ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/2021УИД21О0000-01-2021-000018-13 от 27.04.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-127/2021 УИД 21OS0000-01-2021-000018-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

при участии прокуроров отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А., Карлиной О.В., Михайловой Я.С.,

административного истца Романовой Т.И. и ее представителя Медведева В.В.,

представителя административного ответчика Егоровой Т.М.,

представителя заинтересованного лица администрации Главы Чувашской Республики Егоровой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Романовой Тамары Ивановны о признании недействующим в части Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» (в редакции Указа Главы Чувашской Республики от 12 декабря 2020 года № 311),

установил:

20 июня 2020 года Главой Чувашской Республики принят Указ № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».

Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года №166 вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru, 20.06.2020, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.06.2020, и в печатном издании «Вести Чувашии», № 25, 27.06.2020).

В указанный Указ Главы Чувашской Республики неоднократно вносились изменения.

Пункт 2.2 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года №166 (в редакции от 12 декабря 2020 года) предусматривает установление с 14 декабря 2020 года до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.

27 января 2021 года Романова Т.И. обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании Указа Главы Чувашской Республики от 12 декабря 2020 года № 311 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166» в части перевода образовательных программ на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий с 14 декабря 2020 года до особого распоряжения для обучающихся образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.

Заявленное требование мотивировано тем, что административный истец является студенткой ..., в связи с чем, в результате принятия оспариваемого Указа лишена возможности обучения, бесплатного пользования библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном Уставом учреждения. Коронавирусная инфекция (COVID-19) не представляет угрозы для большинства людей, чем нарушены права, гарантированные статьями 18, 43 Конституции Российской Федерации. Глава Чувашской Республики согласно статей 11, 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статей 5.1, 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не правомочен самостоятельно вводить какие-либо нормативные акты, затрагивающие санитарные нормы и правила.

В судебном заседании административный истец Романова Т.И. и ее представитель Медведев В.В. поддержали заявленное требование, показав суду, что оспариваемая норма лишила административного истца получения качественного образования, оплаченного за счет средств административного истца, использование компьютерных программ для обучения дистанционным образом причинило вред ее здоровью ввиду их сложности и ее некомпетентности, ее проживание в сельской местности не позволяло использование интернета ввиду его отсутствия. Для принятия оспариваемой нормы не имелось реальных предпосылок, поскольку эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) не имелось.

Распоряжением Главы Чувашской Республики от 22 марта 2021 года № 127-рг Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики уполномочено представлять интересы Главы Чувашской Республики с правом передоверия по настоящему делу.

Представитель Главы Чувашской Республики Егорова Т.М., действующая на основании доверенности, выданной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, в судебном заседании заявленное требование не признала по тем основаниям, что оспариваемый в части Указ принят Главой Чувашии в пределах предоставленных полномочий, определенных Конституцией Чувашской Республики, статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 15 апреля 1996 года № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом возможности реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, установленной Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816, не ограничивает право граждан на образование.

Протокольным определением суда от 09 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрации Главы Чувашской Республики, представитель которой Егорова Н.Ф. заявленное требование также не признала, указывая, что оспариваемый Указ издан с соблюдением положений законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, направлен на приведение в соответствие с положениями федерального законодательства, во исполнение и при наличии обязательных для исполнения решений, изданных на уровне Правительства Российской Федерации, органов и решений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, направлен на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих и (или) прибывших на территорию Чувашской Республики, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не направило своего представителя, просило рассмотреть дело без его участия, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просило оставить заявленное требование без удовлетворения, указывая на то, что оспариваемый в части Указ принят уполномоченным органом, в соответствии с действующими федеральными законами, направленными на защиту жизни и сохранению здоровья людей, в пределах полномочий Главы Чувашской Республики, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, согласуется с конституционно-значимыми целями, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики.

Заинтересованное лицо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» в судебное заседание не направило представителя.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Михайловой Я.С., полагавшей, что заявленное административным истцом требование удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Предметом нормоконтроля, согласно заявленному административным истцом требования, служат положения Указа Главы Чувашской Республики от 12 декабря 2020 года «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года».

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Применяя указанные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, судом административному истцу и ее представителю предложено уточнить заявленное требование, однако уточненного иска не последовало.

Учитывая основания, послужившие предъявлению настоящего иска, то обстоятельство, что оспариваемой нормой вносились изменения в основной нормативно-правовой акт, судом требование истца самостоятельно переименовано и рассмотрено требование о признании недействующим в части Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» (в редакции Указа Главы Чувашской Республики от 12 декабря 2020 года № 311).

Полномочия Главы Чувашской Республики, порядок и процедура принятия Указа от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» проверены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года (административное дело № ...).

Указанным судебным актом в удовлетворении административного искового заявления ... Романовой Т.И., ... к Главе Чувашской Республики Николаеву О.А. о признании недействующим в части пункта 2 Указа от 20 июня 2020 года №166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» отказано.

Частью 1 статьи 64 КАС РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Исходя из указанной процессуальной нормы, а также разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» имеет преюдициальное значение вступившее в законную силу решение Верховного Суда Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года по вопросам, касающимся принятия оспариваемой нормы Главой Чувашской Республики в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта.

Пункт 2.2 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года №166 (в редакции от 12 декабря 2020 года) предусматривает установление с 14 декабря 2020 года до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.

Указом Главы Чувашской Республики от 23 января 2021 года в пункт 2.2 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166 внесены изменения в части исключения слова «образовательных организаций высшего образования».

Указанный Указ вступил в силу с 1 февраля 2021 года (пункт 2).

Следовательно, период действия оспариваемой нормы ограничен с 14 декабря 2020 года по 1 февраля 2021 года.

Судом установлено, что с настоящим иском административный истец обратилась 29 января 2021 года, т.е. в период действия оспариваемой нормы.

Из материалов дела следует, что Романова Т.И. является студенткой ... по направлению подготовки «...» по ... форме обучения, зачислена приказом от 30.08.2019 № ...

В соответствии с утвержденным календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год зимняя экзаменационная сессия проводилась в период с 18.01.2021 по 11.02.2021.

В соответствии с приказом ФГБУ ВО «...» от 24.11.2020 № 406 общ. (в редакции приказа от 07.12.2020 № 415общ.) начиная с 24 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года реализация образовательных программ осуществлялась с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Приказом ФГБУ ВО «...» от 14.12.202020 № 422общ. установлено, что с 14 декабря 2020 года до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, в период зимней сессии обучение студентов, обучающихся по заочной форме, проводилось в дистанционном формате.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Учитывая то обстоятельство, что оспариваемая норма применялась в отношении административного истца, несмотря на ее отмену, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Указ Главы Чувашской Республики от 12 декабря 2020 года в соответствии со статьей 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года № 40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики» опубликован в республиканской газете «Вести Чувашии» (№ 50, 18 декабря 2020 г.), размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 декабря 2020 года, Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.cap.ru 12 декабря 2020 года.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 04.03.2016 № 4 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики» оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

В статье 1 названного Закона приведены основные понятия, в том числе, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Согласно положениям подпунктов «а», «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта «д» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

На территории Чувашской Республики принят и действует Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 года № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», целью которого, среди прочих, является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Статьей 8 данного Закона определено полномочие Главы Чувашской Республики по введению режима повышенной готовности и установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года N 113-рг в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики с 18 марта 2020 года до особого распоряжения введен режим повышенной готовности.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3); основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (часть 4); Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (часть 5).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Частью 2 статьи 13 названного Закона определено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентирована статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 2).

Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Согласно пункту 6 указанного Порядка, при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Во исполнение указанных правовых норм образовательное учреждение, где обучается административный истец разработал и утвердил 26 марта 2020 года Положение о реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГБУ ВО «...» (л.д.62- 73).

Пункт 4.13 указанного Положения предусматривает осуществление образовательной программы высшего образования или их частей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательные программы высшего образования, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Главой Чувашской Республики при принятии оспариваемой нормы нарушений требований законодательства допущено не было, поскольку оспариваемая мера принята в условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Чувашской Республике, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих, не нарушает право административного истца на получение образования, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Доводы административного истца и ее представителя об отсутствии объективных данных для принятия оспариваемой нормы не служат основанием для удовлетворения иска, поскольку вопрос о целесообразности принятия уполномоченным лицом нормативного правового акта не является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего дела и в рамках абстрактного нормоконтроля правового значения не имеют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Романовой Тамары Ивановны о признании недействующим в части Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» (в редакции Указа Главы Чувашской Республики от 12 декабря 2020 года № 311) в части перевода образовательных программ на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий с 14 декабря 2020 года до особого распоряжения для обучающихся образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.

Решение суда или сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете «Вести Чувашии» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.Н.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2021 года

Решение29.04.2021