ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1143/2021 от 06.12.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1143/2021

32ОS0000-01-2021-000782-65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 06 декабря 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Понкрашовой Т.Н.,

с участием прокурора Николаевой С.Н.,

административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – Брянского городского Совета народных депутатов ФИО4, представителя заинтересованного лица – управления по строительству и развитию территории города Брянска ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании в части Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465, опубликованным в муниципальной газете «Брянск» 29 июля 2016 года N 31п, утвержден Генеральный план города Брянска.

ФИО2 обратился в Брянский областной суд с административным иском об оспаривании в части Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465, уточнив заявленные требования, просит «признать зону затопления паводковыми водами 1% обеспеченности с ее границей, отмеченную на Карте зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана города Брянска, в части Карты зон в пределах территории земельного участка административного истца, зону открытых природных ландшафтов и функциональную зону сезонного проживания на территории земельного участка с кадастровым , утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 года № 465, не действительными и обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения в названном Генеральном плане города Брянска прав и законных интересов административного истца путем принятия нового решения по восстановлению зоны ИЖС».

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником земельного участка, с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>. Данный земельный участок расположен в 2 км от реки Десна и согласно выписке из ЕГРН имеет вид разрешенного использования: «для ведения садоводства». Нахождение принадлежащего ему земельного участка в пределах оспариваемых зон, утвержденных Генеральным планом города Брянска, нарушает его права как собственника земельного участка, т.к. препятствует изменению разрешенного вида использования земельного участка на зону индивидуальной жилой застройки. Считает, установление оспариваемых им зон, утвержденных Генеральным планом города Брянска, не соответствующим федеральному и региональному законодательству, статьям 3, 9, 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, и постановлению Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 года № 1171.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и представитель административного истца ФИО3, допущенная к участию в деле по устному заявлению ФИО2, административный иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом представленных в ходе рассмотрения административного дела письменных уточнений от 17 мая 2021 года и от 14 октября 2021 года.

Представитель административного ответчика – Брянского городского Совета народных депутатов ФИО4 административный иск не признал, пояснив, что решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 «Об утверждении Генерального плана города Брянска» принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции. Оспариваемое административным истцом зонирование в Генеральном плане города Брянка соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий и обеспечения интересов граждан. В соответствии с Генеральным планом города Брянска принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне открытых природных ландшафтов и согласно карте зон с особыми условиями использования территорий находится в зоне затопления паводковыми водами 1 % обеспеченности, где в соответствии с нормами действующего законодательства запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Указанная зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности была запроектирована специалистами института ОАО «Гипрогор» на основании официальных данных по паводку 1% обеспеченности Брянского «ЦГСМ» по гидрологическому посту гор.Брянск и уклону водной поверхности. Решений об установлении зоны сезонного проживания для земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>, не принималось. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ссылаясь на то, что в соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. Считает, что права административного истца не нарушены, т.к. принадлежащий ФИО2 земельный участок не предоставлялся ему под индивидуальное жилищное строительство и имеет вид разрешенного использования: «для ведения садоводства».

Представитель заинтересованного лица – управления по строительству и развитию территории города Брянска ФИО5 полагает, что оснований для удовлетворения административного иска ФИО2 не имеется, пояснив, что между управлением по строительству и развитию территории города Брянска и ОАО «Российской институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» были заключены муниципальные контракты от 19 августа 2011 года № 1 на оказание услуги по корректировке Генерального плана города Брянска (разработка 1-этапа) в соответствии с ведомственной целевой программой «Разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории муниципального образования город Брянск на 2011-2013 годы» и от 07 мая 2013 года на выполнение работ по внесению изменений в Генеральный план города Брянска (разработка 2-го этапа), внесение изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (для части территории муниципального образования). Согласно ответу ОАО «Гипрогор» на момент работы над муниципальными контрактами зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности была определена специалистами института на основании данных «Брянского ЦГСМ» по гидрологическому посту гор.Брянск и уклону водной поверхности, что являлось исходными данными, полученными проектной организацией ОАО «Гипрогор» в ходе комплексной работы по реализации полномочий в рамках заключенных муниципальных контрактов. Зоны подтопления были рассчитаны на основании Свода правил по проектированию и строительству «Определение основных расчетных гидрологических характеристик» СП 33-101-2003. В соответствии с Генеральным планом города Брянска принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне открытых природных ландшафтов, решений об установлении зоны сезонного проживания для земельного участка по ул.Раздельная, уч.61, не принималось. Зона открытых природных ландшафтов, отнесенная к зонам иного назначения, установлена в соответствии с требованиями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Иная зона «открытых природных ландшафтов» в оспариваемом Генеральном плане города Брянска определена по территориям, которые не могут быть использованы для градостроительного освоения и развития, в зону отсутствия градостроительного потенциала отнесены территории, затапливаемые паводками 1% обеспеченности со слоем затопления, превышающим 2 м, территории крутых эрозионных склонов, в зону с пониженным градостроительным потенциалом отнесены: территории, подтапливаемые грунтовыми водами, распространения слабых грунтов, развития слабых эрозионных процессов. Считает, что права административного истца в данном случае не нарушены, т.к. принадлежащий ему земельный участок всегда был расположен в зоне садово-огородных участков, до настоящего времени имеет вид разрешенного использования: «для ведения садоводства» и может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом.

Начальник управления по строительству и развитию территории города Брянска ФИО1 в качестве специалиста пояснил, что затопление паводками 1% обеспеченности, подтопление грунтовыми водами, развитие эрозионных процессов, в том числе оврагообразование, наличие крутых склонов, распространение оползневых территорий включены в зоны с особыми условиями использования территории, обусловленных природными факторами. Перечень зон с особыми условиями использования территории, по которым оценивается территория, принят в соответствии с техническим заданием на разработку 1-го этапа корректировки генерального плана. Комплексная оценка проведена на основе анализа природных факторов, экологического состояния природной среды, планировочных условий, градостроительной освоенности территории, степени хозяйственной освоенности территории. Зона затопления паводками 1% обеспеченности представляет, как правило, пойменные территории рек, подверженные затоплению паводками с повторяемостью один раз в 100 лет. Это нормативный расчетный уровень воды, который необходимо учитывать при освоении новых территорий или предусматривать инженерную защиту уже застроенных пойменных территорий. Гидрографическая сеть гор.Брянска представлена реками Десна, Болва, Снежеть и более мелкими водотоками. Гидрологическая характеристика составлена по материалам гидрологического поста, расположенного в центре города, на правом берегу реки в 0,97 км выше впадения реки Снежеть. Отметка «О» графика поста составляет 143,1 м.Б.С. При нанесении границы затопления паводком 1% обеспеченности уклон водной поверхности принят 0,0001. Уровень паводка 1% обеспеченности в устье реки Болвы составляет 150,5 м.ФИО6 водной поверхности 0,0001. На основании материалов по обоснованию проекта Генерального плана города Брянска территории, затапливаемые паводками 1% обеспеченности, отнесены к неблагоприятным территориям для строительства. Слой затопления паводками 1% обеспеченности для различных рек и различных участков рассматриваемой территории изменяется в широких пределах. В среднем слой затопления составляет от 0,5 м до 4,0 м. Таким образом, при внесении зон затопления паводком 1% обеспеченности в Генеральный план города Брянска была проведена комплексная оценка территории и составлена гидрологическая характеристика, которые позволили проектной организации ОАО «Гипрогор» установить данную зону с особыми условиями использования.

Заинтересованные лица - Брянская городская администрация, департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, отдел водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о времени и мете рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных заинтересованных лиц не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В ходатайстве от 23 ноября 2021 года представитель заинтересованного лица – Брянской городской администрации ФИО7 просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации.

Представитель заинтересованного лица – департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО8 в отзыве на административный иск ФИО2 от 23 ноября 2021 года просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента, указав, что на основании материалов о проведенных мероприятиях по определению границ зон затопления и подтопления на территории Брянской области земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , находится на территории умеренного и слабого подтопления. Учитывая отсутствие соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости, указанная зона умеренного и слабого подтопления на данный момент считается не установленной.

Выслушав объяснения административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – Брянского городского Совета народных депутатов ФИО4, представителя заинтересованного лица – управления по строительству и развитию территории города Брянска ФИО5, специалиста ФИО1, заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Законом Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» муниципальное образование город Брянск наделено статусом городского округа.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 9 Устава городского округа город Брянск (принят Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 года) к вопросам местного значения города Брянска относится утверждение генеральных планов города Брянска.

Утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки, использования земель в городе Брянске в соответствии с федеральным законодательством относятся к компетенции Брянского городского Совета народных депутатов, который является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска ( часть 1 статьи 29, пункт 25 части 2 статьи 30 Устава города Брянска).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана, особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа урегулированы положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2), заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10), при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11), представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13).

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 утвержден Генеральный план города Брянска.

Указанное решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 «Об утверждении Генерального плана города Брянска» опубликовано в муниципальной газете «Брянск» № 31п 29 июля 2016 года, которая решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 определена официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Брянска.

Таким образом, оспариваемое решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 «Об утверждении Генерального плана города Брянска» является нормативным правовым актом, принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке и вступило в силу.

На момент рассмотрения настоящего административного иска указанное решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 действует в редакции с изменениями, внесенными решением Брянского городского Совета народных депутатов от 24 апреля 2019 года № 1190, вступившим в силу 26 апреля 2019 года.

Процедуры подготовки и утверждения Генерального плана города Брянска в рамках рассмотрения настоящего административного дела административным истцом не оспариваются, при этом соблюдение предусмотренной действующим законодательством процедуры принятия генерального плана, в том числе процедуры проведения публичных слушаний, установлено вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу по оспариванию решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 «Об утверждении Генерального плана города Брянска» (административное дело № 3а-130/16) и в соответствии с требованиями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказывается вновь.

Проверив доводы административного истца о несоответствии Генерального плана города Брянска в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что одним из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства является обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.

Согласно разделу I «Положение о территориальном планировании» Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года N 465, генеральный план является документом территориального планирования, который является пространственным отображением программы (стратегии) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программных документов развития городского округа и определяет стратегию градостроительного развития городского округа. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территории городского округа, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Целью территориального планирования развития городского округа является обеспечение градостроительными средствами роста качества жизни населения, учета интересов юридических и физических лиц при определении назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также другие требования к развитию территории на расчетный срок утверждения генерального плана - не менее 20 лет.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года N 465 срок действия Генерального плана города Брянска установлен на период до 2053 года.

Как следует из материалов административного дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости административный истец ФИО2 является собственником земельного участка, площадью 1135+/-11,79 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>.

Согласно выписке из протокола № 113 от 01 марта 2017 года заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска, комиссией было рассмотрено обращение ФИО2 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым , площадью 1135 кв.м, расположенного по адресу:<адрес> находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5), и принято решение «Не рекомендовать Главе Брянской городской администрации принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» ( пункт 1.10 протокола).

Из протокола № 1 заседания комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Брянска от 26 октября 2017 года следует, что по предложению ФИО2 установить зону индивидуальной и блокированной жилой застройки на указанном выше земельном участке принято решение: предложение отложить, т.к. земельный участок находится в зоне подтопления, заявителю подготовить документацию о мероприятиях по предотвращению подтопления.

При рассмотрении того же вопроса на заседании комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Брянска от 07 декабря 2017 года (протокол № 3) принято решение: предложение отложить, рассмотреть возможность перевода территории под зону сезонного проживания.

Согласно протоколу заседания комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Брянска от 17 мая 2018 года № 6 по предложению ФИО2 об установлении зоны индивидуальной и блокированной жилой застройки на земельном участке с кадастровым площадью 1135 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> принято решение: снять предложение с рассмотрения и не учитывать при внесении изменений в Генеральный план города Брянска.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика – Брянского городского Совета народных депутатов ФИО4 в настоящее время решение о принятии новых предложений ФИО2 по внесению изменений в Генеральный план города Брянска не принималось.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что принадлежащий административному истцу ФИО2 указанный выше земельный участок расположен в пределах зоны открытых природных ландшафтов, отраженной на карте (схеме) функциональных зон Генерального плана города Брянска (раздел 4) и согласно карте зон с особыми условиями использования территорий, формируемыми санитарно-гигиеническими и экологическими факторами особо охраняемые природные территории, находится в зоне затопления паводковыми водами 1 % обеспеченности.

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты; в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидацию его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр ( часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 названного кодекса).

Согласно части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 «О зонах затопления, подтопления» (далее - Положение о зонах затопления, подтопления (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений)) предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 указанного Положения). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 названного Положения).

Как следует из материалов административного дела, согласно информации, предоставленной на запросы суда Федеральным агентством водных ресурсов от 18 ноября 2021 года, Московско-Окским бассейновым водным управлением от 12 ноября 2021 года и отделом водных ресурсов Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 30 сентября 2021 года в соответствии с графиком установления зон затопления, подтопления на территории Брянской области предложения субъекта Российской Федерации (Брянской области) согласованы с МЧС России, с Росприроднадзором, с Гидрометом, с Роснедрми. Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области (ответственным исполнителем подготовки предложений) осуществляется согласование подготовленных предложений с управлением Росреестра. На 30 сентября 2021 года сведения о зонах затопления, подтопления на территории города Брянска в государственном водном реестре и Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. К указанной информации отделом водных ресурсов Брянской области приложены указанные согласования – с МЧС России от 18 февраля 2021 года, с Росприроднадзором – от 26 октября 2020 года, с Гидрометом – от 25 января 2021 года, с Роснедрами – от 10 ноября 2020 года.

Кроме того, согласно ответу Федерального агентства водных ресурсов от 06 октября 2021 года на обращение ФИО2, по состоянию на 05 октября 2021 года зоны затопления, подтопления реки Болвы на территории города Брянска не установлены. По информации департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в настоящее время предложения об установлении зон затопления, подтопления в соответствии с пунктом 6 Положения о зонах затопления проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в рамках установленных полномочий.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области от 30 сентября 2021 года на запрос суда, сведения о границах зон затопления паводком 1% обеспеченности, расположенных в границах земельного участка с кадастровым (адрес:<адрес>), в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности в пределах принадлежащего ему земельного участка отражена на карте зон с особыми условиями использования территории Генерального плана города Брянска в нарушение действующего порядка.

Доводы представителей административного ответчика – Брянского городского Совета народных депутатов и заинтересованного лица – управления по строительству и территории города Брянска о том, что данная зона запроектирована специалистами института ОАО «Гипрогор» на основании данных «Брянского ЦГСМ» по гидрологическому посту гор.Брянск и уклону водной поверхности, и с учетом требований части 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» считается установленной также в случае отсутствия сведений об этой зоне в Едином государственном реестре недвижимости, т.к. установлена до 1 января 2022 года, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Частью 9 данной нормы закона предусмотрено, что в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Таким образом, указанные доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица не могут быть приняты во внимание, поскольку отражению в оспариваемом нормативном акте подлежат только те зоны, которые утверждены в установленном порядке, однако, как установлено судом, на момент утверждения Генерального плана города Брянска зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности в границах земельного участка, принадлежащего административному истцу, установлена без учета указанного выше Положения о зонах затопления, подтопления, до настоящего времени в ЕГРН сведения об указанной зоне отсутствуют, процедура согласования по установлению данной зоны с заинтересованными органами осуществляется в 2020-2021 годах.

Проверив доводы административного истца ФИО2 о неправомерном установлении в границах его земельного участка зоны открытых природных ландшафтов, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

В нарушение указанных требований в Генеральном плане <адрес> отсутствуют сведения о зоне открытых природных ландшафтов, ее параметрах и характеристиках, что, по мнению суда, свидетельствует о нарушении требований о формальной определенности Генерального плана города Брянска в оспариваемой части, поскольку данный нормативный акт не позволяет однозначно установить правовой режим земельного участка с кадастровым , расположенного, как следует из объяснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица, в пределах данной зоны.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

При таких обстоятельствах положения Генерального плана города Брянска в части установления на карте функциональных зон городского округа зоны открытых природных ландшафтов в границах земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Брянская область, городской округ <адрес>, не могут считаться определенными в той мере, в которой ими не урегулирован вопрос описания в текстовой части Генерального плана города Брянска зоны с открытым природным ландшафтом, параметров и характеристик данной зоны, в том числе каких-либо ограничений, связанных с ее использованием.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465, в части установления на карте функциональных зон городского округа зоны открытых природных ландшафтов и на карте зон с особыми условиями использования территорий, формируемыми санитарно-гигиеническими и экологическими факторами особо охраняемые природные территории, зоны затопления паводковыми водами 1% обеспеченности в границах земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу. Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов административного истца, как правообладателя указанного земельного участка, по существующему и планируемому использованию указанного земельного участка.

Доводы административного истца в части оспаривания установления в границах принадлежащего ему земельного участка зоны сезонного проживания суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что зона сезонного проживания в пределах земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, не устанавливалась. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства административным истцом не представлено, а судом не добыто.

Оснований для удовлетворения требований административного истца об устранении допущенных нарушений путем принятия решения об установлении на принадлежащем ему земельном участке зоны «индивидуального жилищного строительства» в рамках рассмотрения настоящего административного дела об оспаривании нормативного правового акта не имеется, т.к. исходя из принципа разделения власти, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в данном случае обязать законодательный орган принять иной нормативный правой акт. Согласно требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. При этом административный истец не лишен права на обращение по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании в части Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465, удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Брянска, утвержденный решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465, в части установления на карте функциональных зон городского округа зоны открытых природных ландшафтов и на карте зон с особыми условиями использования территорий, формируемыми санитарно-гигиеническими и экологическими факторами особо охраняемые природные территории, зоны затопления паводковыми водами 1% обеспеченности в границах земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

В остальной части в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в муниципальной газете «Брянск» или в ином официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Брянского городского Совета народных депутатов.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 20 декабря 2021 года