Дело № 3а-81/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С., представителя административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Урдомское» ФИО1, представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО2,
в отсутствие административного ответчика главы муниципального образования «Урдомское», заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Урдомское», Федерального агентства лесного хозяйства,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области А.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское»,
установил:
советом депутатов муниципального образования «Урдомское» ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское».
Данным решением изменены границы входящего в состав муниципального образования «Урдомское» населенного пункта железнодорожная станция Шиес путем увеличения его территории за счет территорий кварталов 79, 80, 81 и частей кварталов 64, 65, 66 Яренского лесничества Урдомского участкового лесничества (участок Шиесское); утверждены карта новых границ населенного пункта железнодорожная станция Шиес и сведения о границах данного населенного пункта.
Текст решения совета депутатов муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№ официально опубликован в печатном издании «<данные изъяты>» № за ДД.ММ.ГГГГ.
Заместитель прокурора Архангельской области А.С., ссылаясь на нарушение процедуры принятия данного нормативного правового акта, предусмотренной градостроительным и лесным законодательством, обратился в суд с административным иском о признании решения совета депутатов муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его вступления в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Подчередниченко О.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Урдомское» ФИО1, возражая против удовлетворения административного иска, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных представительному органу местного самоуправления полномочий с соблюдением установленной процедуры, соответствует действующему федеральному законодательству, чьих-либо прав и законных интересов не нарушает.
Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО2 полагала административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик глава муниципального образования «Урдомское», заинтересованные лица администрация муниципального образования «Урдомское», Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Г.А., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статья 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских поселений отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского поселения утверждается представительным органом местного самоуправления городского поселения.
Порядок принятия генерального плана поселения установлен статьями 24, 25 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает ряд последовательных процедур, к которым относятся: принятие главой местной администрации поселения решения о подготовке проекта генерального плана; обязательное согласование проекта в соответствии со статей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 упомянутого кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления муниципального района с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе муниципального образования на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в аналогичном порядке (часть 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимается главой местной администрации поселения, который организует работу по подготовке соответствующего проекта, его размещению на информационных ресурсах и согласованию, рассмотрению поступающих обращений, открытому обсуждению проекта на публичных слушаниях, а также направляет проект решения о внесении изменений в генеральный план на рассмотрение представительного органа местного самоуправления поселения.
Из представленных суду материалов следует, что муниципальное образование «Урдомское» Ленского муниципального района Архангельской области имеет статус городского поселения, в состав которого входит двадцать один населенный пункт, в том числе, железнодорожная станция Шиес. Этот населенный пункт расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесенном к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта и связи, поставленном на кадастровый учет в 1996 году, находящемся в собственности Российской Федерации и переданном в аренду ОАО «<данные изъяты> на основании договора от 1 июня 2007 года № сроком на <данные изъяты> лет.
Решением совета депутатов муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план муниципального образования «Урдомское», которым определены границы населенных пунктов, в том числе, железнодорожной станции Шиес.
Постановлением главы муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ, сформирована комиссия по подготовке проекта изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское» и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Урдомское» Ленского муниципального района Архангельской области, которой поручена разработка указанного документа.
Вместе с тем, подготовленный по заказу частного лица ООО «<данные изъяты>» проект решения о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское», рекомендованный к принятию указанной комиссией на заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, вынесен на рассмотрение совета депутатов муниципального образования «Урдомское» не главой названного муниципального образования, а депутатом совета Я.И.
Глава муниципального образования «Урдомское» принятое ДД.ММ.ГГГГ решение совета депутатов муниципального образования «Урдомское» № «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское», аналогичное по содержанию оспариваемому, отклонил постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (восьмой абзац пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускает перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Смежные с населенным пунктом железнодорожная станция Шиес земли – кварталы 79, 80, 81 и части кварталов 64, 65, 66 Яренского лесничества Урдомского участкового лесничества (участок Шиесское), решение о включении которых в границы указанного населенного пункта оспаривается, являются землями лесного фонда, входят в состав земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с условным номером <данные изъяты>, отнесены к категории защитных лесов.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частями 7 и 8 статьи 9, пунктом 2 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения, а также в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уведомить органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту – Порядок).
Пункт 1.3. названного Порядка предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роскосмос» осуществляют согласование проектов документов территориального планирования посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее по тексту – ФГИС ТП) с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования - fgis.economy.gov.ru.
Пункт 1.4 Порядка предусматривает, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
Согласно подпункту «в» пункта 2.7 Порядка отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, таким отраслевым органом является названное агентство.
Процедура подготовки заключений на проект документа территориального планирования, а также порядок работы согласительной комиссии урегулированы разделами II-III указанного выше Порядка.
Из представленных суду документов и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Г.А. следует, что проект решения совета депутатов муниципального образования «Урдомское» «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское», предполагающий включение в границы населенного пункта железнодорожная станция Шиес земель лесного фонда, был размещен в системе ФГИС ТП только 22 января 2019 года, то есть уже после принятия оспариваемого нормативного правового акта, и с уполномоченными федеральными органами государственной власти в соответствии с названным выше Порядком не согласовывался.
Суд отклоняет доводы представителя административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Урдомское» ФИО1 о том, что возможность пройти требуемую процедуру согласования оспариваемого решения на дату рассмотрения дела не утрачена, поскольку в соответствии с прямым указанием частей 8 и 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты генерального плана, решения о внесении изменений в генеральный план подлежат обязательному согласованию в названном выше Порядке до их утверждения.
Суд соглашается с доводами административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Урдомское» об отсутствии необходимости соблюдения процедуры публичных слушаний, поскольку в соответствии с частью 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Как следует из материалов по обоснованию внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское» такое решение принято в целях развития индивидуального жилищного строительства и формирования экологически чистых зон отдыха. Вместе с тем, положения части 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не освобождают уполномоченный орган местного самоуправления от соблюдений требований части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что при рассмотрении данного административного дела нашел свое подтверждение тот факт, что проект оспариваемого нормативного правового акта в информационной системе ФГИС ТП на срок не менее трех месяцев не размещался, с уполномоченным отраслевым органом государственной власти (Рослесхозом) не согласовывался, был внесен на рассмотрение представительного органа местного самоуправления неуполномоченным лицом, суд приходит к выводу о том, что решение совета депутатов муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское» принято с нарушением процедуры, предусмотренной частями 7 и 8 статьи 9, частями 8, 12, 17 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что без соблюдения приведенных выше требований градостроительного законодательства решение о внесении изменений в генеральный план поселения не может быть принято, суд считает необходимым признать данный нормативный правовой акт недействующим с даты его принятия.
В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «<данные изъяты>».
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области А.С. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты его принятия решение совета депутатов муниципального образования «Урдомское» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Урдомское».
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «<данные изъяты>».
На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 февраля 2019 г.
Судья Н.В. Лобанова