ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1087/2022 от 18.10.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

М.<данные изъяты>

М. областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-<данные изъяты> по административному исковому заявлению ООО «I-Гильдия» к государственному бюджетному учреждению М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по М.<данные изъяты> о признании незаконными действий Управления Росреестра по М.<данные изъяты> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости, об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «I-Гильдия», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 816 кв.м., расположенного по адресу: М.<данные изъяты>, пл. Привокзальная, обратился в М. областной суд с административным иском о признании решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>, в рамках государственной кадастровой оценки, определена в размере 1 980 929,12 рублей на основании распоряжения Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от <данные изъяты>. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты>ВР-2209 от <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> изменена и составила 4 601 344,48 рублей, что в 2,5 раза больше предыдущей кадастровой стоимости.

На основании изложенного, не согласившись с увеличенной кадастровой стоимостью, <данные изъяты> истец обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка в 2021 году, поскольку его кадастровая стоимость необоснованно увеличена без каких либо изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, однако решением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> истцу было отказано в пересчете кадастровой стоимости.

В решении указаны основания отказа в пересчете кадастровой стоимости, со ссылкой на распоряжение Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> «О принятии решения о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости», в связи с чем ГБУ проведены работы по пересчету кадастровой стоимости земельного участка и кадастровая стоимость объекта составила 4 601 344,48 рублей. В свою очередь, <данные изъяты> ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставило разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости на основании распоряжения<данные изъяты> от <данные изъяты>, из которых следует, что перерасчет кадастровой стоимости объекта был произведен по основаниям, предусмотренным статьей 21 Федерального закона от <данные изъяты> № 237-ФЗ, в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. При этом, в качестве основания для перерасчета не указано, какие ошибки были допущены при определении кадастровой стоимости, качественные и (или) количественные характеристики объекта недвижимости не менялись. В результате такого перерасчета кадастровая стоимость земельного участка значительно увеличилась. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение его налоговых обязательств, размер налога в отношении данного имущества, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости, полученной в результате перерасчета.

В целях перерасчета кадастровой стоимости общество обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с соответствующим заявлением об исправлении ошибок, однако решением данного учреждения <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявления обществу было отказано, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.

Полагая, что принятое ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» решение является необоснованным и немотивированным, со ссылкой на положения статьи 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) административный истец просил суд признать его незаконным. Также истец просил признать незаконными действия Управление Росреестра по М.<данные изъяты> по внесению в ЕГРН данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 601 344,48 рублей; обязать Управление Росреестра по М.<данные изъяты> исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 601 344,45 рублей, определенной по состоянию на <данные изъяты> и применяемой с <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Синицкий А.О. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ГБУ М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» по доверенности Тюленева Е.А. в судебном заседании указала, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:70 по состоянию на <данные изъяты>, в рамках государственной кадастровой оценки, определена в размере 1 980 929,12 рублей на основании распоряжения Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты>ВР-1633 от <данные изъяты>. При определении кадастровой стоимости объекту недвижимости присвоен код расчета вида использования 12:001 «Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, площадей, проездов» (далее - 12:001) и подгруппа «6.4.2. Земли общего пользования». Код расчета вида использования 12:001 соответствует виду разрешенного использования по документу «Для организации подъезда и обслуживания здания». Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты>ВР-2209 от <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> изменена и составила 4 601 344,48 рублей, при этом перерасчет кадастровой стоимости объекта был произведен по основаниям, предусмотренным статьей 21 Федерального закона от <данные изъяты> № 237-ФЗ, в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Поскольку произошли изменения удельных показателей кадастровых стоимостей в части учета изменения кода расчета вида использования, учета корректировки на расположение в границах территории с повышенным уровнем цен, уточнения значений ценообразующих факторов в соответствии с формами сбора сведений о значениях ценообразующих факторов по садоводческим, огородническим объединениям и коттеджным поселкам (далее - УПКС) в пределах территориальной единицы (кадастровый квартал, населенный пункт, муниципальное образование, субъект Российской Федерации), данные сведения были учтены и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определялась методом УПКС, при этом изменение стоимости находящихся рядом земельных участков (например, в одном садоводческом, огородническом объединении, коттеджном поселке или в одном кадастровом квартале/населенном пункте) повлекло изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка. Пояснила, что бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, однако по итогам проверки ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.

Представитель Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> по доверенности Парамзин А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, указав, что полностью поддерживает доводы ГБУ МО «Центр кадастровой оценки». При этом пояснил, что в соответствии с п. 25 ст. 21 Закона № 237-ФЗ уполномоченным органом, коим является Министерство имущественных отношений М.<данные изъяты>, было принято распоряжение<данные изъяты>ВР-2200 от <данные изъяты> о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, согласно которому ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» поручено провести в 2021 году пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, согласно приложению к настоящему распоряжению. Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости принято ввиду обнаружения технических и методологических ошибок группы объектов недвижимости (в данный перечень вошел спорный объект недвижимости), а именно использование недостоверных и некорректных данных о спорном объекте недвижимости в части расположения земельного участка относительно близлежащих земельных участков, стоимость которых выше чем у спорного участка.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке в их системной связи следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от <данные изъяты> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).

На территории М.<данные изъяты> Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N <данные изъяты> (далее - Методические указания).

На основании Распоряжения П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 356-РП/44 создано государственное бюджетное учреждение М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки».

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 13ВР-1766 «О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» в 2018 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории М.<данные изъяты>, за исключением категорий земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки – <данные изъяты>.

Кроме того, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке №237-ФЗ (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Приведенная статья Закона № 237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.

Положениями статьи 21 Закона N 237-ФЗ предусмотрена процедура рассмотрения бюджетным учреждением обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. При этом частью 25 названной статьи установлено, что решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 2 указанной статьи ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.

Кроме того, частью 13 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 226 утверждены методические указания о государственной кадастровой оценке.

Согласно положениям пункта 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного.

Таким образом, одним из основных принципов методологии определения кадастровой стоимости является принцип единства методологии для схожих объектов недвижимости, и, следовательно, нарушение указанного принципа приводит к методологической ошибке при определении кадастровой стоимости.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец ООО «I-Гильдия» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:70, общей площадью 1 816 кв.м., расположенного по адресу: М.<данные изъяты>, <данные изъяты>, вид разрешенного использования - для организации подъезда и обслуживания здания, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в 2018 года была проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории М.<данные изъяты>.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-<данные изъяты> «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки», подлежат применению с <данные изъяты>.

Установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, утверждена Распоряжением<данные изъяты>ВР-1633 и составила по состоянию на <данные изъяты> 1 980 929,12 рублей, что подтверждается Выпиской о кадастровой стоимости объекта №КУВИ-<данные изъяты>

Впоследствии Распоряжением об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости <данные изъяты>ВР-2209 от <данные изъяты> Министерством произведен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> увеличена до 4 601 344,48 рублей по состоянию на <данные изъяты> с даты применения <данные изъяты>.

Как пояснил представители ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» причиной включения спорного объекта недвижимости в Акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости <данные изъяты> от <данные изъяты> являлось уточнение данных по УПКС объекта недвижимости на основании п. 5 разъяснений территориальной единицы, в которой расположен объект, который увеличился с 1 090,82 руб./кв.м. до 2 533,78 руб./кв.м. и путем умножения на площадь земельного участка составила 4 601 344,48 рублей.

Из материалов административного дела следует, что в соответствии с п. 25 ст. 21 Федерального закона № 237-ФЗ Министерством имущественных отношений М.<данные изъяты> принято Распоряжение от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2200 «О принятии решения о необходимости перерасчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости», согласно которому ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» было поручено провести в 2021 году пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно приложению к настоящему распоряжению в связи с наличием ошибок, допущенных при определении их кадастровой стоимости.

Таким образом, принятию решения о необходимости пересчета кадастровой стоимости следует обнаружение технических и методологических ошибок группы объектов недвижимости, а именно использование недостоверных и некорректных данных о спорных объектах недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> вошел в приложение к распоряжению Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты><данные изъяты>ВР-2200, в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Как следует из представленных ГБУ М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» разъяснений от <данные изъяты>, связанных с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровая стоимость была установлена по состоянию на <данные изъяты> в размере 1 980 929,12 рублей, по состоянию на <данные изъяты> с датой применения <данные изъяты> с учетом ст. 21 Федерального закона № 237-ФЗ в размере 4 601 344,48 рублей. Стоимость по состоянию на <данные изъяты> с датой применения <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в соответствии со ст. 21 закона № 237-ФЗ в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в соответствии с решением о пересчете кадастровой стоимости <данные изъяты>ВР-2200 от <данные изъяты>. На основании данных Перечня, а также имеющейся информации об объекте недвижимости, в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям объект недвижимости отнесен к сегменту 6 «Производственная деятельность», для целей определения кадастровой стоимости объекту недвижимости присвоен код расчета вида использования 12:001 «Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, площадей, проездов» (далее - 12:001) и подгруппа «6.4.2. Земли общего пользования». Код расчета вида использования 12:001 соответствует виду разрешенного использования по документу «Для организации подъезда и обслуживания здания». С учетом анализа рыночной информации для подгруппы, к которой отнесен объект недвижимости определена модель оценки с учетом формулы расчета удельного показателя кадастровой стоимости.

При этом, из материалов дела усматривается, что при наличии количественные и (или) качественные характеристики объекта, которые не менялись, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные»), а также разъяснениями ГБУ, связанными с определением кадастровой стоимости, УПКС объекта недвижимости увеличился с 1 090,82 руб./кв.м. до 2 533,78 руб./кв.м., в связи с чем путем умножения на площадь земельного участка составил 4 601 344,48 рублей.

При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:70 по состоянию на <данные изъяты> с учетом ч. 9 ст. 24 закона № 237-ФЗ, объект недвижимости также был отнесены к сегменту 6 «Производственная деятельность», для целей определения кадастровой стоимости объекту недвижимости присвоен код расчета вида использования 12:001 «Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, площадей, проездов» (далее - 12:001) и подгруппа «6.4.2. Земли общего пользования». Код расчета вида использования 12:001 соответствует виду разрешенного использования по документу «Для организации подъезда и обслуживания здания».

С учетом анализа рыночной информации для подгруппы, к которой отнесен объект недвижимости была определена модель оценки с учетом формулы расчета удельного показателя кадастровой стоимости, которая была увеличена без изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта.

Таким образом, каких либо методологических и технических ошибок не выявлено, поскольку при определении кадастровой стоимости использованы достоверные сведения об объекте недвижимости, что не могло повлечь за собой увеличение кадастровой стоимости объекта.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица об изменении характеристик принадлежащего административному истцу объекта не нашли своего подтверждения в судебном заседании, более того, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Сведений о том, что административный истец обращался в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в материалы дела также не представлено.

Несмотря на то, что количественные и качественные характеристики рассматриваемого земельного участка не изменились, сведения о спорном объекте были включены Министерством имущественных отношений М.<данные изъяты> в перечень объектов, в отношении которых имеются ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, и направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» для проведения соответствующего перерасчета.

В свою очередь, в отсутствие законных оснований ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на <данные изъяты> без изменений характеристик указанного объекта недвижимости, а также без наличия каких либо ошибок, выявленных при первоначальном определении кадастровой стоимости объекта.

<данные изъяты> общество обратилось с заявлением в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в порядке ст. 21 Федерального закона №237-ФЗ, однако решением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты><данные изъяты> отказано в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административным истцом заявлены требования об оспаривании решения бюджетного учреждения на основании части 1 статьи 21 Федерального Закона от <данные изъяты> N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с указанной нормой Федерального закона, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке). Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу положений частей 13, 22 данного Федерального закона по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено. Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде.

Судом установлено и следует из материалов дела, что кадастровая стоимость нежилого здания определена по состоянию на <данные изъяты> в размере 1 980 929,12 рублей и утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты> N 15ВР-1633 от <данные изъяты> на основании отчета об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, на территории М.<данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>.

Государственная кадастровая оценка рассматриваемого здания проводилась в 2018 году на основании Федерального закона от <данные изъяты> N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 226.

Настоящие методические указания о государственной кадастровой оценке определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (ОКС) и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2.2. Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии).

Управлением Росреестра по М.<данные изъяты> в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке и пунктом 2.2 Методических указаний сформированы и предоставлены сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной оценке, на основании информации, единого государственного реестра недвижимости по состоянию на <данные изъяты>.

В пункте 5.1. Методических указаний в приложении N 3 приведен примерный перечень ценообразующих факторов для целей установления кадастровой стоимости, к числу которых относится вид разрешенного использования.

При определении кадастровой стоимости земельного участка оценщиком использованы сведения, предоставленные Росреестром по М.<данные изъяты>, относительно вида использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «для организации подъезда и обслуживания здания».

При определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию также на <данные изъяты> с датой применения кадастровой стоимости <данные изъяты>, характеристики объекта недвижимости не изменились, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> как на момент кадастровой оценки на <данные изъяты>, так и на <данные изъяты> с датой применения кадастровой стоимости <данные изъяты> имел наименование «для организации подъезда и обслуживания здания».

При этом, сведения, содержащиеся в учетно-технической документации объекта с кадастровым номером <данные изъяты> также не изменялись, учтены в соответствии с технической инвентаризацией.

Согласно части 2 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.

Из указанной нормы следует, что для установления единичной методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям Методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено.

Из системного толкования приведенных норм следует, что положениями федерального закона предусмотрено право гражданина либо юридического лица оспорить в судебном порядке решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение. Определенная кадастровая стоимость объекта недвижимости с применением увеличенного УПКС, с учетом сведений о ценообразующих факторах, которые не изменялись, безусловно, привело к искажению кадастровой стоимости объекта – земельного участка. Учитывая, что на момент принятия оспариваемого решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» обладал сведениями, указывающими на наличие обстоятельств, влияющих на кадастровую стоимость объекта, принятое решение ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в пересчете стоимости не возможно признать законным.

Также судом учтено, что административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения в нарушение требований пунктов 11.1 - 11.3 Методических указаний, поданные Обществом замечания, касающиеся недостоверности сведений о характеристиках объекта недвижимости, были рассмотрены формально и при судебном разбирательстве надлежащие доказательства обоснованности своей позиции не представлены.

В свою очередь, законность оспариваемых действий (решений) доказывается административным ответчиком - должностным лицом (органом), который их принял (пункты 3 и 4 части 9 и часть 11 статьи 226). Такое распределение бремени доказывания по административным делам об оспаривании решений государственных органов обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 725-О, от <данные изъяты> N 1655-О и др.).

С учетом приведенных фактических обстоятельств, подтверждаемых материалами дела, у суда не имеется оснований для признания оспариваемого решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» законным.

Вместе с тем, требования административного истца о признании незаконными действий Управления Росреестра по М.<данные изъяты> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости, об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости, суд находит ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства.

Так, в соответствии со статьей 17 Закона N 237-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон N 218-ФЗ).

Частью 3 статьи 16 Закона N 218-ФЗ определено, что датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 7 названного закона орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном приведенным Федеральным законом.

Исходя из названных положений действующего законодательства Управление Росреестра, в силу закона, обязано вносить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании документов, устанавливающих или изменяющих их кадастровую стоимость. При этом действующее законодательство не возлагает на Управление Росреестра обязанности по проверке законности данных документов.

Таким образом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца в части признания незаконными действий Управления Росреестра по М.<данные изъяты> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости, об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заявлению ООО «I-Гильдия» к государственному бюджетному учреждению М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по М.<данные изъяты> о признании незаконными действий Управления Росреестра по М.<данные изъяты> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости, об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения М.<данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 816 кв.м., расположенного по адресу: М.<данные изъяты>, пл. Привокзальная.

В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по М.<данные изъяты> о признании незаконными действий Управления Росреестра по М.<данные изъяты> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости, об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.