ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1283/19 от 17.10.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-1283/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» октября 2019 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.

с участием:

- прокурора: Пономаревой П.Г.

- представителя административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >2 к Администрации Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, Совету муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края о признании недействующим генерального плана сельского поселения в части,

У С Т А Н О В И Л:

< Ф.И.О. >2 обратился в суд с иском к Администрации Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, Совету муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края о признании недействующим генерального плана сельского поселения в части.

Просил суд признать недействующим в части проектируемой объездной автомобильной дороги федерального значения <...> Генеральный план Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, утвержденный решением Совета Ярославского сельского поселения <...> от 25.10.2011 года <...> (в редакции от <...><...>).

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >1 административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Прокурор < Ф.И.О. >5 в судебном заседании указала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Схемой территориального планирования КК не предусмотрено строительство дороги в объезд <...>.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как видно из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером <...>

Административный истец указывает, что Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от <...><...> часть вышеуказанного земельного участка отнесена к зоне существующих дорог и улиц, часть – к зоне объектов санаторно-курортного назначения, что нарушает его права как собственника земельного участка, поскольку препятствует осуществлять на данном земельном участке реконструкцию объекта капитального строительства.

Проверяя полномочия Совета муниципального образования город-курорт Анапа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, а также соблюдение порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

утверждение правил землепользования и застройки поселений;

утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить нормам градостроительного законодательства.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от <...> N 160-ФЗ)

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Согласно статье 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Согласно ст. 25 Устава муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края органом, наделенным полномочиями по утверждению генерального плана муниципального образования является Совет муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края.

Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят органом местного самоуправления, имеющим полномочия на их принятие.

Процедура принятия и опубликования Генерального плана Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края соблюдена, проведены публичные слушания, получено положительное заключение по согласованию проекта генерального плана, генеральный план опубликован в официальном печатном издании – общественно-политической <...>ной газете «Предгорье» (<...> (10481) от <...>.

С учетом изложенного процедура подготовки и утверждения Генерального плана выполнена в соответствии с градостроительным законодательством.

Данные обстоятельства представителем административного истца в судебном заседании не оспаривались.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как указано в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Суд полагает, что оспариваемые административным истцом положения Генерального плана не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не отвечают требованиям определенности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи9 ГрК РФ).

Устойчивое развитие территорий согласно пункту 3 статьи1 ГрК РФ - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Документы территориального планирования в силу ст.9 ГрК РФ подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2)документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления главы муниципального образования <...> КК от <...><...> между администрацией района (арендодатель) и ИП главой КФХ < Ф.И.О. >2 (арендатор) заключен договор от <...><...> аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <...>, находящегося в государственной собственности.

<...> административный истец обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (без торгов) на новый срок со ссылкой на подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Письмом от <...><...> департамент отказал в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в соответствии с генеральным планом Ярославского сельского поселения <...>, утвержденного решением Совета Ярославского сельского поселения <...> от <...><...> (в редакции от <...><...>), испрашиваемый участок пересекает проектируемая автодорога федерального значения.

Указанная информация подтверждена письмом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <...><...>, а также письмом администрации муниципального образования <...> Краснодарского края от <...><...>.

Исходя из предоставленных сведений отдела ИСОГД управления архитектуры и градостроительства администрации МО <...> Краснодарского края от <...><...> на земельном участке с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> установлены градостроительные ограничения: на земельном участке расположена проектируемая объездная дорога федерального значения.

Однако, в ходе судебного разбирательства установлено следующее.

По сведениям администрации Ярославского сельского поселения <...> от <...><...> на проектируемую объездную дорогу федерального значения в администрацию Ярославского сельского поселения с момента утверждения генерального плана поселения (с 2011 года в редакции от <...>) никто не обращался за согласованием проектной документации на строительство данного участка дороги.

Федеральным дорожным агентством (РОСАВТОДОР), как уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, решений о подготовке документации по планировке территории для строительства обхода населенного пункта <...> Краснодарского края на земельном участке с кадастровым номером <...> не принимались.

В схему территориального планирования Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от <...><...>-р, не включено строительство обхода населенного пункта <...> Краснодарского края.

Действующая схема территориального планирования Краснодарского края также не содержит в себе сведений о проектируемой объездной автодороги федерального значения <...>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, утвержденный решением Совета Ярославского сельского поселения <...> от <...><...> (в редакции от <...><...>) в оспариваемой административным истцом части противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Градостроительному кодексу РФ, Схеме территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от <...><...>-р, Схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...>, что привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с вышеизложенным, административные исковые требования < Ф.И.О. >2 подлежат удовлетворению в полном объеме, а нормативный правовой акт признанию недействующими в оспариваемой части.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

В соответствии с 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый акт применялся, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >2 к Администрации Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, Совету муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края о признании недействующим генерального плана сельского поселения в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Генеральный план Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, утвержденный решением Совета Ярославского сельского поселения <...> от <...><...> (в редакции от <...><...>) в части проектируемой объездной автомобильной дороги федерального значения <...>.

Обязать Совет Ярославского сельского поселения <...> принять новый нормативный правовой акт, в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением сроков.

Обязать Совет Ярославского сельского поселения <...> опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Совета Ярославского сельского поселения <...>, а также разместить на сайте Совета Ярославского сельского поселения <...>.

Сообщить суду и < Ф.И.О. >2 в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято <...>.

Судья: А.К. Бендюк

к делу № 3а-1283/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

«17» октября 2019 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.

с участием:

- прокурора: Пономаревой П.Г.

- представителя административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >1

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >2 к Администрации Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, Совету муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края о признании недействующим генерального плана сельского поселения в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >2 к Администрации Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, Совету муниципального образования Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края о признании недействующим генерального плана сельского поселения в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Генеральный план Ярославского сельского поселения <...> Краснодарского края, утвержденный решением Совета Ярославского сельского поселения <...> от <...><...> (в редакции от <...><...>) в части проектируемой объездной автомобильной дороги федерального значения <...>.

Обязать Совет Ярославского сельского поселения <...> принять новый нормативный правовой акт, в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением сроков.

Обязать Совет Ярославского сельского поселения <...> опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Совета Ярославского сельского поселения <...>, а также разместить на сайте Совета Ярославского сельского поселения <...>.

Сообщить суду и < Ф.И.О. >2 в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

0,

Судья: А.К. Бендюк