УИД 27OS0000-01-2022-000082-75
Дело № 3а-112/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 мая 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре П.С.Бритовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 08 декабря 2021 года № 10, о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
В административном исковом заявлении, предъявленном к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (далее по тексту – Департамент) оспаривает решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю (далее по тексту - Комиссия) от 08.12.2021 года № 10. Обосновывая свои требования, административный истец ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, право собственности на который не разграничено, передан по договору аренды в пользование Синь Х.Ф.. Размер арендной платы определяется с учетом кадастровой стоимости земельного участка, которая была утверждена по состоянию на 01.01.2016 года по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки в размере 15 641 930,31 рублей. Решением Комиссии кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости 3 847 763 рублей. Считает, что принимая решение, Комиссия не учла возражения Департамента относительно отчета об оценке, о его не соответствии требованиям пункта 20 ФСО № 7. Оценщик неверно определен вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и подобрал объекты-аналоги с не сопоставимым ВРИ, а корректировку по ВРИ не произвел. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка влечет снижение размера поступающих в местный бюджет арендных платежей. Административный истец просит: отменить решение Комиссии от 08.12.2021 года № 10; исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости 3 847 763 рублей; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 15 641 930,31 рублей.
Определением судьи от 05.04.2022 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Синь Х.Ф..
В судебное заседание лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте его проведения, не явились. Так как их явка не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению по существу административного дела, суд, руководствуясь положениями частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, признав причину неявки неуважительной, провел судебное заседание в их отсутствие.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель Комиссия просит оставить административный иск без удовлетворения. Обращаясь с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, Синь Х.Ф. представил в Комиссию документы, предусмотренные Законом об оценочной деятельности. Принимая решение по заявлению, Комиссия дала оценку доводам Департамента муниципальной собственности и пояснения оценщика, составившего отчет об оценке земельного участка. Отчет об оценке признан соответствующим требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, нарушений федеральных стандартов оценки не установлено, поэтому у Комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд установил, что между Департаментом муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (арендодатель) и Юшиной Н.А. (арендатор) 29.10.2013 года заключен договор аренды № 457. Предметом договора является земельный участок общей площадью 7357,1 кв.м., кадастровый №, категория - земли населённых пунктов, цель использования – для использования под нежилые здания гаража и электроцеха, расположенный: <адрес>. Договор заключен на период с 29.10.2013 года по 28.10.2023 года. Размер арендной платы рассчитывается с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка. На основании договора о переуступки права аренды, заключенного 27.04.2021 года между Юшиной Н.А. и Синь Х.Ф., последнему переданы права арендатора земельного участка.
Приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21.09.2018 года № 42 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2016 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 15 641 930,31 рублей. Кадастровая оценка проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Результаты государственной кадастровой оценки, завершенной до 01.01.2020 года и проведенной в соответствии с Законом об оценочной деятельности, оспариваются в соответствии установленным этим Федеральным законом порядке (части 5, 7 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
С заявлением об оспаривании утвержденной по состоянию на 01.01.2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № арендатор Синь Х.Ф. обратился в Комиссию 16.11.2021 года. Решением Комиссии от 08.12.2021 года № 10 заявление удовлетворено, кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере его рыночной стоимости 3 847 763 рублей.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд выясняет: -нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, и порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; - основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 5 статьи 245, часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.02.2007 года. В Едином государственном реестре сведения о регистрации права собственности отсутствуют.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты формируются, в том числе за счет неналоговых доходов, таких как: доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, - по нормативу 100 процентов.
Следовательно, муниципальное образование городской округ «Город Хабаровск», действуя через свой полномочный орган Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, вправе оспорить решение Комиссии от 08.12.2021 года № 10, которым кадастровая стоимость находящегося на территории города Хабаровска земельного участка с кадастровым номером № снижена на основании установления рыночной стоимости. Принятое Комиссией решение затрагивает права и законные интересы муниципального образования, связанные с поступлениями неналоговых доходов в местный бюджет.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263, и статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, установлено, что секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии. Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Голосование по всем вопросам проводится открыто. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывает председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр) от 25.10.2012 года № П/470 (с изменениями, внесенными приказами от 27.06.2013 года № П/245, от 13.09.2013 года № П/370, от 21.03.2014 года № П/121, от 06.06.2014 года № П/268, от 17.12.2014 года № П/598, от 20.07.2015 года № П/384, от 29.06.2016 года № П/0320, от 02.08.2016 года № П/0365, от 09.02.2017 года № П/0058, от 09.01.2018 года№ П/0003, от 21.06.2018 года № П/0261, от 23.01.2019 года № П/0017 и от 20.03.2019 года № П/0090) создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, которая с 21.03.2019 года действует в составе: председатель комиссии – Мирошниченко А.В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю; заместитель председателя комиссии – Кожан О.Л. – заместитель директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю»; члены комиссии по согласованию: Исаев Р.С. – начальник отдела учета и использования краевых земель управления учета и использования земель министерства имущественных отношений Хабаровского края, Щеткин Д.О. – представитель Национального совета по оценочной деятельности. Полномочия секретаря комиссии возложены на Никифорому М.М., а в случае её отсутствия – возлагаются на Лепешкину А.А..
В протоколе № 24 заседания Комиссии от 08.12.2021 года указано, что на заседании присутствовали председатель комиссии Мирошниченко А.В. и член комиссии Кожан О.Л., протокол заседания вела секретарь Лепешкина А.А.. Члены Комиссии ознакомились с доводами, представленными Департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска относительно отчета об оценке № 572, составленного 25.10.2021 года ООО «Бизнес аудит оценка», и дали им оценку. Решение по результатам рассмотрения заявления Синь Х.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости принято присутствующими членами комиссии единогласно.
О принятом решении орган муниципального образования уведомлен 14.12.2021 года. С заявлением об оспаривании решения Комиссии он обратился 05.03.2022 года.
Оценив представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу, что оспариваемое административным истцом решение Комиссии принято уполномоченным органом, порядок рассмотрения заявления, проведения заседания комиссии и процедура принятия решения не нарушены, содержание решения соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263. По этим основанием решение Комиссии административным истцом не оспаривается. Срок оспаривания решения Комиссии административным истцом соблюден.
Исходя из положений пункта 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263, (пункт 20) Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости на тридцать и более процентов. Таким образом, Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Обращаясь в Комиссию с заявлением об оспаривании утвержденной по состоянию на 01.01.2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на основании установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости, арендатор Синь Х.Ф. предоставил документы согласно перечню, приведенному в статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, в том числе отчет об оценке № 572/2021 года, составленный 25.10.2021 года ООО «Бизнес аудит оценка».
В протоколе № 24 заседания Комиссии от 08.12.2021 года указано, что проверила отчет об оценке от 25.10.2021 года № 572/2021 земельного участка, кадастровый №, и признала его соответствующим требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В отчете об оценке № 572/2021 от 25.10.2021 года указано, что рыночная стоимость земельного участка, кадастровый №, определена по состоянию на 01.01.2016 года, на ту же дату утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена в размере 15 641 930,31 рублям, а его рыночная стоимость определена оценщиком в размере 3 847 763 рублей. Их разница составляет более 30 процентов, поэтому Комиссия, в силу положений пункта 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, имела основания принять решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Изучив содержание отчета об оценке рыночной стоимости от 25.10.2021 года № 572/2021, составленного оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» Селивановым К.А., суд признает несостоятельными доводы административного истца о его несоответствии требованиям федеральных стандартов оценки.
Сопоставление содержания отчета об оценке № 572/2021 от 25.10.2021 года с положениями статьи 11 Закона об оценочной деятельности позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку. Содержание отчета изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297 – далее ФСО № 1).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» - далее ФСО № 3).
В отчете об оценке № 572/2021 от 25.10.2021 года указано, что оценщик для определения рыночной стоимости земельного участка выбрал сравнительный подход, в рамках которого применил метод сравнения продаж, так как имелась доступная, достоверная и достаточная информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Мотивы отказа от использования затратного и доходного подходов, и иных методов в рамках сравнительного подхода в отчете изложены (страницы 55, 56, 65 отчета).
В отчете об оценке № 572/2021 от 25.10.2021 года указано, что оценщик в качестве единицы сравнения выбрал стоимость 1 кв.м. общей площади, которая является наиболее точной, логичной и объективной единицей сравнения земельных участков.
На основании представленных заказчиком документов об основных характеристиках земельного участка (выписки из Единого государственного реестра) и визуального осмотра объекта, оценщик получил подробную и достоверную информацию о местоположении и о фактическом использовании объекта оценки (под склад и офис). Используя данные публичной кадастровой карты города Хабаровска, оценщик определил территориальную зону (П-2 – «Зона предприятий III-IV класса опасности», отнесена к производственным зонам города) и оценочную зоны, в которых находится объект оценки, какие основные виды разрешенного использования возможны в них (страницы 21-23 отчета)..
Для подбора объектов-аналогов оценщик рассматривал рынок земельных участков под промышленную (производственно-складскую) застройку. Подбирая аналоги, он анализировал сделки и предложения к продаже, представленные на открытом рынке, на предмет сопоставимости с объектом оценки по таким критериям, как: тип объекта - не застроенный земельный участок; категория земель - только земли населенных пунктов; дата продажи (предложения) - с 01.01.2015 года по 01.01.2016 года; условия продажи (торг) – на открытом рынке (фактические сделки, либо информация о стоимости земельных участков, проданных на открытых торгах); передаваемые имущественные права - право собственности (предложения о земельных участках на праве аренды (долгосрочной или краткосрочной) подлежат корректировки); местоположение – земельные участки, по которым возможно достоверно установить, в какой оценочной зоне они находятся (имеются сведения об адресе либо ориентире; если в объявлении указана только улица, находящаяся в пределах только одной оценочной зоны; если более точную информацию можно получить от продавца в телефонном разговоре; если установлен кадастровый номер земельного участка); расположение относительно красной линии – только те, у которых в объявлении указывается конкретный адрес либо ориентир, по которому можно установить этот факт; площадь участка - без ограничений; вид разрешенного использования – земельные участки, предназначенные под строительство нежилых объектов промышленного назначения (производственных комплексов, складов). Находящиеся в общественно-деловых и жилых зонах г. Хабаровска земельные участки в качестве объектов-аналогов не рассматривались.
По результатам мониторинга рынка недвижимости оценщик выбрал 6 объектов-аналогов. Различия в объектах-аналогах он скорректировал корректировками: «на дату оценки/продажи (предложения)»; «на условия продажи (торг)»; «на передаваемые имущественные права» (объекты-аналоги №№ 3-5); «на расположение относительно автомагистралей» (объект-аналог № 6); «на местоположение»; «на площадь». Надежность полученных результатов проверена распределением Стьюдента. По итогам проверки из дальнейшего расчета рыночной стоимости объекта оценки были исключены аналоги №№ 3, 4, у которых стоимость 1 кв.м. не вошла в доверительный интервал диапазона цен (от 361 рублей/кв.м. до 679 рублей/кв.м.). После проверки и согласования результатов рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2016 года определена оценщиком в размере 3 847 763 рублей.
Описание совершенных оценщиком действий (порядок подбора объектов-аналогов, определение их характеристик, влияющих на образование цены), обоснование и описание примененных корректировок, обоснование отказа от применения иных корректировок, последовательность определения стоимости объекта оценки и произведенные оценщиком расчеты приведены в отчете (страницы 49-51, 57-64 таблицы 3.2, 5.1 – 5.6).
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности отчета административным истцом не представлено (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Административный истец считает, что отчет об оценке № 572/2021 от 25.10.2021 года не соответствует требованиям пункта 20 ФСО № 7, так как вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № определен оценщиком неверно. Объект оценки имеет ВРИ-7, а оценщик его определил как ВРИ-9. Объекты-аналоги подобраны с ВРИ-9, а корректировка на разницу вида разрешённого использования не произведена. Суд не соглашается с этой позицией, так как она не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования (пункт 20 ФСО № 7).
При применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта (пункт 22 ФСО № 7).
В выписки из Единого государственного реестра недвижимости указано, что земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования – под нежилые здания, используемые под склад и офис.
Из имеющейся на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ФГИС ЕГРН) информации, и по результатам визуального осмотра объекта, оценщик установил, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов), который представлял собой единую территорию Завода железобетонных изделий № 2. На оцениваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, являющиеся единой производственной базой: цех ремонтно-механический (кадастровый №), компрессорная (кадастровый №), гараж (кадастровый №), бомбоубежище (кадастровый №), мазутонасосная (кадастровый №), административный корпус № 1 (кадастровый №), цех железобетонных конструкций (кадастровый №).
Кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2016 года утверждена приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21.09.2018 года № 42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», в котором определены и группы видов разрешенного использования. К группе ВРИ-7 отнесены «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», к группе ВРИ-9 – «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Так как на территории оцениваемого земельного участка находятся только производственные здания, сооружения промышленности, то оценщик обосновано определил, что земельный участок относится к группе ВРИ-9. Оснований отнести его к группе ВРИ-7 не имеется, так как он не используется для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Выбранные оценщиком объекты-аналоги относятся к группе ВРИ-9: аналог № 1 - под объект складского назначения, территориальная зона К-1; аналог № 2 - под производственную базу, территориальная зона К-2; аналог № 3 - для размещения производственной базы, территориальная зона К-1; аналог № 4 - для размещения склада, территориальная зона П-2; аналог № 5 - для размещения объекта складского назначения, территориальная зона К-1; аналог № 6 - под здания и сооружения завода, территориальная зона П-1А. Поскольку ВРИ объекта оценки и объектов-аналогов совпадает, то корректировка по этому критерию сравнения не требуется.
Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе: -утверждение результатов определения кадастровой стоимости; -внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. После утверждения результатов определения кадастровой стоимости, сведения об этом направляются в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, который в свою очередь, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. Получив сведения о кадастровой стоимости, орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статьи 24.11, 24.12, 24.17, 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В части 2 статьи 227, части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что оспариваемое решение органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, признается судом незаконным, если будет установлено, что оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Так как в ходе судебного разбирательства не установлено нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, суд считает, что Комиссия обоснованно приняла отчет об оценки в качестве доказательства и удовлетворила заявление арендатора Синь Х.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Оснований для признания незаконным оспариваемого решения Комиссии и возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости, не имеется. Поэтому требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в удовлетворении административных исковых требований к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 08 декабря 2021 года № 10, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости 3 847 763 рублей и о восстановлении сведений о кадастровой стоимости в размере 15 641 930,31 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда