... Дело № 3а-10/2022
(25OS0000-01-2021-000795-07)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах ФИО1,
представителя административных истцов ФИО2 и адвоката Жижиной Ю.Э. представителя Министерства строительства Приморского края ФИО3,
представителей заинтересованных лиц – ФИО4, представителя администрации города Владивостока ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 , ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 , ФИО12 , ФИО13, ТОС «Феодосийская» в интересах административных истцов, к Министерству строительства Приморского края, Правительству Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованных лиц – администрации города Владивостока, гр-на ФИО14, о признании недействующими нормативно правовых актов в части
установил:
административные истцы обратились в суд с указанными требованиями, просили суд ( с учетом уточненных требований) признать не действующим Генеральный план, утвержденный решением Думы г. Владивостока №119 от 15.09.2008 г., в редакции от 23.10.2020 г. утвержденных Постановлением Правительства Приморского края № 915-пп «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, расположенных в границах территории СДК «Окунь» к функциональной зоне - Зона смешанной и общественно-деловой застройки.
Признать не действующими правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утвержденных решением Думы г. Владивостока №462 от 07.04.2010 г. в редакции от 23.10.2020 г. утвержденных Распоряжением министерства строительства Приморского края № 120-ра «О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа,» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, № к территориальной зоне Общественно-жилая зона (ОЖ 1), мотивируя свои требования тем, что являются собственниками указанных земельных участков расположенных в границах территории СДК «Окунь».
На территории СДК «Окунь» собственниками земельных участков, которые не являются членами товарищества, организовано ТОС «Феодосийская», членами являются 17 человек, в том числе административные истцы
Распоряжением Администрации г. Владивостока №1808-р от 22.10.2007 г. «Об утверждении проектов границ земельных участков в г. Владивостоке в районе урочища «бухта Патрокл» СДК «Окунь» для садоводства были утверждены границы земельных участков СДК «Окунь».
На основании указанного Распоряжения земельные участки членов кооператива были сформированы и оформлены в собственность в границах земельного участка. Территория общего пользования в границах территории кооператива сформирована и поставлена на кадастровый учет в 2009 году, участку присвоен кадастровый номер №, вид разрешенного использования - для садоводства.
В соответствиис ранее действовавшейсхемой функционального зонирования территории, входящей в состав Владивостокского городского округа, утвержденной Решением Думы г. Владивостока от 18.12.2014 г. №401 «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа», утвержденный решением Думы г. Владивостока от 10.09.2008 г. №119» земельные участки СДК «Окунь» располагались в границах функциональной жилой зоны, и с ранее действовавшей картой градостроительного зонирования, входящей в ПЗЗ, участки располагались в границах территориальной зоны Ж-3.
Распоряжением Департамента градостроительства ПК №14 от 28.03.2018 г. в отношении рассматриваемых участков была установлена территориальная зона Ж-4.
Распоряжением Министерства строительства ПК №120-ра от 23.10.2020 г. в отношении части участков на территории СДК «Окунь» изменена территориальная зона Ж-4 на ОЖ-1.
В 2014г в Правилах землепользования и застройки для всей территории СДК «Окунь» указана зона жилой застройки, с 2018г. часть территории СДК «Окунь» отнесена к зоне СХ-1, часть к смешанной и общественно деловой застройки, с 2018г. для части территории СДК «Окунь» остается зона СХ-1, а для остальной части изменена на ОЖ-1
На основании Постановления Правительства Приморского края № 915-пп «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» и Распоряжения министерства строительства Приморского края № 120-ра «О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» земельные участки административных истцов определены в функциональную зону: Зона смешанной и общественно-деловой застройки и в территориальную зону: Общественно-жилая зона (ОЖ 1). В случае если территория индивидуальной застройки отнесена к зоне многоэтажной многоквартирной застройки, то должен быть запрет на строительство нового индивидуального дома, и даже на его реконструкцию, путем надстройки второго этажа, в связи с чем, все административные истцы лишены возможности использовать свои участки по прямому назначению.
Отнесение земельных участков, находящихся в границе населенного пункта и имеющих вид разрешенного использования «для ведения садоводства» к функциональной зонесмешанной и общественно-деловой застройки и территориальной зоне общественно-жилая зона (ОЖ 1) не отвечает требованиям определенности и противоречит требованиям законодательства.
Приобретая участки, административные истцы знали, что они находится в границах садоводческого товарищества «Окунь», намеревались использовать их согласно виду разрешенного использования. Полагали, что участок СДК расположен в зоне СХ, о том, что участок расположен в границах территориальной зоны ОЖ-1 им стало известно в 2021 году, расположение территории СДК в данной территориальной зоне нарушает правовой режим использования земель, предоставленных садоводческому товариществу.
В данной ситуации именно его права и законные интересы напрямую затронуты оспариваемыми нормативными актами.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на садовых земельных участках возможно размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из ЕГРЮЛ как недействующее), не допускается, однако согласно действующей редакции Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа территория СДК «Окунь» определена в территориальных зоны: Общественно-жилая зона (ОЖ 1), Зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж 2), Зона, предназначенная для ведения садоводства (СХ 1).
На основании Постановления Правительства Приморского края от 22.06.2021 № 389-пп «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» и Распоряжения министерства строительства Приморского края от 12.07.2021 № 46-ра «О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока №462 от 07.04.2010 г.» функциональная и территориальная зоны в отношении земельных участков административных истцов не изменились, также определены в функциональную зону: Зона смешанной и общественно- деловой застройки и в территориальную зону: Общественно-жилая зона (ОЖ 1).
В судебном заседании представители административных истцов поддержали заявленные требования в полном объеме, приведя доводы и основания указанные в административном исковом заявлении.
Представитель министерства строительства Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по доводам и основаниям изложенным в письменных возражениях, а также пояснила, что обжалуемое Распоряжение министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 № 120-ра в оспариваемой части принято на основании статьи 33 ГрК РФ с соблюдением требований 30, 34, 36 ГрК РФ, с учетом генерального плана Владивостокского городского округа. Согласно карте градостроительного зонирования в составе ПЗЗ Владивостокского городского округа в оспариваемой редакции земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № расположены в территориальной общественно-жилой зоне «ОЖ 1». Согласно карте функциональных зон в составе генерального плана Владивостокского городского округа в оспариваемой редакции указанные земельные участки расположены в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки.
Установленная правилами землепользования и застройки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № территориальная общественно-жилая зона «ОЖ 1» соответствует функциональному зонированию земельных участков в генеральном плане Владивостокского городского округа - функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки.
В ранее действовавшей редакции правил землепользования и застройки в отношении земельных участков была установлена территориальная зона застройки многоэтажными жилыми домами «Ж 4». Градостроительные регламенты указанных территориальных зон не предусматривают вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства» и «ведение садоводства». Административные истцы в обоснование исковых требований указали, что установленное зонирование препятствует строительству новых и реконструкции существующих жилых домов, расположенных на их земельных участках, поскольку территориальная зона «ОЖ 1» не предусматривает вид разрешенного использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства» и «ведение садоводства», однако права, свободы и законные интересы административных истцов оспариваемыми нормативными актами не нарушены поскольку права на земельные участки с видом разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества» и права на жилые дома были оформлены в упрощенном порядке по «дачной амнистии». Также рассматриваемые земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой подготовлена и утверждена документация по планировке территории постановлением администрации города Владивостока от 23.06.2021 № 2489 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 15.09.2014 № 8494 «Об утверждении документации по планировке территории в районе бухты Патрокл города Владивостока». Согласно чертежам, содержащимся в составе указанной документации по планировке территории, в отношении рассматриваемых земельных участковпредусматривается зона сохраняемой жилой застройки. Установленное оспариваемыми нормативными правовыми актами зонирование земельных участков не препятствует собственникам использовать участки в соответствии с существующим видом разрешенного использования, а также строить и реконструировать жилые дома в упрощенном порядке по «дачной амнистии».
Представитель Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, представил письменный отзыв, согласно которого просил в удовлетворении заявленных требований административных истцов отказать, указав, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки. Права, свободы и законные интересы административных истцов оспариваемыми нормативными актами не нарушены поскольку градостроительное зонирование и планируемое развитие рассматриваемой территории никогда не предусматривало садоводство, огородничество или индивидуальное жилищное строительство, права на земельные участки с видом разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества» и права на жилые дома были оформлены в упрощенном порядке по «дачной амнистии» Также рассматриваемые земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой подготовлена и утверждена документация по планировке территории постановлением администрации города Владивостока от 23.06.2021 № 2489 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 15.09.2014 № 8494 «Об утверждении документации по планировке территории в районе бухты Патрокл города Владивостока». Согласно чертежам, содержащимся в составе указанной документации по планировке территории, в отношении рассматриваемых земельных участков предусматривается зона сохраняемой жилой застройки ( отзыв прилагается).
Представитель заинтересованного лица ФИО14 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что у административных истцов отсутствует защищаемый законом интерес, их права оспариваемыми ими нормативными актами никак не нарушаются, право собственности на земельные участки истцов было зарегистрировано в период с 2010 по 2021 г.г., строительство жилых домов на этих участках было завершено в 2015-2020 г.г. При этом, в указанные периоды времени территориальное зонирование в границах участков истцов никогда не предусматривало той зоны, установление которой хотят истцы. Градостроительное зонирование и планируемое развитие рассматриваемой территории никогда не предусматривало садоводство, огородничество или индивидуальное жилищное строительство, а Генеральный план и Правила землепользования и застройки с момента их утверждения предусматривали в границах спорных участков зоны многоэтажной многоквартирной застройки.
Представитель администрации города Владивостока в судебном заседании также с заявленными требованиями административных истцов не согласился по доводам и основаниями указанным в письменном отзыве, суду пояснил, что Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа приняты уполномоченными органами с соблюдением установленной процедуры их принятия, а также порядка их официального опубликования. В оспариваемой части Генеральный план не содержит положений, ограничивающих права административных истцов, как пользователей спорных земельных участков. Установление Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа для земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, № и № территориальной зоны, не совместимой с указанными в правоустанавливающих документах видами разрешённого использования, направлены на сохранение публичных и частных интересов. Градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-3 (этажность, процент застройки и т.д.), предусмотренные Правилами землепользования и застройки в ранее действовавшей редакции, аналогичны по своим характеристикам градостроительным регламентам территориальной зоны ОЖ 1, предусмотренной действующей редакцией Правил землепользования и застройки.
Суд, выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административных истцов не подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 утвержден генеральный план Владивостокского городского округа. Решение № 119 опубликовано 19 сентября 2008 года в издании «Вестник Думы города Владивостока» № 9, 16 сентября 2018 года в газете «Приморская газета» № 68 (238). Генеральный план включает в себя схему функционального зонирования территории.
, |
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании «Утро России» № 39 (4233) 10 апреля 2010 года, «Вестник Думы города Владивостока» № 32 (2) 20 апреля 2010 года. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Законом Приморского края «О внесении изменений в Устав Приморского края от 01.07.2019 № 522-КЗ», Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па (в редакции от 02.10.2019) «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг (в редакции от 02.10.2019) «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», наименование Администрации Приморского края изменено на Правительство Приморского края, департамента градостроительства Приморского края изменено на министерство строительства Приморского края.
Министерство строительства Приморского края в силу п. 2.1.7. Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 196-па, осуществляет полномочия Владивостокского городского округа по подготовке генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний, а также подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год № 61-па «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 15 февраля 2018 года, «Приморская газета», спецвыпуск от 21 февраля 2018 года № 21(1515)), утверждены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа.
В указанное Постановление Администрации Приморского края также были внесены изменения Постановлениями Администрации Приморского края от 08.08.2019 № 519-па, от 24.12.2019 № 895-па
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 внесены изменения в правила землепользования и застройки (опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2018, а также в Приморской газете (спецвыпуск, № 43 (1537) от 11.04.2018).
В указанное Распоряжение департамента градостроительства Приморского края также были внесены изменения распоряжениями департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года № 93, от 26 декабря 2019 года № 140, от 10.04.2020 № 35-ра, от 29.07.2020 № 98-ра, от 18.09.2020 № 112-ра.
Главой города Владивостока 14.01.2020 приняты постановления № 107 «О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 №119» и от 14.01.2020 № 106 «о проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 07.04-2010 №462», которые размещены 17.01.2020 на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru и опубликованы в газете «Владивосток».
А также постановление от 24.03.2021 № 1030 «О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 №119» и от 24.03.2021 № 1029 «О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 №462», которые были размещены 26.03.2021 на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru и опубликованы в газете «Владивосток».
В соответствии с пунктом 16 постановления Администрации Приморского края от 25.08.2015 № 303-па «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края» со дня опубликования вышеуказанных постановлений, администрацией г. Владивостока проведены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
По итогам проведенных общественных обсуждений администрацией г. Владивостока подготовлены протоколы и заключения о результатах общественных обсуждений, включающие в себя вопросы, предложения и замечания, поступившие в администрацию г. Владивостока.
Заключения о результатах общественных обсуждений по проектам внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и Генеральный план Владивостокского городского округа были размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации города Владивостока (http://www.vlc.ru).
Постановлением Правительства Приморского края от 23.10.2020 № 915-пп внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края», в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, установлена функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки (документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2020, «Приморская газета», спецвыпуск, № 85(1819), 27.10.2020).
Распоряжением министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 № 120-ра «О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа,» внесены изменения в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, установлена территориальная общественно-жилая зона «ОЖ 1» (документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27.10.2020, в «Приморская газета», № 86(1820), 29.10.2020).
Таким образом генеральный план и Правил землепользования и застройки, а также внесенные в них изменения, приняты уполномоченными органами в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и в этой части не обжалуются.
Постановлением Правительства Приморского края от 22.06.2021 № 389-пп «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» и Распоряжением министерства строительства Приморского края от 12.07.2021 № 46-ра «О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока №462 от 07.04.2010 г.» внесены изменения в генеральный план и правила землепользования, однако функциональная и территориальная зоны в отношении земельных участков административных истцов не изменились.
Согласно части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что Распоряжением Администрации г. Владивостока №1808-р от 22.10.2007 г. «Об утверждении проектов границ земельных участков в г. Владивостоке в районе урочища «бухта Патрокл» СДК «Окунь» для садоводства» были утверждены границы земельных участков СДК «Окунь».
Территория общего пользования (дороги, подъездные пути) в границах территории кооператива сформирована и поставлена на кадастровый учет в 2009 году, участку присвоен кадастровый номер №, вид разрешенного использования - для садоводства.
На территории СДК «Окунь» собственниками земельных участков, которые не являются членами товарищества, организовано ТОС «Феодосийская», членами являются 17 человек, в том числе административные истцы, являющиеся собственниками земельных участков, с кадастровыми номерами:
ФИО10 - №; ФИО9 - участок №; ФИО13 - участок №; ФИО7 -участок №; ФИО6 - участок №; ФИО8-участок №; ФИО11 -участок №; ФИО12 - участок №.
Земельные участки имеют вид разрешенного использования – для садоводства и огородничества
Согласно карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки в оспариваемой редакции земельные участки административных истцов расположены в территориальной общественно-жилой зоне «ОЖ 1».
Согласно карте функциональных зон в составе генерального плана Владивостокского городского округа в оспариваемой редакции указанные земельные участки расположены в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленными в материалы дела, кадастровый учет земельных участков производился в период с 2009 по 2014 годы.
Также установлено, что право собственности административных истцов было зарегистрировано в период с 2010 по 2021 годы, даты завершения строительства жилых домов на земельных участках - с 2015 по 2020 годы.
Права на земельные участки с видом разрешенного использования «для садоводства и огородничества» и права на жилые дома были оформлены в упрощенном порядке по «дачной амнистии» на основании Федерального закона от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ)
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
В силу части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Таким образом, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.
Кроме того, Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории, как указывалось выше, направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие, изменение, в будущем.
В связи с чем довод административных истцов о необходимости, при утверждении генерального плана, учета существующего землепользования земельного участка основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании ч. 3 и ч. 9 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Установленная Правилами землепользования и застройки в отношении земельных участков административных истцов территориальная общественно-жилая зона «ОЖ 1» соответствует функциональному зонированию земельных участков в генеральном плане Владивостокского городского округа - функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки
Таким образом обжалуемое Распоряжение министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 № 120-ра в оспариваемой части принято с учетом документа территориального планирования муниципального образования - генерального плана Владивостокского городского округа
В ранее действовавшей редакции Правил землепользования и застройки в отношении земельных участков была установлена территориальная зона застройки многоэтажными жилыми домами «Ж 4».
Градостроительные регламенты указанной территориальной зоны аналогичны по своим характеристикам градостроительным регламентам территориальной зоны ОЖ 1, и также не предусматривали вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - «для индивидуального жилищного строительства» и «ведение садоводства» как и установленная территориальная общественно-жилая зона «ОЖ 1».
В данном случае, установление функциональной зоны смешанной и общественно - деловой застройки и отнесение к ней рассматриваемых земельных участков положениям градостроительного законодательства РФ не противоречит.
Кроме того, рассматриваемые земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой подготовлена и утверждена документация по планировке территории постановлением администрации города Владивостока от 23.06.2021 № 2489 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 15.09.2014 № 8494 «Об утверждении документации по планировке территории в районе бухты Патрокл города Владивостока». Согласно чертежам, содержащимся в составе указанной документации по планировке территории, в отношении рассматриваемых земельных участков предусматривается зона сохраняемой жилой застройки.
Административные истцы не лишены возможности использования принадлежащих им земельных участков по назначению в соответствии с видом их разрешенного использования. Доказательств невозможности использования земельных участков в соответствии с видом его разрешенного использования административными истцами не представлено, СДК «Окунь» не является правообладателем рассматриваемых земельных участков, правоотношения по распределению земельных участков СДК между его членами не затрагиваются предметом настоящего спора
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органов исполнительной власти, с соблюдением установленного порядка принятия, их содержание в оспариваемой истцом части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.
Кроме того, ТОС является механизмом самоорганизации граждан, и предназначено для реализации собственных инициатив в рамках вопросов местного значения, ТОС в силу своего правового положения уполномочен представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории, однако наличие права у ТОС возможности обратиться в суд с иском, в интересах части собственников земельных участков отсутствует, поскольку в рамках деятельности ТОС всех жителей объединяют не частные, а публичные интересы, в связи с чем ТОС вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании НПА, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы именно всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований ФИО6 , ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 , ФИО12 , ФИО13, ТОС «Феодосийская» в интересах административных истцов, к Министерству строительства Приморского края, Правительству Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованных лиц – администрации города Владивостока, гр-на ФИО14, о признании недействующими нормативно правовых актов в части - отказать
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Внукова