ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-126/2021 от 25.01.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

010а

3а-126/2021

УИД 24OS0000-01-2020-000808-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 25 января 2021 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при ведении протокола помощником судьи Мамаевым А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании Правил землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района, утвержденных решением Ключинского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года №28-157Р (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р) в части,

УСТАНОВИЛ:

Решением Ключинского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года №28-157Р (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р) утверждены Правила землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района (далее – Правила землепользования и застройки).

Приложением к Правилам землепользования и застройки является Схема территориального зонирования Ключинского сельсовета п.Ключи, на которой установлены территориальные зоны данного муниципального образования.

Решение от 28 февраля 2019 года №28-290Р было подписано Главой Ачинского района, Председателем Ачинского районного Совета депутатов и опубликовано 4 марта 2019 года в периодическом печатном издании «Уголок России» № 5, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ачинского района Красноярского края и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования - 5 марта 2019 года.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, просил признать недействительной Схему территориального зонирования Ключинского сельсовета п.Ключи являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района, утвержденных решением Ключинского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года №28-157Р (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р) в части установления пяти территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , который впоследствии, в 2019 году им был разделен на 10 земельных участков.

ФИО1 обратился с заявлением о регистрации права на образуемые земельные участки, однако, согласно уведомлению от 20 сентября 2019 года процедура государственного кадастрового учета и регистрации данных участков была приостановлена. Приостановление было мотивировано тем, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ключинского сельсовета, формируемые участки расположены в разных территориальных зонах. В соответствии с картой градостроительного зонирования земельный участок административного истца расположен в пяти территориальных зонах.

Таким образом, Схема территориального зонирования Ключинского сельсовета п.Ключи являющаяся приложением к Правилам землепользования и застройки в части установления пяти территориальных зон в отношении земельного участка административного истца является незаконной, поскольку противоречит предписаниям ч. 4 ст. 30 ГрК РФ и ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, ущемляет права административного истца, препятствует ему в полноценном пользовании и распоряжении принадлежащим ему участком.

ФИО1, его представитель адвокат Новиков Е.С. в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом последующих уточнений.

Представители Ачинского районного Совета депутатов, главы Ачинского района, Администрации Ачинского района, Ключинского сельсовета Ачинского района в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав ФИО1, его представителя адвоката Новикова Е.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Даценко О.А., полагавшую требования административных истцов подлежащими удовлетворению, суд пришёл к следующими выводам.

На основании частей 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 2 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым представительным органом местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

Как следует из материалов дела, проект Правил землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района в оспариваемой редакции подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р принято уполномоченным органом, в установленной форме, подписано Главой Ачинского района и Председателем Ачинского районного Совета депутатов, официально опубликовано для всеобщего сведения, нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что истцом и не оспаривается.

Как установлено судом, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 340000+/– 5102 кв.м., адрес (описание местоположения): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: в 0,5 км. на север; <адрес> (л.д.137-138).

Согласно сведениям Администрации Ачинского района от 18 декабря 2020 года № 08-3966 в отношении земельного участка с кадастровым номером , указанный земельный участок расположен в пяти территориальных зонах – зоне «Застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж1), зоне «Делового общественного и коммерческого назначения» (01), зоне «Размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения» (02), зоне «Ландшафтной» (Л1), зоне «Транспортной инфраструктуры» (Т) (л.д.113-115).

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Красноярскому краю от 20 сентября 2019 года приостановлена государственная регистрации образованных 10 участков в связи с незаконным нахождением земельного участка с кадастровым номером из которого они образованы в 5 территориальных зонах (л.д.18-19).

Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером относится к нескольким территориальным зонам (Ж1, 01, 02, Л1, Т), то Схема территориального зонирования Ключинского сельсовета п.Ключи являющаяся приложением к Правилам землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района, утвержденных решением Ключинского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года №28-157Р (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р) в части установления пяти территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером противоречит предписаниям установленным в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать недействующей со дня вступления в законную силу судебного решения Схему территориального зонирования Ключинского сельсовета п.Ключи являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района, утвержденных решением Ключинского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года №28-157Р (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р) в части установления пяти территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером , а также обязать Ачинский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1, – удовлетворить.

Признать недействующей со дня вступления в законную силу судебного решения Схему территориального зонирования Ключинского сельсовета п.Ключи являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки Ключинского сельсовета Ачинского района, утвержденных решением Ключинского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года №28-157Р (в редакции решения Ачинского районного Совета депутатов от 28 февраля 2019 года №28-290Р) в части установления пяти территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером

Обязать Ачинский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 5 февраля 2021 года.