ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-124/2023 от 31.08.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2023-000175-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А.,

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А.,

представителя административного истца Перевалова С.М. - Зверевой М.Н.,

представителей административного ответчика Перевалова А.О. - Белозеровой Е.И., Ядришникова А.А., который также является представителем заинтересованного лица - ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,

представителя заинтересованного лица - председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) Куликовой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-124/2023 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. к кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалову А.О. , заинтересованные лица - Иркутская городская № 3 территориальная избирательная комиссия (Правобережный округ), ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», об отмене регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование административных исковых требований указано, что решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 26.07.2023 № 50/348 Перевалов А.О. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №1.

Решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 29.07.2023 № 53/356 Перевалов С.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №1.

Считает, что регистрация кандидата в депутаты Перевалова А.О. подлежит отмене на основании пунктов 1.1, 2, 5 ст. 56, п.п. г, д пункта 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ ввиду следующего.

На агитационном печатном материале Перевалова А.О. буклет А4 с разворотом «А. Перевалов За Правду! Народ! Национализацию!» (Изготовитель ООО «Репроцентр+», тираж 40000 экз., дата выпуска 26.07.2023) на последнем развороте внизу страницы размещены QR-cod, ведущие на электронные ресурсы ВКонтакте ((данные изъяты)) и Телеграм ((данные изъяты)). Отсылка по указанным QR-cod в указанном агитационном печатном материале (с комментариями агитационного характера (Р.Д. ) - пользователь Р.Д. : «А. , знаем о вашем участии в выборах, будем поддерживать вашу кандидатуру! С праздником!», ответ А. Перевалова к комментарию Р.Д. : «Спасибо!»), говорит о том, что страница «А. Перевалов» в ВКонтакте ((данные изъяты)) и страница «(данные изъяты)» в Телеграм - канале (данные изъяты)) принадлежат зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Перевалову А.О., а также являются агитационными и созданы в целях ведения предвыборной агитации. Соответственно, посты, размещенные по адресу: (данные изъяты) и (данные изъяты) являются агитационными.

На вышеуказанных электронных ресурсах по адресам: (данные изъяты) и (данные изъяты) размещены агитационные посты: пост-поздравление от 29.07.2023 «Поздравление с днем Военно-Морского флота» общим таймингом 4:36. В клипе использовано музыкальное произведение «Вечер на рейде». Автор стихов - Александр Чуркин (годы жизни 19.04.1903 - 09.09.1971 гг.), композитор Соловьев-Седой В.П. (годы жизни 12.04.1907 - 02.12.1979 гг.).

Указал, что в соответствии с требованиями ст. 1225, абз. 5 п. 1 ст. 1259, п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233, ст. 1235, п. 1 ст. 1250 ГК РФ, разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата (п.п. "к" п. 24 ст. 38, п. 1.1 ст. 56, п. 6 ст. 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, раздел VII ГК РФ. К интеллектуальной собственности, в том числе относятся объекты авторского права, использование которых может осуществляться третьими лицами только с разрешения правообладателя. При этом отсутствие запрета правообладателя не считается согласием (разрешением) (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). В частности, нарушение требований ст. 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю, доводится до всеобщего сведения произведение изобразительного искусства или фотографическое произведение, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом при данном воспроизведении, сообщении в эфир или по кабелю или путем доведения до всеобщего сведения иным способом.

В соответствии со ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Статья 6 Федерального Закона от 24.11.2006 «О введении в действие части 4 ГК РФ» позволяет исчислять сроки перехода творчества автора в общественное достояние следующим образом: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние и может использоваться свободно, то есть без согласия наследников, без заключения лицензионного договора, но с указанием автора произведения.

Поскольку композитор В.П. Соловьев-Седой умер 02.12.1979, то его произведения перейдут в общественное достояние только в 2029 году. До этого времени исключительное право на произведения, в том числе на музыкальное произведение «Вечер на рейде», принадлежит его наследникам.

Считает, что кандидат в депутаты Перевалов А.О. без согласия, в отсутствие лицензионного договора использовал музыкальное произведение «Вечер на рейде», тем самым нарушив указанные нормы права. При использовании Переваловым А.О. музыкального произведения «Вечер на рейде» также отсутствует указание на автора произведения.

Кроме того, в видеоряде от 29.07.2023 «Поздравление с днем Военно-Морского флота» общим таймингом 4:36 использованы фотографии военных лет с изображением лиц. У каждой фотографии (произведение) также имеется автор. Считает, что кандидат в депутаты Перевалов А.О. без согласия, в отсутствие лицензионного договора использовал фотографии (произведение) в видеоряде.

На цифровых баннерах, листовках «Политика должна быть делом народа!», заявленными в Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, кандидатом в депутаты Переваловым А.О. использована надпись (факсимиле) с обложки «Полное собрание сочинений В.И. Ленин» - без согласия автора. Автором обложки является художник ФИО24, исключительным правом на данное произведение обладает в настоящее время УПРАВИС (Профессиональная организация по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов и других авторов произведений изобразительного искусства).

На основании изложенного, считает, что кандидатом в депутаты Переваловым А.О. нарушены требования закона в части п. 1.1 ст. 56, п.п. д п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ, влекущие отмену регистрации кандидата.

На электронном ресурсе Телеграм-канал по адресу: (данные изъяты) 25.08.2023 размещена фотография с текстом: «Вчера прошла встреча А. Перевалова с Иркутским областным советом женщин». На указанной фотографии изображен кандидат в депутаты Перевалов A.О., проводящий агитационную встречу (в его руках находится агитационный печатный материал) с избирателями, на столах потенциальных избирателей находятся продукты питания, кандидатом организовано и оплачено чаепитие, т.е. кандидатом Переваловым А.О. осуществлен подкуп избирателей, осуществлена благотворительная деятельность, что в силу п.п. г п. 7 ст. 76, п. 2, 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ влечет также отмену регистрации кандидата.

Просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. , зарегистрированного на основании решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №1 от 26.07.2023 № 50/348.

В судебном заседании представитель административного истца Перевалова С.М. - Зверева М.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд административное исковое заявление удовлетворить.

Представители административного ответчика Перевалова А.О. - Белозерова Е.И., Ядришников А.А., который также является представителем заинтересованного лица - ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», административные исковые требования не признали, просили суд в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - председатель Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) Куликова С.Г. разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

Административный истец Перевалов С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.

Административный ответчик Перевалов А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (посредством телефонной связи - в день поступления административного иска в суд и принятия его к производству суда), о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания либо свои возражения относительно доводов административного иска не представил. Представители административного ответчика пояснили, что Перевалов А.О. извещен о времени и месте судебного заседания.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, руководствуясь ст. 243 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, допросив специалиста, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В силу ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» постановлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 г., в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 29.07.2023 № 53/356 Перевалов С.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 (административный истец).

Решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 26.07.2023 № 50/348 Перевалов А.О. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 (административный ответчик).

Обращаясь в суд с данным административным иском, административный истец Перевалов С.М. указал на наличие оснований для отмены регистрации административного ответчика Перевалова А.О. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Административный истец является субъектом возникших правоотношений, в связи с чем, в силу вышеприведенных правовых норм, вправе обращаться в суд с настоящим административным иском; срок обращения в суд, предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ, административным истцом соблюден.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в Законодательное Собрание Иркутской области регламентируется также Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Административный истец Перевалов С.М. просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. по основаниям:

- п.п. «д» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ (несоблюдение кандидатом ограничений, предусмотренных п. 1.1 ст. 56 настоящего Федерального закона - проведение агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности);

- п.п. «г» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ (осуществлен подкуп избирателей, осуществлена благотворительная деятельность (п. 2, 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ)).

Федеральный закон № 67-ФЗ предусматривает возможность отмены как решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, так и непосредственно регистрацию кандидата, устанавливая самостоятельные основания для этого в пунктах 6 и 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

Регистрация кандидата в силу п. 7 ст. 76 Федеральный закон № 67-ФЗ может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в определенных данным пунктом случаях, который является исчерпывающий. В частности к таким случаям относятся установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией, и несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона (п.п. "г" и "д" п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 1.1 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Для целей Федерального закона № 67-ФЗ применяемые термины и понятия означают: агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании; агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (п. 1, п. 4 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ).

Вопросы предвыборной агитации урегулированы ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию (пункт 1).

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (пункт 2).

Предвыборная агитация может проводиться, в том числе посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (подпункт "в" пункта 3).

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4).

В обоснование доводов об отмене регистрации кандидата Перевалова А.О. по п.п. «д» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ о нарушении административным ответчиком законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности административный истец Перевалов С.М. приводит 2 довода:

1) размещение в социальных сетях (ВК, Телеграм), на которые имеется ссылка в агитационном печатном материале - буклете А4 «А. Перевалов За правду! Народ! Национализацию!», поста-поздравления от 29.07.2023 «Поздравление с днем Военно-Морского флота» (видео). В данном видео, как утверждает административный истец, без согласия наследников произведения «Вечер на рейде» Соловьева-Седого В.П. использовано данное музыкальное произведение, а также фотографии военных лет с изображением лиц, имеющие авторов, также без их согласия.

2) размещение на цифровых баннерах «Политика должна быть делом народа!» надписи (факсимиле) с обложки «Полное собрание сочинений В.И. Ленин» автора художника ФИО28 без согласия организации, обладающей правом на данное Произведение - УПРАВИС (Профессиональная организация по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов и других авторов произведений изобразительного искусства).

В судебном заседании установлено, что кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалов А.О. оплатил из средств своего избирательного фонда изготовление агитационного печатного материала - буклета А4 «А. Перевалов. За Правду! Народ! Национализацию!» (изготовитель ООО «Репроцентр+», тираж 40 000 экз., дата выпуска 26.07.2023). В соответствии с п. 3 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат Перевалов А.О. уведомил Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) о начале распространения агитационного материала, представил экземпляр агитационного материала до начала его распространения, а также информацию о заказчике и изготовителе агитационного материала, об оплате из средств избирательного фонда. Избирательная комиссия нарушений не установила.

Также в судебном заседании установлено, что на агитационном печатном материале Перевалова А.О. буклет А4 «А. Перевалов За Правду! Народ! Национализацию!» указаны QR-cod, ведущие на электронные ресурсы ВКонтакте ((данные изъяты)) и Телеграм ((данные изъяты)).

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что из содержания приведенных выше норм права единственным критерием, позволяющим определить агитационный характер распространяемой кандидатом информации, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату. При этом при наличии прямой ссылки в печатных агитационных материалах на сайты (страницы Интернет-ресурсов) данные сайты могут использоваться для размещения на них агитационного материала, однако на данных сайтах могут также содержаться сведения информационного характера. Размещенные на агитационных листовках ссылки на адреса кандидата в социальных сетях ВКонтакте и Телеграм не являются объектом агитации, носят информационный характер о способе связи с кандидатом в депутаты и в отличие от агитации такого рода информирование не имеет цели побудить избирателей голосовать за определенного кандидата или против него. Наличие ссылок не влечет за собой безусловное признание любой размещаемой им информации в качестве агитационного материала.

Таким образом, необходимо установить характер размещаемых на данных страницах сведений - являются они агитационным материалом или информацией.

В качестве обоснования заявленного административного иска, Перевалов С.М. ссылается на размещение в социальных сетях (ВК, Телеграм) поста-поздравления от 29.07.2023 «Поздравление с днем Военно-Морского флота» (видео), являющегося, по его мнению, агитационным материалом, в котором используется музыкальная композиция «Вечер на рейде» Соловьева-Седого В.П., а также фотографии военных лет с изображением лиц, имеющие авторов, без согласия авторов.

В соответствии с п. 4 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него.

Судом установлено, что в агитационный период в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице Телеграм, размещенной по адресу: (данные изъяты) был опубликован видеоролик, содержащий визуальный ряд изображений (фотографий), на которые наложена музыкальная композиция «Вечер на рейде».

Данный видеоролик 29.08.2023 был осмотрен нотариусом, что подтверждается протоколом осмотра доказательств. Осмотр был зафиксирован в виде нотариально удостоверенных скриншотов.

Суд, с учетом пояснений специалиста, допрошенного в судебном заседании, установил, что страница, осмотренная и зафиксированная нотариусом, на которой был видеоролик, (данные изъяты) является вложением (вкладка) канала (данные изъяты) («родительская ссылка»), который был указан в агитационном материале кандидата Перевалова А.О.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт размещения данного видеоролика на информационном ресурсе сети «Интернет» (Телеграм), который был указан в агитационном материале кандидата Перевалова А.О. Вместе с тем, надлежащим образом оформленных доказательств с достоверностью подтверждающих размещение указанного видеоролика на электронном ресурсе ВКонтакте ((данные изъяты)) не представлено. Скриншоты страниц, приложенных к административному иску, надлежащим образом не заверены, при этом административный ответчик оспаривает достоверность данных скриншотов, отрицает размещение данной информации.

В судебном заседании к материалам административного дела был приобщен видеоролик.

Данный видеоролик был просмотрен в судебном заседании.

Проанализировав содержание спорного аудиовизуального материала, суд приходит к выводу, что он не содержит признаков предвыборной агитации, предусмотренных в п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ - текст поздравления и видеоролик не содержат призыва голосовать за Перевалова А.О.; описания возможных последствий в случае, если Перевалов А.О. будет избран или не будет избран; в информации явно не преобладают сведения о Перевалове А.О.; информация не содержит сведений о деятельности Перевалова А.О., не связанной с исполнением им своих служебных обязанностей.

В опубликованном видеоролике отсутствуют упоминания о предстоящих выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва и об участии в этих выборах в качестве кандидата в депутаты Перевалова А.О., выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Аудиовизуальный материал не несет в себе какой-либо предвыборной информации, установить из видеороликов, что Переваловым А.О. освящена какая-то конкретная информация о его предвыборной деятельности кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 либо об иной деятельности, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, не представляется возможным.

Следовательно, ввиду отсутствия вышеназванных сведений визуальный ряд видеоролика не способен побудить избирателей голосовать за кандидата Перевалова А.О.; музыкальная композиция «Вечер на рейде», а также фотографии военных лет с изображением лиц, призывов голосовать за кандидата Перевалова А.О. не содержат. Содержание комментариев, размещенных под видеороликом, является мнением конкретных людей, при этом также не содержат призывов голосовать за конкретного кандидата.

При этом суд учитывает, что из нотариально удостоверенных скриншотов страницы в Телеграм следует, что на странице даже не указано, что он является кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

Данный видеоролик, как агитационный материал кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О., в Избирательную комиссию в соответствии с требованиями закона не представлялся.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный аудиовизуальный материал (видеоролик), распространенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта Телеграм ((данные изъяты) нельзя признать агитационным материалом.

Более того, суд учитывает, что произвести оценку данного видео в совокупности с другими материалами, которые были расположены на данной странице, невозможно, поскольку в настоящее время страница отсутствует. В судебном заседании лица, участвующие в деле, прокурор, а также суд пытались выйти по указанным ссылкам, однако страница удалена. При этом согласно нотариально удостоверенному протоколу осмотра доказательств нотариусом были осмотрены и удостоверены только скриншоты страниц с видеороликом и комментариями; иных надлежащим образом заверенных доказательств суду не представлено, при этом административный ответчик оспаривает достоверность скриншотов, которые не удостоверены нотариусом, предполагает возможность их изготовления.

В этой связи подлежат отклонению доводы административного истца, что используемые без согласия правообладателей в размещенном кандидатом материале музыкальная композиция и фотографии, свидетельствует о нарушении кандидатом закрепленного в п. 1.1 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ запрета агитации с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Поскольку суд пришел к выводу, что размещенный аудиовизуальный материал (видеоролик) не является агитационным материалом, наличие либо отсутствие согласия на использование музыкальной композиции и фотографий правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

Вторым основанием для отмены регистрации кандидата Перевалова А.О. по п.п. «д» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ административный истец Перевалов С.М. указывает на размещение на цифровых баннерах «Политика должна быть делом народа!» надписи (факсимиле) с обложки «Полное собрание сочинений В.И. Ленин» автора художника ФИО31 без согласия организации, обладающей правом на данное Произведение - УПРАВИС).

В судебном заседании установлено, что согласно материалам, представленным избирательной комиссией (подлинники обозревались в судебном заседании), действительно, на агитационном материале кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. имеется факсимиле.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалов А.О. (Заказчик) и ФИО32 (Исполнитель) заключили 19.07.2023 договор авторского заказа с художником, приложение к нему, по условиям которых Исполнитель обязуется создать художественное изображение - графическое изображение подписи с расшифровкой (имитация рукописного почерка «Ульянов (Ленин)») и передать Заказчику исключительные права на произведение в обусловленных настоящим договором пределах, а Заказчик за создание произведений и предоставление исключительных прав на них уплачивает Исполнителю вознаграждение в соответствии с условиями договора.

Согласно акту приема-передачи произведений от 20.07.2023 по договору авторского заказа с художником от 19.07.2023 Исполнитель передал, а Заказчик принял Графическое изображение подписи с расшифровкой (имитация рукописного почерка «Ульянов (Ленин)»).

Поскольку административным ответчиком представлены доказательства, подтверждающие изготовление и передачу Перевалову А.О. графического изображения подписи с расшифровкой (имитация рукописного почерка «Ульянов (Ленин)»), изготовленного художником ФИО33 то факт несоблюдения кандидатом ограничений, установленных п. 1.1 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ не нашел своего подтверждения.

При таких обстоятельствах вопреки доводам административного истца оснований полагать, что административный ответчик нарушил законодательство об интеллектуальной собственности, нет.

В обоснование доводов об отмене регистрации кандидата Перевалова А.О. по п. 2, п. 5 ст. 56, п.п. г п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидат Перевалов С.М. указывает, что в Телеграм-канале: (данные изъяты) 25.08.2023 размещена фотография с текстом: «Вчера прошла встреча А. Перевалова с Иркутским областным советом женщин». На фотографии изображен кандидат в депутаты Перевалов A.О., проводящий агитационную встречу (в его руках находится агитационный печатный материал) с избирателями, на столах потенциальных избирателей находятся продукты питания, кандидатом организовано и оплачено чаепитие, т.е. кандидатом Переваловым А.О. осуществлен подкуп избирателей, осуществлена благотворительная деятельность.

В силу п.п. г п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума.

Согласно п. 120 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень действий, которые могут быть расценены как подкуп избирателей, участников референдума. При этом не является подкупом избирателей, участников референдума бесплатное распространение агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции (п. 2 ст. 56 названного закона).

При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам необходимо выяснять: совершены ли соответствующие действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены данные действия.

В судебном заседании установлено, что в телеграм-канале ГОЭЛРО ((данные изъяты)) была размещена фотография с текстом: «Вчера прошла встреча А. Перевалова с Иркутским областным советом женщин». Данный скриншот также был удостоверен нотариусом (протокол осмотра доказательств от 29.08.2023).

Вместе с тем, на скриншоте отсутствует дата размещения поста, имеется фото сидящих за столом женщин, при этом не содержится конкретизации в каком качестве встречался Перевалов А.О. с Иркутским областным советом женщин (в качестве действующего депутата Думы г. Иркутска, руководителя предприятия либо кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутского области четвертого созыва). Из представленной фотографии также не следует, что кандидат убеждал голосовать избирателей за него или против других кандидатов, в обмен на продукты питания или иные блага.

Более того, административным истцом не представлены доказательства, кем и за счет кого было организовано данное «чаепитие».

Иных доказательств, свидетельствующих о подкупе кандидатом в депутаты Переваловым А.О. избирателей, путем организации «чаепития», со стороны административного истца не представлено, тогда как в силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ на административного истца возложено бремя представления доказательств нарушения административным ответчиком требований законодательства о выборах.

Поскольку доказательств, подтверждающих, что кандидат Перевалов А.О. осуществил подкуп избирателей или благотворительную деятельность, не представлено, то факт несоблюдения кандидатом ограничений, установленных п. 2, п. 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ также не нашел своего подтверждения.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 № 10-П, отмена регистрации кандидата, выступающая в качестве санкции за совершенное правонарушение, как связанная с ограничением избирательных прав, должна осуществляться на основе вытекающего из ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа соразмерности. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.

Между тем материалы административного дела таких доказательств не содержат.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О., зарегистрированного на основании решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 26.07.2023 № 50/348.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. , зарегистрированного на основании решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 26.07.2023 № 50/348 - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2023 г. в 14 час. 00 мин.