ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-120/2016 от 19.10.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

�����������������

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 19 октября 2016 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Богородской Н.А.

при секретаре Чесаковой О.А.

с участием прокурора Бойкачевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миронова Юрия Николаевича о признании недействующими отдельных положений приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области» (далее - приказ УГРТ Брянской области) установлены и введены в действие с 01 июля 2016 года розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа. Согласно приложению «Розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа» к названному приказу установлены розничные цены по шести направлениям использования газа при отсутствии приборов учета и единая розничная цена газа при наличии приборов учета.

Миронов Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными и недействующими с даты издания подпункт 1.3 пункта 1 приложения к данному приказу, в соответствии с которым розничная цена на газ устанавливается при отсутствии приборов учета на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) – 1 куб.м - 6,57 руб.; пункт 2 приложения об установлении розничной цены на газ при наличии приборов учета за 1000 куб.м - 5375,77 руб. и указание в приложении о том, что дифференциация розничных цен в зависимости от наличия/отсутствия приборов учета сохранена в соответствии с пунктом 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он имеет в собственности квартиру, расположенную в гор.Брянске, является <данные изъяты>, работать не может, не имеет возможности оплачивать завышенные тарифы, в частности, на газ.

Считает, что оспариваемые им положения приложения к указанному приказу УГРТ Брянской области не соответствуют требованиям пункта 13 Методических указаний ФСТ России от 27 октября 2011 года № 252-э/2, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, т.к. действующим законодательством не предусмотрена возможность дифференциации розничных цен на газ в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей приборов учета расхода газа.

Определением Брянского областного суда от 19 октября 2016 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. в части признания недействующим пункта 2 приложения «Розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа» к приказу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области» прекращено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 73-76).

Административный истец Миронов Ю.Н., присутствующий в зале судебного заседания, от участия в рассмотрении дела отказался. В поданном в суд административном исковом заявлении просил назначить ему представителем адвоката (л.д. 4).

Представитель административного истца Рык В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по адресу, указанному в доверенности, приложенной административным истцом к административному исковому заявлению, однако, направленное ей судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой «истек срок хранения» (л.д.76). Иных сведений о месте нахождения представителя административным истцом не представлено. Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», судебное извещение, направленное Рык В.А., считается доставленным адресату.

От Врио по руководству Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области Ерохина М.А. поступило ходатайство об отложении дела, в связи с невозможностью участия в нем представителей управления Ерохина М.А. и Батрака Вс.Ф., т.к. Ерохин М.А. 19 октября 2016 года будет находиться в служебной командировке за пределами Брянской области, а Батрак Вс.Ф. с 17 по 30 октября 2016 года находится в очередном отпуске.

В представленных в суд письменных возражениях относительно заявленных требований представитель Управления государственного регулирования тарифов Брянской области Батрак Вс.Ф. просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что из предъявленного административного иска непонятно, с чем не согласен административный истец и что оспаривает - стоимость газа или направление его использования. Считает, что требования заявителя о признании недействующим оспариваемого приказа основаны исключительно на Методических указаниях по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 года № 252-э/2. В данных Методических указаниях закреплены основные принципы формирования розничных цен на газ, которыми Управление государственного регулирования тарифов Брянской области руководствовалось при формировании розничной цены на газ для населения Брянской области. Вместе с тем, абзацем 1 пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, определено, что цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа (граница балансовой принадлежности) формируется из следующих стоимостных факторов: регулируемой оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, платы за снабженческо-сбытовые услуги. Сумма всех трех составляющих определяет стоимость газа на границе балансовой принадлежности потребителей газа Брянской области, у которых установлены приборы учета, поскольку согласно абзацу 1 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае же отсутствия подобных приборов, размер платы за потребленный газ определяется по пункту 5 приложения № 2 названных Правил, которым предусмотрена дифференциация использования газа по различным направлениям, в том числе, на отопление жилых помещений, на приготовление пищи, на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения. Таким образом, на законодательном уровне определены две категории плательщиков коммунальной услуги, именуемой «газоснабжение»: по приборам учета и при отсутствии приборов учета и для каждой необходим тариф. Для категории потребителей с использованием приборов учета тариф определяется как сумма трех составляющих, для категории потребителей без приборов учета (по нормативу) тариф определяется согласно пункту 5 Методических указаний с использованием коэффициентов, указанных в приложении, и плановых объемах реализации для данной категории (л.д. 40 - 41, 61- 65).

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства Врио по руководству Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области Ерохина М.А. об отложении дела, поскольку Управление государственного регулирования тарифов Брянской области является юридическим лицом, в связи с чем, указанная в ходатайстве причина неявки представителей данного управления не может быть отнесена к числу уважительных причин отсутствия представителя в судебном заседании, учитывая, что организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в административном и гражданском судопроизводстве, которое судом ограничено не было. При этом, как следует из материалов дела, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области было заблаговременно извещено о дате судебного разбирательства и имело реальную возможность решить вопрос об участии своего представителя в судебном заседании.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

С учетом положений статей 150, 152 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Миронова Ю.Н., его представителя Рык В.А. и представителя Управления государственного регулирования тарифов Брянской области, явка которых не признана судом обязательной.

Оснований, предусмотренных нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для назначения судом представителя административному истцу Миронову Ю.Н. не имеется.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Брянской областной прокуратуры Бойкачевой О.А., полагавшей, что административный иск Миронова Ю.Н. подлежит удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения). Согласно подпункту «е» пункта 4 и пункту 8 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов, согласно Положению, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года № 45, является Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.

Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области» установлены и введены в действие с 01 июля 2016 года розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования, согласно приложению «Розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа» к данному приказу, которым установлены цены на газ по следующим направлениям:

При отсутствии приборов учета:

1.1 - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) 1 куб.м. – 6,73 руб.

1.2 - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 1 куб.м. – 6,57 руб.

1.3 - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 1 куб.м. – 6,57 руб.

1.4 - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) - 1000 куб.м. – 4357,68 руб.

1.5 - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах - 1000 куб.м. - 5375,77 руб.

1.6 - на отопление нежилых помещений и содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы – 1000 куб.м. -6567,46 руб.

2. При наличии приборов учета - 1000 куб.м - 5375,77 руб.

В сноске «*» к пунктам 1 и 2 приложения указано, что дифференциация розничных цен в зависимости от наличия/отсутствия приборов учета сохранена в соответствии с пунктом 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2.

В соответствии с пунктом 3 приказа УГРТ Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г, настоящий приказ вступает в силу с 01 июля 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

Приказ УГРТ Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 10 июня 2016 года (номер опубликования 3201201606100001), что соответствует порядку, установленному частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и вступил в силу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов административного дела, административный истец имеет в собственности однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» ему выставлено требование за июль 2016 года об оплате за газоснабжение при наличии плиты и водонагревателя при отсутствии отопления из расчета 6,57 руб. за 1 куб.м.

Таким образом, оспариваемый приказ УГРТ Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г применяется в отношении административного истца. Расчет цены за газоснабжение производится в отношении административного истца в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 указанного приказа УГРТ Брянской области.

Согласно положениям части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 10 указанных выше Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Пунктом 5 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных в соответствии с пунктом 10 Основных положений приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно по пяти направлениям (наборам направлений) использования газа. К таким направлениям относятся следующие:

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);

- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);

- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);

- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.

В разделе II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а в разделе III содержится формула расчета розничных цен на газ, реализуемый населению.

При этом ни принципы формирования розничных цен на газ, ни формула расчета розничных цен на газ не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета и не содержат величины (коэффициента), которые указывают на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа.

Таким образом, Методические указания не предусматривают такого основания для дифференциации розничных цен на газ, как наличие либо отсутствие приборов учета расхода газа (счетчиков). Особенности определения платы за газ в зависимости от наличия либо отсутствия приборов учета относятся только к определению норм (объема) потребления газа.

При таких обстоятельствах, учитывая, что расчет оплаты за газоснабжение производится в отношении административного истца в соответствии с указанными выше положениями подпункта 1.3 пункта 1 приложения к оспариваемому приказу УГРТ Брянской области, которым установлены цены на газ при отсутствии приборов учета, административный иск Миронова Ю.Н. в части признания недействующим подпункта 1.3 пункта 1 приложения «Розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа» к оспариваемому приказу УГРТ Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г подлежит удовлетворению, т.к. в данной части оспариваемые положения названного приказа противоречат нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, чем нарушаются права и законные интересы административного истца.

Доводы, изложенные в возражениях представителя УГРТ Брянской области относительно заявленных требований, суд находит несостоятельными, поскольку ни Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, на которые имеется ссылка в возражениях административного ответчика, такое основание для дифференциации розничных цен на газ, как наличие либо отсутствие приборов учета расхода газа (счетчиков), также не предусмотрено.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания недействующей сноски «*» к пунктам 1 и 2 приложения к названному приказу о том, что дифференциация розничных цен в зависимости от наличия/отсутствия приборов учета сохранена в соответствии с пунктом 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2, поскольку данная сноска фактически является «примечанием» к положениям оспариваемого приказа, по своей юридико-технической конструкции носит отсылочный характер, и не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что приказ УГРТ Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области» применяется с момента вступления в силу с 01 июля 2016 года по настоящее время и в соответствии с его положениями реализуются права граждан. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного административное исковое заявление Миронова Ю.Н. подлежит удовлетворению в части признания недействующим подпункта 1.3 пункта 1 приложения к приказу УГРТ Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г, в остальной части оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Миронова Юрия Николаевича о признании недействующими отдельных положений приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.3 пункта 1 приложения «Розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа» к приказу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 07 июня 2016 года № 16/1-г «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области».

В остальной части в удовлетворении административного иска Миронова Ю.Н. отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты исполнительного органа государственной власти Брянской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская