ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1157/2022 от 07.07.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-43/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Казакова Д.А.,

секретарь Хлебникова А.О.

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Данилова Александра Алексеевича, Даниловой Екатерины Алексеевны, Страт Станислава Эдуардовича, Бароян Анжелы Максимовны, Гладковой Олеси Анатольевны, Сусловой Светланы Николаевны, Демченко Оксаны Владимировны, Джейранова Виталия Кузьмича, Тихонова Игоря Юрьевича, Счетчиковой Светланы Анатольевны, Никитиной Галины Александровны, Кузьминской Натальи Сергеевны, Порываевой Резеды Камилевны, Пластковой Наталии Ивановны, Талыбова Афтандила Исрафил-оглы, Басыровой Фания Шамгуловны, Постаноговой Юлии Вячеславовны в интересах Огородниковой У.М., Ермониной Ирины Иосифовны, Салатун Юлии Александровны, Ефимовой Нины Семеновны, Догонадзе Виктории Владимировны, Минимулина Руслана Зиннуровича, Андреевой Надежды Валерьевны, Шутеевой Лидии Анатольевны, Сажиной Юлии Анатольевны, Пущаевой Анны Николаевны, Эрматовой Санобары Тургумбаевны, Еловской Елены Михайловны, Черепанова Константина Павловича, Бахова Руслана Шумафовича, Баброва Дмитрия Леонидовича, Березняковской Натальи Владимировны о признании недействующим решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459) в части отнесения принадлежащих административным истцам земельных участков к функциональной зоне «зона сельскохозяйственных угодий»,

установил:

Данилов А.А., Данилова Е.А., Страт С.Э., Бароян А.М., Гладкова О.А., Суслова С.Н., Джейранов В.К., Тихонов И.Ю., Никитина Г.А., Кузьминская Н.С., Порываева Р.К., Пласткова Н.И., Талыбов А.И.о., Басырова Ф.Ш., Постаногова Ю.В. в интересах Огородниковой У.М., Ермонина И.И., Салатун Ю.А., Ефимова Н.С., Догонадзе В.В., Андреева Н.В., Шутеева Л.А., Сажина Ю.А., Пущаева А.Н., Еловская Е.М., Черепанов К.П., Бахов Р.Ш., Бабров Д.Л., Минимулин Р.З., Эрматова С.Т., Березняковская Н.В., Демченко О.В., Счетчикова С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований, просили признать недействующим Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа, утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022г. №459 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенных в г. Геленджик, с. Виноградное и земельных участков с кадастровыми номерами: 23........, расположенных в г. Геленджик, с. Марьина Роща, к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственных угодий».

Административные истцы в обосновании требований указали, что генеральным планом городского округа город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 принадлежащие административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами: ........ картой функционального зонирования городского округа установлена функциональная зона «Зона сельскохозяйственных угодий». Картой планируемого размещения объектов местного значения городского округа город-курорт Геленджик включены в зону «Зона сельскохозяйственного использования». Земельные участки с кадастровыми номерами: ........ картой функционального зонирования населенных пунктов Кабардинского сельского округа: с. Марьина Роща установлена функциональная зона «Зона сельскохозяйственного использования», а также отнесены к территории «Резерв жилой застройки».

Земельные участки кадастровыми номерами ........ были образованы в результате произведенного раздела из земельных участков с кадастровыми номерами: ........ с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Указанные земельные участки изначально были образованы из указанных участков №2, секция 3, контур 11, площадью 13 700 кв.м., участка №2, секция 3, контур 12, площадью 13 700 кв.м, и были отнесены к виду разрешенного использования - для создания крестьянского фермерского хозяйства.

Межевание и установление границ земельного участка №2, секция 3, контур 11, площадью 13 700 кв.м., земельного участка №2, секция 3, контур 12, площадью 13 700 кв.м., производилось с целью выдела долей и отнесения их к виду разрешенного использования - для создания крестьянского фермерского хозяйства.

На основании утвержденных документов территориального планирования в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам, внесены сведения в ЕГРН, установлены виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; для ведения (или создания, организации) крестьянско-фермерского хозяйства.

Земельные участки с кадастровыми номерами: ........ образованы в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером ........ по адресу: ............, площадью 13 700 кв.м, с видом разрешенного использования – ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Видом разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: ........ является «для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно заключению о результатах публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в генеральный план г-к Геленджик, утв. 24.12.2021г., предложения административных истцов о включении в границы населенного пункта их земельных участков для возможности использования земли в соответствии с установленным видом разрешенного использования согласно сведений из ЕГРН, было отказано по причине того что Перечнем земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Геленджик, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, утвержденным распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2005г. №1047-р земельные участки отнесены к особо ценным и продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.

В соответствии с решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022г. №459 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)» земельные участки, принадлежащие истцам, отнесены к зоне сельхозугодий.

Истцы считают, что утвержденные решением Городской Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022г. №459 ««О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)» изменения, приняты в нарушение статей 9, 23 Градостроительного кодекса РФ, поскольку в отношении земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. При этом, ранее принятыми документами территориального планирования и территориального зонирования земельные участки административных истцов располагались в функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования» без отнесения к сельскохозяйственным угодьям. Отнесение земельных участков к зоне сельхозугодий необоснованно.

Представитель административных истцов по доверенности Адилханов Р.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель Думы муниципального образования город-курорт Геленджик и администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Благоразумов П.Л. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности Половченко С.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Прокурор Сидорова Л.Е. в своем заключении указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В отзыве на административный иск представитель Думы муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Благоразумов П.Л. просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В отзыве на административный иск представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Благоразумов П.Л. просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заместитель руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Кривошеев Е.А. в отзыве на административный иск просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, уточнений и дополнений к нему, возражений, отзывов, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь ч.7 ст.213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, суд исходит из следующего.

Процедура подготовки, принятия и опубликования решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик решение от 02 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» являлись предметом проверки судов и административным истцом не оспариваются.

Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом муниципальной власти, принятым в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой, опубликован надлежащим образом, что подтверждается судебной практикой, в том числе, вышестоящих судов (апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 года № 66а-1361/2020).

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 года № 2604-О и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 30-П признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно выпискам из ЕГРН административные истцы являются собственниками земельных участков.

Так, Данилов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 18.08.2020г.

Данилова Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 09.09.2020г.

Страт С.Э. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 12.03.2020г.

Бароян А.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенных по адресу: ............, дата регистрации права 24.05.2022г.

Гладкова О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 06.03.2020г.

Суслова С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 11.03.2020г.

Джейранов В.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 19.03.2020г.

Тихонов И.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 21.03.2020г.

Пласткова Н.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 03.04.2020г.

Кузьминская Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 21.03.2020г.

Порываева Р.К. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенных по адресу: ............, дата регистрации права 26.07.2017г., 27.07.2017г. соответственно.

Талыбов А.И.о. собственником земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенных по адресу: ............, дата регистрации права 08.10.2020г., 16.11.2020г. соответственно.

Басырова Ф.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 29.08.2018г.

Ермонина И.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 16.11.2020г.

Салатун Ю.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенных по адресу: ............, дата регистрации права 26.06.2020г., 10.12.2020г. соответственно.

Догонадзе В.В. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 12.01.2021г.

Андреева Н.В. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 13.11.2020г.

Шутеева Л.А., Сажина Ю.А. являются собственниками земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 16.04.2021г.

Пущаева А.Н. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 27.09.2021г.

Салатун Ю.А., Пущаева А.Н., Догонадзе В.В., Еловская Е.М., Андреева Н.В. являются собственниками земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 22.10.2021г. и 16.03.2021г.

Огородникова У.М. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 06.07.2021г.

Еловская Е.М. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 13.11.2020г.

Черепанов К.П. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 21.02.2022г.

Бахов Р.Ш. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 04.12.2020г.

Бабров Д.Д. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 18.10.2021г.

Ефимова Н.С. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............ Роща, дата регистрации права 02.02.2022г.

Никитина Г.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенных по адресу: ............, дата регистрации права 05.04.2022г.

Минимулин Р.З. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 15.11.2020г.

Эрматова С.Т. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 28.05.2021г.

Березняковская Н.В. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 01.10.2020г.

Демченко О.В. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 21.03.2022г.

Счетчикова С.А. является собственником земельного участка ........, расположенного по адресу: ............, дата регистрации права 17.12.2020г.

Таким образом, административные истцы вправе обратиться с указанным иском в суд.

В соответствии с ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).

Согласно положений ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Тем самым, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 года №43-АПГ17-15).

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Исходя из положений части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 22 августа 2019 года №2050 «О подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик поручено:

Согласно статье 4 решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа является постоянно действующим консультативным органом при администрации.

К полномочиям комиссии в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки относится, в том числе, проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.

Согласно статье 39 решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 июля 2017 года №614 «О принятии Устава муниципального образования город-курорт Геленджик» (далее - Устав) администрация в области градостроительной деятельности, транспорта и связи разрабатывает проект генерального план муниципального образования город-курорт Геленджик.

На основании статьи 18 Устава по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом Думы с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно статье 27 Устава в исключительной компетенции Думы находятся утверждение генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, правил землепользования и застройки; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 июля 2017 года №614 «О принятии Устава муниципального образования город-курорт Геленджик» установлено, что основной формой работы Думы является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к ее компетенции законодательством и настоящим Уставом.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 15 октября 2021 года №427 «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» назначено проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа (далее - проект). Указанное решение опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в печатном средстве массовой информации «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» 15 октября 2021 года.

Согласно проекта проведение публичных слушаний в с. Виноградное по адресу: г. Геленджик, с. Виноградное, ул. Центральная, д.1 назначалось на 26 октября 2021 года в 10 часов 00 минут.

Согласно проекта проведение публичных слушаний в с. Марьина Роща по адресу: г. Геленджик, с. Марьина Роща, ул. Ленина, д.42а назначалось на 26 октября 2021 года в 15 часов 00 минут.

Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки 26 октября 2022 года проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362).

В силу статьи 24 Градостроительного кодекса РФ заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Административные истцы в ходе публичных слушаний внесли предложения об изменении категории указанных земельных участков на «индивидуально-жилищное строительство», «садоводство».

Однако внесенные административными истцами предложения о корректировке вносимых изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик отклонены.

После проведения публичных слушаний подготовлен протокол проведения публичных слушаний от 03 декабря 2021 года.

По результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 24 декабря 2021 года, которое было опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в печатном средстве массовой информации «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» 30 декабря 2021 года.

Проект изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362) согласован, что подтверждается сводным заключением от 26 ноября 2021 года, протоколом заседания согласительной комиссии от 21 декабря 2021 года.

Решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)» официально опубликовано в печатном издании «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» от 17.01.2022г. № 2, а также на Интернет - портале администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и Думы муниципального образования город-курорт Геленджик (www://gelendzhik.org).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)» принято уполномоченным органом, в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и официально опубликовано, что административными истцами не оспаривается.

В соответствии с решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)», земельные участки с кадастровыми номерами ........, расположенные в г. Геленджик, с. Виноградное и земельные участки с кадастровыми номерами: ........, расположенные в г. Геленджик, с. Марьина Роща, отнесены к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственных угодий».

Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Геленджик следует, что согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года №498 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 ноября 2018 года №41), земельные участки с кадастровыми номерами ........ отнесены к зоне сельскохозяйственного использования.

В соответствии с правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденными решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 года №416), земельные участки с кадастровыми номерами ........ расположены в зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1).

На земельные участки с кадастровыми номерами ........ правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 сентября 2021 года №416), не распространяют свое действие.

Указанные земельные участки расположены в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 года №494 в 3-й зоне горно-санитарной охраны курорта.

В соответствии с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа, в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459 земельные участки с кадастровыми номерами ........ расположены за пределами населенного пункта и отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Ранее земельные участки с кадастровыми номерами ........ включены в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Геленджик, утвержденный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2005 года №1047-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Геленджик, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством».

Земельные участки с кадастровыми номерами ........ в указанный перечень, утвержденный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2005 года №1047-р не входят.

Указанное распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2005 года №1047-р явилось одним из оснований составления соответствующего проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа.

Решением Краснодарского краевого суда от 26 декабря 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Данилова Александра Алексеевича, Даниловой Екатерины Алексеевны, Страт Станислава Эдуардовича, Бароян Анжелы Максимовны, Гладковой Олеси Анатольевны, Сусловой Светланы Николаевны, Джейранова Виталия Кузьмича, Тихонова Игоря Юрьевича, Никитиной Галины Александровны, Кузьминской Натальи Сергеевны, Порываевой Резеды Камилевны, Пластковой Наталии Ивановны, Талыбова Афтандила Исрафил-оглы, Басыровой Фания Шамгуловны, Постаноговой Юлии Вячеславовны в интересах Огородниковой Ульяны Михайловны, Ермониной Ирины Иосифовны, Салатун Юлии Александровны, Ефимовой Нины Семеновны, Догонадзе Виктории Владимировны, Андреевой Надежды Валерьевны, Шутеевой Лидии Анатольевны, Сажиной Юлии Анатольевны, Пущаевой Анны Николаевны, Еловской Елены Михайловны, Черепанова Константина Павловича, Бахова Руслана Шумафовича, Баброва Дмитрия Леонидовича о признании недействующим распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2005г. №1047-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Геленджик, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» (с учетом изменений от 26.06.2008г. №475р) в части отнесения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории города-курорта Геленджика земельных участков.

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2023 года решение Краснодарского краевого суда от 26 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административных истцов – без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, является несостоятельным довод административных истцов о том, что принадлежащие им земельные участки необоснованно отнесены к землям сельхозугодий.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администраций городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Как было установлено выше, административные истцы в ходе публичных слушаний внесли предложения об изменении категории указанных земельных участков на «индивидуально-жилищное строительство», «садоводство». Однако внесенные административными истцами предложения о корректировке вносимых изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик отклонены.

В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу действующего законодательства, на землях сельхозугодий не допускается размещение капитальных объектов, а также некапитальных строений.

При этом следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 14 ноября 2019 года №35-П) законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, будучи по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, обусловлены, прежде всего, публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.

Кроме того, согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Тем самым, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории (Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13.12.2017 № 43-АПГ17-15).

Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ (Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13.12.2017 № 43-АПГ17-15).

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.

Учитывая изложенное, является несостоятельным довод административных истцов о том, что функциональное зонирование земельных участков нарушает их права и законные интересы.

Установление функционального зонирования генеральным планом направлено на устойчивое развитие территории, соблюдение интересов жителей муниципального образования город-курорт Геленджик.

Кроме того, установление функционального зонирование генеральным планом не препятствует административным истцам пользоваться принадлежащими им земельными участками.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)» в оспариваемой части, соответствует действующему градостроительному и земельному законодательству.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Данилова Александра Алексеевича, Даниловой Екатерины Алексеевны, Страт Станислава Эдуардовича, Бароян Анжелы Максимовны, Гладковой Олеси Анатольевны, Сусловой Светланы Николаевны, Демченко Оксаны Владимировны, Джейранова Виталия Кузьмича, Тихонова Игоря Юрьевича, Счетчиковой Светланы Анатольевны, Никитиной Галины Александровны, Кузьминской Натальи Сергеевны, Порываевой Резеды Камилевны, Пластковой Наталии Ивановны, Талыбова Афтандила Исрафил-оглы, Басыровой Фания Шамгуловны, Постаноговой Юлии Вячеславовны в интересах Огородниковой У.М., Ермониной Ирины Иосифовны, Салатун Юлии Александровны, Ефимовой Нины Семеновны, Догонадзе Виктории Владимировны, Минимулина Руслана Зиннуровича, Андреевой Надежды Валерьевны, Шутеевой Лидии Анатольевны, Сажиной Юлии Анатольевны, Пущаевой Анны Николаевны, Эрматовой Санобары Тургумбаевны, Еловской Елены Михайловны, Черепанова Константина Павловича, Бахова Руслана Шумафовича, Баброва Дмитрия Леонидовича, Березняковской Натальи Владимировны о признании недействующим решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016г. №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459) в части отнесения принадлежащих административным истцам земельных участков к функциональной зоне «зона сельскохозяйственных угодий» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 19.07.2023г.