ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-113/17 от 02.08.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-113/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2017 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Низаметовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области о ликвидации Новосибирской региональной общественной организации «КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

установил:

Новосибирская региональная общественная организация «КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (НРОО «КСОБ») (далее Организация) создана на учредительном собрании 14 мая 2012 года (Протокол №1, л.д. 17-19).

Решение о государственной регистрации Организации принято Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области 14 июня 2012 года, учетный номер 5412011139 (л.д. 20).

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21 июня 2012 года под основным государственным регистрационным номером 1125400002530 (л.д. 22).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации указанной Организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», административный ответчик не предоставил информацию о своей деятельности за 2015, 2016 годы.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Новосибирской региональной общественной организации «КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил. Был извещен надлежащим образом о дате, времени, месте судебного разбирательства путем направления судебной корреспонденции по адресу (месту нахождения) общественного объединения, а также по месту жительства Председателя Правления Организации. Явка представителя административного ответчика в судебное заседание обязательной не является и не признана судом обязательной.

В целях надлежащего извещения Новосибирской региональной общественной организации «КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», на официальном сайтеГлавного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области была размещена информация о дате, времени и месте проведения беседы, а также судебного заседания по данному административному делу, что подтверждается представленными снимками экрана (скриншотами) с изображением страниц, на которых размещены указанные сведения (л.д. 41-42).

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца.

Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

За непредставление информации о деятельности за 2015 год административным истцом 27 мая 2016 года (исходящий номер 54/05-7612) вынесено предупреждение об устранении имеющихся нарушений в срок до 12 июля 2016 года (л.д. 27-28).

К данному сроку нарушения не были устранены, истребованная информация административным ответчиком не была представлена.

За 2016 год информация о деятельности Организации в Главное управление Минюста России по Новосибирской области также не была представлена (л.д. 26).

Письменное предупреждение направлялось по адресу (месту нахождения) Организации (Красный проспект, 82, г. Новосибирск, 630091), но было возвращено в адрес отправителя – Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области организацией связи по истечении срока хранения (л.д. 29-30).

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, предупреждение считается доставленным общественному объединению.

Вынесенное предупреждение Организацией обжаловано не было.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты, изложенные в административном исковом заявлении, подтверждаются вышеуказанными материалами дела.

Более того административным ответчиком не принято мер к устранению нарушений не только в срок, установленный Главным управлением Минюста России по Новосибирской области, но и до настоящего времени.

В соответствии с абзацем 3 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием ликвидации общественного объединения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что допущенные Организацией нарушения закона являются неоднократными и служат основанием для ее ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Руководствуясь статьями 175-180, 264, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области удовлетворить.

Ликвидировать Новосибирскую региональную общественную организацию «КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1125400002530).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии со статьей 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий по делу И.Н. Петрунина