ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/2021 от 24.11.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 ноября 2021 г. город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Рафф Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Региональному общественному Амурскому военному фонду о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к Региональному общественному Амурскому военному фонду, в обоснование указав, что Региональный общественный Амурский военный фонд зарегистрирован на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от 18 февраля 2020 г., внесен 30 декабря 2002 г. в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <номер>, ведомственный <номер>. В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на текущую дату лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является председатель Совета Орлов С.М., юридический адрес организации: <адрес>. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческой организации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-Ф «О некоммерческих организациях». Управлением при осуществлении административной процедуры – анализ отчетов некоммерческих организаций проведен анализ исполнения Региональным общественным Амурским военным фондом обязанности по представлению отчетности и выявлены нарушения обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности за период с 2017 года по настоящее время. По факту непредставления отчетности за 2017, 2018 годы Управлением было вынесено письменное предупреждение от 15 мая 2019 г. за исх. № 28/03-29/95, которое направлено на юридический адрес организации, согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России» организацией оно получено не было. По факту непредставления отчетности за период с 2017 года по 2019 год Управлением было вынесено письменное предупреждение от 19 августа 2020 г. за исх. № 28/03-29/205, которое также направлено на юридический адрес организации, согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России» организацией получено не было. Отчетность за 2020 год в Управление от организации также не поступала. Согласно учетному делу некоммерческой организации последние регистрационные действия были совершены Управлением в отношении организации в 2008 году, отчетность, имеющаяся в контрольном деле организации, представлена 19 мая 2017 г. за 2016 год. С данного момента организация на связь не выходит. В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-Ф «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией с установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. С учетом изложенного, длительного не устранения нарушений и отсутствия со стороны организации намерения устранять выявленные нарушения, полагает, что восстановление законности возможно только путем ликвидации юридического лица, примененной как мера реагирования на нарушения действующего законодательства и как способ защиты прав и законных интересов других лиц.

На основании изложенного, административный истец просил вынести решение о ликвидации Регионального общественного Амурского военного фонда ОГРН <номер> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Рафф Н.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Регионального общественного Амурского военного фонда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу юридического лица и месту нахождения его постоянно действующего руководящего органа – Совета: <адрес>. Кроме того, о времени и месте рассмотрения дела извещался руководитель некоммерческой организации – председатель Совета Орлов С.М., являющийся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22 октября 2021 г. Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Амурской области от 4 ноября 2021 г. руководитель некоммерческой организации Орлов С.М. 9 января 2018 г. снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства, указанному в ЕГРЮЛ, в связи со смертью. Согласно ответу отдела ЗАГС по г. Благовещенск и Благовещенскому району управления ЗАГС Амурской области от 23 ноября 2021 г. № 6319 в архиве отдела имеется запись акта о смерти <номер> от <дата> в отношении Орлова С.М., <дата> года рождения, умершего <дата> С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в п.п. 63, 67-68 постановленияпостановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что судом были предприняты необходимые меры к надлежащему извещению административного ответчика, суд расценивает судебное извещение административного ответчика как надлежащее, в связи с чем полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п.п. 1, 1.1 ст. 18 указанного Федерального закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу п. 2 ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456.

Согласно п. 26 Административного регламента исполнение государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации включает в себя такую административную процедуру как анализ отчетов некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 96 Административного регламента центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым отношениям) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 указанного Федерального закона).

Согласно пп. 1.1 Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. N 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Ранее аналогичные сроки предоставления указанных сведений были установлены п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

В силу п. 2 Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. N 122 документы, указанные в пп. 1.1 настоящего приказа, за 2019 год представляются не позднее 1 июля 2020 г.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, в сроки, установленные п. 1.1 Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. N 122 (ранее пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212), существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 30 декабря 2002 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 г., – Региональном общественном Амурском военном фонде, ОГРН <номер>, ИНН <номер>. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании принято 18 февраля 2000 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области. Запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестра зарегистрированных некоммерческих организаций 5 мая 2006 г. за учетным номером <номер>. 8 декабря 2008 г. в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации ввиду изменения ее наименования, запись о чем внесена в ЕГРЮЛ 2 декабря 2008 г., Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Региональный общественный Амурский военный фонд.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 22 октября 2021 г. место нахождения и адрес юридического лица: <адрес>. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является председатель Совета Орлов С.М.

Из материалов административного дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области при осуществлении административной процедуры – анализа отчетности некоммерческих организаций проведен анализ исполнения Региональным общественным Амурским военным фондом обязанности по предоставлению отчетности и выявлены нарушения обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности за период с 2017 года по настоящее время.

По факту непредставления ежегодной отчетности за 2018 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 15 мая 2019 г. за исх. № 28/03-29/95 в адрес некоммерческой организации было направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации и необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 24 июня 2019 г.

В последующем по факту непредставления отчетности за 2017, 2018, 2019 годы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 19 августа 2020 г. за исх. № 28/03-29/205 в адрес некоммерческой организации вновь было направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации и необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 23 сентября 2020 г.

Согласно представленным спискам внутренних почтовых отправлений и отчетам об отслеживании почтовых отправлений указанные предупреждения были направлены административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, однако получены последним не были и возвращены отправителю.

При этом сведений о том, что указанные предупреждения не были вручены адресату и он не ознакомился с ними по не зависящим от него обстоятельствам, в распоряжение суда не представлено, а, следовательно, по смыслу ст. 165.1 ГК РФ указанные предупреждения считаются доставленными некоммерческой организации.

Однако в установленные ими сроки выявленные нарушения устранены не были.

Указанные факты свидетельствуют о неоднократном игнорировании и, как следствие, нарушении организацией норм действующего законодательства Российской Федерации. При этом судом установлено, не опровергнуто административным ответчиком путем предоставления допустимых доказательств, что до настоящего времени Региональным общественным Амурским военным фондом меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства не предприняты, отчетность за 2017-2019 годы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области не представлена.

При этом из информации Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 26 марта 2020 г. в адрес административного истца следует, что Региональный общественный Амурский военный фонд находится на упрощенной системе налогообложения. Последняя представленная налоговая отчетность по УСН – за 2017 год. Налоговая декларация по УСН за 2018 год налогоплательщиком не представлена. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на предмет соответствия расходования денежных средств и использования иного имущества целям, предусмотренным учредительным документами, за 2017-2019 годы не представляется возможным, так как у организации отсутствуют открытые расчетные счета.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 10 ноября 2021 г. на запрос суда последняя налоговая отчетность организацией представлена 5 февраля 2018 г. В 2019-2021 годах налоговая отчетность в инспекцию не предоставлялась.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, при этом каких-либо мер по устранению указанных нарушений некоммерческой организацией в течение длительного времени до настоящего момента не предпринято. Данные обстоятельства в силу положений п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» являются основанием для ликвидации некоммерческой организации в судебном порядке.

При таких обстоятельствах административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

Ликвидировать Региональный общественный Амурский военный фонд, ОГРН <номер>, и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.О. Хробуст

Решение в окончательной форме принято 8 декабря 2021 г.

Председательствующий судья Н.О. Хробуст

1версия для печатиДело № 3а-112/2021 ~ М-120/2021 (Решение)