ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/20 от 25.02.2019 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

дело № 3а-11/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 февраля 2019 года г. Горно-Алтайск

Верховный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего – Имансакиповой А.О.

при секретаре – Казаниной Т.А.,

с участием прокурора – Дедина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО6 к Совету депутатов муниципального образования «Турочакский район» о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» №13-3 от 25 июня 2019 года «О порядке заключения договора купли-продажи древесины на землях муниципального образования «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Турочакский район» о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» №13-3 от 25 июня 2019 года «О порядке заключения договора купли-продажи древесины на землях муниципального образования «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена».

Административное исковое заявление мотивировано следующим. Административному истцу на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1540 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с.Артыбаш, разрешенное использование – для ведения огородничества. ФИО1 обратился в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о выдаче разрешения на расчистку земельного участка от древесно-кустарниковой растительности. Однако администрацией МО «Турочакский район» отказано в выдаче разрешения и предложено заключить договор купли-продажи древесины в соответствии с решением Совета депутатов МО «Турочакский район» от 25 июня 2019 года №13-3, которым утвержден порядок заключения договоров купли-продажи древесины на землях МО «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена, гражданами для собственных нужд, а также муниципальными, автономными и казенными учреждениями для муниципальных нужд. Данное решение опубликовано на официальном сайте администрации МО «Турочакский район». Ссылаясь на положения статей 77, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 50 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 129, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40,41,78 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец указывает, что Совет депутатов МО «Турочакский район» не обладает полномочиями собственника в отношении лесных насаждений и не вправе определять порядок их использования и распоряжения. Решение Совета депутатов МО «Турочакский район» нарушает права административного истца, не позволяет использовать предоставленный в аренду земельный участок по целевому назначению.

В судебное заседание, административный истец, не имеющий высшего юридического образования, представителя не направил.

В судебном заседании представитель Совета депутатов МО «Турочакский район» ФИО2 возражал относительно удовлетворения административного искового заявления, указывая на законность принятого решения.

Заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя не направило.

Изучив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Дедина А.С., указавшего на нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правого акта, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Совета депутатов «Турочакский район» от 25 июня 2019 года №13-3 утвержден Порядок заключения договора купли-продажи древесины на землях муниципального образования «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена (далее-Порядок).

Данное решение опубликовано в газете «Истоки плюс» №27 (188) от 04 июля 2019 года, а также на официальном сайте муниципального образования «Турочакский район» www.turochak-altai.ru.

Согласно пункту 1 Порядка настоящий порядок определяет правила заключения договоров купли-продажи древесины на землях муниципального образования «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена, и являющейся ветровалом, буреломом и сухостоем.

Поскольку установлено наличие в Порядке правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, он является нормативным правовым актом.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В соответствии со статьей 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу положений статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1 и 2 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору купли-продажи лесных насаждений. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункты 1, 4, 6 стати 77 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Подпункт 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 82 Лесного кодекса Российской федерации определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые ими самостоятельно за счет средств собственного бюджета, к которым отнесено утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Полномочия органов местного самоуправления перечислены в статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.3 статьи 81 Кодекса; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. (пункт 4 статьи 82, подпункт 3 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации)

Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 октября 2007 года №204 утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд, в соответствии с п.1 которого в целях заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением заготовки древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - договор купли-продажи лесных насаждений) граждане обращаются в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены полномочиями по установлению порядка заключения договоров купли-продажи древесины на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и землях, собственность на которые не разграничена.

На основании изложенного, суд полагает, что оспариваемый Порядок принят с превышением полномочий органа, его издавшего.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования «Турочакский район» (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) 03 июля 2019 года заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , находящегося по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Артыбаш, общей площадью 1540 кв.м, разрешенное использование – для ведения огородничества.

ФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования «Турочакский район» с заявлением о выдаче разрешения на расчистку земельного участка от древесно–кустарниковой растительности.

В ответ на обращение ФИО1 главой муниципального образования «Турочакский район» дан ответ об отказе в выдаче разрешения со ссылкой на положения оспариваемого Порядка.

Таким образом, суд считает установленным нарушение права ФИО1 на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

В связи с изложенным, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

При этом, оспариваемый Порядок действовал в течение определенного времени, и на основании этого Порядка с гражданами были заключены договоры купли-продажи древесины, суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемого нормативного правового акта, полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Довод представителя административного ответчика о самостоятельном праве распоряжаться лесными насаждениями в виде древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального района, путем заключения с гражданами купли-продажи древесины для собственных нужд как муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 3 части 1 Устава муниципального образования «Турочакский район», основан на неправильном толковании вышеуказанных норм материального закона.

Согласно п. 18 Порядка настоящий Порядок также распространяется на заключение договоров купли-продажи древесины, вынесение распоряжения Администрации на заготовку деревьев, не являющихся ветровалом, буреломом и сухостоем на земельных участках, принадлежащих муниципальному образования «Турочакский район», и на земельных участках, собственность на которые не разграничена и переданных в пользование гражданам и юридическим лицам либо предполагаемым к передаче в пользование на основании заключения Комисии в случаях: если целевое использование земельного участка без свода деревьев, не являющихся буреломом, ветровалом или сухостоем не представляется возможным, а также в случае, если деревья угрожают строениям или жизни и здоровью людей. Таким образом, оснований для прекращения производства по делу ввиду отсутствия нарушения прав административного истца, как о том ставил вопрос прокурор, не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 ФИО7 к Совету депутатов муниципального образования «Турочакский район» о признании недействующим Порядка заключения договора купли-продажи древесины на землях муниципального образования «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от 25 июня 2019 года №13-3, удовлетворить.

Признать недействующим Порядок заключения договора купли-продажи древесины на землях муниципального образования «Турочакский район» и землях, собственность на которые не разграничена, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от 25 июня 2019 года №13-3, с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение подлежит опубликованию в газете «Истоки плюс» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено 29 февраля 2020 года.