ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1112/19 от 04.06.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2019-001130-62 Дело № 3А-226/2020

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П.,

представителя административного истца Терещенко А.В.- Будникова Н.Б.,

представителя административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов- Смоленскене К.Н.,

представителя заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска- Вильховской О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Терещенко Александра Васильевича о признании недействующим в части Приложения № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 07 июля 2015 № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).

Приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки является «Карта зон с особыми условиями использования территорий», на которой установлены территориальные зоны с особыми условиями использования территории городского округа город Красноярск.

Решение от 07 июля 2015 № В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.

Терещенко А.В. обратился с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующим Приложения «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны.

Требования (с учетом уточнений) мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка. Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2019 года.

Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением от 07 июля 2015 № В-122 в отношении указанного земельного участка, установлены следующие территориальные зоны: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зона с особыми условиями использования территории (водоохранная зона).

Считает, что установление водоохранной зоны ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) противоречит части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку водоохранная зона установлена в отношении ручья (части реки) помещенного в закрытый коллектор.

Установление водоохранной зоны нарушает права административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , по его целевому назначению.

В судебном заседании представитель административного истца Терещенко А.В.- Будников Н.Б., заявленные требования поддержал, по основаниям изложенном в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения.

Представитель Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию. На дату утверждения Правил землепользования и застройки информации о помещений ручья Серебряный и ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) в закрытый коллектор у Красноярского городского Совета депутатов не было. Доказательств того, что данные ручьи не помещены в закрытый коллектор у административного ответчика нет.

В письменных возражениях представитель Главы города Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что действующие Правила землепользования и застройки приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования, с соблюдением процедуры принятия и требований к форме и содержанию, соответствуют целям правового регулирования, не нарушают прав административного истца на использование спорного земельного участка, оспариваемый нормативный правовой акт не ограничивает административного истца в правах свободно распоряжаться своим имуществом. В непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером располагается водный объект- ручей Серебряный. Правовые основания для внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в части исключения водоохранной зоны ручья Серебряный отсутствуют (т.2 л.д.184-186).

Глава города Красноярска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска Вильховская О.С., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующие Правила землепользования и застройки приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования, с соблюдением процедуры принятия и требований к форме, содержанию, соответствуют целям правового регулирования, не нарушают права административного истца на использование спорного земельного участка, указанный нормативный правовой акт не ограничивает административного истца в правах свободно распоряжаться своим имуществом. Также, показала, что о помещении ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) в закрытый коллектор Управлению стало известно в 2018 году, в настоящее время готовятся изменения в Правила землепользования и застройки.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя Главы города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Назаркин В.П. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся водоохранные зоны.

Согласно пункту 13 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве зоны с особыми условиями использования территорий может быть установлена водоохранная зона.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются (часть 10).

В границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пункт 4 части 15).

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение от 07 июля 2015 № В-122 принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).

Судом установлено, что административный истец Терещенко А.В. на основании договора купли-продажи № ЖРС-5-25/05/16 выданного 25.05.2016 года, с 19.11.2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2019 года, в отношении него произведено межевание и определены границы (т.1 л.д.69-71, 72-82, т.2 л.д.178-182, 189-199).

Из сведений отраженных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее ИСОГД) следует, что Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 № В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена территориальная зона: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) (т.2 л.д.189-199).

Также, из ИСОГД и градостроительного плана земельного участка следует, что Картой зон с особыми условиями использования территорий (приложение № 2 Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 № В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена зона с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) (т.1 л.д.72-82, т.2 л.д.189-199).

Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что ручей без названия (правый приток ручья Серебряный), в месте расположения земельного участка с кадастровым номером помещен в закрытый коллектор, что не оспаривалось представителем заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска в судебном заседании, и подтверждается письмом межрегионального управления Роприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 21.05.2018 года № 04-1/20-3802 в адрес Главы города Красноярска и актом проверки от 04.05.2018 года № ВЗ-457 (т.1 л.д.83-85), решениями Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о предоставлении водного объекта в пользование от 02.09.2013 года, от 28.02.2014 года для строительства закрытого водоотводного сооружения (т.3 л.д.2-4, 5-7), проектной документацией по устройству закрытых водоотводных сооружений ручья «Серебряный» в составе жилых домов и инженерного обеспечения в <адрес> (т.3 л.д.8-15), исполнительной документацией по устройству закрытых водоотводных сооружений ручья «Серебряный» в составе жилых домов и инженерного обеспечения в квартал по <адрес> (т.3 л.д.31-36, 48-55), заключением кадастрового инженера от 12.02.2020 года об установлении наличия в границах земельного участка с кадастровым номером зон с особыми условиями использования территорий: водоохранных зон и прибрежных защитных полос (т.3 л.д.16-20), письмом ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 29.11.2019 года № 15-4597, от 02.06.2020 года № 15.2371 (т.3 л.д.137), ответом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 10.03.2020 года № 07-1047 и приложенными к нему справками составленными по результатам проверок (т.3 л.д.163-170).

Из информации Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 27.03.2020 года № 77-03980 следует, что проведение работ по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья Серебряный запланировано на 2021 год.

Доказательств свидетельствующих о расположении земельного участка с кадастровым номером в пределах водоохранной зоны иных водных объектов стороной административного ответчика или заинтересованным лицом суду не представлено.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны противоречит предписаниям части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам стороны административного ответчика и заинтересованного лица, установление зоны с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона ручья без названия (правый приток ручья Серебряный), в отношении земельного участка с кадастровым номером нарушает права административного истца, поскольку предусматривает для него ограничения изложенные в статье 65 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании указанного земельного участка.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Терещенко Александра Васильевича – удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером водоохранной зоны.

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 11 июня 2020 года.