ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/19 от 11.03.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-11/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 11 марта 2019 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

при секретаре Носковой А.М.,

с участием прокурора Наймушина А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка к Региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменения в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» в части установленных тарифов на период с 01.07.2019 по 31.12.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ВВКС» г.Кирово-Чепецка (далее – ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка, административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной службе по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области, административный ответчик) об оспаривании решения правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменения в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» в части установленных тарифов на период с 01.07.2019 по 31.12.2019. В обоснование требований указало, что с 01.06.2017 на основании концессионного соглашения, заключенного 11.05.2017 между ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка (Концессионер) и МО «Город Кирово-Чепепк» Кировской области и МУП «Водоканал» (совместно - Концедент), осуществляет эксплуатацию сетей канализации города Кирово-Чепецка протяженностью 128208,6 м. Постановлением администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области от 15.05.2017 № 492 административный истец наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области. Осуществляемая административным истцом деятельность по водоотведению в силу ч.ч. 7 и 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является регулируемой (тарифицируемой) деятельностью. В качестве метода регулирования в отношении административного истца выбран метод индексации. Государственное регулирование тарифов в отношении административного истца с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.11 ст.32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Решением правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» (далее - Решение № 45/152-кс-2019), которое вступает в силу с 01.01.2019 административным ответчиком было решено изменить тарифы на водоотведение для гарантирующей организации (административного истца) на территории муниципальных образований «Город Кирово-Чепецк» и Чепецкое сельское поселение (п.Пригородный) Кирово-Чепецкого района Кировской области. Административным ответчиком осуществлена замена в приложении № 2 к решению правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017 значений тарифов:

- на первое полугодие 2019 года (с 01.01.2019 по 30.06.2019) с «19,44» на «19,67» и с «22,94» на «23,60». Указанные размеры тарифов в соответствии с указанной выше нормой права установлены на уровне второго полугодия 2018 года;

- на втрое полугодие 2019 года (с 01.07.2019 по 31.12.2019) с «19,76» на «20,09» для прочих потребителей и с «23,32» на «24,11» - для населения.

В соответствии с решением Правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 №23/5-кс-2017 «О тарифах на водоотведение для гарантирующей организации общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка» базовый уровень операционных расходов административного истца на 2017 год был установлен в размере 80079,83 тыс. рублей (приложение № 1 к данному решению РСТ).

Между тем, в оспариваемом решении № 45/152-кс-2019 административным ответчиком при расчете тарифов на водоотведение на 2019 год не применен базовый уровень операционных расходов административного истца, утвержденный на первый год долгосрочного периода регулирования в размере 80079,83 тыс. рублей.

По мнению административного истца, неправильное применение административным ответчиком норм материального права по определению операционных расходов административного истца, выразившееся в утверждении на второе полугодие 2019 год тарифов в меньшем размере, чем должно быть в соответствии с законодательством, нарушает права и законные интересы ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка, лишая последнего возможности получения достаточных денежных средств для надлежащего осуществления регулируемого вида деятельности.

При таких условиях, принятое правлением РСТ Кировской области Решение от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» в части тарифов установленных на второе полугодие 2019 года (с 01.07.2019 по 31.12.2019) не соответствует вышестоящим нормативным актам.

Административный истец просил признать недействующим решение правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» со дня его принятия в части установленных тарифов на период с 01.07.2019 по 31.12.2019.

Административный ответчик в отзыве, полагая требования административного иска не подлежащими удовлетворению, указал, что решение правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» принято на заседании правления РСТ Кировской области 18.12.2018. Решение опубликовано на официальном сайте РСТ Кировской области www.rstkirov.ru 20.12.2018, вступило в силу 01.01.2019. Соответственно РСТ Кировской области при принятии оспариваемого решения соблюдена процедура его принятия и введения в действие. При этом, в соответствии с пунктом 45 Методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) подлежат расчету с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат). В связи с тем, что в случае осуществления деятельности на основании концессионного соглашения базовый уровень операционных расходов не рассчитывается, а принимается на уровне, зафиксированном в данном концессионном соглашении, долгосрочный параметр регулирования тарифов (базовый уровень операционных расходов) для ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка должен равняться 76485,04 тыс. руб. (с 01.07.2016). Поэтому размер операционных расходов на 2019 год с учетом индексов изменения потребительских цен на 2017, 2018 и 2019 годы и индекса изменения количества активов составил 82842,36 = 76485,04 х (1%/100%) х 1,037 х (1%/100%) х 1,027 х (1%/100%) х 1,046 х 1,00205023.

Заслушанный в судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1, исковые требования поддержал.

Представители административного ответчика региональной службы по тарифам Кировской области по доверенностям ФИО2 и ФИО3 административные исковые требования не признали, поддержали возражения, изложенные в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо УФАС по Кировской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия полномочного представителя.

Суд, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с данными ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка является сбор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области от 15.05.2017 № 492 административный истец наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (т.1 л.д.69-70).

С 01.06.2017 на основании концессионного соглашения, заключенного 11.05.2017 между ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка (Концессионер) и МО «Город Кирово-Чепепк» Кировской области и МУП «Водоканал» (совместно - Концедент), осуществляет эксплуатацию сетей канализации города Кирово-Чепецка протяженностью 128208,6 м. (т.1 л.д.30-68).

Решением правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017 «О тарифах на водоотведение для гарантирующей организации общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка» административному истцу была установлены на 2017 - 2020 годы долгосрочные параметры регулирования деятельности гарантирующей организации согласно приложению N 1; тарифы на водоотведение для гарантирующей организации на территории муниципальных образований «Город Кирово-Чепецк» и Чепецкое сельское поселение (п. Пригородный) Кирово-Чепецкого района Кировской области согласно приложению N 2 к решению (т.1 л.д.26-27).

Данным решением базовый уровень операционных расходов на 2017 год установлен в размере 80079,73 тыс.руб.

Тариф на водоотведение для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС) на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 определен в размере 23,32 руб. за куб.м.; для прочих потребителей на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 определен в размере 19,76 руб. за куб.м.

ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка обратилось в РСТ Кировской области с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на водоотведение на 2019 год, указав при этом в качестве заявляемой величину тарифа на регулируемый период 23,10 руб. за куб.м.

18.12.2018 заседанием правления РСТ Кировской области рассмотрен вопрос о внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017 (корректировка тарифа на 2019 год), по итогам которого по данному вопросу принято решение правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменения в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» (т.1 л.д.12).

Данным решением внесены изменения в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.07.2017 N 23/5-кс-2017 путем замены в приложении N 2 «Тарифы на водоотведение для гарантирующей организации общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка на территории муниципальных образований «Город Кирово-Чепецк» и Чепецкое сельское поселение (п. Пригородный) Кирово-Чепецкого района Кировской области» значения «19,44» значением «19,67», значения «22,94» значением «23,60», значения «19,76» значениями «20,09», значения «23,32» значениями «24,11».

С учетом внесенных изменений тариф на водоотведение для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС) на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 определен в размере 24,11 руб. за куб.м.; для прочих потребителей на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 определен в размере 20,09 руб. за куб.м.

Настоящее решение вступило в силу с 01.01.2019.

При этом при расчете скорректированного тарифа базовый уровень операционных расходов принят органом регулирования в размере 76485,04 тыс.руб. определенным концессионным соглашением от 11.05.2017.

Административный истец, полагая, что надлежащим в данном случае является базовый уровень операционных расходов, определенный решением правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017 «О тарифах на водоотведение для гарантирующей организации общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка» на период с 04.07.2017, т.е. в размере 80079,73 тыс.руб., в связи с чем утверждение скорректированного тарифа, без учета подлежащего применению базового уровня операционных расходов нарушает права и законные интересы ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка на получение достаточных средств для осуществления регулируемого вида деятельности, обратился в Кировский областной суд с настоящим административным иском.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Подпунктом 67.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 года N 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 года N 126/94 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области», постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 года N 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.

Согласно пункту 3.1.3.1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области РСТ Кировской области в рамках функции «осуществление регулирования тарифов и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в пределах компетенции» устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

В рамках реализации предоставленных полномочий РСТ Кировской области принято оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-30 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» органы исполнительной власти Кировской области издают нормативные правовые акты в форме распоряжения или решения.

Исходя из содержания пункта 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты об утверждении цен (тарифов) принимаются в форме решений.

Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт издан в форме решения, то есть в надлежащей форме.

В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменения в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» опубликовано на официальном сайте РСТ Кировской области www.rstkirov.ru 20.12.2018 (т.1 л.д.111).

Решение вступило в силу 01.01.2019.

Таким образом, оспариваемое решение принято в рамках предоставленных полномочий по итогам заседания правления региональной службы по тарифам Кировской области 18.12.2018, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта и порядка введения его в действие.

Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В соответствии с пунктом 12 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при установлении тарифов с применением метода индексации на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе Долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разделом IX Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет.

В соответствии с пунктом 79(1) раздела IX Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктами 56 и 60 раздела VIII Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Как следует из материалов дела, 11.05.2017 между ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка (Концессионер) и МО «Город Кирово-Чепепк» Кировской области и МУП «Водоканал» (совместно - Концедент) заключено концессионное соглашение (т.1 л.д.30-68).

В соответствии с пунктом 1 Концессионного соглашения ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка обязуется предоставлять услугу по водоотведению населению и потребителям на территории МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.

В соответствии с пунктом 8.1 Концессионного соглашения ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка обязуется на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением, осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 Концессионного соглашения.

В соответствии с пунктами 8.6 и 8.7. Концессионного соглашения ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка обязуется осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 Концессионного соглашения, по регулируемым тарифам. Регулирование тарифов осуществляется методом индексации тарифа. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения), на оказываемые услуги, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложении № 7 к Концессионному соглашению.

Приложением № 7 к Концессионному соглашению долгосрочный параметр регулирования тарифов в сфере водоотведения для ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка, согласованный РСТ Кировской области (письмо от 28.07.2016 № 2842-66-01-11) указан как 76485,04 тыс. руб. с 01.07.2016.

Частью 2.3 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в пункте 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, критерии конкурса устанавливаются статьей 47 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 47 указанного федерального закона по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в качестве критериев конкурса устанавливаются долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 47 Закона о концессионных соглашениях к долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, которые в соответствии с частью 1 настоящей статьи устанавливаются в качестве критериев конкурса, относится базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения (расчет базового уровня операционных расходов в последующие годы действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Следовательно, долгосрочные параметры, указанные в части пункта 1 части 2 статьи 47 Закона о концессионных соглашениях, в случае передачи в концессию объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, всегда являются критериями конкурса.

Пунктом 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора). В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из материалов дела, оспариваемые тарифы на водоотведение для ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка установлены методом индексации. Установлены долгосрочные тарифы, рассчитывающиеся на основании долгосрочных параметров регулирования. Одним из таких параметров является базовый уровень операционных расходов.

В рассматриваемом случае органом регулирования был применен специальный порядок определения базового уровня операционных расходов, предусмотренный Законом о концессионных соглашениях, положениями ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Специальный порядок определения базового уровня операционных расходов для концессионера исходя из положений вышеуказанных норм предусматривает, что он не рассчитывается тарифным органом, а является величиной определяемой исходя из результатов конкурса.

На основании базового уровня операционных расходов, включенного в концессионное соглашение, тарифный орган установил величину операционных расходов на период с 04.07.2017г. по 01.07.2018г.

Сведений об изменении указанного показателя базового уровня операционных расходов, указанного в концессионном соглашении в порядке, который предусмотрен вышеуказанными Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов, не имеется.

Таким образом, при корректировке тарифа на водоотведение 2019 год для административного истца регулирующим органом обоснованно применен базовый уровень операционных расходов, определенный концессионным соглашением, заключенным по результатам проведения конкурса.

Доводы административного истца со ссылкой на положения п. 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, допускающее использование базового уровня операционных расходов иного, чем определенного в концессионном соглашении, в связи с чем, в оспариваемом решении № 45/152-кс-2019 административным ответчиком при расчете тарифов на водоотведение на 2019 год неправомерно не применен базовый уровень операционных расходов, утвержденный на первый год долгосрочного периода регулирования в размере 80079,83 тыс. руб., противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно ФЗ «О концессионных соглашениях» и частям 11 и 12 ст. 32 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Содержащееся в п. 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения определение базового уровня операционных расходов, как уровня операционных расходов, установленного на первый год долгосрочного периода регулирования, является общей нормой, тогда как, специализированной нормой регулирующей отношения по установлению цен (тарифов) для концессионеров является пункт 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Данная норма предусматривает, что для концессионера долгосрочными являются параметры, значения которых предусмотрены конкурсной документацией или указаны в конкурсном предложении концессионера.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Правил государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагается, в том числе, расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Содержание указанной нормы также позволяет прийти к выводу о том, что базовый уровень операционных расходов для концессионера определяется концессионным соглашением, а не рассчитывается тарифным органом.

С учетом изложенного положение п. 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, дающее определение базового уровня операционных расходов, не исключает использование для корректировки долгосрочных тарифов, долгосрочного параметра регулирования, установленного в концессионном соглашении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы заявления основаны на неверном толковании действующего законодательства, нормативных правовых актов, в связи с чем, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Удовлетворение требований административного истца в данном случае свидетельствовало бы о фактическом наложении на потребителей необоснованного, чрезмерного бремени оплаты потребляемого ресурса, что не соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов, также поставило бы иных участников рынка, имеющих заинтересованность в оказании услуг водоотведения на более предпочтительных условиях, в неравное по отношению к административному истцу положение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 № 45/152-кс-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 04.07.2017 № 23/5-кс-2017» в части установленных тарифов на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением формы и процедуры принятия решения, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Скорректированные в оспариваемом решении тарифы установлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем права административного истца указанным решением не нарушены.

Доказательств противоречия решения правления РСТ Кировской области в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка не представлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка следует отказать.

В пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области.

Поскольку в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме, в силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины, не имеется.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда А. В. Кощеев