Дело № 3а-118/2022
УИД 23OS0000-01-2021-001006-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2022 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Кириченко М.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Горбуновой В.С.,
с участием прокурора Клетного В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и других 36 лиц об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37 обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просили признать не действующим со дня принятия генеральный план МО г. Краснодар, утверждённый решением городской Думы города Краснодара № 100 п.1 от 2 сентября 2020 года «О генеральном плане МО г. Краснодар» в части отнесения к зоне ведения садоводства земельных участков в поселке Пригородном г. Краснодара с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, и в части расположения в нескольких функциональных зонах земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>.
В обоснование заявленных требований указывают на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденными решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п.6, указанные земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (старая застройка). Решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар в новой редакции. В соответствии с генеральным планом в новой редакции, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, принадлежащие административным истцам на праве собственности и находящиеся в пользовании земельные участки в границах кадастровых кварталов <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...> отнесены к функциональной зоне ведения садоводства.
Таким образом, генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара 02.09.2020 года № 100 п. 1, принадлежащим административным истцам земельным участкам были изменены функциональные зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.1.2.) на зону ведения садоводства.
В результате изменения функциональных зон земельных участков существенно уменьшается стоимость недвижимого имущества, принадлежащего административным истцам. Кроме того, это приводит к изменению правового режима земельных участков, влекущих ограничение как в использовании размеров земельных участков, так и строительства на них жилых и нежилых строений, чем нарушаются права, свободы и законные интересы административных истцов как собственников земельных участков.
Согласно заключению частнопрактикующего оценщика <ФИО>56 от 24.05.2021 года, стоимость земельных участков, расположенных в поселке Пригородном г. Краснодара в границах кадастровых кварталов <№...>, <№...>, <№...> в связи с внесением изменений в генеральный план г. Краснодара, утвержденный решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100, изменится на 59-64% в сторону понижения.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.10.2020 года № 4550 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» ООО «Научно исследовательский институт перспективного градостроительства» был разработан и представлен в администрацию муниципального образования г. Краснодар проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар от 30.01.2007 года № 19 п. 6.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.02.2021 года № 165 были назначены общественные обсуждения по проекту решения Городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» со дня опубликования данного постановления.
Административные истцы обратились к Председателю комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования г. Краснодар с возражениями на проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, в соответствии с которыми просили внести изменения в карту функциональных зон и во все приложения генерального плана муниципального образования г. Краснодар, а именно, перевести земельные участки из зоны ведения садоводства в жилую зону, оставить разрешенное использование земельных участков поселка Пригородный для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), размещения многоквартирного дома, магазины и т.д.
Однако в соответствии с Заключением о результатах общественных обсуждений по проекту решения Городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» от 18.05.2021 года, указанные замечания были отклонены на том основании, что согласно статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
Генеральный план муниципального образования город Краснодар, утвержденный решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п.1, противоречит требованиям статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, так как изменения функциональных зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.1.2.) на зону ведения садоводства сделаны без учета существующего землепользования, что ограничивает права административных истцов на использование земельных участков по назначениям, для которых они приобретались.
В соответствии с ответом Департамента архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар от 24.09.2021 года №15894/29 земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...> расположены в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральные улицы районного значения).
Из указанного следует, что данные земельные участки расположены в двух функциональных зонах, что создает неопределенность их правового режима. В связи с чем, административные истцы считают, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления двух функциональных зон в границах указанных земельных участках противоречит требованиям пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Административный истец ФИО1, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных административных исковых требований.
Административный истец ФИО2, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства уведомлена своевременно и надлежащим образом.
Представители административных истцов по доверенности ФИО38 и ФИО39 настаивали на удовлетворении уточненных административных исковых требований в полном объеме.
Представитель Городской Думы Краснодара по доверенности ФИО40 настаивал на доводах, изложенных в возражениях на административное исковое заявление, а также дополнительных пояснений к ним, просил отказать в удовлетворении уточненных административных исковых требований.
Представитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности ФИО41 считал требования административных истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО42 просит отказать в удовлетворении уточненных административных исковых требований.
Прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Краснодарского края Клетной В.Б. в заключении указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным муниципальным органом в соответствии с установленной законом процедурой. Административными истцами не доказаны обстоятельства противоречия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем уточненные административные исковые требований удовлетворению не подлежат.
Определением Краснодарского краевого суда от 5 апреля 2022 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и других 36 лиц о признании недействующим со дня принятия генерального плана МО г. Краснодар, утверждённого решением городской Думы города Краснодара № 100 п.1 от 2 сентября 2020 года «О генеральном плане МО г. Краснодар» в части отнесения к зоне ведения садоводства земельных участков в поселке Пригородном г. Краснодара с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Проверяя соблюдение названных предписаний при принятии оспариваемого нормативно-правового акта в части, судом установлено, и подтверждается материалами дела, что 2 сентября 2020 года принято решение городской Думы Краснодара № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар».
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 24, пунктом 6 части 2 статьи 25 Устава муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года № 11 п. 6 (далее – Устав), городская Дума Краснодара является представительным органом муниципального образования, и к ее полномочиям относится, в том числе, утверждение генерального плана муниципального образования г. Краснодар.
Таким образом, административный ответчик по делу - городская Дума Краснодара является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Основы правового регулирования мероприятий по подготовке и утверждению генерального плана поселения, генерального плана городского округа предусмотрены статьями 24 - 25 ГрК РФ, согласно которым решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации городского округа в представительный орган местного самоуправления городского округа.
Как следует из материалов дела, в целях соблюдения процедуры согласования Генерального плана на основании решения комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования г. Краснодар от 27 июня 2018 года (протокол № 8) главой администрации муниципального образования г. Краснодар 27 июля 2018 года принято постановление от № 3136 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар», согласно которому департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар поручено разработать и направить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования г. Краснодар проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования г. Краснодар.
Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» разработан и представлен проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования г. Краснодар.
Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования г. Краснодар принято решение рекомендовать главе муниципального образования г. Краснодар направить представленный проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования г. Краснодар для рассмотрения на общественных обсуждениях (протокол № 5 от 29 мая 2020 года).
К проекту Генерального плана Краснодара приложены сводные заключения исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края, в соответствии с которыми данный проект рекомендован для официального принятия.
Постановлением главы муниципального образования г. Краснодар № 2307 от 19 июня 2020 года были назначены общественные обсуждения проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования г. Краснодар, в котором также определены даты, места и время проведения экспозиций указанного проекта. Установлен срок проведения общественных обсуждений посредством официального Интернет-портала администрации муниципального образования г. Краснодар и городской Думы Краснодара www.krd.ru с 6 июля 2020 года по 6 августа 2020 года.
Данное постановление в соответствии со статьей 73 Устава опубликовано 2 июля 2020 года в официальном сетевом издании «Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар» № 6.
Процедура согласования проекта Генерального плана проходила параллельно с проведением общественных обсуждений.
По результатам заседания Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования г. Краснодар (протокол № 8) были рассмотрены предложения и замечания относительно проекта Генерального плана.
31 августа 2020 года подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, которое размещено в вышеуказанном сетевом издании (www.krd.ru).
Таким образом, жители муниципального образования г. Краснодар были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения общественных обсуждений, им предоставлена возможность ознакомления с проектом генерального плана, предусматривающим отнесение спорных земельных участков к функциональной зоне ведения садоводства.
С учетом заключения о результатах общественных обсуждений исполняющим обязанности главы муниципального образования г. Краснодар ФИО43 в соответствии с частью 9 статьи 28 ГрК РФ принято решение о согласии с проектом генерального плана муниципального образования и направлении его в представительный орган.
Оспариваемое решение об утверждении генерального плана принято 2 сентября 2020 года на сотом заседании городской Думы Краснодара. Согласно выписке из протокола данного заседания решение принято с соблюдением установленной законодательством процедуры и при наличии кворума.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, а также установленные по административному делу обстоятельства, судом не выявлено каких-либо процессуальных нарушений порядка принятия Генерального плана Краснодара.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административными истцами, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 73 Устава официальным опубликованием муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете «Краснодарские известия» или «Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования г. Краснодар». При официальном опубликовании муниципального правового акта указывается, что данное опубликование является официальным.
Генеральный план Краснодара опубликован в печатном издании «Вестник органов местного самоуправления муниципального образования г. Краснодар» от 30 сентября 2020 года № 9 (261).
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта, не нарушен.
Учитывая данные обстоятельства в их системном единстве, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение городской Думы Краснодара является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом муниципальной власти, принятым в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой, опубликованным надлежащим образом.
Кроме того, обстоятельства, свидетельствующие о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие были установлены решениями Краснодарского краевого суда 11 ноября 2020 года (по делу № 3а-1590/2020; УИД № 23OS0000-01-2020-001319-21), от 23 декабря 2020 года (по делу №3а-1487/2020; УИД № 23OS0000-01-2020-001274-59), оставленными без изменения апелляционными определениями Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года № 66а-220/2020 (№ 66а-362/2021) и от 8 апреля 2021 года № 66а-386/2021.
С учетом положений части 2 статьи 64 КАС РФ названные обстоятельства принимаются судом, как имеющие преюдициальное значение.
Проверяя решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав административных истцов, суд установил следующие обстоятельства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что административные истцы являются собственниками следующих земельных участков.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159814630. В соответствии с ранее действовавшим генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 года № 25 п. 15 указанный земельный участок располагался в зоне в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15 в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 указанный земельный участок располагался в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих и огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением Городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года № 19 п. 6 (далее - Правила землепользования и застройки) указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО9 принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве - <...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.01.2018 года. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО10 принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве - <...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.11.2018 года № 23/235/04/2018-1247. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО11 принадлежит на праве общей долевой собственности, <...>, земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160013817. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО12 принадлежит на праве общей долевой собственности, <...>, земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160013817. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО13 принадлежит на праве общей долевой собственности, <...>, земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160013817. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 указанный земельный участок расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО23 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159814630. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц. В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО29 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159786746. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО18 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159821128. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц. В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159822374. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
Также ФИО7 принадлежит на праве общей долевой собственности (<...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159853465. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО8 принадлежит на праве общей долевой собственности (<...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159853465. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц. В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО6 принадлежит на праве общей долевой собственности (<...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159853465. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО2 принадлежит на праве общей долевой собственности (<...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года № КУВИ-002/2021-159853465. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО15 принадлежит на праве общей долевой собственности (<...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160019107. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО26 принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве - <...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160025328. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО27 принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве - <...>) земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160025328. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения). В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО19 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 года № КУВИ-002/2021-160020884. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
ФИО32 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, согласно свидетельству о государственной регистрации права № <...>. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне ведения садоводства. В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне размещения садоводства.
ФИО30 принадлежит на праве пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <Адрес...>, согласно выписке из хозяйственной книги о наличии права на земельный участок от <Дата ...> года. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2021 года, по адресу: <Адрес...>, расположен земельный участок с кадастровым номером <№...>. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1, указанный земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15, указанный земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки (в редакции от 20.11.2014 года № 70 п.11 расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, в зоне магистральных улиц). В соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
По сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар утверждены градостроительные планы земельного участка с кадастровым номером <№...> от 24.04.2017 № <№...>, и земельного участка с кадастровым номером <№...> от 04.09.2014 № <№...>. Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на вышеуказанных земельных участках не выдавались.
Градостроительные планы земельных участков, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...> департаментом не выдавались.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.10.2020 № 4550 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар, утвержденные решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар» в соответствии с генеральным планом, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1.
Информационное сообщение о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар размещено на официальном интернет-портале 30.10.2020.
Во исполнение постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2021 № 615 по проекту Правил в 35 местах на территории муниципального образования город Краснодар и на официальном интернет-портале проводилась экспозиция, в рамках общественных обсуждений в период с 10.03.2021 по 13.04.2021.
В ходе работы комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования города Краснодар, которая проводилась в период с 20.04.2021 по 13.05.2021, рассмотрены поступившие предложения от ФИО1 и др. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар в отношении территории в границах кадастровых кварталов <№...>, <№...> и <№...> к зонам застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными, среднеэтажными жилыми домами вместо зоны озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), а также с формулировкой оставить в территориальной зоне «Жилая зона» испрашиваемые земельные участки согласно заключению о результатах общественных обсуждений.
Рекомендовано отклонить указанные замечания, согласно ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
По итогам работы Комиссии подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений опубликованное 18.05.2021, которое также размещено на официальном интернет-портале.
В настоящее время проводятся мероприятия по изданию постановления администрации муниципального образования город Краснодар о внесении проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар для рассмотрения на заседании городской Думы Краснодара.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется, исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В силу статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с положениями действующего на момент принятия оспариваемых положений решения городской Думы Краснодара N 100 п. 1 приказа Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (период действия документа с 2019 г. - 4 апреля 2021 г.), вид разрешенного использования земельного участка "Ведение садоводства" предусматривает разрешенное использование: "Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей".
В настоящее время действует приказ Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", согласно которому вид разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства" имеет описание: "Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей", вид разрешенного использования земельного участка с кодом 2.1 содержит описание: "Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек".
Таким образом, установление в Генеральном плане функциональной зоны – зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в границах зон планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральные улицы районного значения) соответствует положениям статьи 23 ГрК РФ, не противоречит сложившейся застройке и соответствует требованиям территориального развития муниципального образования город Краснодар.
Доводы административных истцов о том, что изменение функциональной зоны спорных земельных участков существенно нарушает их права в связи с изменением стоимости земельных участков, а также изменением правового режима земельных участков отклоняются как необоснованные.
Как указывалось выше, Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы. Такой вывод полностью согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.
Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Такой правовой подход сформулирован в ряде апелляционных определений Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (от 13 февраля 2019 года № 4-АПГ18-33, от 3 июня 2019 года № 18-АПА19-34 и других).
Отнесение региональным законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года №242-О).
Таким образом, поскольку градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, так как планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем, то само по себе отнесение спорных земельных участков в оспариваемом Генеральном плане к функциональной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан не противоречит градостроительному и земельному законодательству, ввиду того, что административные истцы не лишены возможности использовать земельные участки в соответствии с их назначением, так как по смыслу пунктов 11, 12 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, а утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Кроме того, установление другой функциональной зоны не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования, являющимся основополагающим документом территориального планирования, а не служит предпосылкой для удовлетворения настоящего административного иска, поскольку при принятии генерального плана установленное правилами землепользования и застройки территориальное зонирование не учитывается.
Также необоснованным является и довод административных истцов о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта в части положениям статьи 34 ГрК РФ, поскольку указанной нормой регламентирован порядок установления территориальных зон, устанавливаемых правилами землепользования и застройки.
Административными истцами также заявлено требование о признании недействующим со дня принятия генерального плана МО г. Краснодар, утверждённого решением городской Думы города Краснодара № 100 п.1 от 2 сентября 2020 года «О генеральном плане МО г. Краснодар» в части расположения в нескольких функциональных зонах земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>.
Приходя к выводу о необоснованности указанного заявленного требования, суд учитывает следующее.
Из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом МО г. Краснодар, утверждённым решением городской Думы города Краснодара № 100 п.1, земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...> расположены в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан в границах зон, планируемых к реконструкции объектов местного значения (магистральная улица районного значения).
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1, пунктом 12 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, установление границ которых не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются среди прочего границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
К объектам местного значения Градостроительный кодекс Российской Федерации относит объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20 статьи 1 ГрК РФ).
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Приказом Госстандарта от 31 октября 2017 г. N 52-пнст утвержден "ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения (ПНСТ 247-2017)", который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1).
В пункте 3.1 указанного Предварительного национального стандарта Российской Федерации определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221, относятся улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.
Приказом Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
Таким образом, установление в генеральном плане функциональной зоны для объектов местного значения, отображение их границ и описание на картах генерального плана соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ и не создает правовой неопределенности.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется строительство линейного объекта местного значения - магистральной улицы районного значения. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым в частности относится механизм компенсации причиненного ущерба.
Таким образом, по настоящему делу не установлено оснований для вывода о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административных истцов.
Исходя из положений части 9 статьи 213 КАС РФ, бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший такой нормативный акт.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным ответчиком представлены суду достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного иска и свидетельствующие о законности оспариваемого нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении коллективного административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении коллективного административного искового заявления ФИО1, ФИО2 и других 36 лиц о признании недействующим со дня принятия генерального плана МО г. Краснодар, утверждённого решением городской Думы города Краснодара № 100 п.1 от 2 сентября 2020 года «О генеральном плане МО г. Краснодар» в части отнесения к зоне ведения садоводства земельных участков в поселке Пригородном г. Краснодара с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, и в части расположения в нескольких функциональных зонах земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Краснодарского краевого суда М.Б.Кириченко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2022 года.