Дело <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 сентября 2021 год г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Елизаровой М.Ю. при ведении протокола помощником судьи Тарасовой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Алексея Николаевича об оспаривании решения об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установил: <данные изъяты> А.Н. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» об отказе в исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и возложения обязанности на произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка по состоянию на 27.10.2020г. с отнесением его к сегменту «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений». В обоснование заявленных требований указано, что административный истец являлся собственником данного земельного участка. При определении кадастровой стоимости, административным ответчиком земельный участок отнесен к подгруппе 13.2.2.1.1 МЖС как расположенный вне черты населенного пункта с указанием кода расчета 02:20 «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройке в целом». Кадастровая стоимость определена в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что Государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» допущена единичная методологическая ошибка в части отнесения объекта к коду расчета <данные изъяты> поскольку в соответствии с градостроительным регламентом, установленным правилам землепользования и застройки городского округа, земельный участок отнесен к зоне СХ3- зона сельскохозяйственного производства, где не предусмотрена жилая застройка (процент застройки 0). Код вида разрешенного использования в данном случае должен быть установлен 1.160. В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала. Представитель Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее ГБУ МО «ЦКО») возражала против заваленных требований, указав, что в результате рассмотрения заявления об исправлении ошибки при определении кадастровой стоимости объекта учреждением была проведена проверка соответствия вида использования, предусмотренного Приложением №1 к Методическим указания №226, а также характеристик, использованных для определения кадастровой стоимости, последовательности ее определения. Разрешенный вид использования объекта не запрещает строительство, поэтому оснований для пересчета кадастровой стоимости упреждение не усмотрело. Код 1.160 предусматривает вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», однако в правилах землепользования и застройки данный вид отсутствует. Суд, выслушав сторон, исследовав и оценив собранные по дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). На территории Московской области Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее - Методические указания). На основании Распоряжения Правительства Московской области от 29.11.2016 № 356-РП/44 создано государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки». В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1766 «О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» в 2018 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 237 (в редакции до 31.07.2020г.) определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке Судом установлено, что административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 124889 кв. метров, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, участок <данные изъяты>. Решением единственного собственника от 07.11.2020 г. земельный участок разделен, из него образовано 100 земельных участков. Кадастровая стоимость материнского объекта рассчитана ГБУ МО «ЦКО» в порядке статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» по состоянию на 27.10.2020 года и утверждена актом <данные изъяты> от 01.12.2020 года в размере <данные изъяты> рублей. На основании данных Перечня об актуальных сведениях, об объекте, включенных Управлением Росреестра по Московской области, а также в соответствии с Методическими указаниями объекту недвижимости присвоен код расчета вида использования 02:020 «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройке в целом» и подгруппа 13.2.2.1.1 МЖС вне черты населенного пункта. Решением №605/2021 от 05.07.2021 в удовлетворении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, ФИО1 было отказано. В ходе проверки сведений от Администрации городского округа уточнение сведений об объекте не получено. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке). Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено. В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 1.10 Методических указаний). В случае если имеются документы, подтверждающие невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, такой объект оценивается в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования (п. 1.8). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорный участок имел категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления конкретных видов деятельности на земельном участке его правообладателем (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации; подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Информацию о виде разрешенного использования объекта оценки при проведении государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение получает из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 2.2. Методических указаний). В соответствии с пунктом 1.19 Методических указаний одним из этапов определения кадастровой стоимости является первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями, а также последующая в дальнейшем группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования, независимо от категории земель в соответствии с Приложением № 1 к Методическим указаниям. Указаниями произведена сегментация объектов недвижимости в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Согласно действовавшему на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, под кодом 2.2 значится вид разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), который предполагал размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных; под кодом 1.16 значится вид разрешенного использования земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», которым предусмотрено производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. В соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям в сегменте «сельскохозяйственное использование» под кодом 1.16 (код расчета 01:160) предусмотрен вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения ОКС»; под кодом 2.2 (код расчета 02:020) - вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройки в целом». Код расчета 02:020 предусмотрен для сегмента рынка «Садоводческое, огородническое и дачное использование, малоэтажная жилая застройка». Проверяя доводы и возражения сторон, судом установлено, что на основании сведений ЕГРН, Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, Региональной географической информационной системы Московской области в соответствии с изменениями в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский-Посад Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Павловский-Посад Московской области от 29.06.2020 №418/54 установлено, что спорный земельный участок, расположен в территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственного производства). В соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образование, действие которого сохраняется и на момент рассмотрения дела, территориальная зона СХ-3 не предусматривает жилую застройку, вид разрешено использования «личное подсобное хозяйство (код 1.16)». Данный вид разрешенного использования, предполагает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (процент застройки 0). Объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> использовался по назначению соответствующему коду расчета вида использования 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений», что соответствует сегменту «Сельскохозяйственное использование». В свою очередь отнесение на дату оценки земельного участка к коду расчета 02:020 суд находит ошибочным, поскольку земельный расположен на землях сельскохозяйственного назначения, использовался для целей ведения личного подсобного хозяйства, производство сельскохозяйственной продукции, без возведения объектов капитального строительства. Таким образом, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости объекта учреждением была допущена единичная ошибка, подлежащая исправлению при обращении. Принимая во внимание, что учреждением при рассмотрении обращения должные меры, направленные на выявление и устранение ошибки не приняты, решение №605/2021 05.07.2021 г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости суд признает незаконными с возложением на ГБУ МО «ЦКО» обязанности по пересчету кадастровой стоимости с отнесением его к сегменту «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений», подгруппа 1.1 «Сельскохозяйственное использование, за исключением рыболовства». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Требования <данные изъяты> удовлетворить. Признать решение Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным. Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 27.10.2020 г. с отнесением его к сегменту «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений». На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 17.09.2021г. Судья М.Ю. Елизарова |