ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-124/20 от 19.06.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

38OS0Номер изъят-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием административного истца первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Калинин А.М., представителя заинтересованного лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» – Елисеева Д.В., действующего на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-124/2020 по административному исковому заявлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, администрации Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области о признании недействующим Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва Номер изъят-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Иркутский областной суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва Номер изъят 25-дгп «Об утверждении генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Дата изъята решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва Номер изъят-дгп утвержден генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.

Полный текст решения Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва Дата изъята Номер изъят-дгп опубликован Дата изъята на официальной странице ежемесячной газеты «Наша Листвянка», выпуск Номер изъят (65) март 2016 г. Дата изъята вышеуказанное решение было опубликовано на официальном сайте администрации Листвянского муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Утвержденный Генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Дата изъята УИН 256121Номер изъят.

Из комплексного анализа вышеуказанного решения и положений Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», следует, что под объектом, включенным в список всемирного природного наследия, подразумевается Центральная экологическая зона Байкальской природной территории.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле закона озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.

Листвянское муниципальное образование расположено в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, относится к особо охраняемой природной территорий федерального значения.

Охрана Байкальской природной территории, имеющей уникальное природное и историческое значение мирового масштаба, возложена ЮНЕСКО на Российскую Федерацию.

Центральная экологическая зона создана с самым жестким режимом ведения хозяйственной и экономической деятельности по причине совпадения её границ с территорией всемирного наследия, сохранность и неизменность которой гарантирована государством.

Расширение границ населенных пунктов, зонирование территории, допустимость негативного воздействия планируемых для размещения объектов в обязательном порядке должно проходить согласование с уполномоченным федеральным органом, а Генеральный план поселения, расположенного в этой хоне, должен содержать характеристики зон с особыми условиями использования территории, а именно ограничения и запрещенные виды деятельности, установленные для Центральной экологической зоны Байкальской природной территории Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 № 643.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустненского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование 170 000,00 га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 000,00 га земель государственного фонда, а также 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографически границы определены Генеральной схемой Прибайкальского национального парка, подготовленной Росагропром РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. При формировании границ национального парка были учтены научные исследования относительно наличия природной ценности территорий, входящей в состав национального парка.

За период с 1986 года какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, а также зонирование территорий уполномоченными органами не принимались. Информация о границах, существующих особо охраняемых природных территорий федерального значения размещена на информационном ресурсе http://oopt.kosmosnimki.ru в публичном доступе.

Прибайкальский национальный парк находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Прибайкальском национальном парке, утвержденное руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997, с изменениями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.03.2005 № 66, а также приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской и от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009 № 72).

Управление Прибайкальским национальным парком осуществляется ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (далее по тексту) - ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Картографические границы Прибайкальского национального парка определены Генеральной схемой Прибайкальского национального парка, подготовленной Росагропром РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. С учетом границ Прибайкальского национального парка распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р были утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

Листвянское муниципальное образование расположено в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Административный истец считает, что в нарушение пункта 29 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769, пункта 16 Положения о Прибайкальском национальном парке, утвержденного руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31 декабря 1997 г. (с изменениями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 марта 2005 г. № 66, приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 48 и от 26 марта 2009 г. № 72), территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся природные парки.

Административный истец указывает, что генеральный план должен содержать характеристики зон с особыми условиями использования территории, а именно ограничения и запрещенные виды деятельности, установленные для Центральной экологической зоны Байкальской природной территории Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 № 643, водоохраной зоны озера Байкал.

В текстовой части материалов по обоснованию утвержденного генерального плана перечислены виды деятельности, запрещенные или ограниченные в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории в силу Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (лист 30 часть 1 книга 2 материалы по обоснованию).

Текстовая часть указанных выше материалов не содержит перечня запретов и ограничений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643.

Условия развития муниципального образования и входящих в него населенных пунктов должны соответствовать требованиям Федерльного закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ, Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 № 643.

В соответствии со статьями 4 и 15 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена необходимость учета особо охраняемых природных территорий и, как следствие, функциональных зон особо охраняемой природной территории при планировании социально-экономического развития регионов.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта включения оспариваемым Генеральным планом в границы населенных пунктов Листвянского муниципального образования лесов особо охраняемой природной территории, заповедных территории, с установлением для них зон, противоречащих режиму, установленному Федеральным законом № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», что подтверждается информацией Прибайкальского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 12 мая 2020 г., содержащей сведения о координатах пересечения и указание на площадь пересечения с лесами Прибайкальского национального парка - 231,3547 га, а также сведениям ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, статьей 11 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлен прямой запрет перевода земель лесного фонда в земли других категорий в Центральной экологической зоне.

Утверждение генерального плана, предусматривающего перевод участков земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования таких участков, приводит к нарушению лесного и природоохранного законодательства. Включение лесных участков в границы населенных пунктов может привести к изменению границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов и, как следствие, к уменьшению их площади, что является незаконным.

По сведениям ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в границы населенных пунктов Листвянского муниципального образования включены лесные участки Листвянского участкового лесничества. Предоставлено визуальное наложение границ на земли лесной фонд особо охраняемой природной территории.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Генеральный план Листвянского муниципального образования, карта функциональных зон Листвянского муниципального образования приняты без учета функциональных зон Прибайкальского национального парка.

Утверждение генерального плана, предусматривающего перевод участков земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования таких участков, приводит, по мнению административного истца к нарушению лесного и природоохранного законодательства. Включение лесных участков в границы населенных пунктов может привести к изменению границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов и, как следствие, к уменьшению их площади, что является незаконным.

В силу пункта 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды РФ).

Учитывая, что территория Листвянского муниципального образования Иркутского района расположена в границах Прибайкальского национального парка - особо охраняемой природной территорий федерального значения, проект Генерального плана Листвянского городского поселения подлежал обязательному согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно письму Врио директора Департамента планирования территориального развития Елина А.А. от 25 сентября 2019 г. № Д27и-32644, администрацией Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в целях согласования проекта Генерального плана поселения в Минэкономразвития Российской Федерации направлялось уведомление об обеспечении доступа к проекту названного документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

Информация о вышеуказанном размещении была доведена до сведения Минэкономразвития Российской Федерации письмом от 28 мая 2015 г. № 708.

По результатам рассмотрения проекта генерального плана уполномоченными отраслевыми федеральными органами были направлены отрицательные заключения от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (от 13.11.2015 № 05-09-31/28659, от 26.01.2016 № 04-09-31/1310), Министерства здравоохранения Российской Федерации (от 13.10.2015 № 13-5/10/2-6040, от 08.02.2016 № 13-5/10/2-632), Министерства транспорта Российской Федерации (от 27.10.2015 № ЕД-21/14105), Министерства энергетики Российской Федерации (от 21.10.2015 № 08-867, от 29.12.2015 № 08-1072).

Министерством здравоохранения Российской Федерации в заключении от 13 октября 2015 г. № 13-5/10/2-6040 обращено внимание органа местного самоуправления на наличие на территории Листвянского муниципального образования лечебных радоновых минеральных вод наружного применения «Никола» (скважина № 7) и минеральных питьевых лечебных вод, содержащих растворенные органические вещества (Сорг) и ионы фтора «Ангарские хутора» (скважина № 9), что является основанием для выделения в проекте Генерального плана границ и режимов округов горно-санитарной охраны, устанавливаемых для лечебно-оздоровительных местностей, в комплексе природных лечебных факторов которые имеют объекты, относящиеся к недрам.

Вместе с тем, анализ текстовой части материалов по обоснованию оспариваемого Генерального плана показывает, что сведения о наличии на территории муниципального образования радоновых минеральных вод наружного применения «Никола» (скважина № 7) и минеральных питьевых лечебных вод, содержащих растворенные органические вещества (Сорг) и ионы фтора «Ангарские хутора» (скважина № 9) отсутствуют.

Более того, в картографических материалах, по мнению административного истца, не отражены зоны горно-санитарной охраны природных лечебных месторождений минеральных вод «Никола», «Ангарские Хутора».

Замечания Министерства транспорта Российской Федерации, изложенные в заключение от 27 октября 2015 г. № ЕД-21/14105 были доработаны, о чем имеется соответствующее заключение от 22 декабря 2015 г. № ЕД-21/17179).

Решением совещания органу местного самоуправления администрации Листвянского муниципального образования было предложено в 30-дневный срок доработать проект генерального плана по замечаниям Минприроды Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации, Минэнерго Российской Федерации и обеспечить доступ проекта и материалов по его обоснованию в ФГИС ТП с соответствующим уведомлением Минэкономразвития Российской Федерации.

Вместе с тем, вышеуказанное предложение администрацией Листвянского муниципального образования не было реализовано, в результате чего Минэкономразвития Российской Федерации в адрес администрации направлено сводное заключение о несогласовании проекта Генерального плана.

Из анализа представленных Минэкономразвития Российской Федерации материалов следует, что администрацией не были приняты исчерпывающие меры для исправления замечаний, указанных в протоколе согласительного совещания от 17 марта 2016 года № 27-ЦА. Кроме того, данные замечания не были рассмотрены в рамках права, предоставленного главе поселения часть 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), посредством организации работы согласительной комиссии, в результате чего, законом установленная обязанность согласования проекта генерального плана с Минэкономразвития Российской Федерации не была исполнена.

Прокурор в административном исковом заявлении указывает, что утверждение генерального плана при наличии отрицательного заключения по проекту генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки оспариваемого нормативного правового акта. Содержание данной нормы не предполагает произвольных действий Главы местной администрации поселения по направлению несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления, равно как и утверждение несогласованного проекта, представительным органом местного самоуправления. Аналогичная правовая позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 35-АПГ16-13.

Административный истец полагает, что главой администрации и представительным органом местного самоуправления Листвянского муниципального образования были проигнорированы отрицательные заключения уполномоченных отраслевых федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем, проект генерального плана по имеющимся замечаниям не был доработан.

Прокурор считает, что при указанных обстоятельствах, оспариваемый муниципальный нормативно-правовой акт - решение Думы Листвянского муниципального образования от 30.03.2016 № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» является незаконным, ввиду несоответствия его требованиям федерального законодательства об обязательном согласовании документов территориального планирования.

Отсутствие согласования генерального плана поселения со стороны Минприроды России, в ведении которого находится Прибайкальский национальный парк, создает угрозу экологической безопасности особо охраняемых природных территорий и является грубейшим нарушением природоохранного законодательства.

Застройка уникальных по своей природе территорий, являющихся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, влечет утрату эндемичных объектов флоры и фауны в результате освоения ранее незатронутых территорий и интенсивной застройки. В результате несогласованных границ населенных пунктов и незаконных действий по распоряжению землями из владения государства выбывают земли федеральной формы собственности, защитные леса переводятся в земли населенных пунктов, что, влечет нарушение интересов Российской Федерации.

Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор просит признать недействующим генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденный решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Калинин А.М. административные исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Прибайкалье» Елисеев Д.В., действующий на основании доверенности, представил суду отзыв на иск, в судебном заседании просил административные исковые требования прокурора удовлетворить.

Административные ответчики Дума Листвянского муниципального образования, администрация Листвянского муниципального образования, надлежащим образом извещенные времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, отзыва на административное исковое заявление не представили.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в отзыве на исковое заявление полагало, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд с учетом мнения явившихся лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области утвержден решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области».

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, принятие Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденный решением от 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Административным ответчиком Думой Листвянского муниципального образования по запросу суда представлены: оспариваемое решение Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области», устав Листвянского муниципального образования (в редакции от 26.04.2019), решение от 16 октября 2013 г. № 73-дгп «Об утверждении регламента Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва», решение от 11 декабря 2015 г. Номер изъят «О регистрации избранных депутатов Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва», решение от 14 декабря 2015 г. Номер изъят-дгп «Об избрании Председателя Думы Листвянского муниципального образования», решение от 20 марта 2018 г. № 118-дгп «Об избрании Председателя Думы Листвянского муниципального образования», протокол от 14 декабря 2015 г. № 01, страницы официального источника опубликования принятого нормативного правового акта газета Наша Листвянка, протокол от 30 марта 2016 г. Номер изъят.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава Листвянского муниципального образования (далее по тексту – Устав), Листвянское муниципальное образование наделено статусом городского поселения Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 г. № 94-оз «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области».

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Устава Дума Листвянское муниципальное образование обладает правами юридического лица и подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

Согласно пункту 22 статьи 6 Устава к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится вопрос об утверждении генерального плана поселения.

Согласно части 1 статьи 3 Регламента Думы Листвянского муниципального образования (далее по тексту – Регламент), Дума состоит из 10 депутатов (решение Номер изъят-дгп от 16 октября 2013 г.), избираемых по двум пяти мандатным избирательным округам населением поселения на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно части 2 статьи 3 Регламента депутаты Думы осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, совмещая депутатскую деятельность с выполнением трудовых и служебных обязанностей по месту основной работы.

Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.

Как было указано выше, из Устава Листвянского муниципального образования следует, что Дума обладает правами юридического лица.

Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.

Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).

Таким образом, обсуждая вопрос о процессуальной право-дееспособности Думы Листвянского муниципального образования, обладающего статусом юридического лица, в соответствии с частью 2 статьи 4 Регламента, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление предъявлено к надлежащему ответчику – публичному представительному органу муниципального образования - Думе Листвянского муниципального образования, принявшему оспариваемый нормативно - правой акт.

Также согласно частей 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Принятый Думой Листвянского муниципального образования Генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденный решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. Номер изъят-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» является нормативно – правовым актом, принят Думой Листвянского муниципального образования (протокол от 30 марта 2016 г. Номер изъят), подписан уполномоченным должностным лицом – председателем Думы Листвянского муниципального образования Шамсудиновым А.А., Главой Листвянского муниципального образования Бичевиной Г.В.

Оспариваемый нормативно-правовой акт - решение Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» принят в форме, установленной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта), опубликован в соответствии с положениями Устава в газете администрации Листвянского муниципального образования «Наша Листвянка» (л.д. 228-229 т. 2), с дублированием текста муниципального правового акта на официальном сайте Листвянского муниципального образования в сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 3 Регламента Думы Листвянского муниципального образования, Дума состоит из 10 депутатов (решение Номер изъят от 11 декабря 2015 г.), избираемых по двум пяти мандатным избирательным округам населением Поселения на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Проверяя соблюдение Думой Листвянского муниципального образования порядка принятия решения Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области», суд установил, что решением от 11 декабря 2015 г. № 73/705 «О регистрации избранных депутатов Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва» были признаны состоявшимися и действительными выборы 7 декабря 2015 г. депутатов Думы Листвянского муниципального образования, в Думу Листвянского муниципального образования избрано 10 депутатов четвертого созыва: Воронов М.В., Говорина Т.В., Евстафьева А.В., Рец И.Е., Шамсудинов А.А., Веприкова И.П., Обухов В.А., Платонов В.Ф., Сизых А.С., Шумова Т.П.

Как следует из положений статьи 6 Устава утверждение Генерального плана Листвянского муниципального образования относится к полномочиям Думы Листвянского муниципального образования.

Указанный выше нормативный акт не оспаривается по основаниям нарушения законодательства при формировании Думы Листвянского муниципального образования, отсутствию у Думы полномочий на его принятие, а также нарушению порядка голосования при принятии этого нормативного акта.

В ходе рассмотрения административного дела суду представлены: решение от 30 марта 2016 г. Номер изъят-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области», доказательства официального опубликования нормативного правового акта, сведения о размещении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области во ФГИС ТП, ответ на запрос от 6 ноября 2019 г. Номер изъят.06.7 с направлением картографического материала на населенные пункты п. Листвянка, п. Никола, п. Большие Коты, сводное заключение о несогласии с проектом Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, уведомление Минэкономразвития России от 23 октября 2015 г. № АК-3110/08, уведомление Федерального агентства лесного хозяйства от 28 сентября 2015 г. № ПК-06-31/11852, уведомление МЧС России от 28 сентября 2015 г. Номер изъят, уведомление Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 ноября 2015 г. № 05-09-31/28659, протокол согласительного совещания Министра экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2016 г. № 27-ЦА, уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования от 28 августа 2015 г. Номер изъят.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения об утверждении генерального плана, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Как предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.

Согласно части 3 статьи 18 ГрК РФ порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что Прибайкальский национальный парк, который создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. Номер изъят (л.д. 40-41 т. 1) на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земель площадью 170 тыс. гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда, а также 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, расположен в том числе и на территории Листвянского муниципального образования расположен

В ходе проведения работ по определению границ парка была подготовлена Генеральная схема Прибайкальского Государственного Природного Национального Парка, которая одобрена и согласована Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов № 551 от 19 декабря 1990 г.

В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

С учетом границ Прибайкальского национального парка распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р были утверждены границы Байкальской природной территории и её экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния (л.д. 173-175).

Судом установлен и лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспаривался факт вхождения Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, Прибайкальского национального парка, границы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, относящейся к территории, ограниченной в обороте с особыми условиями использования.

Расширение границ населенных пунктов, зонирование территории, допустимость негативного воздействия планируемых для размещения объектов в обязательном порядке должно проходить согласование с уполномоченным федеральным органом, генеральный план должен содержать характеристики зон с особыми условиями использования территории, а именно: ограничения и запрещенные виды деятельности, установленные для центральной экологической зоны Байкальской природной территории Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Прибайкальский национальный парк находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктом 5.16 (12) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, проект генерального плана Листвянского муниципального образования подлежал согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На момент принятия решения Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» согласование генерального плана осуществлялось в Порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 (далее - Порядок согласования).

В соответствии с п. 29 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, п. 16 Положения о Прибайкальском национальном парке, утвержденном руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.03.2005 № 66, приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009 № 72), территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся природные парки.

В силу п. 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены полномочия по согласованию проектов документов территориального планирования муниципальных образований, на территориях которых находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.

Учитывая, что территория Листвянского муниципального образования Иркутского района расположена в границах Прибайкальского национального парка - особо охраняемой природной территорий федерального значения, проект Генерального плана Листвянского городского поселения подлежал обязательному согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 утвержден «Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок). Данный документ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 апреля 2012 г. и действовал на момент совершения администрацией Листвянского муниципального образования действий по согласованию проекта генерального плана, до июля 2016 года включительно.

По информации Врио директора Департамента планирования территориального развития Елина А.А. от 25.09.2019 № <адрес изъят>, администрацией Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в целях согласования проекта Генерального плана поселения в Минэкономразвития РФ направлялось уведомление об обеспечении доступа к проекту названного документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Информация о вышеуказанном размещении была доведена до сведения Минэкономразвития РФ письмом от 28.05.2015 Номер изъят.

Указанное уведомление в свою очередь было направлено Минэкономразвития РФ в отраслевые федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в их компетенцию.

По результатам рассмотрения проекта Генерального плана уполномоченными отраслевыми федеральными органами были направлены отрицательные заключения от Министерства природных ресурсов и экологии РФ (от 13.11.2015 № 05-09-31/28659, от 26.01.2016 № 04-09-31/1310), Министерства здравоохранения РФ (от 13.10.2015 № 13-5/10/2-6040, от 08.02.2016 № 13-5/10/2-632), Министерства транспорта РФ (от 27.10.2015 № ЕД-21/14105), Министерства энергетики РФ (от 21.10.2015 № 08-867, от 29.12.2015 № 08-1072).

Так, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации было отказано в согласовании по причине не отображения береговой полосы водных объектов общего пользования, границ зон затопления и зон подтопления (заключение от 13.11.2015 № 05-09-31/28659).

В результате частичной доработки проекта администрацией Листвянского муниципального образования вышеуказанным Министерством направлено повторное заключение о невозможности согласования представленного проекта, так как зоны затопления и подтопления, вопреки ранее направленным замечаниям на карты (схемы) нанесены не были (заключение от 26.01.2016 № 04-09-31/1310).

Зоны затопления и подтопления, в соответствии с частью 17 статьи 105 Земельного кодекса РФ отнесены к зонам с особыми условиями использования территории.

В соответствии с требованиями пункта 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны с особыми условиями территории должны быть отображены в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт.

Однако, картографические материалы действующего Генерального плана Листвянского муниципального образования, размещенного во ФГИС ТП 06.04.2016 не содержали и не содержат сведений о зонах затопления и подтопления.

Министерством здравоохранения Российской Федерации в заключение от 13.10.2015 № 13-5/10/2-6040 обращено внимание органа местного самоуправления на наличие на территории Листвянского муниципального образования лечебных радоновых минеральных вод наружного применения «Никола» (скважина № 7) и минеральных питьевых лечебных вод, содержащих растворенные органические вещества (Сорг) и ионы фтора «Ангарские хутора» (скважина № 9), что является основанием для выделения в проекте Генерального плана границ и режимов округов горно-санитарной охраны, устанавливаемых для лечебно-оздоровительных местностей, в комплексе природных лечебных факторов которые имеют объекты, относящиеся к недрам.

Заключением от 08.02.2016 №13-5/10/2-632 проект документа территориального планирования повторно не согласован Министерством здравоохранения Российской Федерации, по причине недоработки графических материалов.

Анализ текстовой части материалов по обоснованию оспариваемого Генерального плана показывает, что сведения о наличии на территории муниципального образования радоновых минеральных вод наружного применения «Никола» (скважина № 7) и минеральных питьевых лечебных вод, содержащих растворенные органические вещества (Сорг) и ионы фтора «Ангарские хутора» (скважина № 9) отсутствуют.

Более того, в картографических материалах не отражены зоны горно-санитарной охраны природных лечебных месторождений минеральных вод «Никола», «Ангарские Хутора».

Министерством энергетики Российской Федерации в заключение от 21.10.2015 № 08-867 указано, что в проектной документации представлены объекты федерального значения в области энергетики и транспорта (перевод ПС 110 кВ Туристская на напряжение 220/110/35/10 кВ с заменой существующих трансформаторов на трансформаторы мощностью 2x125 МВ А», «В Л 220 кВ Ключи-Байкальская») которые не включены в проект документа территориального планирования Листвянского муниципального образования.

Согласно заключению Минэнерго Российской Федерации от 29.12.2015 № 08-1072 названные объекты федерального значения не внесены в картографический материал проекта Генплана.

Перечень видов объектов Листвянского муниципального образования в области энергетики, согласно текстовой части Генерального плана составляют подстанция «Туристская» (110/35/10кВ) и «Листвянка» 35/10кВ.

В описательной части графических материалов утвержденного Генерального плана электроподстанции указаны среди объектов инженерной инфраструктуры. Однако, поименованной является лишь подстанция «Туристская» (карта инженерной инфраструктуры, Лист 3).

Замечания Министерства транспорта Российской Федерации, изложенные в заключении от 27.10.2015 № ЕД-21/14105 были доработаны, о чем имеется соответствующее заключение от 22.12.2015 № ЕД-21/17179).

Согласно пункту 2.3 Порядка, при поступлении в Минрегионразвития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.

Так, согласительное совещание по вопросу разрешения разногласий к замечаниям на проект Генерального плана Листвянского муниципального образования (городского поселения) Иркутского района Иркутской области проведено 17 марта 2016 года заместителем Министра экономического развития Российской Федерации Цыбульским А.В. (протокол совещания № 27-НА от 17.03.2016).

Решением совещания органу местного самоуправления администрации Листвянского муниципального образования было предложено в 30-дневный срок доработать проект генерального плана по замечаниям Минприроды Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации, Минэнерго Российской Федерации и обеспечить доступ проекта и материалов по его обоснованию в ФГИС ТП с соответствующим уведомлением Минэкономразвития РФ (часть 1 раздела X протокола совещания № 27-ЦА от 17.03.2016).

Вместе с тем, вышеуказанное предложение администрацией Листвянского муниципального образования не было реализовано, в результате чего Минэкономразвития Российской Федерации в адрес администрации направлено сводное заключение о несогласовании проекта Генерального плана (части 5 раздела X протокола совещания Номер изъят-ЦА от 17.03.2016).

Согласно части 9 статьи 25 ГрК РФ (в редакции на момент утверждения генерального плана), в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 Кодекса органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

Вместе с тем, установлено, что согласительная комиссия главой Листвянского муниципального образования по вышеуказанных отрицательным заключениям уполномоченных отраслевых федеральных органов не создавалась. Участие представителей Минприроды Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации, Минэнерго Российской Федерации, которыми проект Генерального плана не согласован, не было обеспечено, как следствие, разногласия по мотивам отрицательных заключений урегулированы не были.

Согласно пункту 3.7 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утв. Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69, глава муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения) на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, в соответствии со статьей 21 и статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе принять решение о направлении согласованного или несогласованного в определенной части проекта документа территориального планирования в представительный орган местного самоуправления (муниципального района, городского округа, поселения) или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку.

По смыслу вышеприведённого положения следует, что в несогласованной части проект генерального плана может быть представлен главой муниципального образования в представительный орган местного самоуправления или отклонить проект, направив его на доработку. Основанием принятия решения должны служить материалы согласительной комиссии.

Направление в представительный орган местного самоуправления и утверждение несогласованного проекта генерального плана пунктом 3.7 Порядка не предусмотрено.

Из анализа представленных Минэкономразвития Российской Федерации материалов следует, что администрацией не были приняты исчерпывающие меры для исправления замечаний, указанных в протоколе согласительного совещания от 17 марта 2016 года Номер изъят-ЦА. Кроме того, данные замечания не были рассмотрены в рамках предоставленного главе поселения частью 9 статьи 25 ГрК РФ права, посредством организации работы согласительной комиссии, в результате чего, законом установленная обязанность согласования проекта Генерального плана с Минэкономразвития РФ не была исполнена.

Утверждение генерального плана при наличии отрицательного заключения по проекту генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки оспариваемого нормативного правового акта. Содержание данной нормы не предполагает произвольных действий главы местной администрации поселения по направлению несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления, равно как и утверждение несогласованного проекта представительным органом местного самоуправления.

Вместе с тем, в нарушение части 8 статьи 24, пункта 3 части 1 статьи 25 ГрК РФ, статей 4, 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статей 5 и 11 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 № 643, проект генерального плана, как в согласованной, так и в несогласованной части был утвержден Думой Листвянского муниципального образования.

Таким образом, главой администрации и представительным органом местного самоуправления проигнорированы отрицательные заключения уполномоченных отраслевых федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем, проект генерального плана по компетентным замечаниям доработан не был.

Анализируя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, принятый оспариваемым решением Думы, не соответствует требованиям федерального законодательства.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативно правовой акт принят с нарушением порядка, установленного градостроительным законодательством, а именно части 8 статьи 24, пункта 3 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статей 5 и 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643, и подлежит признанию не действующим.

Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что этот генеральный план следует признать не действующей с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы и администрации Листвянского муниципального образования общественно-политической газете «Наша Листвянка», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу Генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденный решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва от 30 марта 2016 г. № 25-дгп «Об утверждении Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы и администрации Листвянского муниципального образования общественно-политической газете «Наша Листвянка», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята