ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-110/2021 от 07.04.2021 Томского областного суда (Томская область)

УИД 70OS0000-01-2021-0000011-70

№ 3а-110/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 апреля 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Куцабовой А.А.

при секретаре Алескерове Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-110/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Карандаш» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Карандаш» обратилось в Томский областной суд в электронном виде с административным иском, в котором с учетом уточнения требований, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости

нежилого здания площадью /__/ кв. м, расположенного по адресу: /__/ с кадастровым номером /__/ равной его рыночной стоимости в размере 16160000 руб. по состоянию на 4 марта 2020 г., для применения в целях предусмотренных законодательством Российской Федерации и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости в размере 4857000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости в размере 10175000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости в размере 10306000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости в размере 8443000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости в размере 4270235,13 руб.;

нежилого помещения площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной его рыночной стоимости в размере 791000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/, равной их рыночной стоимости в размере 6196000 руб.,

по состоянию на 1 января 2019 г., для применения в целях предусмотренных законодательством Российской Федерации, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В обоснование требований ссылалось на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, утвержденная приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области» по состоянию на 1 января 2019 г., является завышенной, не соответствует рыночной стоимости, определённой в отчётах частнопрактикующего оценщика Д.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, утвержденная актом от 28.04.2020, составленным ОГБУ «ТОЦИК», также является завышенной, не соответствует рыночной стоимости, определённой в отчёте частнопрактикующего оценщика Д.

Указывает, что установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере выше рыночной стоимости нарушено право юридического лица на экономическую обоснованность налогообложения.

Определением от 2 марта 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее – ОГБУ «ТОЦИК»).

Определением от 30 марта 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца ООО «ТД «Карандаш», представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, ОГБУ «ТОЦИК», Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебное заседание представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области представил пояснения об отсутствии возражений относительно заявленных административных исковых требований и относительно представленных отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, за исключением объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, указав, что в части требований в отношении данного объекта недвижимости департамент не является надлежащим ответчиком.

Представитель ОГБУ «ТОЦИК» в судебное заседание представил заявление, в котором вопрос об установлении кадастровой стоимости оставил на усмотрение суда, указав, что не имеет замечаний к отчету об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

В письменном отзыве Управление Росреестра по Томской области оставило разрешение дела по существу на усмотрение суда, также указав об отсутствии оснований для предъявления административного иска к органу как к административному ответчику, поскольку определение кадастровой стоимости относится к исключительной компетенции оценщиков, должностные лица Управления Росреестра не обладают профессиональными знаниями в сфере оценочной деятельности и не обладают необходимой квалификацией для оценки отчета об определении рыночной стоимости нежилых зданий. При этом реализация в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, принадлежащих ему на каком-либо праве, равной их рыночной стоимости, не влияет на права и законные интересы Управления.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области в письменном отзыве указала, что при разрешении данного дела права и обязанности Учреждения не затронуты.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах подтверждено, что ООО «ТД «Карандаш» на праве собственности принадлежат:

с 04.03.2020 нежилое здание с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/;

с 27.03.2007 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/

с 12.10.2012 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/;

с 12.10.2012 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/;

с 01.04.2004 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/;

с 22.08.2005 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/;

с 06.02.2004 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/.;

с 27.01.2004 нежилые помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость на 01.01.2019

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 8954077 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 33789062,25 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 17092275,79;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 10873076,89 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 4270235,13 руб.;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 1266910,95 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ составляет 10701671,29 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что кадастровая стоимость на 04.03.2020 нежилого здания с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/ составляет 39136915,65 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

ООО «ТД «Карандаш» в соответствии с требованиями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Томской области от 27 ноября 2003 г. № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» является плательщиком налога на имущество организаций.

В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса, в пункте 1 которой закреплено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из положений пункта 7 статьи 378.2 приведенного Кодекса следует, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона (часть 4).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от 13 марта 2017 г. № 79а установлена дата перехода к проведению на территории Томской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 15 марта 2017 года.

Оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ в названном размере утверждена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», который принят в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013 г. № 68 «Об утверждении Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области», с учетом уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 ноября 2019 г. № 15-01556/19 об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, выполненному областным государственным бюджетным учреждением «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» от 7 ноября 2019 г. № 1ГКООН-70-2019.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Росреестром для организации процесса взаимодействия между Управлениями Росреестра по субъектам Российской Федерации и бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по определению кадастровой стоимости разработан Временный порядок реализации требований части 9 статьи 24 и статьи 16 Закона о кадастровой оценке.

Положения указанного Временного порядка действовали до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 1.4 Временного порядка по итогам определения кадастровой стоимости Бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.

С учетом изложенного оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ по состоянию на 04.03.2020 в указанном размере утверждена актом об определении кадастровой стоимости №5 от 28.04.2020, составленным ОГБУ «ТОЦИК» и направленным в Управление Росреестра по Томской области во исполнение положений статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Временного порядка, разработанного для реализации требований части 9 статьи 24 и статьи 16 указанного Федерального закона.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, а его требование в полной мере согласуется с положениями статей 373, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.

В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ представлены отчеты № 13/21, № 11/21, № 12/21 от 26 января 2021 г., составленные частнопрактикующим оценщиком Д., в соответствии с которыми рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2019 года составила

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 4857000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 10175000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 10306000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 8443000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 4270235,13 руб.;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 791000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, пом. /__/ - 6196000 руб.

В подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ представлен отчёт № 674-А/2020 от 30 ноября 2020 г., составленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», в соответствии с которым указанная стоимость по состоянию на 4 марта 2020 года в отношении данного объекта недвижимости составила 39136915,65 руб.

Оценивая представленные отчеты в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данных отчетов требования статьи 15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены, поскольку указанные отчеты подготовлены лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки.

Ответственность оценщиков застрахована в установленном порядке и размере.

Данные отчеты отвечают требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как следует из представленных отчетов, оценка в отношении объектов недвижимости с кадастровым номером /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ проводилась по состоянию на 1 января 2019 г., то есть на дату, с кадастровым номером /__/ – по состоянию на 4 марта 2020 г., то есть на даты, по состоянию на которые установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Оценщиками составлены точные описания объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов, в частности, их площади, категории, информация о текущем использовании объектов оценки.

Оценщики произвели анализ рынка предложений коммерческой недвижимости г. Томска за анализируемый период, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. При проведении оценки объектов недвижимости оценщиками использованы предусмотренные законодательством об оценочной деятельности сравнительный подход с применением метода сравнения продаж и доходный подход оценки, а также обоснован отказ от применения затратного подхода. Итоговая величина рыночной стоимости определена путем согласования результатов, полученных в ходе применения доходного и сравнительного подходов.

Из предложений по продаже объектов недвижимости оценщиками выбраны объекты-аналоги с наиболее подходящими характеристиками объектам оценки. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиками и приведена в расчетных таблицах.

В отчетах присутствуют скриншоты объявлений, где имеется информация об объектах-аналогах, что позволяет делать выводы об авторстве информации и дате ее подготовки, а также проверить используемые оценщиками сведения.

Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиками при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. В качестве ценообразующих факторов оценщиками отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения. На различия между объектами оценки и объектами-аналогами оценщиками последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость объектов недвижимости, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере на 1 января 2019 г., и в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ на 4 марта 2020 г., административными ответчиками не представлено. Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных объектов лицами, участвующими в деле, заявлены не были.

При таких данных указанная в отчетах об оценке № 13/21, № 11/21, №12/21 от 26 января 2021 г., № 674-А/2020 от 30 ноября 2020 г. итоговая величина рыночной стоимости объектов недвижимости на указанные в административном исковом заявлении даты

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ в размере 4857000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ в размере 10175000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ в размере 10306000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ в размере 8443000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ в размере 4270235,13 руб.;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ в размере 791000 руб.;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ в размере 6196000 руб.;

нежилого здания с кадастровым номером /__/ в размере 16160000 руб.,

подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.

Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 10 февраля 2021 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ по состоянию на 1 января 2019 года, с кадастровым номером /__/ - на 4 марта 2020 года для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2020 года и с 4 марта 2020 года, соответственно, и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский областной суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Карандаш» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость

нежилого здания площадью /__/ кв. м, расположенного по адресу: /__/ с кадастровым номером /__/ равной его рыночной стоимости по состоянию на 4 марта 2020 г. в размере 16160000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 4857000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 10175000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 10306000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 8443000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 4270235,13 руб.;

нежилого помещения площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/ равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 791000 руб.;

нежилых помещений площадью /__/ кв.м, расположенных по адресу: /__/, пом. /__/ с кадастровым номером /__/, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 6196000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10.02.2021.

Данная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий