Дело № 3а-116/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шумовой Н.А.
при секретаре Агафилушкиной Н.Н.
с участием прокурора Ильиной Е.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части нормативного правового акта,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Ирбизинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области от 29 марта 2013 года № 119 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ирбизинский сельсовет Карасукского района Новосибирской области» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в границы муниципального образования Ирбизинского сельсовета Карасукского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Новосибирская область, Карасукский район, Карасукское лесничество, Морозовский лесохозяйственный участок, а именно:
- <...> часть выделов 46-48,61, площадью 3,5051 га;
- <...> часть выделов 26-28, площадью 1,7509 га;
- <...> часть выдела 73, площадью 0,5630 га, квартал 194, часть выделов 26-28, площадью 5,7411 га, общей площадью 6,3041 га;
- <...> часть выделов 18-21, площадью 4,6964 га;
Итого общей площадью 16,2565 га.
В обоснование иска указано, что указанное решение Совета депутатов было опубликовано в Вестнике Ирбизинского сельсовета №5 от 01.04.2013 г.
В оспариваемой части решение не соответствует требованиям статей 7, 8, 83, 84, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку утвержденным Генеральным планом в границы указанных населенных пунктов, входящих в границы муниципального образования Ирбизинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: Новосибирская область Карасукский район, Карасукское лесничество, Морозовский лесохозяйственный участок, что подтверждается выполненным ФГУП «Рослесинфорг» картографическим наложением материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана.
При издании решения Советом депутатов не обеспечено согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Принятие решения представительным органом местного самоуправления, предусматривающего включение в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда и, соответственно, устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерации функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со ст.25 Лесного кодекса РФ, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса.
В судебное заседание представители сторон, не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
От ответчика – главы Ирбизинского сельсовета поступил отзыв на иск, в котором указывает, что Ирбизинский сельсовет был уведомлен о необходимости согласования проектов территориального планирования письмом Главы Карасукского района Новосибирской области от 23.12.2014 г., т.е. значительно позже даты утверждения оспариваемого решения Совета депутатов. Просил признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт не с момента его принятия, а с момента вступления в законную силу решения суда. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
От иных ответчиков возражений относительно заявленных требований не поступило.
Представители заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в суд поступил отзыв о согласии с исковыми требованиями. Представитель ФГБУ «Рослесинфорг» просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, приходит к следующему.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации принимаемые по вопросам градостроительной деятельности муниципальные правовые акты не должны противоречить данному кодексу.
Судом установлено, что решением двадцать второй сессии четвертого созыва Совета депутатов Ирбизинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области от 29.03.2013 г. №119 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Ирбизинский сельсовет Карасукского района Новосибирской области» утвержден генеральный план муниципального образования Ирбизинский сельсовет Карасукского района Новосибирской области (л.д.9).
Указанный нормативный акт опубликован в Вестнике Ирбизинского сельсовета №05 от 01.04.2013 г. (л.д.10).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое решение Совета депутатов принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. По этим основаниям решение не оспаривается.
Утвержденным Генеральным планом установлены границы населенных пунктов: п.Покровка, <...> с.Ирбизино.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенного основным чертежом генерального плана, выявлено включение в границы населенных пунктов, входящих в границы муниципального образования Ирбизинский сельсовет Карасукского района, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Новосибирская область, Карасукский район, Карасукское лесничество, Морозовский лесохозяйственный участок, а именно: <...> часть выделов 46-48,61, площадью 3,5051 га; <...> часть выделов 26-28, площадью 1,7509 га; <...> часть выдела 73, площадью 0,5630 га, квартал 194, часть выделов 26-28, площадью 5,7411 га, общей площадью 6,3041 га; <...> часть выделов 18-21, площадью 4,6964 га. Итого общей площадью 16,2565 га (л.д.48).
Данный лесной участок находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на участок лесного фонда, расположенный по адресу: Новосибирская область, Карасукский район, Карасукский лесхоз от 19.08.2004 г. (л.д.12).
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ч.8 ст.24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в указанных в статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаях.
Частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
В период подготовки оспариваемого решения действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69.
Пунктом 2.1 названного Порядка в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закреплена обязанность по направлению уведомления органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в зависимости от даты их размещения и периода действия названных приказов в информационной системе Министерства регионального развития Российской Федерации, которое, в свою очередь, обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов.
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», как в ранее действовавшей редакции в период подготовки оспариваемых актов, так и в редакции, действующей в настоящее время, является Рослесхоз.
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Судом установлено, что проект генерального плана Ирбизинского сельсовета на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступал, заключение на проект указанного генерального плана федеральным органом не давалось. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиками суду не представлено.
Суд приходит к выводу о нарушении предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта Генерального плана в части включения лесного участка в границы населенного пункта поселения, что повлекло нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта. На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что сельсовет был уведомлен письмом главы Карасукского района о необходимости согласования проектов территориального планирования значительно позже даты принятия оспариваемого решения, не имеет правового значения, поскольку порядок согласования проекта генерального плана с уполномоченным органом установлен приведенными положениями закона, опубликованными в установленном порядке, которыми и должны были руководствоваться ответчики при принятия решения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемые положения Генерального плана до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, то они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления Ирбизинского сельсовета и администрации Карасукского района Новосибирской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета депутатов Ирбизинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области от 29 марта 2013 года № 119 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ирбизинский сельсовет Карасукского района Новосибирской области» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в границы муниципального образования Ирбизинского сельсовета Карасукского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Новосибирская область, Карасукский район, Карасукское лесничество, Морозовский лесохозяйственный участок, а именно: <...> часть выделов 46-48,61, площадью 3,5051 га; <...> часть выделов 26-28, площадью 1,7509 га; <...> часть выдела 73, площадью 0,5630 га, квартал 194, часть выделов 26-28, площадью 5,7411 га, общей площадью 6,3041 га; <...> часть выделов 18-21, площадью 4,6964 га. Итого общей площадью 16,2565 га.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления Ирбизинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области и Администрации Карасукского района Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий Н.А.Шумова
Решение изготовлено в окончательной форме 13 сентября 2021 г.