ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/20 от 07.08.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело №3а-111/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2020 года город Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,

при секретарях Горенко Т.С., Лемех М.Ю.

с участием прокуроров Чернышевой К.И., Большаковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Промплощадка» к Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о признании недействующим в части Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года № 59,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Промплощадка» как арендатор земельного участка с кадастровым номером , площадью 1,8 га, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «проектирование и строительство гостинично-представительского комплекса», на котором расположены находящиеся в его собственности четыре неоконченных строительством объекта (две гостиницы и два многоквартирных дома) по адресу: <адрес>, обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года №59, в части отнесения названного земельного участка к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования», сославшись на нарушение процедуры принятия и порядка опубликования генерального плана; на изменение оспариваемым нормативным правовым актом функционального зонирования в отношении названного земельного участка, произведенного без учета существующего землепользования и без надлежащего обоснования, что привело к нарушению прав административного истца на осуществление строительства трех гостиничных корпусов и шести многоквартирных домов в соответствии с имеющимся у ООО «Промплощадка» разрешением на строительство от 15.08.2006 года.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Промплощадка» ФИО1, ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Калининградской области ФИО4 считал требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, сославшись на представленные им фотоснимки, отображающие территорию, густо поросшую древесной и кустарниковой растительностью, пояснил, что ООО «Промплощадка» на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке не приступало к строительству гостинично-представительского комплекса, не реализовав выданное ему в 2006 году разрешение на строительство.

Представители Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области ФИО5, ФИО6 просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержали поданные ранее возражения (т.1 л.д. 246-254, т.2 л.д. 24-31), указав, что процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена; закон не обязывает органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта РФ определять функциональные зоны в генеральном плане городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, которая применительно к данному земельному участку всегда являлась лесопарковой зоной с произрастающими в ней редкими породами деревьев. Кроме того, в предыдущем Генеральном плане спорный земельный участок был отнесен к общественно-деловой функциональной зоне, которая также не предусматривала строительство многоквартирных жилых домов.

Представители заинтересованного лица администрации МО «Светлогорский городской округ» ФИО7, ФИО8 просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержали поданные ими письменные возражения (т.2 108-121).

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора Большаковой А.Н., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1,3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года № 156 городское поселение, образованное путем объединения городских поселений муниципального образования «Светлогорский муниципальный район», наделено статусом городского округа.

Частью 1.2 статьи 17 Закона №131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.

Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» утверждение документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года № 59 утвержден Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», который размещен на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 17 февраля 2020 года (номер 39002020021170007).

Процедура подготовки и принятия генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений определена статьями 24 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, проект Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» подготовлен в соответствии с требованиями названных статей Градостроительного кодекса Российской Федерации, принят уполномоченным органом в установленной форме, подписан Губернатором Калининградской области, официально опубликован для всеобщего сведения, вступил в законную силу со дня его официального опубликования и действует в настоящее время.

Так, Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 25.10.2018 №294 в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 16.02.2017 №63 «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, а также подготовки изменений и внесения их в такие документы» принято решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» (т.2 л.л. 33).

Данный приказ опубликован 30.10.2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) номер 3901201810300009.

По итогам проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 08.11.2018 №0135200000518002710/3 между Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и ООО «ГЕОЗЕМСТРОЙ» заключен 19 ноября 2018 года контракт №К/53-2018 на выполнение работ по подготовке проекта названного генерального плана.

Во исполнение положений статей 9, 25 ГрК РФ в целях согласования проекта генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» проект был размещен 08 июля 2019 года в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП). Карточка согласования проекта №020203002201907082.

Общественные обсуждения по проекту генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» проведены в период с 18.07.2019 года по 12.09.2019 года, по их окончании подписаны протокол и заключение о результатах общественных обсуждений (т.2 л.д. 65-75, л.д. 76-81).

Письмом от 30 июля 2019 года № 8874 Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области направлено предложение главе администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» дополнить проект Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» и включить в протокол по результатам общественных обсуждений установление в отношении ряда земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером , функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)». (т.2 л.д.82-83).

Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете «Сельская новь» от 12 сентября – 18 сентября 2019 года №35 (684).

В рамках согласования проекта генерального плана и в целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития РФ сводного заключения от 01.11.2019 №37478-ГС/Д27и о несогласии с проектом генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ», на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12.11.2019 №411 создана согласительная комиссия (т.2 л.д. 35-41).

По результатам заседания согласительной комиссии от 27.12.2019 года принято решение считать замечания Министерства транспорта РФ и Федерального агентства лесного хозяйства, послужившие основанием для подготовки отрицательного заключения от 01.11.2019 №37478-ГС/Д27и, урегулированными, рекомендовать представить проект генерального плана для утверждения в Правительство Калининградской области (т.2 л.д.47-49).

В целях утверждения проекта генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области».

В период с 27.01.2020 года по 03.02.2020 года указанный проект постановления был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в сети «Интернет» для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, по результатам которых замечания на проект нормативного правового акта не поступали.

11 февраля 2020 года Правительством Калининградской области принято постановление №59 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», которое размещено 17 февраля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru). При этом в опубликованном постановлении указано, что Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, Карта функциональных зон городского округа не приводятся.

В соответствии с частью 9 статьи 9 ГрК РФ доступ к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта ФГИС ТП органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней, со дня утверждения таких документов.

Материалы Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» с материалами по их обоснованию размещены в ФГИС ТП.

Вопреки доводам стороны административного истца о нарушении процедуры опубликования нормативного правового акта, постановление Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года №59 и Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» с учетом приведенных обстоятельств доведены до сведения населения муниципального образования «Светлогорский городской округ».

Так, согласно разъяснениям, содержащимся в 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В данном случае о возможности ознакомиться с содержанием оспариваемого Генерального плана, в том числе с Картой функциональных зон городского округа, свидетельствует и факт обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.

Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана, не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения данного документа.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Проверяя оспариваемые нормы генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 ГрК РФ территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Промплощадка» является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 1,8 га, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «проектирование и строительство гостинично-представительского комплекса», на котором расположены находящиеся в его собственности четыре неоконченных строительством объекта (две гостиницы и два многоквартирных дома) по адресу: <адрес>.

Право аренды земельного участка земельного участка с кадастровым номером по договору от 24.07.2001 года №74-07/2001 на передачу в аренду городских земель и соглашению от 02.07.2004 года №2 о продлении договора на передачу городских земель гордских земель (с учетом соглашения от 29.07.2006 года ДАЗ №74-07/2001/ДЗ-40/06-2006 о внесении изменений в договор на передачу в аренду городских земель от 24 июля 20091 года №74-07/2001) приобретено ООО «Промплощадка» по результатам открытых торгов по продаже арестованного имущества. Срок аренды земельного участка установлен до 24 июля 2050 года.

Кроме того, по результатам открытых торгов по продаже арестованного имущества ООО «Промплощадка» приобрело в собственность четыре неоконченных строительством объекта (гостиницу коттеджного типа со степенью готовности 21%, гостиницу коттеджного типа со степенью готовности 58%; многоквартирный жилой дом со степенью готовности 30%; многоквартирный жилой дом со степенью готовности 25%) (т.1 л.д.152-178).

15 августа 2006 года ООО «Промплощадка» получило разрешение на строительство №186, которым на вышеуказанном земельном участке разрешено строительство девяти объектов недвижимости: гостиничного комплекса на 60 мест; спального корпуса гостиницы на 18 мест; спального корпуса гостиницы на 17 мест; жилого 14-квартирного дома для обслуживающего персонала; жилого 25- квартирного дома; жилого 11- квартирного дома; жилого 10- квартирного дома; жилого 58- квартирного дома; жилого 10- квартирного дома; (т.1 л.д. 179).

Срок действия разрешения на строительства в нем не указан.

В соответствии с частью 19 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на день выдачи ООО «Промплощадка» разрешения на строительство №186) разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Суд удовлетворил ходатайство прокурора об истребовании у административного истца проектной документации для установления предусмотренного данной документацией срока строительства указанных в разрешении на строительство от 15 августа 2006 года №184 объектов капитального строительства с целью установления срока действия разрешения на строительство, для чего судебное заседание было отложено (т.2 л.д. 171-172).

Такая документация ООО «Промплощадка» суду не представлена.

Административный истец оспаривает Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» в части отнесения принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с разрешенным использованием «проектирование и строительство гостинично-представительского комплекса» к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования», что не позволяет ему осуществить строительство названного комплекса, в состав которого входят также многоквартирные жилые дома.

На карте функциональных зон поселения или городского округа отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГРК РФ).

Согласно оспариваемому Генеральному плану, зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, зоопарков, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, объектов рекреационного назначения. Размещение планируемых объектов федерального и регионального значения в пределах данной зоны не предусмотрено. В пределах зоны озелененных территорий общего пользования размещаются объекты местного значения в сфере водоснабжения, водоотведения, сети дождевой канализации, озелененные территории общего пользования, объекты для защиты населения и территории округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (т.1 л.д. 50-51).

Действующим градостроительным законодательством генеральный план определяется как документ планирования, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.

Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков посредством строительства и реконструкции находящихся на участках объектов строительства ограничиваются требованиями градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки.

В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утвержденными решением городского Совета депутатов от 22.12.2012 года г. №94, (приложением 1 к Решению городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 28.04.2015 №14 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городское поселение «город Светлогорск») земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Р – зона рекреационного назначения, в числе условно – разрешенного вида использования которого предусмотрено гостиничное обслуживание. Строительство многоквартирных жилых домов не предусмотрено ни среди основных, ни среди условно-разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в данной территориальной зоне.

Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной административного истца, прежним Генеральным планом муниципального образования «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденным решением городского Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение «Город Светлогорск» от 27 сентября 2011 года № 55, земельный участок с кадастровым номером относился к общественно-деловой функциональной зоне, предназначенной, в том числе и для размещения гостиниц и гостиничных комплексов. Строительство многоквартирных жилых домов в указанной функциональной зоне не предусматривалось.

Ныне действующим оспариваемым Генеральным планом муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» принадлежащий на праве аренды ООО «Промплощадка» земельный участок отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, городских лесов).

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, в этой связи суд отклоняет доводы административного истца о том, что в оспариваемой части Генерального плана не были учтены интересы ООО «Промплощадка» как правообладателя земельного участка с разрешенным использованием «проектирование и строительство гостинично-представительского комплекса», поскольку определение Генеральным планом функциональной зоны, не соответствующей фактическому использованию земельного участка административного истца, не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 9, части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов, как документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, должны разрабатываться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов государственной власти и органов местного самоуправления состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

При разработке проекта Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в лесопарковой зоне, покрыт многолетней высокоплотной растительностью, в связи с чем в целях эффективного, целевого его использования, осуществляемого с соблюдением публичных интересов, оздоровления и улучшения состояния окружающей природной среды, экологической устойчивости территории города, данный земельный участок обоснованно отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.

Территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Вместе с тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Суд соглашается с утверждениями представителей Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о том, что функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) установлена в Генеральном плане муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» непроизвольно, так как при разработке проекта Генерального плана в целях эффективного, целевого использования земельного участка, осуществляемого с соблюдением публичных интересов, оздоровления и улучшения состояния окружающей природной среды, экологической устойчивости территории муниципального образования, учтено произрастание зеленой многолетней высокоплотной растительности на принадлежащем административному истцу на праве аренды земельном участке, его расположение в лесопарковой зоне курортного города федерального значения.

Как отражено в Генеральном плане муниципального образования «Светлогорский городской округ», данное муниципальное образование находится на юго-западе Калининградской области, на севере и западе ограничено Балтийским морем, протяженность городского округа вдоль берега моря – 16 км. Основой экономики Светлогорского городского округа является туристско-рекреационный комплекс. Административный центр Светлогорского городского округа – город Светлогорск – является курортом федерального значения и самым крупным курортным городом Приморской функциональной рекреационной зоны. Дальнейшее развитие городского округа планируется за счет расширения туристической инфраструктуры, при этом преследуется цель сохранения уникального архитектурно-ландшафтного облика Светлогорска. Для планировочной структуры города Светлогорска характерно активное включение в композицию зеленых насаждений. Курорт представляет собой город-сад, где фрагменты застройки чередуются с достаточно крупными участками леса. Именно такой характер городской среды создает ощущение спокойствия, отдыха, контакта с природой. Зона прогулочного отдыха располагается в районе озера Тихого, вдоль которого с северной стороны города построена набережная, на другом берегу к озеру подступает лесопарковая зона (т.1 л.д.65, 104, 105).

Земельный участок административного истца располагается в указанной лесопарковой зоне, ограниченной с востока Калининградским проспектом.

Административным истцом представлены документы предыдущего застройщика, имущество которого было приобретено ООО «Промплощадка» с открытых торгов в 2006 году, а именно экспертные заключения, датированные 2002 годом, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером , в том числе и в тот период времени, располагался в лесопарковой зоне; был густо засажен деревьями, включая деревья редких и ценных пород.

По состоянию на 10 апреля 2017 года, согласно пересчетной ведомости зеленых насаждений, на земельном участке с кадастровым номером произрастает 341 дерево.

ООО «Промплощадка» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года № 59, в части отнесения названного земельного участка к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования», указав, что этим нарушены права административного истца, лишенного возможности осуществить строительство трех гостиниц и шести многоквартирных домов, согласно полученного 15 августа 2006 года разрешения на строительство №186.

Суд не усматривает нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку строительство многоквартирных домов на земельном участке с кадастровым номером не было предусмотрено ни прежним Генеральным планом муниципального образования, ни действующими Правилами землепользования и застройки, ни видом разрешенного использования и целью предоставления данного земельного участка, предназначенного для строительства представительско-гостиничного комплекса.

Суд отмечает, что административным истцом не представлено доказательств наличия у него действующего разрешения на строительство объектов представительско-гостиничного комплекса/, а также многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером .

Поскольку генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворении требований административного истца об оспаривания положений Генерального плана, касающихся установления функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Оспариваемый нормативный правовой акт требованиям градостроительного законодательства не противоречит.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «Промплощадка» об оспаривании в части Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года №59.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2020 года.

Судья А.В. Шкуратова