ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1225/19 от 03.02.2020 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 03 февраля 2020 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Куулар А.И.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а - 277/20 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим Генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 27.12.2018 г. № 281/34 «Об утверждении проекта генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021319:13, расположенного по адресу: МО, <...>, к зоне объектов коммунального назначения (К) на карте функциональных зон муниципального образования, являющейся приложением к Генеральному плану г.о. Павловский Посад о признании недействующими Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 29.12.2017г. № 189/16 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориальной зоне комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ-3) на карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области,

установил:

ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад от 27.12.2018г. № 281/34, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, к функциональной зоне «К» (зона объектов коммунального назначения), и Правил землепользования и застройки городского округа Павловский Посад, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад от 29.12.2017 № 189/16, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориальной зоне КУРТ-3.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве собственности принадлежит часть жилого дома 1928 года постройки площадью 64,1 кв.м. (кадастровый <данные изъяты>) и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 232 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: Московская<данные изъяты>, г. Павловский Посад, <данные изъяты>. В связи с аварийным состоянием части жилого дома ФИО1 принято решение о возведении на спорном земельном участке нового индивидуального жилого дома. Однако уведомлением администрации городского округа Павловский Посад от 21.06.2019г. указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа он отнесен к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-3).

По мнению административного истца, функциональная зона объектов коммунального назначения («К») и территориальная зона КУРТ-3 в отношении принадлежащего ей земельного участка установлены в нарушение положений части 1 стать 9, статей 30, 34 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не учитывают сложившуюся планировку территории и существующее землепользование.

Земельный участок Административного истца, имеющий вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, отнесен оспариваемым Решением к Зоне объектов коммунального назначения (К) (приложение № 3 к Генеральному плану г.о. Павловский Посад - карта функциональных зон муниципального образования).

Данное обстоятельство, создавая правовую неопределенность в режиме использования земельного участка, послужило основанием для отказа в выдаче уведомления о соответствии строительства жилого дома установленным параметрам и соответственно препятствием для ведения строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Административный Истец считает, что включение ее земельного участка в Зону объектов коммунального назначения (К) незаконно и необоснованно, нарушает ее права, как собственника, на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного пользования.

Исходя из данных ЕГРН, земельный участок административного Истца был поставлен на государственный кадастровый учет в 2006 году, тогда и определен вид разрешенного использования.

Таким образом, включение оспариваемым Решением земельного участка административного Истца в Зону объектов коммунального назначения (К) на карте функциональных зон муниципального образования, без учета существующей застройки и вида разрешенного использования указанного земельного участка, противоречит требованиям федерального законодательства, а именно: ч. 1 ст. 9 ГрК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ.

Представитель Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области Московской области, не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1

Пояснила, что административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта РФ в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014г. №106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области от 24.07.2014г. №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» подготовка генеральных планов поселений и правил землепользования и застройки осуществляться Правительством Московской области или уполномоченным им центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

В силу положений п. 20 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 ч. 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлена главой 4 ГрК РФ.

Проекты генеральных планов и проекты ПЗЗ прошли процедуру публичных слушаний.

Замечания, полученные в ходе проведения публичных слушаний, включены в протокол и заключение о результатах публичных слушаний и направлены в Главное управление архитектуры и градостроительства МО.

г. в Главном управлении архитектуры и градостроительства МО состоялось заседание согласительной комиссии по урегулированию разногласий по заключениям, содержащим положения о несогласии с проектом документа территориального планирования городского округа Павловский Посад Московской области.

г. на заседании Градостроительного совета Московской области рассмотрен вопрос об утверждении проекта генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области.

27.12.2018г. в Совет депутатов от Администрации за № 4610исх поступило ходатайство о рассмотрении вышеуказанного проекта Решения на внеочередном заседании Совета депутатов, в связи с тем, что необходимые материалы от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области поступили в Администрацию 25.12.2018г., а в ведомственной информационной системе (ВИС) были размещены 26.12.2018г. Приложением к письму было: 1) письмо ФИО2; 2) утверждаемая часть проекта генерального плана текстовая часть — положение г.о. Павловский Посад, графическая часть-карта ОМЗ, карта границ, карта ФЗ в М 1:10 000.

В соответствии с ч. 3, ст. 26 Устава городского округа Павловский Посад, численный состав Совета депутатов городского округа - 20 депутатов.

В соответствии с ч. 6, ст. 26 Устава городского округа Павловский Посад, заседание Совета депутатов городского округа правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от избранного состава Совета депутатов городского округа.

Согласно протокола № 34 внеочередного заседания Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 27.12.2018 был утвержден проект Решения «Об утверждении проекта генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области». Голосовали «за» - 14, «против» - 2, «воздержались» - 0. Кворум имелся.

Решение Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 27.12.2018 № 281/34 «Об утверждении проекта генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области» было опубликовано в Информационном вестнике городского округа Павловский Посад № 14 от 28.12.2018 (страницы № 41-57).

Также вышеуказанное Решение с приложениями размещено на официальном сайте Администрации городского округа Павловский Посад Московской области в телекоммуникационной сети «Интернет» - ссылка: old.pavpos.ru/resh_sov_dep (скриншот прилагается).

Довод Административного истца о том, что включение оспариваемым Решением земельного участка в Зону объектов коммунального назначения (К) на карте функциональных зон муниципального образования противоречит требованиям федерального законодательства, а именно: ч. 1 ст. 9 ГрК РФ является необоснованным по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (пункт 34 статьи 1 ГрК РФ).

Подготовка генерального плана поселения направлена не только на отражение существующей территории поселения, но и на планируемое развитие этой территории. Документы территориального планирования с учетом необходимости гармоничного развития территорий призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Таким образом, оспариваемое Решение Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 27.12.2018г. № 281/34 «Об утверждении проекта генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области» принято в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснила, что административным истцом не доказано нарушения ее прав оспариваемыми нормативными правовыми актами. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки и генеральных планов относится к вопросам местного значения поселения, городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

Генеральные планы поселений являются документами долгосрочного планирования, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи К. пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Главархитектура Московской области на момент принятия и утверждения, оспариваемых нормативных правовых актов в соответствии с Положением о Главархитектуре Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области №858/28 от 14.11.2007г., являлась уполномоченным органом по подготовке генеральных планов.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Генеральные планы поселений являются документами долгосрочного территориального планирования, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ).

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Согласно статье 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (часть 3); деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения бьектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан, объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, конструкции указанных в настоящем пункте объектов (часть 34).

Содержание приведенных норм в их системном единстве свидетельствует о том, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. При этом следует разграничивать определение долгосрочных ориентиров развития территории и правового режима использования территории в документах территориального планирования и градостроительного зонирования от реализации упомянутых документов.

Таким образом, само по себе отнесение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Прокурор полагала административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты в оспариваемой ФИО1 части противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные ФИО1, подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса и не противоречащих ему других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Пунктами 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным зонированием является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Генеральные планы поселений – в соответствии с п. 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ - являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно положениям пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Частью 4 статьи 7 Закона установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п.1 части 1 статьи 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

Подготовка и утверждение Генерального плана поселения регламентирована статьей 24 ГрК РФ.

Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит часть жилого <данные изъяты> года постройки площадью 64,1 кв.м. (кадастровый <данные изъяты>) и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 232 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <данные изъяты>

Согласно Генеральному плану городского округа Павловский Посад земельный участок отнесен к функциональной зоне «К» - зона объектов коммунального назначения. Правилами землепользования и застройки земельный участок административного истца отнесен к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-3).

Генеральные планы городских поселений являются документами долгосрочного территориального планирования (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 1, пунктом 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, установление границ которых не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п.

С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

В данном случае установление функциональной зоны «Зона объектов коммунального назначения» и отнесение к ней земельного участка административного истца уполномоченными органами не обоснованы.

Ответчик и заинтересованные лица обосновывают установление зоны К наличием проекта планировки, утвержденного постановлением администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района от 04.12.2014г. № 1391, согласно которому на спорном земельном участке предусмотрено размещение площадки для хранения индивидуального автомобильного транспорта.

При этом в проекте планировки не решается вопрос изъятия земельного участка, принадлежащего административному истцу. Объект, предполагаемый к размещению на спорном земельном участке, не относится к объектам местного значения.

Обоснование невозможности сохранения существующего землепользования административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.

Кроме того, установлено, что проект планировки не реализуется. Заинтересованное лицо ООО «Юнстрой» находится в стадии банкротства.

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса РФ также предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (часть 3); деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (часть 34).

Содержание приведенных норм в их системном единстве свидетельствует о том, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

Так, согласно части 2 статьи 46.10 Градостроительного кодекса РФ решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Поскольку спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне КУРТ-3 на основании утвержденного ППТ, это противоречит основным положениям Градостроительного кодекса РФ.

Из проекта планировки, утвержденного постановлением администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района от 04.12.2014г. № 1391 (т. 2 Л.Д. 260 – 287), следует, что обеспечение объектами социального и коммунально-бытового назначения планируется за счет существующей инфраструктуры. Возведение каких-либо новых объектов, за исключением автостоянки для вновь построенного жилого дома, в границах проекта панировки территории не предусмотрено. Таким образом, уполномоченными органами не обосновано, в чем заключается комплексность развития спорной территории.

Поэтому функциональная зона объектов коммунального назначения «К» и территориальная зона КУРТ-3 в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка установлены в нарушение положений части 1 стать 9, статей 30, 34 Градостроительного кодекса РФ, не учитывают сложившуюся планировку территории и существующее землепользование.

При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденный Решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 27.12.2018 г. № 281/34 «Об утверждении проекта генерального плана городского округа Павловский Посад Московской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021319:13, расположенного по адресу: МО, <...>, к зоне объектов коммунального назначения (К) на карте функциональных зон муниципального образования, являющейся приложением к Генеральному плану г.о. Павловский Посад, признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 29.12.2017г. № 189/16 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориальной зоне комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ-3) на карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терещенко А.А.