ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-121/20 от 22.06.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

38OS0000-01-2020-000032-15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Царёвой Натальи Николаевны, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-121/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИЛИС» к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующими отдельных положений Лесохозяйственного регламента Братского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр, возложении обязанности принять заменяющий акт,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование административных исковых требований ООО «ВИЛИС» указало, что Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр утвержден Лесохозяйственный регламент по Братскому лесничеству Иркутской области на 2019-2028 гг., он размещен на официальном сайте ответчика (https://irkobl.ru). Данным Регламентом установлены площади и границы защитных лесов, в том числе нерестоохранных полос лесов, ширина таких лесов (полос) колеблется в пределах 1-2 км., что административный истец считает незаконным.

Административный истец, ссылаясь на положения части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, действующей с 1 января 2019 г., указывает, что законодательством выделены такие категории защитных лесов как леса, расположенные в водоохранных зонах, и ценные леса.

Также ссылаясь на введенную в действие с 1 января 2019 г. статью 115 Лесного кодекса Российской Федерации, административный истец указывает, что к ценным лесам, в частности, относятся нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов).

Как предусмотрено статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны для рек не может превышать 200 м.

Ссылаясь на положения статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, административный истец считает, что ширина нерестоохранных лесов регулируется законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 743 «Об утверждении правил установления рыбоохранных зон» ширина таких зон устанавливается в 200 м.

Административный истец считает, что исходя из указанных выше нормативных актов ширина защитных лесов Братского лесничества (нерестоохранных полос лесов), расположенных вдоль берега Братского водохранилища не может превышать 200 м. и может быть приравнена к ширине водоохранной зоны, установленной вдоль водохранилищ.

Административный истец указывает, что ширина защитных лесов (нерестоохранных полос лесов), установленных оспариваемыми нормами Лесохозяйственного регламента, по его мнению, незаконно в разы отличается от требований законодательства и составляет 2 000,00 м.

В 2018 г., в соответствии с совместным приказом Минприроды Российской Федерации и Федерального агентства водных ресурсов от 7 марта 2014 г. № 64, Енисейским Бассейновым водным управлением водоохранная зона Братского водохранилища была поставлена на кадастровый учет, с присвоением номера 38.00.2.42.

По факту постановки на кадастровый учет двухсотметровой водоохранной зоны были определены границы входящих в нее защитных лесов - нерестоохранные полосы лесов.

Подпунктом 2 пункта 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 № 72 предусмотрено, что внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях, в частности, принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений.

Административный истец считает, что несоответствие границ и площади защитных лесов (вдоль водоемов), установленных Регламентом, действующему законодательству, дает для признания его недействующим в оспариваемой.

Ссылаясь на положения статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2019 г., административный истец указывает, что отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 этого Кодекса.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28 июня 2012 г. № 183-уг, в редакции указа от 22 марта 2016 г. № 59-уг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп, к функциям министерства относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

Исходя из чего административный ответчик является уполномоченным лицом на разработку/утверждение и внесение изменений в лесохозяйственный регламент Братского лесничества в случае изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений, как то предусмотрено подпунктом 2 пункта 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 г. № 72.

В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности любых (не определенных индивидуально) граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на определенной территории, затрагивает права, свободы и обязанности любого лица, подпадающего под действие этого режима (в связи с нахождением на территории лесничества или осуществлением отдельных видов экономической и иной деятельности).

В связи с этим, на лесохозяйственные регламенты распространяются положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Административный истец является лесопользователем в рамках договора аренды лесного участка от 16 января 2009 г. № 7-09, общая площадь участка составляет 9 137,00 га, согласно ведомости распределения общей площади лесного участка, всю его площадь составляют защитные леса, согласно карте-схеме (приложение № 11 к регламенту) данные леса являются нерестоохранными полосами лесов.

Согласно данным кадастрового учета площадь защитных лесов с учетом максимальной ширины водоохранной зоны (200 м) составляет всего 2 708,0521 га, исходя из чего административный истец приходит к выводу о том, что остальная часть участка должна относиться к категории эксплуатационных лесов.

Административный истец считает, что в силу статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации установление оспариваемым нормативным правовым актом нерестоохранных полос шириной более 200 м. нарушает его права, свободы и законные интересы по использованию арендованного лесного участка.

В уточнениях к административному исковому заявлению, административный истец дополнительно в обоснование довода о нарушение его прав установлением нерестоохранной полосы свыше 200 м. указывает, что в соответствии с пунктом 42 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 2474, установлена обязанность лесопользователя после проведения сплошных рубок в защитных лесах проводить их искусственное лесвосстановление путем закладки лесных культур, что ранее действующим лесным законодательством не было предусмотрено.

Возложение на административного истца в императивном порядке обязанности проводить искусственное лесовосстановление, лишает его права выбора способа лесовосстановления, предусмотренного Правилами лесовосстановления, чем увеличиваются затраты на лесовосстановление. В подтверждение довода о нарушения своих прав административный истец ссылается на решение Падунского районного суда г. Братска от 17 декабря 2019 г. по делу № 2-21751/2019, которым на него возложена обязанность повести искусственное восстановление путем закладки лесных культур в соответствие с пунктом 42 Правил заготовки древесины, на лесной площади, где, согласно Правил лесовосстановления, достаточно проведения естественного либо комбинированного лесовосстановления.

Административный истец просит суд признать недействующим со дня его принятия Лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр, в части включения в защитные леса лесов, расположенных на территории превышающей 200 метровую рыбоохранную зону, а именно:

- в таблице № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» (глава. 1, стр. 23-33, регламента) относительно площадей защитных лесов в целом, площадей нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль Братского водохранилища, эксплуатационных лесов;

- в карте-схеме распределения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующим и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов (приложение 11) относительно границ защитных лесов - нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль берега Братского водохранилища.

Обязать Административного ответчика не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в силу внести изменения в лесохозяйственный регламент Братского лесничества Иркутской области:

- в таблицу № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» (глава. 1, стр. 23-33, регламента) относительно площадей защитных лесов в целом, площадей нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль Братского водохранилища, эксплуатационных лесов;

- в карту-схему распределения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующим и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов (приложение 11) относительно границ защитных лесов - нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль берега Братского водохранилища,

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, а также не заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с введением на территории Иркутской области Указом Губернатора Иркутской области № 59-уг от 18 марта 2020 г. «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» режима самоизоляции для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, учитывая, что на момент рассмотрения данного административного дела отменены ограничения на перемещение граждан на территории Иркутской области, а в суде предприняты меры обеспечения безопасности от возможного заражения COVID-19, обеспечена возможность соблюдения мер социального дистанцирования, суд не находит оснований для признания причин неявки административного истца уважительными.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо Енисейское бассейновое водное управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, в котором указало, что в компетенцию Енисейского БВУ не входит регулирование вопросов связанных с лесным фондом. Просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило возражения на административный иск, в котором указало, что не имеет интерес в исходе дела, так как поставленный в административном исковом заявлении вопрос не относится к его компетенции. Просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило пояснения по делу, в которых указало, что вопрос изложенный в административном исковом заявлении не относится к компетенции министерства, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Федеральное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», в лице филиал Федерального бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на административное исковое заявление полагало, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствует.

Заинтересованное лицо Росводресурсы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на административное исковое заявление не представило.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства («Рослесхоз»), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыва на административное исковое заявление, в котором указало, что указанными в административном исковом заявлении правоотношениями интересы Рослесхоза не затрагиваются, так как вопрос утверждения лесных регламентов относится к компетенции уполномоченных органов субъекта Российской Федерации.

Суд с учетом мнения явившегося в судебное заседание прокурора Царёвой Н.Н., руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав заключение по делу прокурора Царёвой Н.Н., просившей в удовлетворении административных исковых требований отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «ВИЛИС» по настоящему административному делу.

Согласно представленным доказательствам, административный истец на основании заключенного Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и ООО «Братский леспромхоз» договора аренды лесного участка № 7-09 от 16 января 2009 г. сроком действия с 16 января 2009 г. по 16 января 2058 г. (зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной службы по Иркутской области 9 апреля 2009 г., номер регистрации 38-38-03/003/2009-511), а также заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и ООО «Братский леспромхоз», ООО «Братский лесхоз», ООО «ВИЛИС» дополнительного соглашения № 2-2011 от 28 февраля 2011 г. о замене стороны в договоре аренды лесного участка № 7-09 от 16 января 2009 г. (зарегистрировано в Управлении Федеральной государственной службы по Иркутской области 14 апреля 2011 г., номер регистрации 38-38-03/016/2011-271) является арендатором земельного участка, отнесенного к категории защитных лесов, кварталы №№ 61-63, 65-82, с кадастровым номером (номер изъят) (номер учетной записи в государственном лесном реестре 71-2009-01), площадью 91370000 +/- 167278 кв.м., местоположение: (адрес изъят), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 6 февраля 2020 г. № КУВИ-001/2020-2423366.

Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 6 февраля 2020 г. № КУВИ-001/2020-2423366 следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) является Российская Федерация, право аренды земельного участка зарегистрировано за ООО «ВИЛИС» 14 апреля 2011 г. номер государственной регистрации 38-38-03/003/2009-511, зарегистрированы ограничения (обременения) с 20 января 2009 г., в пользу ООО «Областной лесхоз», а также с 4 июня 2018 г. ограничения прав на земельный участок согласно Карты (плана) зоны с особыми условиями использования территории от 31 октября 2017 г., выданной ООО «Земельные ресурсы».

Как следует из пункта 4 указанного выше договора аренды № 7-09 от 16 января 2009 г. земельный участок передан для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины 5,2 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 4,5 тыс. куб.м.

Согласно ведомости распределения общей площади данного лесного участка, всю его площадь составляют защитные леса, согласно КАРТЕ-СХЕМЕ (приложение № 11 к регламенту) данные леса являются нерестоохранными полосами лесов.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Проверяя полномочия Министерства лесного комплекса Иркутской области на утверждение лесохозяйственного регламента, суд исходит из следующего.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной Указом Губернатора Иркутской области от 28 июня 2012 года № 183-уг, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 27.02.2018 № 41-уг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года № 155-пп (в редакции от 13 августа 2018 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта) «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области»), к функциям министерства относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Арендуемый ООО «ВИЛИС» земельный участок на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, не относился и не относится на момент рассмотрения настоящего административного дела, к земельным участкам, указанным в части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, исходя из чего суд приходит к выводу о том, что утверждение лесохозяйственного регламента в оспариваемой части относится к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности в Иркутской области – к компетенции Министерства лесного комплекса Иркутской области.

Согласно части 6 статьи положениям статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности любых (не определенных индивидуально) граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на определенной территории, затрагивает права, свободы и обязанности любого лица, подпадающего под действие этого режима (в связи с нахождением на территории лесничества или осуществлением отдельных видов экономической и иной деятельности).

В связи с этим, на лесохозяйственные регламенты распространяются положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Обязательность официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина (включая права объединений граждан) предусмотрена также пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1 статьи 22 Устава Иркутской области, частью 2 статьи 53 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области».

Официальное опубликование для всеобщего сведения правового акта Иркутской области осуществляется посредством одновременного помещения текста правового акта, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области (часть 2 статьи 22 Устава Иркутской области, статья 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»).

Оспариваемый Лесохозяйственный регламент по Братскому лесничеству Иркутской области на 2019-2028 гг., утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр официально опубликован для всеобщего сведения в газете «Областная», которая является официальным средством массовой информации, для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области (Закон Иркутской области от 12 марта 2010 г. № 10-оз), от 24 декабря 2018 г. № 144 (1901), на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 октября 2018 г. и на официальном сайте Министерства лесного комплекса Иркутской области http://irkobl.ru/sites/alh/dokuments/reglament/.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, порядок принятия данного нормативного правового акта, а также его опубликования соблюден.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные, регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах:

устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусматривалось, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могли быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливались статьями 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации.

В редакции статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, действующей на момент рассмотрения настоящего административного дела, установлено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:

1) защитные леса;

2) эксплуатационные леса;

3) резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), предусматривалось, что к защитным лесам относились леса, которые подлежали освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Также пунктами 1-3, подпунктом «и» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта, предусматривалось, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в частности, нерестоохранные полосы лесов (пп. «и» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2019 г., также предусмотрено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Выделяются следующие категории защитных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

4) ценные леса;

5) городские леса.

Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.

Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Также согласно пункту 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ относилось к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 (действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), определено, что Рослесхоз осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного Кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ; по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает приказы.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 сентября 2009 г. № 372 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» определены границы нерестоохранных полос, в том числе на территории Братского лесхоза, Левобережной дачи, кварталы 62, 65, 68-70, 73, 76, 79, 82 и части кварталов 61, 63, 66, 67,71, 72, 75, 77, 78, 80, 81 (Приложение № 4 к Приказу).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 г. № 554 «Об утверждении перечня рек, их притоков и других водоемов, являющимися местами нереста лососевых и осетровых рыб» утвержден перечень водоемов, являющимися местами нереста лососевых и осетровых рыб, по берегам которых запрещено производить заготовку леса на расстоянии менее одного километра от берега, а в районах расположения заводов и хозяйств по разведению лососевых и осетровых рыб - на расстоянии менее трех километров. Согласно Приложению к данному Постановлению река Ангара с водохранилищами - Иркутским и Братским включена в перечень водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб.

Из оспариваемых положений Лесохозяйственного регламента по Братскому лесничеству Иркутской области на 2019-2028 гг., утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр, следует, что в разделе «Распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» в Таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы 1 этого лесохозяйственного регламента на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 16 сентября 2009 г. № 372 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», лесной участок, находящиеся в кварталах №№ 61-63, 65-82 Левобережной дачи Братского лесничества, представленный административному истцу в аренду, отнесен по состоянию на 1 января 2018 г. к нерестоохранным полосам защитных лесов.

Согласно приобщенной к материалам административного дела КАРТЫ-СХЕМЫ распределения лесов Братского лесничества Иркутской области по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий и объектов заказников, территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов, масштаб 1:200 000, выполненной Филиалом ФГУП «РОСЛЕСИНФОРГ» «ПРИБАЙКАЛПРОЕКТ» Левобережная дача Братского участкового лесничества, а также находящиеся в ней участки лесного фонда кварталы №№ 61-63, 65-82 расположены по берегам Братского водохранилища.

Из отзыва ФГБУ «Рослесинфорг» на административное исковое заявление ООО «ВИЛИС» следует, что утвержденная в Лесохозяйственном регламенте Братского района граница нерестоохранной полосы Братского водохранилища, определена на расстоянии 1000 м. от берега. Данное утверждение подтверждается указанной выше КАРТОЙ-СХЕМОЙ, на которой нанесены границы нерестоохранных полос лесных участков, в том числе и арендуемых административным истцом, из которой, с учетом ее масштаба, следует, что нерестоохранная полоса в кварталах №№ 61-63, 65-82 находится на расстоянии 1000 метров от берега Братского водохранилища. Доказательств превышения данного расстояния административным истцом суду не представлено, а материалы дела не содержат.

Из положений статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» следует, что со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Что касается законов и подзаконных нормативных правовых актов РСФСР, то эти акты действуют с учетом положений статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Постановление Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 г. № 554 «Об утверждении перечня рек, их притоков и других водоемов, являющимися местами нереста лососевых и осетровых рыб» является действующим, поскольку оно не входит в противоречие с положениям Водного кодекса Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Таким образом, целью установления водоохранной зоны является предотвращение загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно части 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Вместе с тем, данные защитные полосы водоохранной зоны не являются рыбоохранными полосами и эти понятия не тождественны.

Согласно положениям пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 № 743 (в ред. от 20.01.2016) «Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон» рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов, рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Как было указано выше, поскольку Федеральным агентством по рыболовству на момент принятия оспариваемых положений Лесохозяйственного регламента не установлены рыбоохранные зоны и их границы для мест нереста лососевых и осетровых рыб, устанавливаются в соответствии с не противоречащим Водному кодексу Российской Федерации Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 г. № 554 «Об утверждении перечня рек, их притоков и других водоемов, являющимися местами нереста лососевых и осетровых рыб», согласно которому в отношении включенных в его перечень водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб, действует запрещение производить заготовку леса на расстоянии менее одного километра от берега.

Таким образом, оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента Братского лесничества соответствуют действовавшему на момент его принятия федеральному законодательству, а доводы административного истца о его противоречии положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном толковании норм прав.

Следует отметить, что пункт 12 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации, на который ссылается административный истец не действовал на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, так как был введен в Лесной кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ, и стал применяться с 1 января 2019 г., поэтому доводы истца в этой части судом приняты быть не могут как основанные на неправильном применение правовой нормы во времени.

Вместе с тем, суд на момент рассмотрения настоящего дела не усматривает противоречия оспариваемых положений Лесохозяйственного регламента Братского лесничества также положениям пункта 12 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) отнесены к ценным лесам, имеющим уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, так как судом установлено, что ширина рыбоохранной зоны может не совпадать с шириной защитной полосы водоохранной зоны.

Иные доводы админитсративного искового заявления, в том числе изложенные в представленных суду дополнения к иску, юридического значения для дела не имеют и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ВИЛИС» к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Братского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр в части включения в защитные леса лесов, расположенных на территории превышающей 200 метровую рыбоохранную зону, а именно: в таблице № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» (глава 1, стр. 23-33, регламента) относительно площадей защитных лесов в целом, площадей нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль Братского водохранилища, эксплуатационных лесов; в карте-схеме распределения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующим и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов (приложение 11) относительно границ защитных лесов – нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль берега Братского водохранилища;

обязании внести изменения не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в Лесохозяйственный регламент Братского лесничества Иркутской области: в таблицу № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» (глава 1, стр. 23-33, регламент) относительно площадей защитных лесов в целом, площадей нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль Братского водохранилища, эксплуатационных лесов; в карту-схему распределения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующим и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, заказников, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов (приложение 11) относительно границ защитных лесов – нерестоохранных полос лесов, расположенных вдоль берега Братского водохранилища - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2020 г.

Председательствующий А.С. Папуша