ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1111/19 от 04.06.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2019-001132-56 Дело № 3А-225/2020

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П.,

представителя административного истца ООО «Дом»- Будникова Н.Б.,

представителя административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов- Смоленскене К.Н.,

представителя заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска- Вильховской О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом» о признании недействующим в части Приложения № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 07 июля 2015 № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).

Приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки является «Карта зон с особыми условиями использования территорий», на которой установлены территориальные зоны с особыми условиями использования территории городского округа город Красноярск.

Решение от 07 июля 2015 № В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.

ООО «Дом» обратилось с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующим Приложения № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Требования (с учетом уточнений) мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка. Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 20.12.2017 года.

Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением от 07 июля 2015 № В-122 в отношении указанного земельного участка, установлены следующие территориальные зоны: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зона с особыми условиями использования территории (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса).

Считает, что установление водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) противоречит части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку водоохранная зона и прибрежная защитная полоса установлены в отношении ручья (части реки) помещенного в закрытый коллектор.

Установление водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы нарушает права административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , по его целевому назначению.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Дом» - Будников Н.Б., заявленные требования поддержал, по основаниям изложенном в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения.

Представитель Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию. На дату утверждения Правил землепользования и застройки информации о помещений ручья Серебряный и ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) в закрытый коллектор у Красноярского городского Совета депутатов не было. Доказательств того, что данные ручьи не помещены в закрытый коллектор у административного ответчика нет.

В письменных возражениях представитель Главы города Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что действующие Правила землепользования и застройки приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования, с соблюдением процедуры принятия и требований к форме и содержанию, соответствуют целям правового регулирования, не нарушают прав административного истца на использование спорного земельного участка, оспариваемый нормативный правовой акт не ограничивает административного истца в правах свободно распоряжаться своим имуществом. В непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0000000:340259 располагается водный объект- ручей Серебряный. Правовые основания для внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в части исключения водоохранной зоны ручья Серебряный отсутствуют (т.2 л.д.185-187).

Глава города Красноярска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска Вильховская О.С., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующие Правила землепользования и застройки приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования, с соблюдением процедуры принятия и требований к форме, содержанию, соответствуют целям правового регулирования, не нарушают права административного истца на использование спорного земельного участка, указанный нормативный правовой акт не ограничивает административного истца в правах свободно распоряжаться своим имуществом. Также, показала, что о помещении ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) в закрытый коллектор Управлению стало известно в 2018 году, в настоящее время готовятся изменения в Правила землепользования и застройки.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя Главы города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Назаркин В.П. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся водоохранные зоны.

Согласно пункту 13 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве зоны с особыми условиями использования территорий может быть установлена водоохранная зона.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются (часть 10).

В границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пункт 4 части 15).

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение от 07 июля 2015 № В-122 принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).

Судом установлено, что административный истец ООО «Дом» на основании договора купли-продажи № 31/05-4ЖРС выданного 31.05.2018 года, с 15.06.2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 20.12.2017 года, в отношении него произведено межевание и определены границы (т.1 л.д.70-72, 73-83, т.2 л.д.190-200).

Из сведений отраженных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее ИСОГД) следует, что Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 № В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена территориальная зона: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) (т.2 л.д.190-200).

Также, из ИСОГД следует, что Картой зон с особыми условиями использования территорий (приложение № 2 Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 № В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена зона с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона и прибрежная защитная полоса ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) (т.2 л.д.190-200).

Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что ручей без названия (правый приток ручья Серебряный), в месте расположения земельного участка с кадастровым номером помещен в закрытый коллектор, что не оспаривалось представителем заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска в судебном заседании, и подтверждается письмом межрегионального управления Роприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 21.05.2018 года № 04-1/20-3802 в адрес Главы города Красноярска и актом проверки от 04.05.2018 года № ВЗ-457 (т.1 л.д.84-86), решениями Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о предоставлении водного объекта в пользование от 02.09.2013 года, от 28.02.2014 года для строительства закрытого водоотводного сооружения (т.2 л.д.209-211, 212-214), проектной документацией по устройству закрытых водоотводных сооружений ручья «Серебряный» в составе жилых домов и инженерного обеспечения в <адрес> (т.2 л.д.215-222), исполнительной документацией по устройству закрытых водоотводных сооружений ручья «Серебряный» в составе жилых домов и инженерного обеспечения в квартал <адрес> (т.2 л.д.238-243), заключением кадастрового инженера от 12.02.2020 года об установлении наличия в границах земельного участка с кадастровым номером зон с особыми условиями использования территорий: водоохранных зон и прибрежных защитных полос (т.2 л.д.223-227), письмом ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 29.11.2019 года № 15-4597, от 02.06.2020 года № 15.2371 (т.3 л.д.44), ответом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 10.03.2020 года № 07-1048 и приложенными к нему справками составленными по результатам проверок (т.3 л.д.64-71).

Из информации Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 27.03.2020 года № 77-03980 следует, что проведение работ по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья Серебряный запланировано на 2021 год.

Доказательств свидетельствующих о расположении земельного участка с кадастровым номером в пределах водоохранной зоны иных водных объектов стороной административного ответчика или заинтересованным лицом суду не представлено.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы противоречит предписаниям части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам стороны административного ответчика и заинтересованного лица, установление зоны с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона и прибрежная защитная полоса ручья без названия (правый приток ручья Серебряный), в отношении земельного участка с кадастровым номером нарушает права административного истца, поскольку предусматривает для него ограничения изложенные в статье 65 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании указанного земельного участка.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Дом» – удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 11 июня 2020 года.