Дело № 3а-27/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая2021 года г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего, судьи Савушкиной О.С.,
с участием прокурора Заболоцкой И.В.,
при помощнике судьиБурносовой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Решением Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30 сентября 2010 г. № 109 «Об утверждении Правил землепользования и застройки и Генерального плана Михновского сельского поселения» (далее также – Решение № 109) утверждены Генеральный план Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее также – Генеральный план)и Правила землепользования и застройки(л.д. № том №).
Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете «С» от (дата) №, публикация о поправке в части даты указанного решения опубликовано в газете «С» от (дата) № (л.д. №, № том №).
РешениемСовета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09 апреля 2015 г. № 09и после передачи с 01 января 2016 г. полномочий по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности муниципальному району решением Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. № 42 в Генеральный план и Правила землепользования и застройкиМихновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области внесены изменения (л.д. № том №,л.д. № том №).
Указанные решения были официально опубликованы в газете «С» от (дата) № и от (дата) № (л.д. № том №, л.д. № том №), решение Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. № 42 размещено и на официальном сайте Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз), уточнив требования (л.д. № том №, л.д. № том №), обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия Решение № 109 (в редакции решенийСовета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09 апреля 2015 г. № 09 и Смоленской районной Думы от 19июня 2018 г. № 42) в части включения в границы населенных пунктов ... участков лесного фонда ... участковых лесничеств Смоленского лесничества Смоленской области общей площадью № кв.м.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Решение № 109 в оспариваемых редакциях не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку в границы населенных пунктов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области включены находящиеся в федеральной собственности лесные участки с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель. Таким образом, оспариваемым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Корнюш Н.М., действующая на основании доверенности (л.д. № том №), в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям, уточнив реквизиты оспариваемого акта об утверждении Генерального плана, указав дату как 30 сентября 2010 г.
В судебном заседании представитель административного ответчика Смоленской районной Думы Голактионова И.В., действующая на основании доверенности (л.д. № том №), и одновременно действующая на основании доверенности как представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д. № том №),административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска, поддержала возражения Смоленской районной Думы (л.д. № том №).
Представитель Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Евсеева И.А., действующая на основании доверенности (л.д. № том №), административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Бугаева Е.Г., действующая на основании доверенности (л.д. № том №), в судебном заседании полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в суд не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8 - 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в свое отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора о необходимости удовлетворения административного иска, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта- Решения № 109, а такжеполномочия Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Смоленской районной Думына принятие последующих решений о внесении изменений от 09 апреля 2015 г. № 09 и от 19 июня 2018 г. № 42,соблюдение порядка их принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).
К таким вопросам в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 28.12.2004 № 135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» территория Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области входит в состав муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
В состав территории Михновского сельского поселения входят,в том числе, следующие населенные пункты: ... (Устав Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д. № том №).
Правовые, территориальные, организационные и экономические основы организации местного самоуправления в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области установлены Уставом, принятым решением Смоленской районной Думы от 28 июня 2005 г.№ 100 (л.д. № том №).
Перечень вопросов местного значения муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области изложен в статье 6 Устава (л.д. № том №).
Решением Смоленской районной Думы от 31 мая 2016 г. № 46 (вступившим в силу 09 июля 2016 г.) в данную статью внесены изменения, в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений муниципального района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений муниципального района, документации по планировке территории (л.д. № том №).
В силу статей 18 и 19 Устава муниципального образования «Смоленский район» структуру (перечень) органов местного самоуправления муниципального района составляет, в числе прочих, Смоленская районная Дума, которая является представительным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района (л.д. № том №).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиямтехнических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Согласно части 1 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее -публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно части 2 статьи 28 Закона № 131-ФЗ публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Административными ответчиками в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ представлена совокупность письменных доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Смоленской районной Думы на принятие оспариваемого решения и внесения в него изменений; форму и вид решений;процедуру принятия решений и введения их в действие, в том числе порядок опубликования, включая все стадии в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (принятие Проекта, проведение публичных слушаний, согласование Проекта с различными органами и т.д.) (л.д. № том №; л.д. № том №).
Суд считает, что жители Михновского сельского поселения были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременно ознакомлены с проектом генерального плана, проектами внесения в него изменений и имели возможность представить свои предложения и замечания; оспариваемые решения приняты в ходе соответствующих заседаний представительных органов власти.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Решение № 109 в оспариваемых редакциях является нормативным правовым актом, принятым полномочным органом с соблюдением порядка принятия таких актов, опубликованным и обнародованным надлежащим образом.
Вместе с тем, доводы административного иска относительно необоснованного включения оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов Михновского сельского поселения лесных участков из состава земель лесного фонда в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Как указано в части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из взаимосвязанных правовых норм, содержащихся в части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ следует, что, если проект генерального плана сельского поселения предусматривает включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав соответствующего поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то такой проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
В статье 7 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана) закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждено заключениями <данные изъяты> от (дата) № (л.д. № том №, л.д. № том №), что в результате утверждения Генерального плана Михновского сельского поселения и внесения в него изменений в границы населенных пунктов ... Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области включены лесные участки земель лесного фонда, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Заключения выполнены картометрическим способом в результате сопоставления планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда, и границ населенных пунктов.
В соответствии с положениями Устава <данные изъяты> находится в ведении Рослесхоза; основными целями и предметом <данные изъяты> и его филиалов является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений; к основным видам его деятельности отнесены полномочия по осуществлению государственной инвентаризации лесов и обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.
<данные изъяты> имеет действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности (л.д. № том №).
Заключения от (дата) составлены в надлежащей форме, подписаны и удостоверены печатью.
В заключениях приведены данные о том, что в результате совмещения границ населенных пунктов с материалами лесоустройства определено, что в состав населенного пункта ... включено <данные изъяты> кв.м земель лесного фонда ... участковых лесничествСмоленского лесничества; в состав ... – № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ...– №, № кв.м., № кв.м и № земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м, № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м земель лесного фонда ... и ... участковых лесничеств и № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № и № кв.мземель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м, № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м, № кв.м, № кв.м, № кв.м, № кв.мземель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м, № кв.м, № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м, №, № кв.м, № кв.м и № земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества; в состав ... – № кв.м, № кв.м, № кв.м и № кв.м земель лесного фонда ... участкового лесничества Смоленского лесничества.
В силу статьи 59 КАС РФ представленные заключенияотносятся к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанные доказательства подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценивая представленные заключенияфилиала <данные изъяты> от (дата) №, суд принимает во внимание, что исследования проведены уполномоченным органом, обладающим необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключенияот (дата) мотивированы, содержащиеся в них выводы предельно ясны, обоснованы.
Приведенные заключения <данные изъяты> не опровергнуты стороной административных ответчиков.
Суд признает названные выше заключения надлежащими доказательствами, с достоверностью подтверждающимивключениев границы населенных пунктов Михновского сельского поселения лесных участков земель лесного фонда.
Рассматривая вопрос о соблюдении порядка такого включения, суд приходит к следующему.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения определен статьей 24ГрК РФ, в которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25ГрК РФ. Частью 1 статьи 25ГрК РФ в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании). Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия Генерального плана и внесения в него изменений в 2015 году) предусматривалась организация согласования проекта генерального плана городского округа органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Министерство регионального развития Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На момент внесения в Решение № 109 изменений решением Смоленской районной Думы от 19 июня 2018 г. № 42 согласование проектов документов территориального планирования муниципальных образований осуществлялось в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 года № 460.
Согласно пункту 2.1 Порядка, орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы, госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, доказательств соблюдения предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования Генерального плана и внесения в него изменений административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Более того, в материалы дела представлены доказательства тому, что указанная процедура инициирована Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в (дата) , когда указанный орган местного самоуправления обратился в Минэкономразвития РФ с уведомлением об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генплан и правила землепользования и застройки Михновского сельского поселения в федеральной информационной системе территориального планирования для согласования вцелях устранения нарушений градостроительного законодательства и исполнения требований представления прокуратуры Смоленского района по вопросу несоответствия сведений, содержащихся в генеральном плане Михновского сельского поселения в отношении земель лесного фонда; в рамках гарантийных обязательств по договору на разработку изменений выполнена корректировка проекта в отношении земель лесного фонда (л.д. № том №).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение норм статьи 25ГрК РФ утверждение проекта Генерального плана и внесения в него последующих изменений произведено без согласования с Рослесхозом.
В нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соответствующие доводы административного иска не опровергнуты административным ответчиком.
Исходя из приведенных положений о порядке согласования Генерального плана и внесения в него изменений, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана Михновского сельского поселения и при внесении в него изменений не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом включения в границы поселения земель лесного фонда, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов ... Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания обжалуемого нормативного правового актанедействующим в оспариваемой части.
Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план Михновского сельского поселения, утвержденный Решением № 109, и в последующих редакциях о внесении в него изменений применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан.
Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении суд считает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30 сентября 2010 № 109 «Об утверждении Правил землепользования и застройки и Генерального плана Михновского сельского поселения» (в редакциирешения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09 апреля 2015 г. № 09 и решения Смоленской районнойДумы от 19.06.2018 № 42) в части включения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать Смоленскую районную Думу опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Смоленской районной Думы, а также разместить на сайте Смоленской районной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обязать Смоленскую районную Думу сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.С. Савушкина
Решение в окончательной форме принято 10 июня 2021 года.