБ, администрация МО «Иволгинский район.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнены, административный истец просил признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 19.12.2012г. №108 (в ред. от 03.06.2015г. №130) в части включения в границы с. Сотниково муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Гурульбинское участковое лесничество в квартале 112 выдел 16 часть, выдел 17 часть, выдел 21 часть, в квартале 113 выдел 9 часть, выдел 17 часть, выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть.
В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения настаивал.
Представитель административного ответчика Петрунин М.А. с иском не согласился, указав, что генеральный план был утвержден в установленном порядке.
Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. требования административного иска поддержал.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Иволгинский район» Карпов А.Ж. с иском не согласился, указав, что все согласования были проведены, генеральный план был утвержден в установленном порядке.
Представитель Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Лемак В.И., пояснил, что ФГБУ было получено письмо из Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу с заданием произвести графическое совмещение генерального плана поселения с границами лесного фонда. В результате проведенных работ было установлено включение в границы муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия Аюшеева А.А., Управления Росреестра по Республике Бурятия Бурдуковская Е.С. не возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель ТУ Росимущества в Республике Бурятия Тарнуева В.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Болдоевой Э.В., суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия (статья 20 Устава МО СП «Сотниковское»).
Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликованным на официальном сайте Администрации муниципального образования «Иволгинский район» и в районной газете «Жизнь Иволги».
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ указано, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В части 8 данной статьи указано, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований утвержден Приказ Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Обращаясь в суд, административный истец указывает, что имеет место включение в границы с. Сотниково муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Гурульбинское участковое лесничество в квартале 112 выдел 16 часть, выдел 17 часть, выдел 21 часть, в квартале 113 выдел 9 часть, выдел 17 часть, выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть.
Лесные участки, включенные решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия №108 от 19.12.2012 г., являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства.
На указанные лесные участки зарегистрировано право Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на участок лесного фонда площадью 1 639 551 500 кв.м. Зарегистрированное право собственности Российской Федерации на лесные участки в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земель к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, являются сведения из первичных источников информации об отнесении земельных участков к лесному фонду – государственного лесного реестра, таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, схемы расположения лесных насаждений, лесного плана Республики Бурятия, карты-схемы Иволгинского лесничества, лесохозяйственного регламента Иволгинского лесничества.
По результатам исследования представленных в дело картографических материалов, копий лесоустроительных планшетов Иволгинского лесничества, таксационных описаний, карты-схемы Иволгинского лесничества, лесохозяйственного регламента, суд приходит к выводу, что указанные в административном исковом заявлении с учетом уточнения лесные участки вошли в границы села Сотниково МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия в соответствии с оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Сотниковское» от 19 декабря 2012 г. № 108 (в ред. от 03.06.2015г. №130).
Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ...... следует, что при совмещении материалов лесоустройства с границами МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия установлено, что земли лесного фонда частично включены в границы населенных пунктов.
Из представленных в дело схем совмещения материалов лесоустройства с границами СП «Сотниковское» видно, что в границах СП «Сотниковское» находятся участки из земель лесного фонда.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела участковыми лесничими Иволгинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства, представителями МО СП «Сотниковское», директором ООО «Вертикаль» был проведен натурный осмотр границ генерального плана муниципального образования сельское поселение «Сотниковское», в ходе которого было установлено, что граница генерального плана сельского поселения проходит по лесному фонду Иволгинского лесничества, Гурульбинское лесничество в квартале 112 выдел 16 часть, выдел 17 часть, выдел 21 часть, в квартале 113 выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть, Иволгинское участковое лесничество, Технический участок № 1 (СПК Пригородное) квартал 11 выделы 1, 2, 3, 5, 6, 8, 12. На большей части территории лесного фонда Иволгинского лесничества, Гурульбинского участкового лесничества, квартале 112 части выдела 21, квартала 113 части выделов 18-22, Иволгинского сельского участкового лесничества, Технический участок № 1 (СПК Пригородное) квартал 11 выделы 1, 2, 3, 5, 6, 8, 12 возведено и ведется строительство жилищной застройки.
Акт натурного осмотра подтвержден схемами натурного осмотра лесных массивов.
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы сельского поселения «Сотниковское» вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, исследованными в судебном заседании. Доказательств, опровергающих доводы истца, в материалы дела дело не представлено.
При этом, как установлено судом, процедура согласования с Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения «Сотниковское», утвержденного оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Сотниковское», административным ответчиком не соблюдена. Указанное обстоятельство не оспаривается самим ответчиком. Таким образом, следует признать, что процедура принятия нормативного правового акта, установленная федеральным законодательством, нарушена, что является основанием для признания решения недействующим в оспариваемой части.
Доводы административного ответчика о том, что было проведено согласование с Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, Министерством имущественных и земельных отношений Р.Б., Министерством сельского хозяйства и природопользования РБ, Министерством природных ресурсов РБ, Министерством экономики РБ, Министерством культуры РБ не свидетельствуют о соблюдении процедуры перевода, поскольку перечисленные органы не уполномочены на перевод земель Федерального лесного фонда из одной категории в другую, таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом того, что оспариваемые положения применяются до настоящего времени, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 19.12.2012 г. № 108 (в ред. от 03.06.2015г.) об утверждении Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» в части включения в границы с. Сотниково муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Гурульбинское участковое лесничество в квартале 112 выдел 16 часть, выдел 17 часть, выдел 21 часть, в квартале 113 выдел 9 часть, выдел 17 часть, выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Иванова