ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2021 от 19.01.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-10/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Захаревич А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с участием прокурора Жигаловой Е.А., по коллективному административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим приказа Министерства строительства Новосибирской области от 30 марта 2020 года № 189 «Об утверждении генерального плана Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области»

установил:

приказом Министерства строительства Новосибирской области от 30 марта 2020 года № 189 утвержден генеральный план Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Данный приказ опубликован на сайте Министерства строительства Новосибирской области www.nsopravo.ru 31 марта 2020 года.

<данные изъяты><данные изъяты> обратились в Новосибирский областной суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства строительства Новосибирской области от 30 марта 2020 года № 189 «Об утверждении генерального плана Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области», ссылаясь на то, что оспариваемый приказ не соответствует статьям 9, 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Новосибирской области от 29 февраля 2016 года № 57-п «Об установлении Порядка взаимодействия между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и министерством строительства Новосибирской области при реализации им перераспределённых полномочий», нарушают их права, свободы и законные интересы как правообладателей земельных участков, расположенных в <...> связанные с доступным использованием этих земельных участков, а также право истцов на участие в публичных слушаниях по внесению изменений в генеральный план (л.д.228, т.1).

Административные истцы указывают, что в утвержденном генеральном плане исключен проезд и автобусный маршрут с центральной улицы Ленина села Ленинское на улицы 1, 2, 3-й Морской проезд села Ленинское, данные изменения были внесены с нарушением установленного порядка – без обсуждения на публичных слушаниях.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Министерства строительства Новосибирской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Министерства строительства Новосибирской области, соответствует действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

Представитель заинтересованного лица Администрации Новосибирского района ФИО3, действующая на основании доверенности, полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административных истцов.

Представитель заинтересованного лица администрации Морского сельсовета в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором также возражал против удовлетворения требований административных истцов.

Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», а также пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 18 декабря 2015 № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» с 1 января 2016 года областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, указанных в приложении 2 к настоящему Закону по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, в том числе внесению в них изменений.

Согласно пункту 5 приложения 2 к Закону Новосибирской области от 18 декабря 2015 № 27-ОЗ, областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления Новосибирский района Новосибирской области в отношении сельских поселений, входящих в его состав, в том числе в отношении Морского сельсовета.

Министерство строительства Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры и градостроительства Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий (пункт 1 Положения о Министерстве строительства Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 2 октября 2014 года № 398-п).

Частью 1 статьи 19 Закона Новосибирской области от 25декабря 2006 года № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» регламентировано, что областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по вопросам, решение которых отнесено к их полномочиям, издают нормативные правовые акты в виде приказов.

Таким образом, оспариваемый приказ издан в установленном порядке, управомоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, а также порядка официального опубликования.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определён статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла части 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений по проектам генеральных планов являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками следующих земельных участков, расположенных в Морском сельсовете, село Ленинское: <данные изъяты>

<данные изъяты> состоит в браке с <данные изъяты> которая является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящимся по адресу: Новосибирская область, Морской сельсовет, <адрес> По этому же адресу зарегистрирован и проживает <данные изъяты> следовательно, названный земельный участков находится в его фактическом пользовании.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых Генеральным планом Морского сельсовета Новосибирской области, и в силу закона вправе его оспорить.

В соответствии с частью 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 данного кодекса. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 февраля 2016 № 57-п установлен Порядок взаимодействия между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и Министерством строительства Новосибирской области при реализации ими перераспределенных полномочий (далее - Порядок)

Раздел II Порядка регламентирует особенности подготовки и утверждения генеральных планов поселений, входящих в границы территорий, указанных в приложении № 2 к Закону Новосибирской области от 18 декабря 2015 года № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка Министерством строительства Новосибирской области 27 мая 2016 года издан приказ № 162 о подготовке проекта генерального плана Морского сельсовета Новосибирской области, который в этот же день был опубликован на официальном сайте Министерства.

Согласно положениям пунктов 7, 8 Порядка обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежит проект генерального плана поселения; общественные обсуждения или публичные слушания назначаются и организуются администрация муниципального образования в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с учетом требований статьи 5.1 и статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Первые публичные слушания по проекту Генерального плана Морского сельсовета были проведены 4 декабря 2018 года.

С учетом протокола публичных слушаний от 4 декабря 2018 года № 224 и заключения по результатам публичных слушаний от 11 декабря 2018 года Министерство строительства Новосибирской области 18 января 2019 года отклонило проект Генерального плана и направило его на доработку <данные изъяты>

В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка, 26 июня 2019 года доработанный проект Генерального плана, в порядке статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, был согласован Правительством Новосибирской области <данные изъяты>

31 июля 2019 года Министерство строительства Новосибирской области, согласно пункту 7 Порядка, уведомило Главу Новосибирского района Новосибирской области о необходимости проведения повторных публичных слушаний по проекту Генерального плана в срок с 16 по 27 сентября 2019 года (л.д. 138, т.2).

Постановлением Главы Новосибирского района Новосибирской области от 9 августа 2019 года № 73 назначены публичные слушания по проекту Генерального плана Морского сельсовета Новосибирской области, определён порядок их проведения (л.д. 139, т.2).

Данное постановление совместно с проектом Генерального плана опубликовано в периодическом печатном издании «Приобская правда» <данные изъяты>

26 сентября 2019 года были проведены публичные слушания в селе Ленинское и поселке Голубой залив, по результатам которых, составлены протоколы <данные изъяты> содержащие информацию о замечаниях и предложениях по предмету обсуждения.

26 сентября 2019 года подготовлено заключение по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения генерального плана Морского сельсовета, которым публичные слушания признаны состоявшимися; проект генерального плана Морского сельсовета, с учетом положительных рекомендаций Администрации Новосибирского района по предложениям, рекомендован к утверждению <данные изъяты>

5 ноября 2019 года Администрация Новосибирского района Новосибирской области направила Министерству строительства протоколы публичных слушаний.

В этот же день Министерство строительства направило указанные материалы Разработчику проекта Генерального плана - обществу с ограниченной ответственностью «Сибирское проектное бюро» для приведения в соответствии с представленными на публичных слушаниях предложениями <данные изъяты>

6 декабря 2019 года Разработчик направил в Министерство строительства откорректированный проект Генерального плана с внесенными изменениями (л.д.71, т.3).

10 декабря 2019 года результаты внесения изменений в проект Генерального плана были обсуждены на совместном совещании Министерства строительства и общества с ограниченной ответственностью «Сибирское проектное бюро», по результатам которого принято решении о включении в проект генерального плана предложений <данные изъяты> а также членов рабочей группы по разработке Социально-экономического развития Морского сельсовета в соответствии с частью 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д.72, т.3).

12 декабря 2019 года проект генерального плана направлен в Администрацию Новосибирского района для проверки на соответствие заключению по результатам проведения публичных слушаний (л.д. 89, т.3).

23 декабря 2019 года Администрация Новосибирского района согласовала откорректированный проект Генерального плана (л.д. 90, т.3).

После приведения Разработчиком проекта Генерального плана в соответствие с представленными предложениями и замечаниями проект приказа Министерства строительства «Об утверждении генерального плана Морского сельсовета» 21 января 2020 года был рассмотрен на заседании комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области и рекомендован для утверждения (л.д 184-186, т.2).

Приказом Министерства строительства Новосибирской области от 30 марта 2020 года № 189 утвержден Генеральный план Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Данный приказ опубликован на сайте Министерства строительства Новосибирской области www.nsopravo.ru 31 марта 2020 года.

Доводы административных истцов о том, что в утверждённые оспариваемым приказом карты функциональных зон и планируемого размещения объектов местного значения в области развития транспортной инфраструктуры Морского сельсовета Новосибирского района были внесены изменения в виде исключения проезда и автобусного маршрута с центральной улицы Ленина села Ленинское на улицы 1, 2, 3-й Морской проезд села Ленинское, без обсуждения на публичных слушаниях, не состоятельны, и не могут служить основанием полагать нарушенной процедуру принятия вышеуказанного нормативного правового акта.

Порядок подготовки, согласования и утверждения генерального плана предусмотрен статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указанные нормы предполагают возможность внесения изменений в уже согласованный проект генерального плана, по которому ранее проведены публичные слушания, в соответствии с высказанными на публичных слушаниях замечаний, при этом необходимость проведения дополнительных публичных слушаний по таким изменениям, законом не предусмотрена.

Согласно части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанным протоколом и заключением.

В данном случае Генеральный план был принят с учетом протоколов публичных слушаний и заключения о проведении публичных слушаний.

Судом установлено, что на публичные слушания 26 сентября 2019 года был вынесен проект Генерального плана содержащий, в том числе карту функциональных зон Морского сельсовета (Приложение № 6 к Генеральному плану, л.д. 165, т.2) и карту планируемого размещения объектов местного значения в области развития транспортной инфраструктуры Морского сельсовета (Приложение № 4 к Генеральному плану л.д. 166, 242, т.2).

Как следует из представленных Разработчиком и Министерством строительства Новосибирской пояснений, выкопировок из карты функциональных зон и карты транспортной инфраструктуры, разработанного и переданного на публичные слушания проекта Генерального плана Морского сельсовета, на этапе разработки Генерального плана земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> входил в границы функциональной зоны транспортной инфраструктуры, и через него планировалось прохождение автобусного маршрута с улицы Приморской на улицу Ленина, с размещением остановочного пункта (л.д. 165, 166, 243, т.2).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости 10 октября 2019 года (после проведения публичных слушаний) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был преобразован, путем объединения с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>

Вопрос транспортной инфраструктуры был предметом обсуждения на публичных слушаниях, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 26 сентября 2019 года

Так, участники публичных слушаний ФИО4 и ФИО5 внесли предложение (№ 5) об определении транспортной схемы в западной части территории Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с учётом Стратегии Социально-экономического развития Морского сельсовета Новосибирского района (л.д. 144,т.2).

От членов рабочей группы по разработке Социально-Экономического развития Морского сельсовета поступило предложение (№ 7) - обеспечить соответствие проекта Генерального плана принятой Советом депутатов Морского сельсовета Стратегии социально-экономического развития Морского сельсовета (л.д. 145, т.2).

После корректировки проекта Генерального плана земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был отнесён к функциональной зоне, предусматривающей застройку индивидуальными жилыми домами (л.д.80,81,т.2), а прохождение автобусного маршрута перенесено ( л.д.209, 242, т.2).

Именно с учетом данных предложений участников, высказанных на публичных слушаниях и был откорректирован проект Генерального плана, следовательно, это может быть расценено как нарушение вышеприведенной нормы градостроительного законодательства.

Указанные обстоятельства подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты> - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Сибирское проектное бюро», непосредственно принимавшая участие в разработке проекта Генерального плана Морского сельсовета (л.д.9, т.3). Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется.

С учетом изложенного, доводы административных истцов о невозможности после проведения публичных слушаний внесения изменений в проект Генерального плана правильными признаны быть не могу, так как основаны на неправильном применении норм материального права.

Суд не может согласиться с утверждением административных истцов о нарушении ответчиком части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что проект Генерального плана, вынесенный на публичные слушания был подготовлен без учета Стратегии социально-экономического развития Морского сельсовета.

Частью 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентировано, что подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На картах генерального плана соответственно отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На момент разработки проекта Генерального плана и вынесения его на публичные слушания в Морском сельсовете Стратегия социального-экономического развития не была принята.

После назначения даты публичных слушаний - 20 сентября 2019 года Советом депутатов Морского сельсовета была утверждена Стратегия социально-экономического развития Морского сельсовета (л.д. 200-208, т.3).

По этой причине проект Генерального плана был разработан без учета положений Стратегии, что не может быть расценено как нарушение требований части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как диспозиция данной нормы обязывает при подготовке документов территориального планирования учитывать положения Стратегий, только при их наличии.

Вместе с тем, в связи с поступлением от участников публичных слушаний предложений об учете в Генеральном плане принятой 20 сентября 2019 года Стратегии социально-экономического развития Морского сельсовета, эти предложения были реализованы Разработчиком.

В принятой Стратегии социально–экономического развития содержится схема существующего и планируемого транспорта Морского сельсовета (л.д. 208, 209, т.2), на которой изображена планируемая улично-дорожная сеть, остановочные пункты и автобусные маршруты села Ленинское, при этом транспортная зона и прохождение автобусных маршрутов на улице Ленина не предусмотрено.

Фактически, автобусный маршрут и остановочный пункт на улице Ленина отсутствуют и в настоящее время.

Как следует из представленных суду административным ответчиком доказательств и пояснений свидетеля ФИО6, при реализации предложений участников публичных слушаний Разработчик применял схему планируемого транспорта Стратегии при планировке автобусного маршрута и остановочных пунктов и учитывал радиус доступности автобусных маршрутов равный 600 метров (л.д. 209, т.3).

В связи с чем, утверждения истцов о том, что исключение из Генерального плана проезда через улицу Ленина приведет к тому, что у административных истцов и их детей увеличивается путь до существующей остановки и школы на 1 км, а в случае аварии или ремонтных работ может произойти транспортный коллапс, при котором не будет возможности въезда и выезда, являются несостоятельными и документально не подтверждены.

Подлежит отклонению и довод административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не учитывает сложившееся землепользование – а именно наличие дороги на центральной улице, проходящей через участок с кадастровым номером <данные изъяты>

Исходя из приоритета публичной цели устойчивого развития территории, Генеральный план, как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации), определяя назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, на указанном земельном участке автомобильная дорога, соответствующая требованиями СП <данные изъяты> Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, отсутствует, что подтверждается, в том числе представленными административными истцами в материалы дела фотографиями ( л.д.179,т.1).

Не проходит в настоящее время по данному земельному участку и автобусный маршрут, отсутствует остановочный пункт, в связи с чем, фактическое землепользование спорного земельного участка в качестве дороги общего пользования, не нашло подтверждения.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО6, которая суду пояснила, что имеющийся проезд через спорный земельный участок не отвечает требованиям по ширине, установленным СП <данные изъяты> для организации автомобильного движения и автобусного маршрута.

Доказательств того, что установленная функциональная зона - застройки индивидуальными жилыми домами на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> создает препятствия административным истцам по использованию принадлежащих им земельных участков, материалы дела не содержат.

Как следует из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

Отнесение Министерством строительства спорной территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан.

Так, согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами иных лиц.

Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы региональной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что установление на спорном земельном участке функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами не противоречит положениям статей 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Иных доказательств нарушения либо угрозы нарушения своих прав административными истцами не представлено.

Следует отметить, что права административных истцов реализованы путем установления публичного сервитута на спорный земельный участок для прохода и проезда через него (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10 марта 2020 года л.д.158, т.1).

Вопреки утверждениям представителя административных истцов публичные сервитуты, исходя из их правовой природы и требований статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не отображаются на Генеральном плане.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Применительно к административным истцам соблюдение их прав подтверждается возможностью участия в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний.

При этом судом учитывается, что такой возможностью из всех административных истцов воспользовался только <данные изъяты> (л.д. 152,т. 2).

В силу изложенного суд приходит к выводу о соблюдении уполномоченным органом порядка организации и проведения публичных слушаний. Процедура подготовки и принятия Генерального плана Морского сельсовета, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Новосибирской области от 29 февраля 2016 года № 57-п «Об установлении Порядка взаимодействия между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и министерством строительства Новосибирской области при реализации ими перераспределенных полномочий» административным ответчиком соблюдена.

Таким образом, право административных истцов на участие в публичных слушаниях по проекту Генерального плана, на выражение своего мнения относительно правового режима рассматриваемого земельного участка, не нарушено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленных в коллективном административном исковом заявлении требований, и правовых оснований для его удовлетворения не усматривает.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

коллективное административное исковое заявления <данные изъяты> о признании недействующим приказа Министерства строительства Новосибирской области от 30 марта 2020 года № 189 «Об утверждении генерального плана Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.