ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-126/20 от 27.05.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-27/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая2021 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.,

с участием прокурора Заболоцкой И.В.,

при помощнике судьиБурносовой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Решением Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30 сентября 2010 г. № 109 «Об утверждении Правил землепользования и застройки и Генерального плана Михновского сельского поселения» (далее также – Решение № 109) утверждены Генеральный план Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее также – Генеральный план)и Правила землепользования и застройки(л.д. том ).

Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете «С» от (дата) , публикация о поправке в части даты указанного решения опубликовано в газете «С» от (дата) (л.д. , том ).

РешениемСовета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09 апреля 2015 г. № 09и после передачи с 01 января 2016 г. полномочий по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности муниципальному району решением Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. № 42 в Генеральный план и Правила землепользования и застройкиМихновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области внесены изменения (л.д. том ,л.д. том ).

Указанные решения были официально опубликованы в газете «С» от (дата) и от (дата) (л.д. том , л.д. том ), решение Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. № 42 размещено и на официальном сайте Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз), уточнив требования (л.д. том , л.д. том ), обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия Решение № 109 (в редакции решенийСовета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09 апреля 2015 г. № 09 и Смоленской районной Думы от 19июня 2018 г. № 42) в части включения в границы населенных пунктов ... участков лесного фонда ... участковых лесничеств Смоленского лесничества Смоленской области общей площадью кв.м.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Решение № 109 в оспариваемых редакциях не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку в границы населенных пунктов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области включены находящиеся в федеральной собственности лесные участки с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель. Таким образом, оспариваемым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации и лиц, использующих леса.

Представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Корнюш Н.М., действующая на основании доверенности (л.д. том ), в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям, уточнив реквизиты оспариваемого акта об утверждении Генерального плана, указав дату как 30 сентября 2010 г.

В судебном заседании представитель административного ответчика Смоленской районной Думы Голактионова И.В., действующая на основании доверенности (л.д. том ), и одновременно действующая на основании доверенности как представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д. том ),административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска, поддержала возражения Смоленской районной Думы (л.д. том ).

Представитель Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Евсеева И.А., действующая на основании доверенности (л.д. том ), административный иск не признала.

Представитель заинтересованного лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Бугаева Е.Г., действующая на основании доверенности (л.д. том ), в судебном заседании полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в суд не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8 - 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в свое отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора о необходимости удовлетворения административного иска, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта- Решения № 109, а такжеполномочия Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Смоленской районной Думына принятие последующих решений о внесении изменений от 09 апреля 2015 г. № 09 и от 19 июня 2018 г. № 42,соблюдение порядка их принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

К таким вопросам в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 28.12.2004 № 135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» территория Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области входит в состав муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.

В состав территории Михновского сельского поселения входят,в том числе, следующие населенные пункты: ... (Устав Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д. том ).

Правовые, территориальные, организационные и экономические основы организации местного самоуправления в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области установлены Уставом, принятым решением Смоленской районной Думы от 28 июня 2005 г.№ 100 (л.д. том ).

Перечень вопросов местного значения муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области изложен в статье 6 Устава (л.д. том ).

Решением Смоленской районной Думы от 31 мая 2016 г. № 46 (вступившим в силу 09 июля 2016 г.) в данную статью внесены изменения, в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений муниципального района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений муниципального района, документации по планировке территории (л.д. том ).

В силу статей 18 и 19 Устава муниципального образования «Смоленский район» структуру (перечень) органов местного самоуправления муниципального района составляет, в числе прочих, Смоленская районная Дума, которая является представительным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района (л.д. том ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиямтехнических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

Согласно части 1 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее -публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Согласно части 2 статьи 28 Закона № 131-ФЗ публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Административными ответчиками в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ представлена совокупность письменных доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Смоленской районной Думы на принятие оспариваемого решения и внесения в него изменений; форму и вид решений;процедуру принятия решений и введения их в действие, в том числе порядок опубликования, включая все стадии в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (принятие Проекта, проведение публичных слушаний, согласование Проекта с различными органами и т.д.) (л.д. том ; л.д. том ).

Суд считает, что жители Михновского сельского поселения были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременно ознакомлены с проектом генерального плана, проектами внесения в него изменений и имели возможность представить свои предложения и замечания; оспариваемые решения приняты в ходе соответствующих заседаний представительных органов власти.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Решение № 109 в оспариваемых редакциях является нормативным правовым актом, принятым полномочным органом с соблюдением порядка принятия таких актов, опубликованным и обнародованным надлежащим образом.

Вместе с тем, доводы административного иска относительно необоснованного включения оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов Михновского сельского поселения лесных участков из состава земель лесного фонда в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Как указано в части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно части 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Из взаимосвязанных правовых норм, содержащихся в части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ следует, что, если проект генерального плана сельского поселения предусматривает включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав соответствующего поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то такой проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

В статье 7 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана) закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).

В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено заключениями <данные изъяты> от (дата) (л.д. том , л.д. том ), что в результате утверждения Генерального плана Михновского сельского поселения и внесения в него изменений в границы населенных пунктов ... Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области включены лесные участки земель лесного фонда, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Заключения выполнены картометрическим способом в результате сопоставления планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда, и границ населенных пунктов.

В соответствии с положениями Устава <данные изъяты> находится в ведении Рослесхоза; основными целями и предметом <данные изъяты> и его филиалов является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений; к основным видам его деятельности отнесены полномочия по осуществлению государственной инвентаризации лесов и обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.

<данные изъяты> имеет действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности (л.д. том ).

Заключения от (дата) составлены в надлежащей форме, подписаны и удостоверены печатью.

В заключениях приведены данные о том, что в результате совмещения границ населенных пунктов с материалами лесоустройства определено, что в состав населенного пункта ... включено <данные изъяты> кв.м земель лесного фонда ... участковых лесничествСмоленского лесничества; в состав ... кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ..., кв.м., кв.м и земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м, кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м земель лесного фонда ... и ... участковых лесничеств и кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... и кв.мземель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м, кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м, кв.м, кв.м, кв.м, кв.мземель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м, кв.м, кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м, , кв.м, кв.м и земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... кв.м, кв.м, кв.м и кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества.

В силу статьи 59 КАС РФ представленные заключенияотносятся к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанные доказательства подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая представленные заключенияфилиала <данные изъяты> от (дата) , суд принимает во внимание, что исследования проведены уполномоченным органом, обладающим необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.

Заключенияот (дата) мотивированы, содержащиеся в них выводы предельно ясны, обоснованы.

Приведенные заключения <данные изъяты> не опровергнуты стороной административных ответчиков.

Суд признает названные выше заключения надлежащими доказательствами, с достоверностью подтверждающимивключениев границы населенных пунктов Михновского сельского поселения лесных участков земель лесного фонда.

Рассматривая вопрос о соблюдении порядка такого включения, суд приходит к следующему.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения определен статьей 24ГрК РФ, в которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25ГрК РФ. Частью 1 статьи 25ГрК РФ в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании). Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия Генерального плана и внесения в него изменений в 2015 году) предусматривалась организация согласования проекта генерального плана городского округа органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Министерство регионального развития Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

На момент внесения в Решение № 109 изменений решением Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. № 42 согласование проектов документов территориального планирования муниципальных образований осуществлялось в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 года № 460.

Согласно пункту 2.1 Порядка, орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.

На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы, госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Между тем, доказательств соблюдения предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования Генерального плана и внесения в него изменений административными ответчиками в материалы дела не представлено.

Более того, в материалы дела представлены доказательства тому, что указанная процедура инициирована Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в (дата) , когда указанный орган местного самоуправления обратился в Минэкономразвития РФ с уведомлением об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генплан и правила землепользования и застройки Михновского сельского поселения в федеральной информационной системе территориального планирования для согласования вцелях устранения нарушений градостроительного законодательства и исполнения требований представления прокуратуры Смоленского района по вопросу несоответствия сведений, содержащихся в генеральном плане Михновского сельского поселения в отношении земель лесного фонда; в рамках гарантийных обязательств по договору на разработку изменений выполнена корректировка проекта в отношении земель лесного фонда (л.д. том ).

Таким образом, судом установлено, что в нарушение норм статьи 25ГрК РФ утверждение проекта Генерального плана и внесения в него последующих изменений произведено без согласования с Рослесхозом.

В нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соответствующие доводы административного иска не опровергнуты административным ответчиком.

Исходя из приведенных положений о порядке согласования Генерального плана и внесения в него изменений, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана Михновского сельского поселения и при внесении в него изменений не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом включения в границы поселения земель лесного фонда, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов ... Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания обжалуемого нормативного правового актанедействующим в оспариваемой части.

Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план Михновского сельского поселения, утвержденный Решением № 109, и в последующих редакциях о внесении в него изменений применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан.

Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.

При таком положении суд считает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30 сентября 2010 № 109 «Об утверждении Правил землепользования и застройки и Генерального плана Михновского сельского поселения» (в редакциирешения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09 апреля 2015 г. № 09 и решения Смоленской районнойДумы от 19.06.2018 № 42) в части включения:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать Смоленскую районную Думу опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Смоленской районной Думы, а также разместить на сайте Смоленской районной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обязать Смоленскую районную Думу сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Савушкина

Решение в окончательной форме принято 10 июня 2021 года.