Дело ***а-70/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Пьянковой Н.А.,
с участием прокурора Шелудько И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты>, о признании недействующим в части отдельных положений Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***),
у с т а н о в и л:
<данные изъяты>, обратился в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, Администрации <адрес> Алтайского края о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) в части изменения территориальной зоны Ж.1 на территориальную зону Р.1 в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.51-57 т.1).
В ходе рассмотрения дела административные исковые требования дополнены, к производству суда принят уточненный административный иск о признании недействующим Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края», в части установления для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - функциональной зоны городских парков, садов, скверов (Р.1); установлении в отношении данного земельного участка в соответствии со схемой расположения на кадастровом плане территории функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4) с внесением изменений в Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края и Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (л.д.229-233 т.1).
В ходе рассмотрения дела Администрация <адрес> исключена из числа административных ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес>.
В связи с отказом административного истца от иска в части оспаривания решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) в части изменения территориальной зоны Ж.1 на территориальную зону Р.1 в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - производство по административному делу по административному иску в данной части прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ представитель административного истца <данные изъяты>., действующая на основании доверенности, уточнила административные исковые требования, просила признать недействующим Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, в части установления для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - функциональной зоны городских парков, садов, скверов (Р.1); отнести указанный земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории к функциональной зоне застройки индивидуальнымижилыми домами Ж.4 (л.д.163 т.2).
В ходе судебного заседания представитель <данные изъяты> уточнила, что административный истец просит признать недействующим Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края в части установления для земельного участка функциональной зоны защитного озеленения и прочих территорий, отнести земельный участок к функциональной зоне индивидуальной застройки с участками.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по административному делу по административному иску в части требования об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - к функциональной зоне индивидуальной застройки с участками прекращено в связи с тем, что заявленное требование не подлежит рассмотрению разрешению в порядке административного судопроизводства.
В обоснование административного искового требования о признании недействующим Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края в части установления для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - функциональной зоны защитного озеленения и прочих территорий указано, что в ДД.ММ.ГГ бабушкой административного истца <данные изъяты> по утерянному рукописному договору приобретен жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу. В жилом доме помимо <данные изъяты> зарегистрирован <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГ и <данные изъяты> дано нотариальное согласие на оформление жилого дома в общую долевую собственность административного истца и его дочери. При обращении в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> за предварительным согласованием предоставления земельного участка на праве собственности ДД.ММ.ГГ получен отказ данного органа, мотивированный тем, что земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> находится в территориальной зоне городских парков, садов, скверов (Р.1).
При обращении в Комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес> об изменении территориальной зоны Р.1 на территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4) в границах земельного участка получен ответ от ДД.ММ.ГГ о том что поставленный вопрос рассмотрен на заседании Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки, установлено, что в соответствии с Генеральным планом <адрес> земельный участок находится в функциональной зоне защитного озеленения и прочих территорий, запрашиваемая территориальная зона Ж.4 не соответствует Генеральному плану, изменение территориальной зоны приведет к нарушению п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, при установлении в Генеральном плане границ функциональной зоны защитного озеленения и прочих территорий не были учтены границы расположения занимаемого административным истцом земельного участка по адресу: <адрес>. При этом территориальное планирование согласно ч.1 ст.9 ГрК РФ направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий не только в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, но и обеспечение учета интересов граждан. Фактически земельный участок не является территорией общего пользования, защитного озеленения и прочих территорий, на нем отсутствуют какие-либо запланированные к размещению объекты. Генеральный план города не является документом, подтверждающим резервирование земельного участка для муниципальных нужд. Согласно публичной кадастровой карте смежные земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> (кадастровый номер ***), <адрес> (кадастровый номер ***) прошли государственный кадастровый учет, имеют разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, и находятся в собственности граждан.
Жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> в <адрес> является единственным жильем для <данные изъяты> Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности. Пунктом 4 статьи 2 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» также предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, нахождение земельного участка в функциональной зоне защитного озеленения и прочих территорий препятствует административному истцу в реализации права на получение земельного участка в собственность.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания административного истца, представителя заинтересованного лица Администрации <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты>. на уточненных административных исковых требованиях настаивала. Представитель Барнаульской городской Думы и Комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес><данные изъяты> против удовлетворения административного иска возражала, представила письменный отзыв. Прокурор полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края» утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** в Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края (далее – Генеральный план <адрес>) внесены изменения. На день рассмотрения административного дела Генеральный план действует в редакции от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с п.п.1, 3 ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с ч.1 ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с п.29 ст.19 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края (принят Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение Генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.42 Устава городского округа – <адрес> к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции.
Содержание генерального плана муниципального образования, порядок подготовки и утверждения генерального плана и внесения в него изменений определены ст.ст.23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правомочность Барнаульской городской Думы, порядок принятия нормативных правовых актов определены ст.39 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, а также Регламентом Барнаульской городской Думы, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (действовавшим на момент принятия Генерального плана <адрес>).
При рассмотрении административного дела установлено, что порядок принятия нормативного правового акта, его вступления в законную силу, официального опубликования, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа - <адрес> Алтайского края, Регламентом Барнаульской городской Думы соблюден.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** «О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа - <адрес>», опубликованным в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ, определено комиссии по землепользованию и застройке провести во всех населенных пунктах городского округа - <адрес> публичные слушания по проекту Генерального плана в течение трех месяцев с даты опубликования постановления в средствах массовой информации.
ДД.ММ.ГГ в газете «Вечерний Барнаул» опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта Генерального плана ДД.ММ.ГГ, в котором указаны адреса, по которым заинтересованные лица могут ознакомиться с документами территориального планирования, а также опубликован Порядок представления предложений в комиссию по землепользованию и застройке по проекту Генерального плана.
ДД.ММ.ГГ в газете «Вечерний Барнаул» опубликован проект Генерального плана городского округа <адрес> Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ состоялись публичные слушания по проекту Генерального плана <адрес>, и было принято решение рекомендовать утвердить Генеральный план <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Главой <адрес> принято постановление *** «О согласовании проекта Генерального плана городского округа – <адрес> Алтайского края», которым решено согласиться с проектом Генерального плана с учетом рекомендаций и предложений, высказанных на публичных слушаниях, направить проект на согласование в управление Алтайского края по строительству и архитектуре. Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ.
В последующем принимались меры по согласованию проекта Генерального плана, устранению замечаний и получению сводного заключения по проекту Генерального плана.
В ДД.ММ.ГГ обсуждение проекта Генерального плана состоялось на публичных слушаниях в населенных пунктах <адрес>, относящихся к <данные изъяты> администрации, <данные изъяты> администрации, <данные изъяты> администрации, <данные изъяты> администрации, <данные изъяты> администрации, по результатам которых были приняты итоговые документы.
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** в населенных пунктах, относящихся к <данные изъяты> администрации ДД.ММ.ГГ были повторно проведены публичные слушания по проекту Генерального плана и принят итоговый документ.
Из представленных документов следует, что проект Генерального плана прошел процедуру согласования, предусмотренную ч.8 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прокурором <адрес> дано заключение относительно проекта Генерального плана.
ДД.ММ.ГГ состоялось заседание Барнаульской городской Думы, на котором присутствовало 33 депутата из 35 депутатов, избранных в состав городской Думы, по результатам рассмотрения вопроса об утверждении Генерального плана <адрес> большинством голосов депутатами принято решение об его утверждении.
Решение об утверждении Генерального плана <адрес> опубликовано ДД.ММ.ГГ в газете «Вечерний Барнаул» и размещено на официальном Интернет – сайте <адрес>, а также внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Порядок принятия, вступления в законную силу Генерального плана <адрес> проверен вступившим в законную силу после апелляционного обжалования решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ по делу по административному иску <данные изъяты> (л.д.164-176 т.2).
По вопросу соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части Генеральный план городского округа – <адрес> Алтайского края соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п.1 ст.1 ГрК РФ).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п.2 ст.1 ГрК РФ).
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п.5 ст.1 ГрК РФ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ).
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с ч.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч.1 ст.9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.ч.3-5 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно Генеральному плану <адрес> территориальное планирование городского округа осуществляется в соответствии с основными целями развития городского округа - <адрес> Алтайского края: стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения; формирование Барнаула как многофункционального города, интегрированного в российскую и мировую экономику, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства (п.2.1).
Территориальное планирование городского округа направлено на определение функционального назначения территорий городского округа, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, для обеспечения: устойчивого развития городского округа; повышения качества городской среды; сохранения и регенерации исторического и культурного наследия; развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; учета интересов жителей городского округа (п.2.2).
Территориальное планирование городского округа - <адрес> направлено на определение функционального назначения территорий города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов (п.4).
Задачами Генерального плана <адрес> являются проведение мероприятий, направленных на улучшение экологического благополучия населения - озеленение городского округа как одного из главных методов «самоочищения» воздуха (п.8); развитие системы зеленых насаждений, в том числе, в целях сохранения и благоустройства в районах капитальной реконструкции существующих и организации новых объектов насаждений общего пользования (п.10).
Исходя из предусмотренных Генеральным планом <адрес> целей и задач, определены функциональные зоны, в том числе, зоны защитного озеленения, которые отображены на карте функциональных зон.
Согласно фрагменту Генерального плана <адрес> земельный участок по адресу: <адрес>, - находится в функциональной зоне защитного озеленения, прочих территорий, автомобильного транспорта, как в первоначальной редакции Генерального плана, так и в действующей редакции (л.д.106 т.1, л.д.161 т.2).
При этом, как следует из обстоятельств дела, земельный участок в установленном законодательством порядке под строительство индивидуального жилого дома не предоставлялся, жилой дом является самовольной постройкой, земельный участок, жилой дом на кадастровом учете не стоят, сведения о них в ЕГРН отсутствуют.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Исходя из положений ст.34 ГрК РФ при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье. При таких обстоятельствах у административного ответчика при принятии Генерального плана не было обязанности учитывать сложившуюся планировку территории и существующее землепользование.
В соответствии с ч.2 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В соответствии с ч.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
С учетом изложенного довод административного иска о противоречии Генерального плана <адрес> ч.1 ст.9, ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации основан на неверном толковании ном материального права.
Суд не усматривает противоречия Генерального плана в оспариваемой части ст.40 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку названные нормы не относятся к законодательству о градостроительной деятельности и не регулируют градостроительную деятельность, а регулируют иные правоотношения.
Таким образом, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
<данные изъяты>, в удовлетворении административного иска о признании недействующим Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***), в части установления для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - функциональной зоны защитного озеленения и прочих территорий отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.