Дело № 3а-125/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2018 года город Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе
председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре Абдуллиной А.Р.,
с участием прокурора Обухова Р.В.,
представителя административных истцов – ФИО1,
представителя административного ответчика Думы Советского района – ФИО2,
представителя заинтересованного лица Администрации Советского района – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО11 к Думе Советского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры об оспаривании в части Положения об оплате труда муниципальных служащих Советского района, утвержденного решением Думы Советского района от 08 апреля 2009г. № 325,
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Дума Советского района) от 08 апреля 2009 года N 325 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих Советского района (далее - Положение).
Данный нормативный правовой акт опубликован не был.
В последующем в оспариваемое Положение неоднократно вносились изменения.
В пункте 1.4. раздела I Положения определены виды выплат, входящие в состав денежного содержания муниципального служащего, в том числе подпунктом 1.4.5. (в редакции решения Думы от 31.05.2012г.№ 154) предусмотрены выплаты в виде денежного поощрения (ежемесячного, по результатам работы за квартал, год).
Разделом VIII (в первоначальной редакции от 08.04.2009г), разделом XIII (дополнен решением Думы от 31.05.2012г.№154) Положения определены размеры, порядок и условия выплаты денежных поощрений по итогам работы за год, квартал.
Пунктом 8.6 раздела VIII, пунктом 13.11 раздела XIII Положения установлено, что муниципальным служащим, расторгнувшим трудовой договор по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 8.4. раздела VIII денежное поощрение по результатам работы соответственно за год, квартал не выплачивается.
В пункте 8.4 раздела VIII Положения определены условия выплаты денежного поощрения по итогам работы за год муниципальным служащим проработавшим неполный календарный год, исходя из фактически отработанного время. К ним отнесены: поступление на муниципальную службу в текущем календарном году; расторжение срочного трудового договора, в случае замещения муниципальной должности, учрежденной для непосредственного обеспечения деятельности должностных лиц в органах местного самоуправления, по истечении установленного срока полномочий; в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего в соответствии со ст. 80 Трудового Кодекса РФ; в связи с расторжением трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ - сокращение численности или штата работников организации (п.п. 8.4.1), в связи с прекращением трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в соответствии с пунктами 1,2,5,7 статьи 83 Трудового Кодекса РФ; в связи с прекращением трудового договора по п. 5, 6,7,8,9 статьи 77 ТК РФ.
Административные истцы обратились в суд с заявлением о признании противоречащим пункта 8.4. раздела VIII Положения об оплате труда муниципальных служащих Советского района, утвержденного решением Думы Советского района 08 апреля 2009г. № 325 действующему трудовому законодательству.
В обоснование требований ссылались на то, что (дата)г. ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО10 уволены по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ - ликвидация Муниципального казенного учреждения «Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района», ФИО11 уволена (дата)г. по пункту 1 части 1 статьи 19 Закона 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - достижение предельного возраста установленного для замещения должности муниципального службы. При увольнении денежное поощрение за 2017 год и за 4 квартал 2017 года, установленное системой оплаты труда, входящее в соответствии со статьей 16 Закона ХМАО – Югры от 20 июля 2007г. № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", пунктом 1.4 оспариваемого Положения и условиями трудовых договоров в состав денежного содержания, выплачены не были.
Полагают, что пункт 8.4 раздела VIII Положения, в части не предусматривающий увольнение в связи с ликвидацией организации, достижением предельного возраста установленного для замещения должности муниципального службы в качестве оснований для выплаты денежного поощрения за квартал, год, противоречит требованиям статей 2,3,22,132,135 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 22 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации, статье 16 Закона ХМАО – Югры от 20.07.2007г. № 113-оз, имеющим большую юридическую силу, ограничивает их право на оплату труда в полном объеме по сравнению с муниципальными служащими, уволенными по иным основаниям.
С учетом уточнений к административному исковому заявлению, заявленных представителем административных истцов в судебном заседании 14 мая 2018года, просят пункт 8.4 раздела VIII Положения об оплате труда муниципальных служащих Советского района, утвержденного Решением Думы Советского района ХМАО –Югры от 08 апреля 2009г. № 325 признать недействующим в части, не предусматривающей причины выплаты денежного поощрения (годовая и квартальная премии) муниципальным служащим, проработавшим неполный календарный год и уволенным в связи с расторжением трудового договора по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - ликвидация организации, по пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" - достижение предельного возраста установленного для замещения должности муниципальной службы, с момента определенного судом.
В судебном заседании административные истцы участия не принимали. Представитель административных истцов ФИО1 требования поддержал, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, дополнениях к нему ( Т.1 л.д. 5-, Т.2 л.д. 5 - 8).
Представитель административного ответчика Думы Советского района ХМАО – Югры ФИО2, действующая на основании доверенности, против требований возражала, поддержала доводы письменных возражений
( Т.2 л.д. 38-40). Дополнительно пояснила, что оспариваемый в части правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением формы и порядка принятия, соответствуют правовым актам, имеющим большую юридическую силу, распространяется на ограниченный круг лиц – лиц, замещающих должности муниципальной службы, в связи с чем, не является нормативным правовым актом. Официально опубликован не был, вступил в силу с момента его подписания. Денежные поощрения входят в состав денежного содержания, являются платой за труд, носят систематический характер, подлежат обязательной выплате в установленном порядке, за счет средств местного бюджета, при формировании которого учитываются указанные выплаты. В оспариваемой части Положение применено впервые в отношении административных истцов.
Представитель заинтересованного лица Администрации Советского района ФИО3 в судебном заседании, просил в удовлетворении требований отказать, поддержал доводы письменных возражений, позицию административного ответчика. ( Т. 2 л.д.21-23). Дополнительно пояснил, что оспариваемое решение принято представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, в пределах компетенции, соответствует законодательству имеющему большую юридическую силу, регулирующему оплату труда муниципальных служащих.
Представитель заинтересованного лица Администрации Советского района ФИО13 (Т.2 л.д.155-158) в судебном заседании после объявленного перерыва участия не принимала. В ходе рассмотрения дела пояснила, что денежные поощрения по итогам работы за квартал и год входят в состав денежного содержания муниципальных служащих, выплачиваются за счет средств муниципального бюджета и являются его расходным обязательством.
Выслушав участников процесса, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному законодательству, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, подтверждается письменными доказательствами, и не оспаривается участвующими в деле лицами, что административные истцы замещали должности муниципальной службы в Муниципальном казенном учреждении «Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района» на основании трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним: ФИО10 (ФИО14) с (дата). замещала должность ведущего специалиста по юридическим вопросам (Т.1. л.д. 79-91); ФИО4 с (дата). должность главного специалиста планово-экономического отдела (Т.1 л.д. 92-114); ФИО5 с (дата). должность начальника планово-экономического отдела (Т.1 л.д. 115-150); ФИО8 с (дата). должность главного специалиста проектно-сметной документации (Т.1 л.д. 151-161); ФИО6 с (дата). заместителя начальника управления по проектным работам, начальника отдела проектно-сметной документации (Т.1 л.д. 162- 172); ФИО12 с (дата). должность главного специалиста отдела проектно-сметной документации (Т.1 л.д. 173 – 182); ФИО7 с (дата). – главного специалиста производственно- технического отдела (Т.1 л.д. 193 – 222); ФИО11 с (дата). - главного специалиста производственно- технического отдела (Т.1. л.д. 223- 241).
В соответствии с условиями трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, оплата труда муниципального служащего осуществлялась в виде денежного содержания и включала в себя, в том числе денежное поощрение по итогам работы за квартал, год.
Постановлением Администрации Советского района от 14 августа 2017 года № 1641 (с последующими изменениями) принято решение о ликвидации МКУ «Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района» в срок до 19.02.2018г. (Т. 1 л.д. 68-76).
Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы России (открытая информация) запись о прекращении деятельности муниципального учреждения внесена в ЕГРЮЛ 02.04.2018г.
Приказами от (дата). ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО10 уволены с
(дата) на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ, в связи с ликвидацией Муниципального казенного учреждения «Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района», ФИО11 уволена с (дата)г. на основании приказа от (дата). <данные изъяты>. по п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с достижением предельного возраста установленного для замещения должности муниципальной службы. (Т. 1 л.д. 11,12)
Главой Советского района приняты распоряжения (дата)(номер), (дата)(номер) о премировании работников администрации Советского района, соответственно за 4 квартал 2017года в размере 0,5 месячного фонда оплаты труда при отсутствии дисциплинарных взысканий, за 2017 год - в размере 2,5 месячных фондов оплаты труда (Т.1 л.д. 11,12).
Административным истцам денежные поощрения по итогам работы за 2017год и 4 квартал 2017года за фактически отработанное время выплачены не были, в связи расторжением трудовых договоров по основаниям, не предусмотренным в оспариваемом пункте 8.4 раздела VIII Положения.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации, закреплено право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом (пункт 21 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В частях 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспаривания акта.К существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, относится, в частности наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 указанного Постановления Пленума).
В соответствии со статьями 5, 17, 30, 31 Устава Советского района ХМАО – Югры (принят Думой Советского района 23.05.2005г. ) Дума Советского района является представительным органом муниципального образования. По вопросам, отнесенным к ее компетенции, Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории Советского района.
Статьей 35 Устава определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в официальном печатном издании.
Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является опубликование правовых актов в газете «Путь октября» (в редакции Устава от 2009г.) не позднее чем через 10 дней после их подписания, если иное не предусмотрено в самих муниципальных правовых актах, уставе, законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, федеральном законе.
Положение об оплате труда муниципальных служащих, утвержденное решением Думы Советского района от 08 апреля 2009г. № 325, принято уполномоченным органом местного самоуправления, имеет признаки нормативного правового акта: содержит правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, регулируют отношения в сфере муниципальной службы, затрагивает права граждан, как замещающих должности муниципальной службы, так и вновь принимаемых муниципальных служащих, в связи с чем, подлежало обязательному опубликованию, однако опубликовано либо доведено до всеобщего сведения в ином порядке не было, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика и свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на предмет соответствия его требованиям федерального законодательства регулирующего вопросы в сфере оплаты труда и имеющего большую силу, суд приходит к следующему.
В части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации), гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Принцип оплаты по труду закреплен в статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, заключается в том, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении, изменении условий оплаты труда, и реализуется путем возложения на работодателя обязанности обеспечивать работникам, в том числе, равную оплату за труд равной ценности и выплату в полном размере причитающуюся работникам заработную плату (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, надбавки стимулирующего характера, устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, доплат и надбавок стимулирующего характера, разработанными в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и учитывающими единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и федеральных законов гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, а обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности и выплату заработной платы в полном объеме, возложена на работодателя.
Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22).
Особенности прохождения муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих, определены Законом ХМАО – Югры от 20.07.2007г. № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В статье 16 указанного закона, закреплено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; денежного поощрения (ежемесячного, по результатам работы за квартал, год); районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; иных выплат, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Отношения по обеспечению денежного содержания муниципальных служащих муниципального образования Советский район регулируются оспариваемым Положением, в пункте 1.4 раздела I (в редакции от 31.05.2012г.) которого содержатся аналогичные нормы, определяющие виды выплат, входящие в состав денежного содержания муниципальных служащих, в том числе предусмотрена выплата в виде денежного поощрения (ежемесячного, по результатам работы за квартал, год). Размер денежного поощрения за квартал - 0,5 месячного фонда оплаты труда, за год – 2,5 месячных фондов оплаты труда, порядок формирования фондов оплаты труда, условия и порядок выплаты денежных поощрений, определены в разделах VIII, XIII Положения.
По общему правилу, денежные поощрения по итогам работы за квартал, год выплачиваются муниципальным служащим, состоявшим в списочном составе в течение всего периода, подлежащего премированию.
Также по общему правилу, выплата денежного поощрения по итогам работы за квартал определяется условиями, определенными в пункте 6.3 раздела VI, связанными с деловыми и личностными качествами муниципального служащего: (качественное, своевременное выполнение функциональных обязанностей, должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией, соблюдение трудовой (служебной) дисциплины, трудового (служебного) распорядка; эмоциональной выдержки, бесконфликтности, создания здоровой, деловой обстановки в коллективе), несоблюдение которых может явиться основанием для снижения размера данной выплаты вплоть до 100%
(пункты 13.5, 13.6 раздела XIII оспариваемого Положения).
При этом, выплата денежного поощрения по итогам работы за год в зависимость от наличия или отсутствия приведенных условий не поставлена.
Для муниципальных служащих, проработавших неполный календарный год, предусмотрено право на получение денежного поощрения по итогам работы за квартал, год за фактически отработанное время, в зависимости от условий, предусмотренных в оспариваемом пункте 8.4 раздела VIII Положения, которыми являются: поступление на муниципальную службу в текущем календарном году; расторжение срочного трудового договора, в случае замещения муниципальной должности, учрежденной для непосредственного обеспечения деятельности должностных лиц в органах местного самоуправления, по истечении установленного срока полномочий; в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего в соответствии со ст. 80 Трудового Кодекса РФ; в связи с расторжением трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ - сокращение численности или штата работников организации (п.п. 8.4.1), в связи с прекращением трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в соответствии с пунктами 1,2,5,7 статьи 83 Трудового Кодекса РФ; в связи с прекращением трудового договора по п. 5, 6,7,8,9 статьи 77 ТК РФ.
Пунктом 8.6 раздела VIII, пунктом 13.11 раздела XIII Положения установлено, что муниципальным служащим, расторгнувшим трудовой договор по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 8.4. раздела VIII денежное поощрение по результатам работы соответственно за год, квартал не выплачивается.
Из анализа оспариваемого муниципального нормативного правового акта следует, что денежные поощрение по итогам работы за квартал, год относятся к гарантированным выплатам за исполнение обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (плата за труд), входят в состав денежного содержания, их выплата является обязанностью, а не правом представителя нанимателя (работодателя), и получение муниципальными служащими таких выплат не может быть ограничено условиями, не связанными с их деловыми качествами.
Однако, положениями пункта 8.4. раздела VIII право на получение денежных поощрений муниципальными служащими, проработавшими неполный календарный год, поставлено в зависимость от определенных в данном пункте оснований увольнения, к которым расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в связи с ликвидацией организации ( п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), достижением предельного возраста установленного для замещения должности муниципальной службы
( п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе) не отнесены.
В силу положений статьи 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Такие условия оспариваемого в части муниципального нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, не предусматривающие выплату денежного поощрения по итогам работы за год муниципальным служащим, проработавшим неполный календарный год, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и по пункту 1 части 1 статьи 19 Закона о муниципальной службе, устанавливают для данных муниципальных служащих ограничения в составе и размере заработной платы, обусловленные обстоятельствами, не связанными с их деловыми качествами, то есть допускают дискриминацию лиц, увольняемых по данным основаниям при определении размера оплаты труда и не обеспечивают реализацию такими муниципальными служащими права на получение справедливой заработной платы в полном объеме в соответствии с их квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, осуществляющими трудовую функцию в этих же учреждениях, в том числе, с которыми трудовые отношения прекращены по иным основаниям, нельзя признать соответствующими приведенным положениям федеральных законов.
Таким образом, оспариваемый пункт 8.4 раздела VIII Положения об оплате труда муниципальных служащих Советского района, утвержденного решением Думы Советского района от 08.04.2009г № 325 в той части, в которой не предусматривает выплату денежного поощрения по итогам работы за год муниципальным служащим, проработавшим неполный календарный год по причинам расторжения трудового договора по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - ликвидация организации, пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" - достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы противоречит действующему трудовому законодательству.
Принимая во внимание изложенное, а также что оспоренное в части Положение нормативного характера, являющееся единственным актом муниципального образования, регулирующим вопросы оплаты труда муниципальных служащих не было опубликовано и не подлежало применению, суд считает возможным, не выходя за пределы заявленных требований, признать Положение недействующим в оспариваемой части, со дня его принятия, то есть с 08 апреля 2009 года.
Руководствуясь статьями 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня принятия пункт 8.4 раздела VIII Положения об оплате труда муниципальных служащих Советского района, утвержденного решением Думы Советского района от 08 апреля 2009г. № 325, в той части, в которой им не предусмотрены выплаты денежного поощрения по итогам работы за год муниципальным служащим, проработавшим неполный календарный год в связи с расторжением трудового договора по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - ликвидация организации; в вязи с расторжением договора по пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" - достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления в Суд Ханты-Мансийского автономного округа– Югры.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2018 года.
Судья Суда Ханты-Мансийского
автономного округа- Югры Л.С. Черникова