ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1150/2022 от 13.09.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ Дело №3а-147/2023

УИД 52OS0000-01-2022-000789-45

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 13 сентября 2023 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Дуцева Н.Е., при секретаре судебного заседания Скородумовой Ю.П., с участием представителя административного истца Финогеевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «<данные изъяты> о признании незаконным в части акта №[номер] от [дата] об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер],

УСТАНОВИЛ:

ООО «<данные изъяты>» обратилось в ФИО1 областной суд с административным исковым заявлением о признании строки Акта №[номер] от [дата] (строка п/п [номер] ) относительно здания с кадастровым номером 52:18:0020033:68, недействительной и установлении на период с [дата] по [дата] в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68, кадастровой стоимости утвержденной Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, иных недвижимых комплексом, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории ФИО1[адрес] по состоянию на [дата] (с изменениями на [дата]) в размере 1942583,11 рублей.

В ходе судебного разбирательства представителем административного истца ФИО4 в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменены административные исковые требования Окончательно административный истец просит суд: признать незаконным период применения с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. кадастровой стоимости в размере 47 753 028,7 рублей на основании строки Акта №[номер] от [дата] (строка п/п [номер]) относительно здания с кадастровым номером 52:18:0020033:68, и установить на период с [дата] по [дата] в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] кадастровой стоимости утвержденной Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, иных недвижимых комплексом, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории ФИО1[адрес] по состоянию на [дата] (с изменениями на [дата]) в размере 1942583,11 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Приказом министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер] утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории ФИО1[адрес] по состоянию на [дата].

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории ФИО1[адрес], определенные по состоянию на [дата] и внесенные в ЕГРН, применяются с [дата].

Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер], кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляла 1 942 583,11 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости).

Актом ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» об определении кадастровой стоимости №[номер] от [дата], кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] установлена в размере 47 753 028,7 рублей.

По мнению административного истца, оснований для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] не имелось, поскольку в сведения Единого государственного реестра недвижимости не вносилось изменения в отношении указанного объекта недвижимости, которые повлекли бы за собой изменение его кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Книга» - ФИО4, действующая на основании доверенности, просила удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнила, что в отношении административного истца неправомерно установлен период применения установленной Актом кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере 47 753 028,7 рублей, а именно с [дата]. Указанная стоимость должна была применяться с [дата] в соответствии с требованиями Закона.

Министерство имущественных и земельных отношений по ФИО1[адрес] и ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» представили отзыв на административное исковое заявление ООО «Книга», в котором указали, что акт об определении кадастровой стоимости №АОКС-52/2021/000111 от 25.03.2021г. принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.

Подробно описывая причины, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, также указали, что с заявленными требованиями не согласны, просили в иске отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от [дата] №237-ФЗ) установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом №269-ФЗ от [дата] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу [дата].

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от [дата] №269-ФЗ и постановлением Правительства ФИО1[адрес] от [дата][номер] установлена дата перехода к применению на территории ФИО1[адрес] положений статьи 22.1 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - [дата].

Статьей 13 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ установлено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ).

Согласно материалам административного дела, ООО «Книга» является собственником объекта недвижимости: нежилого здания, общая площадь 1651 кв.м., кадастровый [номер], адрес объекта: ФИО1[адрес].

В соответствии с Федеральным законом от [дата] №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер] «О проведении в 2020 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории ФИО1[адрес]» в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов), расположенных на территории ФИО1[адрес] по состоянию на [дата].

Объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории ФИО1[адрес], сформированный по состоянию на [дата], с характеристиками: площадь - 1651 кв.м., наименование: нежилое строение, назначение: нежилое.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории ФИО1[адрес] по состоянию на [дата]» и внесена в сведения Единого государственного реестра недвижимости в размере 1 942 583,11 рублей.

Судом установлено, что определение кадастровой стоимости осуществлялось в соответствии со статьей 14 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от [дата][номер] «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».

При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.

Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке (пункт 1.3 Методических указаний).

При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходило из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением может быть продолжено без нарушения требований законодательства.

Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости (пункт 1.8 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 1.19 Методических указаний, определение кадастровой стоимости включает в себя следующие мероприятия: определение ценообразующих факторов объектов недвижимости (далее - ценообразующие факторы); первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями; сбор сведений о значениях ценообразующих факторов; сбор рыночной информации; группировка объектов недвижимости; построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости; анализ качества модели оценки кадастровой стоимости; расчет кадастровой стоимости, включая индивидуальные расчеты для объектов недвижимости, по которым невозможно выполнить определение кадастровой стоимости методами массовой оценки, а также в случаях, указанных в пункте 8.1 Указаний; анализ результатов определения кадастровой стоимости; составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.

В соответствии с разделами 5, 6, 7 Методических указаний бюджетным учреждением осуществляется сбор сведений о значимых ценообразующих факторах, осуществляется оценочное зонирование, проводится объединение объектов недвижимости в группы и подгруппы, в рамках которых подлежит определению кадастровая стоимость, определяются подходы и методы массовой оценки.

Согласно пункту 7.1 Методических указаний при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Методическими указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). В рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата.

Судом установлено, что при выборе функциональной группы для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] были приняты во внимание сведения о том, что данный объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020033:5, который имел вид разрешенного использования «Под книжно-канцелярскую базу». С учетом полученной информацией (в рамках вышеуказанного перечня) объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 был отнесен в группу 4 коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, многофункционального назначения», подгруппу 0403 «Прочие многофункциональные сервисные комплексы, торгово - административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно - концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово - складские объекты, торговые базы». Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 определена в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке, и составила 47753028,7 руб., о чем составлен акт об определении кадастровой стоимости [номер] от [дата], который размещен на официальном сайте бюджетного учреждения (https://gbunoko.ru/).

Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата][номер], кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляла 1 942 583,11 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от [дата] №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от [дата][номер], федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

Согласно части 4 статьи 3 Закона №218-ФЗ предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

В силу пунктов 2-4 части 3 статьи 3 Закона №218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от [дата] №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон №237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

Статей 7 Закона №237-ФЗ предусмотрено, что полномочия бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 14 Закона №237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (далее - ГКО) (часть 1); итоговым документом по результатам определения кадастровой стоимости является отчет (часть 2), составлению которого предшествует подготовка бюджетным учреждением промежуточных отчетных документов (проект отчета), их публикация, проверка органом регистрации прав, представление заинтересованными лицами замечаний к промежуточным отчетным документам и рассмотрение таких замечаний бюджетным учреждением.

В силу статьи 15 Закона №237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта (часть 1); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении ГКО, в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии (часть 3); акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения ГКО, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (часть 4).

Наряду с проведением ГКО закон предусматривает возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетными учреждениями в упрощенном порядке в период между датами проведения последней и очередной ГКО.

В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона 237-ФЗ (в редакции действующей в юридически значимый период), подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:

1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;

2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

Согласно Порядку формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденному Приказом Росреестра от [дата] №П/0283 (далее - Порядок формирования перечней), среди перечней объектов для целей определения кадастровой стоимости указан такой перечень, как - перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 15 Закона о государственной кадастровой оценке (далее - Перечень).

Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки (пункт 6 Порядка).

В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от [дата] №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, [номер], ст.4344; 2016, [номер], ст.4294; 2019, [номер], ст.3170; далее - Закон о государственной регистрации), за исключением сведений, указанных в пунктах 2, 4 - 8, 20 - 22, 25 - 27 части 4 и в пунктах 1, 13 - 15, 19, 20, 22, 23 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации, внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на дату начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки (пункт 10 Порядка).

В соответствии с пунктом 16 Порядка формирования и предоставления перечней объектов, перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде в виде файлов в формате XML, созданных с использованием актуальных на дату формирования перечня XML-схем, размещаемых на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом установлено, что в рамках исполнения положений статьи 15 Закона №237-ФЗ, объект недвижимости с кадастровым номером [номер] в соответствии с Порядком формирования перечней вошел в Перечень объектов недвижимости, ранее учтенных в ЕГРН, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, и передан в ГБУ НО «Кадастровая оценка».

Статьей 16 Закона №237-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий) установлено, что определение кадастровой стоимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий, в том числе, систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Применительно к данному случаю определения кадастровой стоимости здания в связи с изменением его количественных и (или) качественных характеристик в пункте 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от [дата][номер] установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 12.2 Методических указаний результат расчета кадастровой стоимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.

Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с настоящими Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).

Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с настоящими Указаниями, является 1 января года определения кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством о государственной кадастровой оценке.

В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от [дата][номер] «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы», для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.

В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что в рамках проверки информации поступившей в федеральное государственное бюджетное учреждение в порядке статьи 16 Закона №237-ФЗ, объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 был отнесен к подгруппе 0403 «Прочие многофункциональные сервисные комплексы, торгово - административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно - концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово - складские объекты, торговые базы», исходя из фактического использования указанного объекта недвижимости, что не противоречит положениям Методических указаний от [дата][номер].

Актом ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» об определении кадастровой стоимости №[номер] от [дата], кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 по состоянию на [дата] установлена в размере 47 753 028,7 рублей.

Из приведенных положений Закона №237-ФЗ и Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от [дата][номер] следует, что ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» вправе осуществить перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] исходя из фактического использования объекта недвижимости, оформив данные изменения соответствующим Актом, который оспаривается административным истцом в части.

Судом установлено, что 28.01.2021г. объект недвижимости с кадастровым номером [номер] передан в бюджетное учреждение дополнительным Перечнем объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки - с 01.01.2020г. до [дата].

Объект недвижимости был передан в ГБУ НО «Кадастровая оценка» дополнительным перечнем со следующими характеристиками: привязка здания с кадастровым номером [номер] к земельному участку с кадастровым номером [номер] При выборе функциональной группы для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] принимались во внимание сведения о том, что данный объект расположен границах земельного участка с кадастровым номером [номер], который имел вид разрешенного использования «Под книжно-канцелярскую базу», а также информация о включении указанного здания в 2% перечень (ст.378.2 НК РФ), как объекта коммерческого назначения.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из указанного следует, что отнесение нежилого здания с кадастровым номером [номер] к объекту коммерческого назначения по критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и соответственно включения объекта в соответствующий Перечень, влияет на то, к какому сегменту рынка (подгруппе) будет отнесен данный объект недвижимости. Отсутствие исчерпывающих сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68 на момент утверждения кадастровой стоимость на дату массовой оценки, существенно повлияло на итоговую величину кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, Государственным бюджетным учреждением ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» было правомерно принято во внимание фактическое использование объекта недвижимости в соответствии с положениями Закона №237-ФЗ и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от [дата][номер], в связи с чем, был произведен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0020033:68, в соответствии с положениями статей 15, 16 Закона №237-ФЗ о государственной кадастровой оценке и составлен Акт об определении кадастровой стоимости №[номер] от [дата].

Проанализировав имеющейся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый Акт ГБУ НО «Кадастровая оценка» №[номер] от [дата] принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия.

Из административного искового заявления и позиции стороны административного истца, изложенной в ходе рассмотрения дела по существу следует, что Акт №[номер] от [дата] оспаривается в части указания периода его применения с [дата]. Заявитель полагает, что кадастровая стоимость в размере, установленном Актом, следует (по мнению административного истца) применять с [дата]. Однако указанная позиция основана на неверном толковании Закона. Кроме того, период применения вновь установленной кадастровой стоимости Актом №[номер] от [дата] не установлен.

В соответствии с ч.7 ст.18 Закона о государственной кадастровой оценке, кадастровая стоимость, определенная в порядке, предусмотренном ч.5 ст.16 Закона о государственной кадастровой оценке, вступает в силу с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки.

Соответственно, период применения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере, установленном Актом №[номер] от [дата], определен не самим Актом, а положениями Федерального Закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В данном случае с [дата].

Кроме того, в соответствии со ст.219 КАС РФ: «1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом».

Министерством имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] и ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением. В обоснование ходатайства административный истец ссылается на то, что о нарушении своего права ООО «Книга» стало известно лишь с [дата], с момента получения оспариваемого Акта.

Из материалов дела следует, что оспариваемый Акт об определении кадастровой стоимости №[номер] принят уполномоченным органом [дата]. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] внесены в Роскадастр недвижимости [дата].

Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1[адрес] от [дата], адресованному ООО «<данные изъяты>», административный истец был уведомлен об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] - [дата] (л.д.26-27).

С административным иском ООО «<данные изъяты>» обратилось в суд лишь [дата].

Разрешая заявленное административным истцом ходатайство, суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным иском, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока удовлетворению не подлежит. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ООО «Книга» о признании незаконным в части акта №[номер] от [дата] об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным в части акта №[номер] от [дата] об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Копия верна. Судья подпись Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято [дата].

Судья областного суда Н.Е.Дуцева