Дело №3а-123/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 14 мая 2018 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Якимовой А.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что ФИО2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 48875 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 33021 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9492 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости, определена в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», составляет: для земельного участка с кадастровым номером № - 16905862 рубля 50 копеек; для земельного участка с кадастровым номером № - 11421963 рубля 90 копеек; для земельного участка с кадастровым номером № - 3283282 рубля 80 копеек.
Согласно отчету об оценке оценщика ИП ФИО5№ от 20 декабря 2017 года по состоянию на 01 ноября 2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4440783 рубля.
Согласно отчету об оценке оценщика ИП ФИО5№ от 20 декабря 2017 года по состоянию на 23 декабря 2016 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3136335 рублей.
Согласно отчету об оценке оценщика ИП ФИО5№ от 20 декабря 2017 года по состоянию на 26 декабря 2016 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 1014410 рублей.
На основании изложенного ФИО2 просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 48875 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенный по адресу<адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4440783 рубля, по состоянию на 01 ноября 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 33021 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенный по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3136335 рублей, по состоянию на 23 декабря 2016 года; установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером с кадастровым номером №, общей площадью 9492 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенный по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1014410 рублей, по состоянию на 26 декабря 2016 года.
Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года №39 (л.д.240-243, т.1).
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (л.д.47-49, т.2).
Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области представила отзыв на административное исковое заявление ФИО2, согласно которому администрация возражает против удовлетворения исковых требований, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 в полном объеме и рассмотреть данное дело в отсутствие представителя администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (л.д.56 т.2).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной его рыночной стоимости в размере, определенном по результатам проведения судебной экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частями третьей и пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил № 316 приказом Минэкономразвития РФ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Методические указания № 222), применимые при определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний № 222, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний № 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Пунктом 13 Правил № 316 также предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 48875 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 33021 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9492 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «<данные изъяты>»), расположенного по адресу: <адрес>.
Права собственности ФИО2 подтверждаются договором купли-продажи недвижимого имущества №-осн от 11 июля 2016 года (л.д.29-32, т.1), выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 10.02.2017 года, от 13.02.2017 года и от 07.12.2017 года (л.д.20-22, 23-25, 26-28, т.1).
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ФИО2, права и обязанности которой, как плательщика земельного налога, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на принадлежащие ей на праве собственности земельные участки, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, земельный участок с кадастровым номером № внесен в Единый государственный реестр недвижимости 30 сентября 2010 года. Какие-либо изменения в сведения по земельному участку в Единый государственный реестр недвижимости вследствие изменения его количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, не вносились.
Земельный участок с кадастровым номером № включен в перечень земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 16905862 рубля 50 копеек.
Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером № был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. При постановке на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельных участков определена на основании п.2.1.17 Методических указаний №222, согласно которым в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок), кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения пощади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Преобразуемый земельный участок с кадастровым номером № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Удельный показатель преобразуемого земельного участка с кадастровым номером № утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года №358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 345,90 руб. за кв.м.
Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка с кадастровым номером № применен удельный показатель преобразуемого объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 345,90 руб. за кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 11421963 рубля 90 копеек.
Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, земельный участок с кадастровым номером № был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. При постановке на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельных участков определена на основании п.2.1.17 Методических указаний №222, согласно которым в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок), кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения пощади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Преобразуемый земельный участок с кадастровым номером № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Удельный показатель преобразуемого земельного участка с кадастровым номером № утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года №358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 345,90 руб. за кв.м.
Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка с кадастровым номером № применен удельный показатель преобразуемого объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 345,90 руб. за кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 3283282 рубля 80 копеек.
01 января 2015 года вступило в законную силу постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».
Согласно п.2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.
Исходя из изложенного, в соответствии с п.п.2.4, 2.1.17 Методических указаний №222, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 11421963 рубля 90 копеек.
Исходя из изложенного, в соответствии с п.п.2.4, 2.1.17 Методических указаний №222, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 3283282 рубля 80 копеек.
Иных изменений в сведения по земельным участкам в Единый государственный реестр недвижимости вследствие изменения его количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, впоследствии не вносились (л.д.5-7 т.2).
Таким образом, имеются основания для применения в рамках настоящего дела по земельным участкам с кадастровыми номерами № и № положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оснований для применения положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по земельному участку с кадастровым номером №, не имеется.
Как ранее уже отмечалось, земельные участки с кадастровыми номерами № и №, были образованы в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами № и №, и поставлены на государственный кадастровый учет 23 и 26 декабря 2016 года, соответственно.
Из указанного следует, что юридически значимыми датами, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, являются: для земельного участка с кадастровым номером № - 01 ноября 2013 года; для земельного участка с кадастровым номером № - 23 декабря 2016 года; для земельного участка с кадастровым номером № - 26 декабря 2016 года. При этом судом учитываются разъяснения, содержащиеся в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28, согласно которым датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в том числе объектов, в отношении которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении их качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости), является дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, административный истец представила в суд отчеты об оценке оценщика ИП ФИО5
Согласно отчету об оценке № от 20 декабря 2017 года, рыночная стоимость по состоянию на 01 ноября 2013 года земельного участка с кадастровым номером № 4440783 рубля.
Согласно отчету об оценке № от 20 декабря 2017 года, рыночная стоимость по состоянию на 23 декабря 2016 года земельного участка с кадастровым номером № 3136335 рублей.
Согласно отчету об оценке № от 20 декабря 2017 года, рыночная стоимость по состоянию на 26 декабря 2016 года земельного участка с кадастровым номером № 1014410 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем административного истца ФИО1 заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, по результатам рассмотрения которого судом назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков.
Согласно экспертному заключению эксперта ООО «Эксперт» ФИО7 от 28 апреля 2018 года № № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 ноября 2013 года составила 4738900 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года составила 3492300 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26 декабря 2016 года составила 1145200 рублей (л.д.98-176 т.2).
Заключение эксперта ООО «Эксперт» ФИО7 от 28 апреля 2018 года №№ составлено с соблюдением требований ст.82 КАС РФ, Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года №611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у суда отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков, определенной судебной экспертизой, лицами, участвующими в деле, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, в том числе отчеты об оценке оценщика ИП ФИО5 от 20 декабря 2017 года №, № и №, а также заключение эксперта ООО «Эксперт» ФИО7 от 28 апреля 2018 года №№, суд по указанным выше основаниям отдает предпочтение полученному по результатам проведения судебной экспертизы заключению эксперта ООО «Эксперт» ФИО7 от 28 апреля 2018 года №№, полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость земельных участков с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - 01 ноября 2013 г. в размере 4738900 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - 23 декабря 2016 года в размере 3492300 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - 26 декабря 2016 года в размере 1145200 рублей и приходит к выводу о том, что требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - 01 ноября 2013 г. в размере 4738900 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - 23 декабря 2016 года в размере 3492300 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - 26 декабря 2016 года в размере 1145200 рублей, подлежат удовлетворению.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований ФИО2 доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Правительства Нижегородской области о том, что результаты кадастровой оценки объекта недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость (ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ст.66 ЗК РФ).
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №, которая соответствует дате обращения ФИО2 в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть 28 декабря 2017 года.
В соответствии с ч.3 ст.188 КАС РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.
Согласно ч.1 ст.109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу.
Поскольку судебная экспертиза по настоящему административному делу, назначенная по ходатайству ФИО2, проведена и по ее результатам представлено заключение эксперта ООО «Эксперт» ФИО7 от 28 апреля 2018 года №№, которое признано судом надлежащим доказательством, отвечающим критериям относимости, допустимости и достоверности, при этом административным истцом произведено предварительное внесение сумм, подлежащих выплате экспертной организации, на счет Нижегородского областного суда в размере, установленным в определении Нижегородского областного суда от 21 февраля 2018 года на основании соглашения ФИО2 и экспертной организации (60000 рублей), в силу положений ст.ст.108, 109 КАС РФ вышеуказанная денежная сумма подлежит выплате ООО «Эксперт» посредством ее перечисления со счета Нижегородского областного суда на счет ООО «Эксперт» по указанным им реквизитам.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «Владыкино»), площадь 48875 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 01 ноября 2013 года, в размере его рыночной стоимости 4738900 (четыре миллиона семьсот тридцать восемь тысяч девятьсот) рублей
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «Владыкино»), площадь 33021 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 23 декабря 2016 года, в размере его рыночной стоимости 3492300 (три миллиона четыреста девяносто две тысячи триста) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (микрорайон «Владыкино»), площадь 9492 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 26 декабря 2016 года, в размере его рыночной стоимости 1145200 (один миллион сто сорок пять тысяч двести) рублей.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, считать 28 декабря 2017 года.
Перечислить внесенные ФИО2 на счет Нижегородского областного суда денежные средства в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей за проведение судебной экспертизы по настоящему административному делу Обществу с ограниченной ответственностью «Эксперт» (ИНН №; КПП №, БИК №, р/с №; к/с №, филиал «<данные изъяты>» Банка <данные изъяты> (ПАО) <адрес>).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2018 года
Судья В.Н. Нуждин