ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/2016 от 21.10.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-108/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 21 октября 2016 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Бугаевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Обозерского лесничества, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 31 марта 2014 года №8-п,

установил:

постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) от 31 марта 2014 года №8-п утвержден Лесохозяйственный регламент территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Обозерского лесничества (далее – Лесохозяйственный регламент).

Лесохозяйственный регламент в первоначальном виде официально опубликован в печатном издании «Волна» за №20 от 27 мая 2014 года, является действующим.

В пункте 2.7 Лесохозяйственного регламента, состоящим из 57 абзацев (их содержание приведено ниже) Министерством урегулированы вопросы использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента. В обоснование заявленных требований указал, что указанным пунктом, абзацем 2, страница 128 (в действительности это абзац 30) установлено, что земельные участки лесопользователям предоставляются на основании заключенного договора аренды на постоянное бессрочное пользование. Указанной нормой предусмотрено предоставление лесных участков по договору о вещном праве, которое гражданским законодательством не предусмотрено. Леса для осуществления научно-исследовательской деятельности согласно частей 1, 2 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным учреждениям в аренду, независимо от срока осуществления научных исследований или образовательной деятельности – другим научным или образовательным организациям. Вопреки положениям подпункта 7 пункта 6 приказа Рослесхоза от 04 апреля 2012 №126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» о том, что лесохозяйственный регламент должен содержать такие данные как: нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, оспариваемый пункт этих данных не содержит. Следовательно, пункт 2.7 Лесохозяйственного регламента не исключает возможности рубок ценных и защитных лесов, древесины в Пермиловском и Плесецком государственных заказниках, на территории памятников природы и т.д., хотя на их территории в большинстве случаев законом запрещается проведение сплошных и выборочных рубок. С учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации данный пункт порождает возможность неоднозначного истолкования, произвольного его применения. В силу отсутствия параметров и нормативов предоставления использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности в Лесохозяйственном регламенте, в проекте освоения лесов на примере конкретного хозяйствующего субъекта, не были предусмотрены сведения о видах работ, объемах предполагаемых рубок. В абзацах 33 – 57 оспариваемого пункта регулируются вопросы прохождения образовательной практики, устанавливаются права и обязанности студентов и педагогов. При принятии этих норм Министерство вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

В судебном заседании прокуроры прокуратуры Архангельской области Подчередниченко О.С. и ФИО1 заявленные требования поддержали.

Представитель Министерства ФИО2 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований. Позиция административного ответчика исходя из отзыва и объяснений в судебном заседании сводится к тому, что в оспариваемом пункте Лесохозяйственного регламента действительно не установлены нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, что связано с отсутствием конкретных методических ориентиров для их установления. Однако это не препятствует использовать общие для всех видов лесопользования нормативы, параметры и сроки использования лесов, указанные в таблице 1.1.17 Лесохозяйственного регламента. Поэтому, неопределенности в правоприменении оспариваемый пункт не содержит. Абзац 30 Лесохозяйственного регламента относительно предоставления земельных участков на основании договора аренды на постоянное бессрочное пользование (а не на основании договоров аренды и договоров на постоянное бессрочное пользование) содержит техническую ошибку, поскольку вопреки положениям Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает ошибочное совмещение двух видов самостоятельных договоров. Абзацы 33 – 57 приняты без превышения полномочий Министерства. В них допустимо цитируются (в настоящее время недействующие) нормы Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года №1154. Указанные абзацы в соответствие с действующим законодательством не приведены.

Заинтересованное лицо Государственное казенное учреждение Архангельской области «Обозерское лесничество» направило в суд письменный отзыв о несогласии с административным исковым заявлением, представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы административного дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в пределах предоставленных полномочий.

Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений (пункт 34).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия, в том числе, по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В силу части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Федеральным агентством лесного хозяйства был издан Приказ от 4 апреля 2012 года №126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее – Приказ от 4 апреля 2012 года №126).

В соответствии с подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

Согласно пункту 1 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 года №92-пп (далее – Положение), министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе: в сфере лесных отношений; в сфере лесопромышленного комплекса.

Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, за исключением лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 2 пункта 10 Положения).

Следовательно, Лесохозяйственный регламент принят в пределах полномочий Министерства и в требуемой форме.

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года №1-П и от 7 июня 2000 года №10-П; определения от 27 июня 2000 года №92-О и от 3 февраля 2010 года №238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации, целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В силу части 5 указанной статьи в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (часть 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

Систематический анализ норм лесного законодательства, в том числе, при учете толкования которое им придает Конституционный Суд Российской Федерации, позволяет суду прийти к выводу о том, что вопросы принятия лесохозяйственного регламента лесничества и его содержания (включая виды и параметры использования лесов) относятся к сфере публичного правового регулирования, в котором применяется принцип «запрещено все, что прямо не разрешено», и, соответственно, не применяется гражданско-правовой принцип «можно все, что прямо не запрещено».

Следовательно, Лесохозяйственный регламент представляет собой правовой акт, устанавливающий публично-правовой режим участков в соответствующем лесничестве и, соответственно, использование леса вне пределов, допускаемых регламентом, незаконно.

По своему содержанию Лесохозяйственный регламент является сложным документом. В одной своей части он описывает фактические качественно-количественные характеристики лесных ресурсов лесничества (фиксирует результаты соответствующих исследований), а в другой - на этой основе устанавливает параметры допустимого использования участков лесничества. И то, и другое получает отражение в договоре аренды конкретного лесного участка в виде типа лесопользования, которое разрешается арендатору, характеристик лесного участка и допустимого объема его использования, исходя из которых рассчитывается арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 Приказа от 4 апреля 2012 года №126 данный документ устанавливает требования к составу, порядку разработки лесохозяйственных регламентов, срокам их действия, порядку внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений.

Подпунктом 7 пункта 6 Приказа от 4 апреля 2012 года №126 установлено, что глава 2 лесохозяйственного регламента содержит следующие данные: нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Довод прокурора о том, что пункт 2.7. Лесохозяйственного регламента не содержит нормативов, параметров и сроков использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, суд находит заслуживающим внимания.

Императивные предписания нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу, Министерством при принятии оспариваемой нормы учтены не были.

Согласно абзацу 1 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента: «Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности определяются статьей 40 Лесного кодекса Российской Федерации и соответствующими Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23 декабря 2011 года №548».

Указанный абзац вызывает неясность и неоднозначное толкование, поскольку не только не устанавливает нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, которые должны быть установлены, но отсылает к нормам федерального законодательства, образуя тем самым нормативный круговорот.

В действительности, статья 40 Лесного кодекса Российской Федерации и Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, утвержденные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23 декабря 2011 года №548 не устанавливают нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности в случае их установления должны содержать конкретные количественные показатели, тогда как абзац 1 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента лишь создает видимость их установления и ошибочно отсылая к нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, вводит в заблуждение правоприменителя.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Следовательно, абзац 1 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента суд признает противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод представителя административного ответчика о том, что в качестве нормативов, параметров и сроков разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности могут использоваться общие для всех видов лесопользования параметры, установленные таблицей 1.1.17 Лесохозяйственного регламента не устраняет неопределенности абзаца 1 пункта 2.7. Лесохозяйственного регламента, а кроме того является неверным, поскольку рассматриваемый пункт не отсылает к указанной таблице.

Суд отмечает, что осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности пунктом 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации отнесено к самостоятельному виду использования лесов. Следовательно, нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, во исполнение Приказа от 4 апреля 2012 года №126, применительно к данному виду лесопользования, должны быть установлены отдельно.

Что касается установления в таблице 1.1.17 Лесохозяйственного регламента других параметров лесопользования, то они Министерством установлены во исполнение других подпунктов пункта 6 Приказа от 4 апреля 2012 года №126, что в предмет административного иска не входит.

Суд не может согласиться с доводом представителя Министерства о том, что нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности установить не представляется возможным, поскольку они устанавливаются в договорах с конкретными лесопользователями, в том числе в проекте освоения лесов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

Статьей 88 названного Кодекса предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса, состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года №69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Пунктом 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 года №545 установлено, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Следовательно, нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности в проекте освоения лесов и договоре должны соответствовать лесохозяйственному регламенту и не выходить за установленные им пределы.Другие абзацы пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента не устанавливают нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, не упоминают правовые категории: «нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов», содержат самостоятельные нормы права, посвященные осуществлению научно-исследовательской и образовательной деятельности, а потому в рассматриваемом прокурором аспекте признанию недействующими не подлежат.

Вместе с тем, поскольку прокурором оспаривается весь пункт 2.7 Лесохозяйственного регламента, суд в соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, то указанный пункт проверяется судом в полном объеме.

Абзацами 2 – 32 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента установлено, что использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

К использованию лесов для осуществления образовательной деятельности относятся создание и использование на лесных участках полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации леса, технологии рубок лесных насаждений, работ по охране, защите, воспроизводству лесов и других мероприятий в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компонентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков.

При использовании лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности допускаются создание и использование на лесных участках полигонов, опытных площадок для проведения научных исследований изучения природы леса, обучения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с объектами необходимой лесной инфраструктуры.

Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.

Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Государственные учреждения, муниципальные учреждения, другие научные организации, образовательные организации, использующие леса для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, имеют право:

- осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка;

- устанавливать специальные знаки, информационные и иные указатели, отграничивающие территорию, на которой осуществляется образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность;

- осуществлять рубку лесных насаждений в научных и образовательных целях;

- создавать, согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации, лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другие);

- осуществлять экспериментальную деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в целях разработки, опытно-производственной проверки и внедрения результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских работ;

- проводить испытания химических, биологических и иных средств для изучения их влияния на экологическую систему леса;

- создавать и использовать объекты научной и учебно-практической базы;

- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Государственные учреждения, муниципальные учреждения, другие научные организации, образовательные организации, использующие леса для научно-исследовательской и образовательной деятельности, обязаны:

- составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации;

- осуществлять использование лесов и выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка;

- осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

- соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах;

- в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию;

- в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об использовании лесов;

- в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об охране и о защите лесов;

- в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представлять в государственный лесной реестр в установленном порядке документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.

Земли, нарушенные при использовании лесов для научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности, подлежат рекультивации в срок не более одного года после завершения работ.

На участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии почвы должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой деревьев и кустарников на склонах.

На территории лесничества выделены леса, имеющие научное или историческое значение (генетический резерват).

Сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно- исследовательской и образовательной деятельности:

Для проведения краткосрочных, разовых экспериментов или научно- исследовательских работ на участках лесного фонда составляется договор аренды сроком от 1 до 5 лет.

Для проведения фундаментальных и долгосрочных научных исследований, апробации результатов научно-исследовательских работ и их производственного внедрения составляется договор аренды на постоянное (бессрочное) пользование.

В случае необходимости в заявляемую площадь могут включаться участки лесного фонда различных категорий защитности, проведение в которых научных экспериментов и научно-исследовательских работ оправдано.

При проведении краткосрочных экспериментов участкам лесного фонда не придается статус защитных лесов, при проведении фундаментальных и долгосрочных научных исследований участкам лесного фонда придается статус защитных лесов, особо защитных участков лесов или лесов, имеющих научное или историческое значение.

Указанные абзацы (за исключением абзаца 30) пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента содержат ссылки на положения Лесного кодекса Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат, неопределенности не содержат.

Абзац 30 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента предусматривает, что для проведения фундаментальных и долгосрочных научных исследований, апробации результатов научно-исследовательских работ и их производственного внедрения составляется договор аренды на постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено совмещение двух самостоятельных видов договоров: договора аренды и договора на постоянное (бессрочное) пользование, то есть не предусмотрена такая конструкция договора.

Согласно части 2 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.

Исходя из пояснений представителя Министерства в абзаце 30 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента в части слов «договор аренды на постоянное (бессрочное) пользование» допущена опечатка.

Учитывая, что часть указанного абзаца в части слов: «договор аренды на постоянное (бессрочное) пользование» противоречит федеральному законодательству и вводит правоприменителя в заблуждение, а при исключении из абзаца этих слов теряется логический смысл и самостоятельное нормативное содержание, то весь абзац 30 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно абзацу 33 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента важным направлением образовательной деятельности, направленным на решение вопроса экологической грамотности нынешнего и будущего поколений граждан России является создание школьных лесничеств. Школьное лесничество - добровольное объединение школьников как внеклассная форма воспитания у учащихся любви к природе родного края, формирования трудовых умений и навыков в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования, осуществления подготовки к сознательному выбору профессии. Движение школьных лесничеств очень важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу. Кроме того, работники лесного хозяйства России в своей деятельности большое внимание придают преемственности и передаче своего опыта подрастающему поколению. Школьные лесничества являются одной из эффективных форм получения подрастающим поколением профессиональных знаний и опыта в области лесоводческой деятельности, а также трудового воспитания молодого поколения. Школьники могут быть задействованы в охране лесов от пожаров, профилактике лесонарушений, проведении лесокультурных работ, уходах за молодняками, сборе семенного материала, лекарственных трав, работе в лесных питомниках. Дополнительных ограничений на использование лесов создание школьных лесничеств не налагает. Программа развития движения школьных лесничеств утверждена приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года №145.

Указанный абзац имеет декларативный характер, конкретных прав и обязанностей участников лесных правоотношений не устанавливает.

Из содержания абзаца видно, что он имплементирован из преамбулы Программы развития движения школьных лесничеств, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года №145, на который и имеется ссылка в абзаце, что не свидетельствует о превышении предоставленных Министерству полномочий и соответствует разъяснению, содержащемуся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Согласно абзацу 34 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента Северный Арктический Федеральный Университет (бывший Архангельский государственный технический университет) на территории Емцовского учебно-опытного участкового лесничества имеет богатые традиции проведения учебных практик со студентами лесохозяйственного, лесоинженерного и экономического профиля. За несколько десятилетий на территории участкового лесничества сложилась инфраструктура пос. Карасье, необходимая для проведения учебных, производственных и преддипломных практик, проведения учебных занятий по практическому обучению, проживания студентов, руководителей учебных практик и обслуживающего персонала.

Абзац несет информационно-историческую составляющую, конкретных прав и обязанностей участников лесных правоотношений не устанавливает, федеральному законодательству не противоречит.

Согласно абзацам 35 - 56 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента, при использовании лесов для научно-исследовательской деятельности в них проводятся практики согласно «Положению о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» - Приложение к приказу Минобразования России от 25 марта 2003 года №1154.

Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение, вуз) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО).

В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ГОС ВПО, а также настоящим Положением ВУЗы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов, с учетом специфики подготовки специалистов.

Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, могут разрабатывать на основе настоящего Положения рекомендации по проведению практики студентов с учетом особенности отрасли.

Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику.

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебных практик в учебных мастерских по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется ВУЗом.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы:

- практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики). Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Требования к организации практики определяются ГОС ВПО. Организация учебной и производственных практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения или на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).

В тех случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, определяется вузом.

Руководители практики от высших учебных заведений:

- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

- принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

- несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением студентами правил техники безопасности;

- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;

- оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

Суд не соглашается с позицией прокурора относительно того, что в абзацах 33 – 56 оспариваемого пункта Министерством установлены права и обязанности студентов и педагогов и при принятии этих норм Министерство вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

В данном случае, Министерство, самостоятельно не устанавливая прав и обязанностей студентов и педагогов, в указанных абзацах воспроизвело положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования – Приложение к приказу Минобразования России от 25 марта 2003 года №1154.

Вместе с тем, Приказ Минобразования России от 25 марта 2003 года №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» утратил силу с 1 января 2016 года в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 27 ноября 2015 года №1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

Новое положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования ссылается на иную аббревиатуру федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – ФГОС ВО вместо ГОС ВПО, введен конкретный перечень требований программе практики, выделены формы проведения практики (непрерывно или дискретно), снята ответственность за соблюдение студентами правил техники безопасности с преподавателей (ранее обязанности руководителя практики от профильной организации не устанавливались, а руководители от учреждения несли ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности).

Следовательно, данное положение имеет иное нормативное содержание в сравнении с утратившим силу положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.

При таком положении, очевидно, что абзацы 33 – 56 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента, являясь на момент рассмотрения административного дела результатом воспроизведения положений недействующего нормативного правового акта, который отменен в результате принятия другого нормативного правового акта, содержащего иные нормы права, вводят участников регулируемых правоотношений в заблуждение и в таком виде существовать не могут.

Абзац 57 оспариваемого пункта Лесохозяйственного регламента предусматривает, что при проведении учебных практик должен соблюдаться Федеральный закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения». Места временного проживания студентов и учащихся при прохождении учебных практик должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемологическим правилам и нормативам.

Указанная ссылочная норма не устанавливает самостоятельных правил поведения, федеральному законодательству не противоречит.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев: 1, 30, 35 – 56 пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента.

Оснований для признания недействующими иных абзацев пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента и удовлетворения иска в указанной части суд не находит.

Решение суда подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим пункта 2.7 Лесохозяйственного регламента территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Обозерского лесничества, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 31 марта 2014 года №8-п, удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.7 Лесохозяйственного регламента территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Обозерского лесничества, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 31 марта 2014 года в части:

- абзаца 1, согласно которому: «Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности определяются статьей 40 Лесного кодекса Российской Федерации и соответствующими Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23 декабря 2011 года №548»;

- абзаца 30, согласно которому: «Для проведения фундаментальных и долгосрочных научных исследований, апробации результатов научно-исследовательских работ и их производственного внедрения составляется договор аренды на постоянное (бессрочное) пользование»;

- абзацев с 35-го по 56-й, начиная со слов: «При использовании лесов для научно-исследовательской в них проводятся практики согласно «Положению о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» Приложение к приказу Минобразования России от 25 марта 2003 года №1154», заканчивая словами: - оценивают результаты выполнения студентами программы практики».

В удовлетворении остальной части административного искового заявления заместителя прокурора Архангельской области – отказать.

Решение суда подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин