ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-113/2023 от 19.01.2024 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-2/2024

УИД: 39ОS0000-01-2023-000036-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2024 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.,

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативных актов Генерального плана МО «Зеленоградский городской округ», Правил землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ» в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что 04 июля 2014 года между Администрацией МО «Зеленоградский район» и ООО «Империя» заключен договор аренды земельного участка №301-КЗО/2014 , общей площадью 53780 квадратных метров, под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата). Соглашением № 99-КЗО/2015 от 27 февраля 2015 года «О внесении изменений в договор аренды земельного участка № 301-КЗО/2014 от 04 июля 2014 года из земельного участка с кадастровым номером были выделены земельные участки, в том числе и земельный участок , под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельный участок дома отдыха и пансионата). На основании соглашений о передаче прав и обязанностей по договору аренды №301-КЗО/2014 от 3 апреля 2015 года он является арендатором указанных земельных участков. На период образования исходного земельного участка с кадастровым номером , а также образованного из него земельного участка , действовал Закон Калининградской области от 18 февраля 2005 года №501 «О наделении муниципального образования «Зеленоградский район» статусом муниципального района и об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его территории», в соответствии с которым в составе Зеленоградского муниципального района, помимо иных поселений, было образовано муниципальное образование «Зеленоградское городское поселение», в пределах которого были расположены перечисленные выше земельные участки. Генеральным планом МО «Зеленоградское городское поселение», утвержденным решением городского совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года №157, рассматриваемая территория была включена в границы населенных пунктов и отнесена к функциональной зоне «Гостиницы и гостиничные комплексы». Решением окружного совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 года №320 был утвержден генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ». Согласно карте функциональных зон в составе этого генерального плана МО «Зеленоградский городской округ» земельный участок , оставаясь в составе земель населенных пунктов, были отнесены к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, где допускалось размещение объектов капитального строительства различного назначения. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории земельные участки расположены во второй зоне горно-санитарной охраны федерального курорта Зеленоградск. Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года №166 утвержден генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в новой редакции, при этом территория названных земельных участков не исключена из границ населенных пунктов, однако, отнесена к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), которая не предназначена для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Согласно п. 42 Положения о территориальном планировании в составе генерального плана городского округа функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений. На основании вышеуказанного постановления правительства Калининградской области решением окружного совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области от 31 августа 2021 года №99 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ», согласно которым земельный участок отнесен к территориальной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)», предназначенной для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений. Вследствие принятия вышеуказанных нормативных актов использование принадлежащих административному истцу на праве аренды земельного участка по назначению невозможно, чем нарушены его права и законные интересы. Кроме того, согласно Карте зон с особыми условиями использования территорий в составе Правил землепользования и застройки земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий — санитарно-защитной зоне железных дорог, что незаконно. Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Решением Калининградского областного суда от 26.03.2021 по делу № За-83/2021 по административному иску ФИО2 установлено, что железнодорожная линия Калининград-Зеленоградск-Светлогорск является железнодорожной линией довоенной постройки, регионального значения, до настоящего времени не реконструирована. Из информации, предоставленной ОАО «РЖД» и Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области, следует, что по вопросу установления санитарного разрыва либо санитарно-защитной зоны в отношении участка железнодорожного пути, рядом с которым располагается земельный участок, ОАО «РЖД» в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области не обращалось, и такой разрыв или санитарно-защитная зона не устанавливалась. При таких обстоятельствах санитарно-защитная зона объекта железнодорожного транспорта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не установлена, следовательно, не подлежит отражению в Правилах землепользования и застройки. Просит признать недействующим Генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 №166 в части отнесения земельного участка к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)»; признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденные решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 31.08.2021 №99, в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Р-1 «Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования»; в части отображения на Карте зон с особыми условиями использования территорий санитарно-защитной зоны железных дорог в границах этих земельных участков.

Административный истец ФИО1, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил, своего представителя в суд не направил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие стороны административного истца.

Представитель административного ответчика Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО3 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно данным ей пояснениям и письменным возражениям, при согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план Зеленоградского ГО Рослесхозом были представлены замечания в части выявленного пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 358,2 га. Минприроды России высказалось о поддержке позиции Рослесхоза в части земель лесного фонда, а также с замечаниями о необходимости отображения на картах Проекта границ особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк «Куршская коса» и береговых полос водных объектов общего пользования. В целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации сводного заключения от 18.12.2020 № 43310-ОТ/Д27и о несогласии с Проектом, приказом Агентства от 30.12.2020 №560 «О создании согласительной комиссии» создана согласительная комиссия. 25 февраля 2021 года состоялось заседание согласительной комиссии, по результатам которого было решено считать урегулированными разногласия частично, рекомендовано представить Проект на утверждение в Правительство Калининградской области, в отношении замечаний Рослесхоза составить материалы по несогласованным вопросам и план согласования указанных замечаний после утверждения Проекта. Протокол согласительной комиссии размещен в ФГИС ТП. По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний. 31 марта 2021 года Правительством Калининградской области было принято постановление № 166 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ». Указанное постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 02.04.2021 под номером 3900202104020002. ФИО1 ссылается на то, что он как сторона договоров аренды земельного участка является субъектом отношений, регулируемых генеральным планом муниципального образования «Зеленоградский городской округ», ее права по использованию указанного земельного участка для целей строительства объекта рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения нарушены вследствие изменения генеральным планом городского округа (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 №166) функционального зонирования территории, вследствие чего строительство на указанном земельном участке становится невозможным. В соответствии с генеральным планом МО «Зеленоградский городской округ», утвержденным решением городского Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 24.06.2019 №320 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 №166) земельный участок отнесен к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)». Указанная функциональная зона при разработке проекта Генерального плана была установлена в связи с тем, что рассматриваемая территория по материалам лесоустройства относится к землям лесного фонда. В соответствии с письмом Рослесхоза от 16.11.2020 № АВ-ОЗ-31/22725, направленного в рамках процедуры согласования проекта Генерального плана, проектом предусмотрено исключение земель лесного фонда из границ населенных пунктов. ФГБУ «Рослесинфорг» было проведено графическое совмещение границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, с границами лесничеств Калининградской области и выявлено, что земли лесного фонда пересекаются с землями иных категорий, в том числе с землями населенных пунктов площадью 358,2 га, согласно перечню участков земель лесного фонда, имеющих пересечение с землями населенных пунктов, а также карт-схем пересечений, приложенных к указанному письму. Администрации МО «Зеленоградский городской округ» рекомендовано передать информацию в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области в целях изменения документированной информации государственного лесного реестра и внесения соответствующих изменений в Лесной план Калининградской области; направить информацию в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области для содействия в урегулировании несогласованных вопросов, а именно, по результатам принятых комиссией решений в соответствии с частью 20 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», внести соответствующие изменения в Лесной план Калининградской области и направить информацию в Рослесхоз в целях внесения изменений в государственный лесной реестр. Далее, по результатам полученной от Рослесхоза информации, рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ». Поскольку несогласование одним из отраслевых федеральных органов проекта генерального плана городского округа не является безусловным основанием для направления соответствующего проекта на доработку, на основании пункта 3.9 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года №460, 31.03.2021 Правительством Калининградской области было принято постановление №166 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ». При этом, учитывая, что земельный участок по сведениям Рослесхоза относится к землям лесного фонда, указанные земельные участки до внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр правомерно были отнесены Генеральным планом к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)». Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденным решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 31.08.2021 №99, земельный участок отнесен к зоне Р — 1 «Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования». В отношении рассматриваемого земельного участка установлена территориальная зона, соответствующая функциональному зонированию, установленному генеральным планом, градостроительным регламентом которой предусмотрены виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, соответствующие назначению территориальной зоны. Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих уполномоченные органы определять функциональные зоны в генеральном плане поселения или городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем. Подготовка генерального плана поселения или городского округа направлена не только на отражение существующей территории, но и на планируемое развитие этой территории. Таким образом, озелененная территория, имеющая рекреационное назначение, является объективным критерием для правомерного определения зон. Учитывая наличие противоречивой позиции органов, уполномоченных в области лесных отношений по отнесению рассматриваемой территории к землям лесного фонда, в настоящее время невозможно сделать вывод о сбалансированности публичных интересов и интересов правообладателя земельного участка .

Административный ответчик окружной Совет депутатов МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области», будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил.

Заинтересованные лица администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области», Правительство Калининградской области о рассмотрении дела извещены надлежаще, их представители в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили. Согласно письменному отзыву Рослесхоза, данный орган власти оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статье 23 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо иных сведений и документов, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5), карту функциональных зон поселения или городского округа, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4).

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы существующих населенных пунктов (пункт 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ); особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения (пункт 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).

В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

С учетом приведенных норм закона в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, высказана правовая позиция о том, что установление территориальных зон в правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования (генерального плана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года №166 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» утвержден генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в актуальной редакции.

Постановление подписано Губернатором Калининградской области, текст постановления в полном объеме размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 2 апреля 2021 года.

Постановление вступило в силу 12 апреля 2021 года.

Правила землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ» утверждены решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области от 31 августа 2021 года №99.

Порядок принятия и опубликования Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года №166 являлись предметом проверки по административному делу №3а-174/2021. Также порядок принятия и опубликования Правил землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области от 31 августа 2021 года №99, проверены в рамках административного дела №3а-117/2022.

Установлено, что ФИО1 является арендатором земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., с видом разрешенного использования – под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионатов), на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды №301-КЗО/2014 от 3 апреля 2015 года.

Согласно информации, предоставленной ФГБУ «Рослесинфорг» от 27 апреля 2023 года №78-01/1115 (материалы лесоустройства 2017 года), земельный участок не имеет пересечений с землями лесного фонда.

Указанный земельный участок образован из земельного участка площадью 53 780 кв.м., категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата), местоположение: <адрес>, отнесенный ко второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск.

Этот участок был предоставлен 4 июля 2014 года ООО «Империя» на основании договора аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет, который зарегистрирован в ЕГРН 28 июля 2014 года.

27 февраля 2015 г. между администрацией муниципального образования «Зеленоградский район» и ООО «Империя» заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка, которым изменен предмет договора с указанием о предоставлении в аренду ООО «Империя» земельных участков с кадастровыми номерами - .

В марте 2015 г. зарегистрировано право собственности муниципального образования «Зеленоградский район» на образованные земельные участки.

В последующем ООО «Империя» передало по соглашениям от 25 августа 2020 г. права и обязанности арендатора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами - , категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под строительство объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата)».

Генеральным планом муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденным решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 г. №157, рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне «Гостиницы и гостиничные комплексы».

Генеральным планом, утвержденным решением окружного совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 г. №320, земельные участки с кадастровыми номерами - отнесены к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в которой допускалось размещение объектов капитального строительства различного назначения.

Постановлением Правительства Калининградской области №166 в генеральный план внесены изменения. Согласно данным изменениям, территория отнесена к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), а также отображена на карте зон с особыми условиями использования территории: территории, подверженной опасным геологическим и гидрологическим процессам и в зоне особо охраняемой территории федерального значения «лечебно-оздоровительная местность, курорт».

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 9 ГрК РФ).

В рамках процедуры территориального планирования устанавливаются функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункты 2, 5 статьи 1, часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом территориального долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон.

Установление границ и назначения функциональной зоны составляет в силу положений части 3 статьи 9 ГрК РФ основу для формирования правового режима земель, но при этом правовым режимом земель не является.

Согласно части 12 названной статьи, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, который устанавливается в правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны (статьи 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 36 ГрК РФ).

Генеральный план, являясь документом территориального планирования, определяет планы развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Статья 23 ГрК РФ не содержит норм, предусматривающих при формировании функциональных зон требование отражать фактическое землепользование в границах указанных зон. При этом обеспечивается совокупность всех факторов (социальных, экономических, экологических) в целях устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учет всех интересов граждан, а также публичных интересов.

В силу части 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Согласно пункту 42 оспариваемого генерального плана, функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений.

Озелененные территории - это территории общего пользования, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, сформированные участками естественных и искусственно созданных ландшафтов (парк, сад, сквер, парковая аллея, бульвар и другие участки озеленения, в т.ч. с водопроницаемыми покрытиями), обеспечивающие рекреационную связь жилых, общественно-деловых и других функциональных зон, и не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом (пункт 3.23, СП 42.13330.2016, Свод правил по планировке и застройке городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.0701.89, утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034 (в редакции от 31 мая 2022 г.).

Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (статья 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

По смыслу приведенных норм создание и охрана зелёных зон, лесопарковых зон и других озелененных городских территорий осуществляется в соответствии с генеральным планом городского округа и правилами землепользования и застройки.

Материалами по обоснованию действующего генерального плана в текстовой форме содержат возможные направления развития территорий муниципального округа и прогнозируемые ограничения их использования, определяемые, в том числе, на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных, информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Земельный участок со дня его образования был включен в границы населенных пунктов.

Нахождение земельных участков в частной собственности либо использование их на основании договора аренды не являлось препятствием для изменения функциональной зоны, поскольку согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).

Положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятием решений и совершением действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ» утверждены решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области от 31 августа 2021 года №99, порядок их принятия и опубликования являлись предметом рассмотрения по административному делу 3а-38/2022.

В соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ» земельные участки отнесены к территориальной зоне Р-1 – зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования. Градостроительный регламент этой зоны предусматривает размещение парков культуры и отдыха, площадок для занятий спортом, природно-познавательный туризм, улично-дорожной сети, благоустройство территории, то есть действующим градостроительным регламентом возведение капитальных строений на земельном участке не предусмотрено.

Градостроительное зонирование земельного участка , таким образом, соответствует его функциональному зонированию, что отвечает принципу первичности генерального плана, закрепленного частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ.

Из изложенного выше видно, что установление функционального и градостроительного зонирования земельного участка , с учетом его местоположения, рекреационной ценности, безусловно отвечает принципу баланса частных и публичных интересов и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об признании недействующими Генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 №166 в части отнесения земельного участка к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)», Правил землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 31.08.2021 №99 в части отнесения этих земельных участков к территориальной зоне Р-1 «Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования» следует отказать.

В соответствии с Картой зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройкимуниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 31.08.2021 №99 земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны железных дорог.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

На основании п. 4.10.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станции защитной зоной шириной не менее 200 м, для железнодорожных линий I и II категорий - не менее 150 м; для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке или устройства вдоль линии шумозащитных экранов минимальные значения ширины защитной зоны могут быть уменьшены на основании акустического расчета, но не более чем 50 м.

Согласно п. 3.2 м "СП 119.13330.2017. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 12.12.2017 N 1648/пр) категория железнодорожной линии - это показатель функционирования железнодорожной линии, определяемый ее техническими и эксплуатационными параметрами и предназначенный для установления требований к ее устройству при строительстве и содержанию при эксплуатации.

Железнодорожный путь на участке Зеленоградск - Пионерский курорт относится к 3 категории. В рассматриваемом случае участок непосредственно примыкает к полосе отвода железнодорожной дороги на участке Зеленоградск - Пионерский курорт.

Следовательно, на данном участке жилые строения должны быть отделены от железной дороги санитарным разрывом не менее 100 метров, а при условии устройства вдоль линии шумозащитных экранов минимальные значения ширины защитной зоны могут быть уменьшены на основании акустического расчета, но не более чем 50 м.

Таким образом, защитная зона железной дороги установлена указанным выше нормативным правовым актом, является действующей и могла быть отражена в правилах землепользования и застройки.

Ввиду изложенного в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2024 года.

Судья Д.В. Шубин